Ликвидация субъектов  предпринимательской деятельности через
    процедуру банкротства: юридический и бухгалтерский аспекты

------------------------------------------------------------------

    Так  сложилось,  что  среди  довольно  широкого   круга    лиц
распространено негативное отношение к  процедуре  банкротства  как
таковой.  А ведь те, кто имеет собственный бизнес или  работает  в
коммерческих структурах, довольно  часто  не  видят  положительных
моментов применения данной процедуры для решения  проблем  быстрой
ликвидации предприятий в случае возникновения такой необходимости.
Поэтому рассмотрим особенности процедуры банкротства  относительно
должника, ликвидируемого его собственником.
    Пунктом  5  ст.  7    Закона    Украины    "О    возобновлении
платежеспособности   должника   или   признании   его   банкротом"
от 14.05.92 г. № 2343-ХII ( 2343-12 ),  в  редакции Закона Украины
от 30.06.99 г. № 784-ХI ( 784-14 )  (далее - Закон о банкротстве),
предусмотрены обязательства должника в месячный срок обратиться  в
хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве  в
случае возникновения следующих обстоятельств:
    - удовлетворение требований одного или  нескольких  кредиторов
приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника
в полном объеме перед другими кредиторами;
    - орган  должника,    уполномоченный    в    соответствии    с
учредительными документами или законодательством принять решение о
ликвидации должника, принял решение об обращении  в  хозяйственный
суд с заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве;
    - при ликвидации должника не в связи с процедурой  банкротства
установлена  невозможность  должника   удовлетворить    требования
кредиторов в полном объеме.
    Самым интересным основанием для обращения  должника  в  суд  с
заявлением о признании его банкротом,  с  точки  зрения  практики,
является  принятие  уполномоченным  органом  должника  решения   о
ликвидации не через процедуру банкротства.
    Так, баланс условного общества с ограниченной ответственностью
на момент его  рассмотрения  документов  ликвидационной  комиссией
имеет следующий вид:

                                                        (тыс. грн.)
|-----------------------------------------------------------------|
|                           Б А Л А Н С                           |
|-------------------------------|---------------------------------|
|           А К Т И В           |           П А С С И В           |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Производственные запасы | 0,5 | Уставный фонд             | 11,8|
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Товары                  | 8,3 | Нераспределенная прибыль  |-18,8|
|                         |     | (непокрытый убыток)       |     |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Дебиторская             | 17,0| Кредиторская задолженность| 35,0|
| задолженность за товары,|     | за товары, работы, услуги |     |
| работы, услуги          |     |                           |     |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Дебиторская             | 2,0 |                           |     |
| задолженность по        |     |                           |     |
| расчетам с бюджетом     |     |                           |     |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Денежные средства и их  | 0,2 |                           |     |
| эквиваленты на расчетном|     |                           |     |
| счете                   |     |                           |     |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|
| Баланс                  | 28,0| Баланс                    |28,0 |
|-------------------------|-----|---------------------------|-----|

    Дело в том, что законодатель предусмотрел в ст.  51  Закона  о
банкротстве  ( 784-14 )  для  этого  случая  специальную  или  так
называемую "сокращенную" процедуру банкротства.
    Для возбуждения дела о  банкротстве  в  порядке,  определенном
этой  статьей,  заявление  должника  может  быть  представлено   в
хозяйственный суд после принятия решения о ликвидации до  создания
ликвидационной комиссии (или  назначения  ликвидатора).  В  случае
если  вышеупомянутое  заявление  было  представлено  до   создания
ликвидационной  комиссии,  рассмотрение   дела    о    банкротстве
осуществляется по  общей  процедуре,  определенной  разделами  I-V
Закона о банкротстве ( 784-14 ).
    После  принятия  хозяйственным  судом  заявления  должника   о
возбуждении относительно него дела о банкротстве (не  позднее  чем
на  5-й  день  со  дня  его  поступления)  назначается   заседание
хозяйственного суда (не  позднее  30-го  дня  с  момента  принятия
заявления) по рассмотрению указанного заявления. Если изложенные в
заявлении  обстоятельства  и  приложенные   к    нему    документы
подтверждают    недостаточность    стоимости    имущества      для
удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный  суд  признает
ликвидируемого  должника  банкротом,  назначает   ликвидатора    и
открывает ликвидационную процедуру.
    Характерной особенностью этой процедуры  является  возможность
выполнения  функций  ликвидатора   председателем    ликвидационной
комиссии даже при условии отсутствия у него лицензии  (п. 2 ст. 51
Закона о банкротстве ( 784-14 )). И это, безусловно, очень выгодно
руководству или собственнику (собственникам)  должника,  поскольку
это реальная возможность не расходовать средства на  оплату  услуг
арбитражного управляющего (в указанной процедуре  -  ликвидатора).
Ведь в соответствии с п. 12 ст. 31 Закона о банкротстве ( 784-14 )
оплата  труда  арбитражного  управляющего  не  может быть меньше 2
минимальных заработных плат и не больше среднемесячной  заработной
платы руководителя должника.
    Кредиторы имеют право заявить свои претензии к  ликвидируемому
должнику  в  месячный  срок  со  дня  публикации   объявления    в
официальном печатном  органе.  Согласно  п.  5  ст.  23  Закона  о
банкротстве ( 784-14 ) именно такое объявление может содержать:
    - наименование,  адрес  и  код  ЕГРПОУ  должника,  признанного
банкротом;
    - наименование хозяйственного суда,  в  производстве  которого
находится дело о банкротстве;
    - дату принятия хозяйственным судом постановления о  признании
должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
    - сведения о ликвидаторе (как правило, указываются  контактный
телефон, номер и дата лицензии, если таковая имеется).
    Кстати, "сокращенная" процедура признания  должника  банкротом
предусматривает публикацию  в  официальном  печатном  органе  лишь
одного объявления, а не, минимум, двух, как определено для "общей"
процедуры банкротства:
    - первое - о возбуждении производства по  делу  о  банкротстве
(п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве ( 784-14 ));
    - второе  -  о  признании  должника  банкротом   и    открытии
ликвидационной процедуры, осуществляется ликвидатором (п. 3 ст. 23
Закона о банкротстве ( 784-14 )).
    Это также выгодно собственнику (собственникам) должника.
    По  истечении  месячного  срока  ликвидатор  по    результатам
рассмотрения  с  банкротом  требований  кредиторов  (если    такие
заявления поступят) составляет реестр  требований  и  представляет
его в хозяйственный суд.  После этого  хозяйственный  суд  выносит
постановление, в котором утверждает  реестр  требований  полностью
или частично.
    После проведения расчетов с  признанными  хозяйственным  судом
кредиторами  (конечно,  при  условии,  что  есть  чем)  ликвидатор
составляет отчет и прилагает к  нему  подтверждающие  документы  и
ликвидационный  баланс.  Требования    к    отчету    ликвидатора,
определенные в ст. 32 Закона  о  банкротстве ( 784-14 ), одинаковы
как  для  ликвидатора  -  арбитражного  управляющего,  так  и  для
ликвидатора - председателя ликвидационной комиссии.
    По   результатам    рассмотрения    отчета    ликвидатора    и
ликвидационного баланса хозяйственный суд выносит постановление  о
ликвидации в связи с банкротством.
    Отдельно следует отметить, что после  вынесения  хозяйственным
судом постановления о признании должника банкротом согласно ст. 23
Закона о банкротстве ( 784-14 )  предпринимательская  деятельность
такого предприятия прекращается, а следовательно,  с этого момента
наступает срок выполнения  всех  денежных обязательств банкрота (в
т. ч. и по  уплате  налогов  и  сборов),  прекращается  начисление
неустойки (пени, штрафов), процентов и финансовых санкций.
    Кроме  того,  после  утверждения    ликвидационного    баланса
постановлением  хозяйственного  суда,  принятия  судом  решения  о
ликвидации  такого  предприятия  и  признания  налогового    долга
безнадежным (в нашем случае он отсутствует) органы государственной
налоговой службы  согласно  п.  8.7  Инструкции  о  порядке  учета
налогоплательщиков,    утвержденной    приказом    Государственной
налоговой администрации Украины от 19.02.98 г.  № 80 ( z0172-98 ),
в редакции приказа ГНАУ от 17.11.98 г. № 552 ( z0791-98 ), снимают
такое предприятие с учета без предварительной проверки {1}.
    Списание налогового долга  органом  государственной  налоговой
службы  после  ликвидации  налогоплательщика   осуществляется    в
соответствии  с  Порядком    списания    непогашенных    налоговых
обязательств    или    налогового    долга    после     ликвидации
налогоплательщика, утвержденным постановлением Кабинета  Министров
Украины от 25.07.2002 г. № 1056 ( 1056-2002-п ).
    Перед составлением ликвидационного баланса условного  общества
с ограниченной ответственностью  следует  провести  заключительные
проводки в бухгалтерском учете в следующем порядке.

|---|----------------------|---------------|---------|-------------|
| № |  Содержание операции | Бухгалтерский |  Сумма, |  Налоговый  |
|п/п|                      |     учет      |тыс. грн.|    учет     |
|   |                      |-------|-------|         |----|--------|
|   |                      |  Д-т  |  К-т  |         | ВД |   ВР   |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 1 | Списаны              |  946  |   20  |      0,5|  - | п. 5.9 |
|   | производственные     |       |       |         |    |        |
|   | запасы, не пригодные |       |       |         |    |        |
|   | для использования    |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 2 | Списаны товары       |  946  |   28  |      8,3|  - | п. 5.9 |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 3 | Откорректирован      |641/ндс|  644  |      176|  - |    -   |
|   | налоговый кредит     |  946  |  644  |         |    |        |
|   | по НДС               |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 4 | Дебиторская          |  944  |   36  |     17,0|  - |    -   |
|   | задолженность        |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 5 | Сторно НДС           |  944  |641/ндс|      2,8|  - |    -   |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 6 | Денежные средства на |   92  |  311  |      0,2|  - |   0,2  |
|   | расчетном счете,     |       |       |         |    |        |
|   | уплаченные за услуги |       |       |         |    |        |
|   | банка                |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 7 | Списан невозмещенный |  944  |  641  |     3,04|  - |    -   |
|   | остаток задолженности|       |       |         |    |        |
|   | бюджета              |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 8 | Закрытие финансовых  |  442  |   79  |     28,0|  - |    -   |
|   | результатов          |       |       |         |    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|
| 9 | Определен финансовый |  791  |   92  |      0,2|  - |    -   |
|   | результат            |  791  |  944  |    17,24|    |        |
|   |                      |  791  |  946  |    10,56|    |        |
|---|----------------------|-------|-------|---------|----|--------|

    Остаток  задолженности  бюджета  перед  обществом,  по  мнению
автора, нужно списать в связи с незначительной суммой.
    Учитывая  бухгалтерские  проводки,    ликвидационный    баланс
общества будет иметь следующий вид:

                                                       (тыс. грн.)
|----------------------------------------------------------------|
|          Л И К В И Д А Ц И О Н Н Ы Й   Б А Л А Н С             |
|-----------------|----------------------------------------------|
|   А К Т И В     |              П А С С И В                     |
|-------------|---|--------------------------------------|-------|
|             |   | Уставный капитал                     |  11,8 |
|-------------|---|--------------------------------------|-------|
|             |   | Нераспределенная прибыль             | -46,8 |
|             |   | (непокрытый убыток)                  |       |
|-------------|---|--------------------------------------|-------|
|             |   | Кредиторская задолженность           |  35,0 |
|-------------|---|--------------------------------------|-------|
| Баланс      | 0 | Баланс                               |     0 |
|-------------|---|--------------------------------------|-------|

    В  данном    случае    уставный    фонд    присоединяется    к
нераспределенной прибыли, поскольку при внесении его на  расчетный
счет  в  процессе  создания  общества  он  был   использован    на
хозяйственные потребности.
    Несмотря на привлекательность механизма сокращенной процедуры,
определенной ст. 51 Закона о банкротстве ( 784-14 ),  к  ней редко
обращаются.  Надеемся,  что  данная  статья  привлечет внимание  к
альтернативному  способу  решения  некоторых  проблем,  ведь,  как
говорили в Древнем Риме: "Знание - это сила".

{1} Согласно п. 8.2 этой  же  Инструкции  органом  государственной
    налоговой  службы    принимается    решение    о    проведении
    документальной проверки налогоплательщика в месячный  срок  на
    основании информации о возбуждении дела о  банкротстве  такого
    плательщика или обращении в  суд  либо  хозяйственный  суд  по
    вопросу отмены государственной регистрации. (Ред.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№44/02, стр. 43
[04.11.2002]
Ярослава Рябцева
Юрист АФ "Лагма"
------------------------------------------------------------------