ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ

                           П И С Ь М О

                  N 8139/5/24-1116 від 17.10.2002

                                      Государственному комитету
                                      Украины по вопросам
                                      регуляторной политики и
                                      предпринимательства


     Государственная  налоговая администрация Украины  рассмотрела
письмо Государственного комитета Украины  по вопросам регуляторной
политики  и  предпринимательства  от 05.09.2002  г.  N  2-221/4832
относительно уменьшения  суммы налогового поручительства  в случае
уменьшения  налогового  обязательства  или налогового  долга  и  в
пределах своей компетенции сообщает.

     Как  известно, общие основы  права налогового  поручительства
регламентируются ст.  8 Закона Украины от   21 декабря  2000  года
N 2181-III   (   2181-14   )  "О  порядке  погашения  обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и  государственными  целевыми
фондами"  (далее  -  Закон)  и ст.  191 - 194 Гражданского кодекса
Украинской ССР ( 1540-06 ).

     Разграничив  право   налогового  поручительства   и  договор,
заключенный  в отношении такого  права, указываем, что  уменьшение
суммы  налогового поручительства  в  случае уменьшения  налогового
обязательства   (долга)   относится  к   сфере   действия   общего
юридического акта сторон - договора.

     Договор налогового поручительства заключается между бюджетным
должником   и  банком-поручителем   и  регулируется   гражданскими
правоотношениями,  поэтому  налоговые  органы,  только  защищающие
бюджетные интересы  на государственном уровне, не  имеют оснований
вмешиваться в такие договорные отношения.

     В  свою  очередь,   результатом  заключения  соответствующего
договора является возникновение права налогового поручительства.

     Понятие налогового поручительства  рассматривается только как
альтернативный   способ  обеспечения   погашения  долга,   поэтому
налоговые  органы интересует  не собственно  договор, а  результат
выполнения условий договора налогового  поручительства - погашение
налогового долга.

     Таким образом,  отмечаем, что в  действующем законодательстве
Украины  отсутствует норма,  которая  предусматривала бы  механизм
уменьшения  в договоре налогового  поручительства суммы  налоговой
задолженности (долга).

     Более    того,    компетенция    Государственной    налоговой
администрации  Украины   ограничивается  официальным  разъяснением
отдельных    положений   налогового    законодательства,   а    не
законодательно неопределенных норм гражданского права.

 Заместитель Председателя                                В.Копылов

 "Бухгалтер", N 43, ноябрь, 2002 г.