Фиксированный сельскохозяйственный налог

------------------------------------------------------------------

    1. Правовые аспекты налога

    В связи со структурными изменениями в экономике  и  социальной
жизни нашей страны  производители  сельскохозяйственной  продукции
утратили конкурентоспособность на рынке и потому  требуют  особого
налогообложения.   В    данное    время    существует    несколько
альтернативных  способов  налогообложения,   среди    которых    и
фиксированный  сельскохозяйственный  налог.  Закон   Украины    "О
фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17.12.98 г. № 320-XI
( 320-14 ) (далее - Закон о ФСН) значительно  уменьшил поступления
налогов  в бюджет, но  сыграл  положительную  роль  в  становлении
аграрного  сектора.  Данный закон  носит  временный  характер:  он
действует с 01.01.99 по 01.01.2004 г.
    Согласно   ст.  1  Закона   о   ФСН  ( 320-14 )  фиксированный
сельскохозяйственный налог - это налог, который  не  изменяется  в
течение определенного этим Законом срока  и  взимается  с  единицы
земельной площади.
    На    сегодняшний    день    плательщики        фиксированного
сельскохозяйственного  налога  освобождены  от  уплаты   следующих
обязательных платежей:
    - налога на прибыль предприятий;
    - платы (налога) за землю;
    - налога с владельцев транспортных средств и других самоходных
машин и механизмов;
    - коммунального налога;
    - сбора на геологоразведовательные работы, выполненные за счет
госбюджета;
    - сбора на обязательное социальное страхование;
    - сбора    на    обязательное    государственное    пенсионное
страхование;
    - платы за приобретение  торгового  патента  на  осуществление
торговой деятельности;
    - сбора на специальное  использование  природных  ресурсов  (в
соответствии с пользованием водой для сельскохозяйственных нужд).
    Другие налоги и сборы, определенные Законом Украины "О системе
налогообложения" от 25.06.91 г. № 1251-XII ( 1251-12 ), в редакции
Закона Украины от 18.02.97г. № 77/97-ВР ( 77/97-ВР ), уплачиваются
на общих основаниях.
    К преимуществам  этого  фиксированного  налога  относится  тот
факт, что его  очень  легко  рассчитать  путем  умножения  площади
сельскохозяйственных  земель  на  ставку  ФСН.  что    значительно
упрощает ведение налогового учета на предприятии.  То  есть  сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, не  зависит  от  экономических
показателей   сельхозпредприятия,  а  для  государства  это  имеет
существенное        значение,        поскольку         большинство
предприятий-аграрников   убыточны.  И  к  тому   же  Закон  о  ФСН
( 320-14 ) предоставляет налогоплательщикам возможность уплачивать
налог не только денежными средствами, но и в натуральной форме. Из
этого можно сделать вывод, что такая форма налогообложения выгодна
рентабельным и прибыльным сельским хозяйствам, а вот для убыточных
она  не  подходит.  Кто  может  быть  плательщиком  фиксированного
сельскохозяйственного налога
    Статья 2  Закона  о  ФСН  ( 320-14 )  четко  дает  определение
плательщиков этого налога. К ним относятся:
    - сельскохозяйственные        предприятия               разных
организационно-правовых  форм,  которые  предусмотрены    законами
Украины;
    - крестьянские и прочие хозяйства, занимающиеся  выращиванием,
переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции  собственного
производства;
    - предприятия,  у  которых  сумма,  полученная  от  реализации
сельскохозяйственной  продукции  собственного    производства    и
продуктов ее переработки, за предыдующий отчетный налоговый период
превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия;
    - собственники земельных участков и землепользователи, в т. ч.
арендаторы, которые  изготавливают  товарную  сельскохозяйственную
продукцию  (кроме  собственников  и  землепользователей  земельных
участков, переданных для  ведения  личного  подсобного  хозяйства,
строительства и обслуживания  жилого  дома,  хозяйственных  зданий
(приусадебный  участок),  садоводства,  дачного  строительства,  а
также предоставленных для  огородничества,  сенокошения  и  выпаса
скота).
    Для  того  чтобы  определить  принадлежность  предприятия    к
сельскохозяйственному,  следует  воспользоваться   Государственным
Классификатором  видов  экономической  деятельности  ДК    009-96,
утвержденным приказом Государственного комитета по стандартизации,
методологии и сертификации от 22.10.96 г. № 441 ( v0441217-96 ), в
соответствии с которым сельскохозяйственным предприятиям присвоены
коды КВЭД 01.1-01.4 {1}.  Но независимо от классификатора признаны
как  сельскохозяйственные    товаропроизводители  рыбоводческие  и
рыболовные, включая рыболовецкие,  хозяйства,  которые  занимаются
рыборазведением,  выращиванием  товарной   рыбы,    вылавливанием,
переработкой и сбытом собственной рыбопродукции в  соответствии  с
Распоряжением  Кабинета  Министров  Украины от 10.05.99 г. № 391-р
( 391-99-р ).
    Кроме того, в соответствии с п. 1 Положения № 658 ( 658-99-п )
обязательным условием  для  плательщиков  этого   налога  является
наличие  сельскохозяйственных  угодий  (пашни,   покосных   лугов,
пастбищ и многолетних насаждений).

    Кто может перейти на фиксированный сельхозналог

    Следует  отметить,  что  все   субъекты    предпринимательской
деятельности, которые согласно ст. 2 Закона о ФСН ( 320-14 ) могут
перейти  на  фиксированный  сельхозналог,  могут также остаться  и
на   обычной  системе  налогообложения.  Закон  о  ФСН  ( 320-14 )
не устанавливает  обязательность  или  добровольность  перехода на
фиксированный налог,  а  потому  вопрос  перехода  или  неперехода
является личным делом сельхозпредприятия.
    В случае если же налогоплательщик принял решение  о  переходе,
то нужно иметь информацию об  общей  сумме,  которая  получена  от
реализации  продукции  собственного  производства  за   предыдущий
учетный период. Если предприятие только зарегистрировалось, то оно
сразу может  перейти  на  уплату  фиксированного  сельхозналога  с
момента регистрации без расчетов.  А что касается уже действующего
предприятия, то для него учетным периодом в соответствии с п. 11.1
ст. 11  Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) является  период с 1 января
по  31  декабря  того же года.  Следовательно,  при переходе нужно
иметь данные о сумме налога на прибыль за полный предыдущий год.
    В  соответствии  со  ст. 2  Закона о ФСН ( 320-14 ) для  того,
чтобы сельхозпредприятие  могло  уплачивать  фиксированный  налог,
сумма, полученная им от реализации  сельхозпродукции  собственного
производства и продуктов ее  переработки  за  предыдущий  отчетный
(налоговый) год, должна превышать 50% общей суммы валового  дохода
предприятия.
    И к тому же валовой доход для сельскохозяйственных предприятий
- это сумма выручки от реализации продукции, и производить расчеты
нужно именно из нее.
    Также  п. 2  Положения  № 658  ( 658-99-п )  определен  состав
валового  дохода  от  реализации  сельскохозяйственной   продукции
собственного производства:
    - стоимость  реализованной   продукции    растениеводства    и
животноводства собственного производства;
    - стоимость  реализованной  сельскохозяйственной    продукции,
изготовленной  из   сельскохозяйственного    сырья    собственного
производства на собственных перерабатывающих предприятиях;
    - стоимость  реализованной   продукции,    изготовленной    из
собственного  сырья  на  давальческих  условиях   независимо    от
территориального размещения перерабатывающего предприятия;
    - стоимость предоставленных услуг  (услуг  машинно-тракторного
парка, строительных и  ремонтных  бригад  и  т. п.),  связанных  с
сельскохозяйственным производством.
    Статьей  1  Закона  Украины   "О    стимулировании    развития
сельскохозяйственного производства на период 2001  -  2004  годов"
от 18.01.2001 г.  № 2238-III ( 2238-14 )  указано,  что  продукция
сельского  хозяйства  -  это  продукция,   которая  вырабатывается
в   сельском  хозяйстве  и  соответствует  кодам  01.11 - 01.42  и
05.00.1 - 05.00.42  Государственного  классификатора  продукции  и
услуг ДК 016-97 {2}.
    Продукцией,  изготовленной  из    собственного     сырья    на
давальческих  условиях,  следует  считать    продукцию,    которая
изготовлена    из    сырья,    предоставленного    заказчиком    -
сельскохозяйственным  предприятием  переработчику   и    принятого
последним без получения права собственности на нее и без оплаты ее
стоимости для переработки.
    В случае  если  в  отчетном  году  валовой  доход  плательщика
фиксированного сельхозналога будет  составлять  менее  50%  общего
объема  реализации,  то  со  следующего  года  предприятие   будет
облагаться  налогами  на  общих  основаниях.  Вернуться  к  уплате
фиксированного налога можно будет лишь через  год  при  выполнении
всех необходимых требований.
    Следует указать,  что  плательщики  единого  налога  не  могут
перейти в уплату фиксированного сельхозналога, поскольку  в  Указе
Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности субъектов малого предпринимательства"  от  03.07.98  г.
№ 727/98 ( 727/98 ) указано лишь о выручке от реализации и доходе,
но этот доход не может быть  валовым.  Следовательно,  плательщику
единого налога сначала нужно стать плательщиком налога на прибыль,
а потом переходить на уплату фиксированного налога.
    Еще следует добавить, что при реорганизации сельхозпредприятия
- плательщика фиксированного налога вновь созданные на его  основе
предприятия с разными  организационно-правовыми  формами,  которые
занимаются    производством,    переработкой     или        сбытом
сельскохозяйственной    продукции,    автоматически     становятся
плательщиками фиксированного сельхозналога.
    Для того чтобы предприятие  перешло  в  уплату  фиксированного
сельскохозяйственного налога, ему необходимо  подать  заявление  в
налоговый орган.  На практике могут требовать справку  об  объемах
реализации  продукции,  заверенную  руководителем  и   скрепленную
печатью, подписанный бизнес-план  и  выписку  из  Государственного
земельного кадастра о денежной оценке земель,  хотя  представление
вышеуказанных документов не  предусмотрено  ни  одним  нормативным
документом, а следовательно, требования сборщиков налогов являются
неправомерными.
    В  соответствии  с  п. 11  Порядка  № 230  ( z0289-99 )  после
представления  расчета  налоговый  орган  выдает справку,  которая
подтверждает     его     статус    плательщика      фиксированного
сельскохозяйственного налога.

    Как вернуться к общей системе налогообложения

    Законом о ФСН  ( 320-14 ) установлено,  что  если  в  отчетном
периоде    валовой     доход    от    операций    по    реализации
сельскохозяйственной  продукции  собственного    производства    и
продуктов ее  переработки  составляет  меньше  50%  общего  объема
реализации, то предприятие уплачивает налоги в следующем  отчетном
периоде  на   общих    основаниях.    Следовательно,    плательщик
фиксированного налога должен постоянно вести учет валового дохода,
хотя он и не уплачивает налог на прибыль.
    Перейти на обычную систему налогообложения  плательщик  сможет
только с нового  года,  хотя  в  Законе  о  Прибыли  ( 334/94-ВР )
указано,  что отчетным периодом может быть как год, так и квартал,
но понятно, что расчеты должны производиться по итогам за год.
    Для перехода  на  общую  систему  налогообложения  предприятие
должно обратиться в налоговый орган по месту регистрации.

    Как исчисляется фиксированный сельскохозяйственный налог

    В соответствии  с  п. 4  Положения  № 658  ( 658-99-п )  сумма
фиксированного  сельскохозяйственного  налога   на   текущий   год
определяется     налогоплательщиком     исходя     из      площади
сельскохозяйственных угодий и их денежной оценки,  проведенной  по
состоянию  на  1  июля 1995 года,   в   соответствии  с  Методикой
денежной   оценки   земель   сельскохозяйственного   назначения  и
населенных пунктов, утвержденной постановлением Кабинета министров
Украины от 23.03.95г. № 213 ( 213-95-п ) (далее - Методика № 213),
и  ставки  фиксированного сельскохозяйственного налога.  Из  этого
следует,   что   объектом    налогообложения    является   площадь
сельскохозяйственных угодий.
    Предприятия      определяют        сумму        фиксированного
сельскохозяйственного налога на текущий год в порядке и  размерах,
предусмотренных Законом  о  ФСН ( 320-14 ), и представляют  расчет
налога  на  всю   площадь  сельскохозяйственных   угодий  в  орган
государственной  налоговой  службы  по  месту  своей   регистрации
до 1 февраля текущего года.  Также предприятие представляет расчет
фиксированного сельскохозяйственного налога  отдельно  по  каждому
земельному участку в орган налоговой службы по месту  расположения
такого земельного участка. Если местоположение и место регистрации
совпадают, то в налоговый орган представляется только один расчет.
    Ставка фиксированного сельскохозяйственного  налога  с  одного
гектара сельскохозяйственных угодий составляет:
    - 0,5% - для пашни, покосных лугов и пастбищ;
    - 0,3% - для многолетних насаждений;
    - 0,3% - для пашни, покосных лугов и пастбищ в горных зонах  и
на полесских территориях;
    - 0,1% - для  многолетних  насаждений  в  горных  зонах  и  на
полесских территориях.
    Укажем, что объектом налогообложения являются не все земли,  а
лишь вышеуказанные: покосные луга, пашни, пастбища  и  многолетние
насаждения.
    В соответствии  с  п. 9  Положения № 658 ( 658-99-п ) в расчет
налога  включаются  также  арендованные земли,  которые плательщик
арендует  у  неплательщиков  фиксированного  сельскохозяйственного
налога   (граждан,   других   предприятий,     советов    местного
самоуправления  и  т. п.).  При этом договоры  аренды земли должны
соответствовать всем требованиям Закона  Украины "Об аренде земли"
от  06.10.98  г.  № 161-XIV  ( 161-14 ),  т. е.  они  должны  быть
нотариально заверены и зарегистрированы в исполнительном  комитете
совета  народных  депутатов по месту расположения.  И  к  тому  же
налогоплательщик должен уплачивать арендодателю плату за землю.
    Порядок № 230 ( z0289-99 ) предусматривает расчет суммы налога
за отчетный период, который осуществляется по формуле:

    Еф/п  =  Пр x Гр x 0,5 : 100 + Пс x Гс x 0,5 : 100 + Пп x Гп x
x 0,5 : 100 + Пб/н x Гб/н x 0,3 : 100

    Плательщики, земельные  площади  которых  относятся  к  горным
зонам и полесским территориям, исчисляют налог по формуле:

    Еф/п  =  Пр x Гр x 0,3 : 100 + Пс x Гс x 0,3 : 100 + Пп x Гп x
x 0,3 : 100 + Пб/н x Гб/н х 0,1 : 100,

    где Пр, Пс, Пп, Пб/н - площадь пашни, покосных лугов, пастбищ,
многолетних насаждений,  которые принадлежат налогоплательщику,  в
т. ч. на условиях аренды;
    Гр, Гс, Гп, Гб/н -  денежная  оценка  пашни,  покосных  лугов,
пастбищ, многолетних насаждений,  рассчитанная  по  вышеупомянутой
Методике № 213 ( 213-95-п ).

    Как  проводится  уплата  фиксированного  сельскохозяйственного
    налога

    Общая сумма налога, указанного  в  расчете,  распределяется  в
установленных размерах между кварталами и уплачивается ежемесячно.
    Статьей 5  Закона  о  ФСН ( 320-14 )  установлена  ежемесячная
уплата налога, которая проводится из расчета  третьей части  суммы
налога,  определенной за каждый квартал.  При  этом  распределение
годовой суммы  налога  по  кварталам  осуществляется  в  следующих
размерах:
    I квартал - 10%;
    II квартал - 10%;
    III квартал - 50%;
    IV квартал - 30%.
    Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога  имеют
право на  выбор  формы  его  уплаты:  в  денежной  форме  и/или  в
натуральной форме поставками сельскохозяйственной продукции.
    Согласно  п. 10   Положения   №  658  ( 658-99-п )  количество
сельскохозяйственной  продукции,  которая    поставляется  в  счет
фиксированного сельхозналога, определяется исходя из начисленных к
уплате  в  отчетном  налоговом  году налога  и  договорной цены на
продукцию (но не ниже биржевой цены за вычетом расходов, связанных
с приемом продукции),  которая поставляется в счет уплаты  налога,
на дату проведения уплаты.
    Поставка  зерна   в    счет    фиксированного    сельхозналога
осуществляется предприятиями в определенные ими по согласованию  с
районной государственной администрацией сроки:
    - не  позднее  15  октября  -  из  продукции  ранних  зерновых
культур;
    - до 1 декабря - из продукции поздних зерновых  и  технических
культур;
    - ежемесячно, но не позднее последнего дня текущего  месяца  -
поставка продукции животноводства.
    Согласно   п. 5.1   Закона   №  2181   ( 2181-14 )   налоговое
обязательство, самостоятельно  определенное  налогоплательщиком  в
налоговой   декларации,   считается   согласованным    со  дня  ее
представления.  А согласно  Закону  о  ФСН  ( 320-14 ) плательщики
этого    налога     определяют         сумму        фиксированного
сельскохозяйственного налога на текущий год и представляют  расчет
в орган государственной налоговой службы  до  1  февраля  текущего
года.  Из  этого  следует,  что   налоговое    обязательство    по
фиксированному    сельскохозяйственному    налогу        считается
согласованным со дня представления расчета фиксированного налога в
налоговый орган, т. е. до 1 февраля.
    Базовым  налоговым  (отчетным)  периодом  для   фиксированного
сельскохозяйственного налога  является месяц (ст. 5 Закона  о  ФСН
( 320-14 )  и  согласно пп. 3.1  и  абз. "а" пп. 1.4 Закона № 2181
( 2181-14 )  фиксированный   сельскохозяйственный   налог   должен
уплачиваться  ежемесячно  в течение 30 календарных дней (20 + 10),
следующих за последним днем отчетного (налогового) периода.
    В  соответствии  с  письмом  ГНА  Украины   от   22.03.2001 г.
№  96/2/18-2010  ( v2010225-01 ) и  Разъяснением   Государственной
налоговой   администрации   Украины   "Разъяснение    относительно
законодательно  установленных   сроков   представления   налоговых
деклараций (расчетов)  и сроков уплаты" от 17.05.2001 г. № 19-1318
( v19-1225-01 ) отчетным периодом  для плательщиков фиксированного
сельскохозяйственного налога признан также месяц.

    Бухгалтерский учет фиксированного сельскохозяйственного налога

    Порядок   бухгалтерского    учета    начисления    и    уплаты
фиксированного сельскохозяйственного налога  зависит  от  того,  в
какой форме (денежной  или  натуральной)  он  будет  уплачен.  При
денежной  форме  уплаты  отношения    возникают    только    между
плательщиком и бюджетом, а при  натуральной  -  появляется  третий
субъект правоотношений - заготовительное предприятие.
    Для  ведения  бухгалтерского  учета,  прежде   всего,    нужно
определиться с составом расходов на предприятии.
    Согласно  п. 11  ПБУ  16  ( z0027-00 ) "Расходы" себестоимость
реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной
себестоимости продукции (работ,  услуг),  которая была реализована
в течение отчетного периода, нераспределенных общепроизводственных
расходов и сверхнормативных производственных расходов.
    И к тому же  конкретный  перечень  статей  устанавливает  само
предприятие. Кроме того, п. 18 ПБУ 16 ( z0027-00 ) определено, что
к административным  расходам  относятся  налоги,  сборы  и  прочие
предусмотренные  законодательством  обязательные  платежи   (кроме
налогов, сборов и  обязательных  платежей,  которые  включаются  в
производственную себестоимость продукции, работ, услуг).
    Из этого  следует,  что  право  принять  решение  о  включении
фиксированного    сельскохозяйственного    налога    в      состав
производственной себестоимости  либо  отнести  к  административным
расходам принадлежит только предприятию. Но логичнее будет отнести
налог к административным расходам.  Данный  вопрос  рассмотрим  на
примере.

|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |    Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                          |      учет     |  грн. |    учет   |
|   |                          |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                          |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Начислен фиксированный   |   92  |641/фен|  2 000|  -  |  -  |
|   | сельскохозяйственный     |       |       |       |     |     |
|   | налог                    |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | Перечислена сумма        |641/фен|  311  |  2 000|  -  |  -  |
|   | фиксированного           |       |       |       |     |     |
|   | сельскохозяйственного    |       |       |       |     |     |
|   | налога в бюджет деньгами |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Определен финансовый     |  791  |   92  |  2 000|  -  |  -  |
|   | результат                |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Для  того  чтобы  уплатить  фиксированный    сельхозналог    в
натуральной форме, предприятию нужно заключить договоры  о  приеме
сельскохозяйственной продукции с заготовительными предприятиями, с
указанием в них объемов, сроков поставки и  качества  продукции  и
условий  ее  заготовки.  При  поставке  продукции  заготовительным
предприятиям  плательщики  фиксированного  налога  производят    в
товарно-транспортной   накладной    запись    "В    счет    уплаты
фиксированного  сельскохозяйственного  налога".    Заготовительные
предприятия должны выписать приходную  квитанцию,  указать  вес  и
договорные цены на дату поступления продукции, но не ниже биржевых
цен (за вычетом расходов на прием продукции).
    Следует указать,  что  расходы  на  транспортировку  продукции
заготовительным предприятиям несут налогоплательщики, а расходы по
приему, хранению и  реализации  -  заготовительные  предприятия  с
последующим возмещением таких расходов за счет полученной  выручки
от  реализации  полученной  продукции.  Тарифы  согласовываются  в
соответствующих районных государственных администрациях.
    Вся  сельскохозяйственная  продукция,  поступившая   в    счет
погашения фиксированного сельскохозяйственного налога, реализуется
по   ценам,    согласованным    с    районными    государственными
администрациями, не позднее истечения отчетного  налогового  года.
    Покупатели  перечисляют   средства   на    специальный    счет
заготовительного предприятия, на котором  аккумулируются  денежные
средства, полученные от  продажи  продукции,  поступившей  в  счет
погашения фиксированного налога.
    До  5  числа  каждого  месяца,   следующего    за    отчетным,
заготовительные  предприятия  и    предприятия    -    плательщики
фиксированного  сельскохозяйственного  налога   составляют    акты
приемки-передачи продукции в  счет  налога,  которые  утверждаются
органами государственной налоговой  службы  до  20  числа  месяца,
следующего за отчетный.
    В  бухгалтерском  и  налоговом  учете  начисление  и    уплата
фиксированного сельскохозяйственного налога  в  натуральной  форме
отражается следующим образом:

|---|--------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |    Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                          |      учет     |  грн. |    учет   |
|   |                          |-------|-------|       |-----|-----|
|   |                          |  Д-т  |  К-т  |       |  ВД |  ВР |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 1 | Начислен фиксированный   |   92  |641/фен|  1 000|  -  |  -  |
|   | сельскохозяйственный     |       |       |       |     |     |
|   | налог                    |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 2 | В счет уплаты            |  361  |  701  |  1 200|  -  |  -  |
|   | фиксированного           |  701  |641/ндс|    200|     |     |
|   | сельскохозяйственного    |       |       |       |     |     |
|   | налога осуществлена      |       |       |       |     |     |
|   | поставка сельхозпродукции|       |       |       |     |     |
|   | заготовительному         |       |       |       |     |     |
|   | предприятию              |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 3 | Отражена себестоимоисть  |  901  |21 (27)|    900|  -  |  -  |
|   | продукции, отгруженной   |       |       |       |     |     |
|   | в счет уплаты налога     |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 4 | Осуществлен зачет        |641/фен|  361  |  1 000|  -  |  -  |
|   | поставленной             |       |       |       |     |     |
|   | сельскохозяйственной     |       |       |       |     |     |
|   | продукции в счет уплаты  |       |       |       |     |     |
|   | фиксированного           |       |       |       |     |     |
|   | сельскохозяйственного    |       |       |       |     |     |
|   | налога                   |       |       |       |     |     |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|
| 5 | Определен финансовый     |  701  |  791  |  1 000|  -  |  -  |
|   | результат                |-------|-------|-------|-----|-----|
|   |                          |  791  |  901  |    900|  -  |  -  |
|---|--------------------------|-------|-------|-------|-----|-----|

    Какая существует ответственность  за  неуплату  фиксированного
    сельхозналога

    Контроль  за  своевременной  уплатой    налога    осуществляют
налоговые  органы.  В  случае  если  в  течение  отчетного    года
плательщик    фиксированного    сельскохозяйственного       налога
самостоятельно выявит ошибки,  содержащиеся  в  представленном  им
годовом расчете, такой плательщик согласно п. 5.1  Закона  №  2181
( 2181-14 )  представляет  новый (уточненный)  расчет,  содержащий
исправленные  показатели, в порядке,  определенном  п. 10  Порядка
№ 230 ( z0289-99 ).  При данных обстоятельствах во избежание более
значительных  штрафных  санкций и админштрафов необходимо уплатить
сумму недоплаты и штраф в размере 10% суммы недоплаты.
    За  нарушение  срока  представления    налоговой    отчетности
налогоплательщик  уплачивает  штраф  в  размере  10  нмдг,  т.  е.
170 грн.,  за  каждое  такое  непредставление  или  его   задержку
согласно пп. 17.1.1 Закона № 2181 ( 2181-14 ).  Если же плательщик
нарушает  сроки уплаты согласованного налогового обязательства, то
он  может уплатить  штраф  согласно  пп.  17.1.7  Закона   №  2181
( 2181-14 ) в следующих размерах:
    - 10% от суммы согласованного обязательства - при задержке  до
30 дней;
    - 20% от суммы согласованного обязательства - при задержке  от
31 до 90 дней;
    - 50% от суммы согласованного  обязательства  -  при  задержке
свыше 90 дней.
    Начисление пени на сумму налогового долга начинается  согласно
абз. "а"  пп. 16.1.2  п. 16.1  ст. 16  Закона № 2181 ( 2181-14 ) с
первого  рабочего дня,  следующего за последним  днем  предельного
срока    уплаты    согласованного   налогового   обязательства,  и
заканчивается  согласно  пп. 16.3.1  п. 16.3  ст. 16 Закона № 2181
( 2181-14 )    в    день    принятия    банком,      обслуживающим
налогоплательщика,  платежного поручения в уплату суммы налогового
долга.   Согласно  пп.  16.4.1  п.  16.4  ст.  16  Закона  №  2181
( 2181-14 )  пеня  начисляется на сумму налогового долга  (включая
сумму штрафных санкций при их наличии)  из  расчета  120%  годовых
учетной ставки Национального банка Украины,  действующей  на  день
возникновения такого налогового долга или на день его погашения, в
зависимости от  того,  какая  из  величин  таких  ставок  является
большей, за каждый календарный день просрочки ее уплаты.
    За непредставление или несвоевременное представление платежных
поручений  на  перечисление  подлежащего  уплате    фиксированного
сельскохозяйственного налога  руководители  и  прочие  должностные
лица предприятия несут  административную  ответственность  в  виде
штрафа от 5 до 10 нмдг, т. е. 85 - 170 грн.  За  те  же  действия,
содеянные  лицом,  которое  в  течение   года    привлекалось    к
административному  взысканию  за  аналогичное  нарушение,    штраф
налагается в размере от 10 до 15 нмдг, т. е. 170 - 255 грн.  Такая
ответственность  предусмотрена  в  ст.  11  Закона   Украины    "О
государственной  налоговой  службе  в  Украине"  от  04.12.90   г.
№ 509-ХII ( 509-12 ),  в  редакции  Закона  Украины от 24.12.93 г.
№ 3813-ХII ( 3813-12 ).
    В  случае  если  на  предприятии    наступили    форс-мажорные
обстоятельства (стихийное бедствие, пожар и т. п.) и в  результате
урожай  полностью  или  частично  уничтожен,  то  Законом  о   ФСН
( 320-14 ) предусмотрено в данном случае представление в Верховную
Раду АР Крым,  областных,  Киевской  и  Севастопольской  городских
советов, которые на основании протокола заседания межведомственных
и региональных комиссий по вопросам проведения санации предприятий
агропромышленного  комплекса  по  согласованию  с    Министерством
финансов Украины и Министерством агропромышленной политики Украины
принимают  решение   о    реструктуризации    (отсрочке)    уплаты
фиксированного сельскохозяйственного налога.
    К представлению должны прилагаться:
    - акт  обследования    посевных    площадей,    подтверждаемый
уничтожение  посевов  сельскохозяйственных  культур  на   площади,
превышающей 20% сельскохозяйственных угодий;
    - акт, подтверждающий массовое  инфекционное  заболевание  или
утрату  животных,  которая  превышает  15%  общего  числа   стада,
принадлежащего  плательщику.  Эта  норма  касается   плательщиков,
выручка от реализации продукции животноводства которых  составляет
не менее 50% общего валового дохода;
    - заключение    областной    комиссии       по        вопросам
техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций;
    - справка  из  областного    центра    по    гидрометеорологии
Минэкоресурсов.
    Протоколы заседаний межведомственных и  региональных  комиссий
по  перечню  плательщиков  фиксированного    сельскохозяйственного
налога,  имеющих  право  на  реструктуризацию,   направляются    в
Министерство аграрной политики Украины, где они рассматриваются  и
согласовываются с Министерством финансов Украины  Затем  протоколы
передаются  органам  государтвенной   налоговой  службы  по  месту
регистрации плательщика  для  предоставления отсрочки  при  уплате
фиксированного сельхозналога.
    Заметим, что эксперимент с фиксированным  сельскохозяйственным
налогом на территории  Украины  действует  уже  более  трех  лет и
зарекомендовал себя с лучшей стороны.  Такой  вид  налогообложения
имеет ряд преимуществ над общей системой налогообложения, что  уже
указывалось выше.  Эти преимущества стали  очевидными  для  многих
сельскохозяйственных предприятий, и сейчас они  пользуются  ими  в
полной мере, а те, которые не  были  с  ними  ознакомлены,  смогут
оценить  их  после  прочтения  данной  консультации.  И хотя Закон
о ФСН ( 320-14 ) носит  временный  характер,  действие  его  нужно
продлить,  чтобы и в дальнейшем сельскохозяйственные  предприятия,
которые стремятся  улучшить  свое  финансовое положение и повысить
благосостояние своих  работников,  имели возможность работать  без
излишнего налогового давления.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94 г.  №  334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины  от  22.05.97  г.  №  283/97-ВР,  с    изменениями    и
   дополнениями.
2. Закон № 2181 - Закон Украины "О порядке погашения  обязательств
   налогоплательщиков перед бюджетами и государственными  целевыми
   фондами"  от  21.12.2000  г.  №  2181-III  с   изменениями    и
   дополнениями.
3. Положение №  658  -  Положение  о  порядке  взыскания  и  учета
   фиксированного  сельскохозяйственного   налога,    утвержденное
   постановлением Кабинета Министров Украины от 23.04.99 г. № 658,
   с изменениями и дополнениями.
4. ПБУ  16    -    Положение  (стандарт)   бухгалтерского    учета
   "Расходы",  утвержденное приказом Министерства финансов Украины
   от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями.
5. Порядок   №    230    -    Порядок    расчета    фиксированного
   сельскохозяйственного  налога  и  заполнения  формы    расчета,
   утвержденный приказом Государственной  налоговой  администрации
   Украины от 27.04.99 г. № 230, с изменениями и дополнениями.

{1} Коды  ОКОНХ:  21100 - 21190  -  растениеводство, 21200 - 21260
    - животноводство,  22100 - 29000  -  другие,  41000  -  рыбное
    хозяйство. (Ред.)
{2} Извлечение см. "ГлавБух" № 32/2002, стр. 56. (Ред.)


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№45/02, стр. 54
[11.11.2002]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------