Учетная политика малого предприятия

------------------------------------------------------------------

    Понятие об учетной политике

    В современных условиях,  когда  собственнику  предприятия  для
принятия  решений  необходимо  видеть  реальную  картину    своего
финансового состояния, а также когда многие  зарубежные  инвесторы
проявляют  интерес  к  нашим  предприятиям  как  к   потенциальным
партнерам,  важно  предоставить  таким  пользователям  полную    и
правдивую  информацию,  находящую  свое  отражение  в   финансовой
отчетности.  Главным фактором, влияющим на  получение  объективной
информации, является формирование учетной политики предприятия.
    Определение учетной политики дано в ст. 1  Закона  Украины  "О
бухгалтерском  учете  и  финансовой  отчетности"  от  16.07.99  г.
№ 996-XIV ( 996-14 ) с изменениями и дополнениями (далее  -  Закон
о бухгалтерском учете), и в п. 3  П(С)БУ  1  "Общие  требования  к
финансовой  отчетности",  утвержденного   приказом    Министерства
финансов  Украины  от  31.03.99 г.  №  87  ( z0391-99 )  (далее  -
П(С)БУ 1),  в соответствии  с  которыми  учетная  политика  -  это
совокупность  принципов,   методов   и   процедур,    используемых
предприятием   для   составления   и   представления    финансовой
отчетности. О том, какие именно  элементы  являются  составляющими
учетной  политики  предприятия,  детально рассмотрено в публикации
"Учетная  политика:  стратегия  предприятия-2003"  (см. "Налоги  и
бухгалтерский  учет", 2003, № 1-2).
    Раскрытие  информации  об  избранной   предприятием    учетной
политике в примечаниях к финансовым отчетам  предусмотрено  п.  25
П(С)БУ 1 ( z0391-99 ).  Однако  следует учесть,  что согласно п. 3
ст. 11  Закона  о  бухгалтерском  учете ( 996-14 )  для  субъектов
малого предпринимательства национальными положениями (стандартами)
устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в
составе баланса и отчета о  финансовых  результатах.  Несмотря  на
предоставленное  субъекту  малого  предпринимательства  право   не
представлять Примечания к  годовой  финансовой  отчетности  (форма
№ 5), а  следовательно,  и  не  раскрывать  в  них  информацию  об
избранной    учетной    политике,    такой    субъект       малого
предпринимательства  обязан  наравне  с  другими  предприятиями  и
организациями сформировать учетную политику и четко ей  следовать,
соблюдая принцип последовательности.
    Принцип  последовательности  является  одним    из    основных
принципов бухгалтерского учета и  финансовой  отчетности  согласно
ст. 4  Закона  о  бухгалтерском  учете  ( 996-14 ),  что  означает
постоянное (из  года  в  год)  применение  предприятием  избранной
учетной политики.  Изменение  учетной  политики  возможно  лишь  в
случаях, предусмотренных национальными  положениями  (стандартами)
бухгалтерского учета, а именно: на основаниях, изложенных в  п.  9
П(С)БУ 6 "Исправление ошибок и изменения  в  финансовых  отчетах",
утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 28.05.99г.
№ 137 ( z0392-99 ) (далее П(С)БУ 6). Такими основаниями являются:
    - изменение уставных требований;
    - изменение требований органа, утверждающего П(С)БУ;
    - изменение, которое обеспечит достоверное  отражение  событий
или операций в финансовой отчетности предприятия.

    Пример 1.

    Предприятие организовано в январе  2000  года.  В  2000,  2001
годах при выбытии запасов применялся метод ЛИФО.  В 2002 году было
принято  решение   о    применении    метода    идентифицированной
себестоимости.    В    результате    произведенного    перерасчета
себестоимости реализованной продукции было  установлено,  что  при
условии изменения учетной политики себестоимость продукции в  2001
году уменьшится на 30 тыс. грн., а в 2002 году - на 50 тыс. грн.
    В данном  случае  предприятием  обоснованно внесены  изменения
в  приказ об  учетной  политике,  так  как  соблюдены  требования,
установленные п. 9 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ).
    В финансовой отчетности влияние изменения учетной политики  на
события и операции прошедших периодов может отражаться путем:
    - корректировки  сальдо  нераспределенной  прибыли  на  начало
отчетного года;
    - повторного  предоставления  сопоставимой    информации    по
предыдущим отчетным периодам.
    Как  правило,  учетная  политика  применяется  предприятием  к
событиям  и  операциям  с  момента  их  возникновения.  Исключение
составляют лишь случаи, когда сумму корректировки нераспределенной
прибыли на начало отчетного года достоверно определить невозможно.
В  такой  ситуации  учетная  политика  распространяется  только на
события и операции,  происходящие  после  даты  изменения  учетной
политики.
    Заметим, что  зачастую  бывает  довольно  трудно  разграничить
изменения учетной политики и учетных оценок (учетная оценка -  это
предварительная  оценка,  используемая  предприятием    с    целью
распределения расходов и доходов между соответствующими  отчетными
периодами).  В таком случае следует учитывать нормы п. 14 П(С)БУ 6
( z0392-99 ),  указывающие  на  то,  что  если  изменение  учетной
политики и изменение  учетных  оценок  различить  невозможно,  это
рассматривается и отражается как изменение учетных оценок.
    Кроме того, п. 10 П(С)БУ 6 ( z0392-99 ) указывает  на  то, что
не  считается  изменением учетной  политики  установление  учетной
политики для событий или операций:
    - отличающихся  по  содержанию  от  предыдущих  событий    или
операций;
    - не происходивших ранее.

    Пример 2.

    Одним из учредителей общества с ограниченной  ответственностью
принято решение о выходе из состава учредителей с передачей  своей
доли в уставном  фонде  остальным  учредителям.  В  связи  с  этим
внесены соответствующие изменения  в  перечень  связанных  сторон.
Учитывая, что такие операции не происходили ранее,  они  не  могут
считаться  изменением  учетной  политики,  несмотря  на  то    что
изменяются уставные требования.
    Следовательно, учетная политика,  сформированная  предприятием
однажды, в дальнейшем может изменяться.  В связи с этим  возникает
вопрос: если изменение учетной политики произошло в течение  года,
достаточно ли в таком случае внести соответствующие  поправки  или
дополнения в  уже  действующий  приказ  об  учетной  политике  или
необходимо издать новый приказ?
    Отметим,  что  Законом  о  бухгалтерском  учете ( 996-14 )  не
регламентирована периодичность издания  приказов  об  установлении
либо изменении учетной политики  предприятия.  Это  означает,  что
предприятие вправе самостоятельно решить: издавать  ли  в  течение
года  новый  приказ  об  учетной  политике  в  связи  с  вносимыми
поправками или ограничиться дополнением уже действующего  приказа.
В подтверждение сказанного хотим обратить  внимание  читателей  на
письмо Государственного комитета Украины по вопросам  регуляторной
политики  и  предпринимательства  от  02.10.2002 г.  №  1-221/5301
( v5301563-02 ),   в  п.  3  которого  указано,   что  действующее
законодательство  не содержит ограничений  относительно  сроков  и
частоты  проведения  изменений учетной политики.  Если руководство
предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут
выполнены  условия  п. 9  П(С)БУ 6  ( z0392-99 ),  такие изменения
могут происходить  в  течение  календарного года. Следует сказать,
что  многие  предприятия  являются  сторонниками  издания   нового
приказа об учетной политике  в  начале  каждого года.  Рассмотрим,
каким же образом оформляется такой приказ.

    Приказ  об  учетной  политике  предприятия  и  об  организации
    бухгалтерского учета

    В соответствии с п. 5  ст.  8  Закона  о  бухгалтерском  учете
( 996-14 )   предприятию   предоставлено   право    самостоятельно
определять  учетную  политику  предприятия  и    избирать    форму
бухгалтерского учета как  определенную  систему  регистров  учета,
порядка и способа регистрации  и  обобщения  информации  в  них  с
соблюдением единых основ, установленных  настоящим  Законом,  и  с
учетом особенностей  своей  деятельности  и  технологии  обработки
учетных данных.
    Законодательно не установлено количество  приказов  (один  или
два),  на  основании  которых  формируется  учетная  политика    и
организуется бухгалтерский учет на предприятии. Бухгалтеры крупных
предприятий склоняются к мнению,  что  имеет  смысл  издавать  два
отдельных приказа.  Однако  также  не  будет  являться  нарушением
издание  единого   приказа,    устанавливающего    как    принципы
формирования  учетной  политики,  так  и    порядок    организации
бухгалтерского учета.
    Предлагаем  вниманию  читателей  образец  такого  приказа  для
предприятий - субъектов малого предпринимательства,  но  сразу  же
предупредим, что  каждое предприятие при разработке этого  приказа
должно  учитывать  специфику  своей  деятельности,  поэтому  может
внести в него соответствующие дополнения или изменения.

------------------------------------------------------------------

 ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТАЛИСМАН"

                            Приказ № 01

    2 января 2003 года                                г. Запорожье


            Об организации бухгалтерского учета и учетной
                        политике в 2003 году


    В соответствии с Законом  Украины  "О  бухгалтерском  учете  и
финансовой отчетности в  Украине"  от  16.07.99  г.  №  996-ХIV  и
национальными  положениями  (стандартами)  бухгалтерского   учета,
руководствуясь принципом последовательности ведения бухгалтерского
учета, в целях обеспечения единых (постоянных) принципов, методов,
процедур при отражении текущих  операций  в  учете  и  составлении
финансовой отчетности

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Ведение бухгалтерского учета на  предприятии  возложить  на
бухгалтерскую службу предприятия во главе с главным бухгалтером.
    2. Применять  упрощенный  План  счетов  бухгалтерского   учета
активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов
малого предпринимательства.
    3. С    целью    обеспечения    необходимой        детализации
учетно-экономической  информации  разрешить  главному   бухгалтеру
своим распоряжением вводить дополнительную систему субсчетов.
    4. Применять упрощенную форму ведения бухгалтерского  учета  с
использованием регистров учета имущества малого предприятия.
    5. Данные регистров учета имущества малого предприятия, других
учетных регистров и  дополнительных  справок  отражать  в  Главной
книге  предприятия,  являющейся   основанием    для    составления
финансовой отчетности.
    6. Организовать      аналитический        учет        движения
товарно-материальных ценностей:
    в бухгалтерии -  в  ведомостях  учета  остатков  материалов  в
количественно-суммарном  выражении;
    на складах - в карточках  складского  учета  в  количественном
выражении.
    7. Утвердить  график  документооборота   (приложение    1    к
настоящему приказу).
    8. Сотрудникам отделов  сбыта,  снабжения,  производственного,
оформляющих первичные документы, соблюдать порядок их заполнения в
соответствии  с  требованиями  главного  бухгалтера.   В    случае
несвоевременного составления первичных документов,  недостоверного
отражения в них данных или оформления с нарушением законодательных
и  нормативных  требований  указанные  сотрудники  привлекаются  к
ответственности согласно законодательству Украины.
    9. Перед составлением годовой финансовой отчетности  проводить
инвентаризацию активов и обязательств предприятия по состоянию  на
1 декабря текущего года.  Кроме того, проводить  инвентаризацию  в
случае смены материально ответственного лица  и  при  установлении
фактов хищений.  Для проведения инвентаризации  создать  постоянно
действующую комиссию.
    10. Проводить один раз в месяц внезапную ревизию кассы.
    11. Установить  границу   существенности    при    составлении
финансовой отчетности в размере 50 грн.
    12. Единицей запасов в целях бухгалтерского учета  считать  их
наименование.  Оценку запасов  (материалов,  сырья,  комплектующих
изделий и полуфабрикатов) при отпуске в  производство  или  другом
выбытии осуществлять по методу  идентифицированной  себестоимости.
Оценку  запасов  (покупных  товаров  для    розничной    торговли)
осуществлять по ценам продажи.
    13. Установить продолжительность операционного цикла для:
    - производства изделий из натурального камня - 3 месяца;
    - производства изделий из металла - 2 месяца;
    - торговли покупными товарами - 1 месяц.
    14. Для получения в бухгалтерском учете данных о себестоимости
остатков готовой  продукции  расходы,  связанные  с  производством
(изготовлением)  и  отпуском  готовой  продукции,  определять    и
отражать в порядке, установленном Положением об  упрощенной  форме
бухгалтерского  учета  субъектов    малого    предпринимательства,
утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 30.09.98 г. № 196.
    15. Амортизацию  основных  средств  начислять  с   применением
прямолинейного метода.
    16. Относить к  малоценным  необоротным  материальным  активам
активы со сроком  полезного  использования  более  одного  года  и
стоимостью до 500 грн.  Амортизацию по таким активам  начислять  в
первом месяце использования объектов в размере  100  процентов  их
стоимости.
    17. Доходы  и  расходы  предприятия  признавать  и   начислять
согласно П(С)БУ 15 "Доход" и П(С)БУ 16  "Расходы"  соответственно.
Оценку степени  завершенности  операций  по  предоставлению  услуг
осуществлять  путем  изучения  выполненной  работы;  при  этом   в
бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде  подписания
акта приемки-передачи предоставленных услуг.
    18. Сформировать  резерв  сомнительных  долгов    на    основе
классификации  дебиторской  задолженности;  для  этого  установить
коэффициент    сомнительности    по    просроченной    дебиторской
задолженности сроком:
    - от 1 до 30 дней - 10 процентов;
    - от 30 до 60 дней - 25 процентов;
    - от 60 до 90 дней - 60 процентов;
    - свыше 90 дней - 80 процентов.
    Величину резерва  сомнительных  долгов  определять  как  сумму
произведений   текущей  дебиторской  задолженности  за  продукцию,
товары, работы,  услуги   соответствующей  группы  и  коэффициента
сомнительности соответствующей группы.
    19. Установить позаказный метод учета затрат на производство и
калькулирования   фактической    производственной    себестоимости
продукции.
    20. Резервирование средств  на  обеспечение  оплаты  отпусков,
дополнительное  пенсионное  обеспечение,  обеспечение  гарантийных
обязательств, прочих расходов и платежей не производить.
    21. Утвердить систему оплаты труда:
    - по штатному расписанию - для ИТР и служащих;
    - по сдельным расценкам - для рабочих основного производства.
    22. Установить  перечень  связанных  сторон  (приложение  2  к
настоящему приказу)
    23. Вести налоговый учет в  соответствии  с  законодательством
Украины.

                                           Директор Макаренко О.П.

                                            С приказом ознакомлен:
                                     главный бухгалтер Ивасюк В.Ф.

------------------------------------------------------------------

    Приведем  образец    заполнения    графика    документооборота
предприятия (фрагмент).

                                                      Приложение 1
                                   к приказу № 01 от 02.01.2003 г.

                   ГРАФИК ДОКУМЕНТООБОРОТА
                  ООО Предприятия "Талисман"

|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| № |    Вид    |Подразделение,|Должностные  | Основание|Место    |Срок      |Место и  |
|п/п| документа |в котором     |лица,        | для      |обработки|передачи  |срок     |
|   |           |создается     |подписывающие| создания |и учета  |после     |хранения |
|   |           |документ      |документ     | документа|документа|исполнения|документа|
|   |           |              |             |          |         |документа |   {1}   |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 1 |     2     |       3      |      4      |    5     |    6    |     7    |    8    |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...|    ...    |      ...     |     ...     |   ...    |   ...   |    ...   |   ...   |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 3 | Приказ о  | Отдел кадров | Руководитель| Заявление| Бухгал- | День     | Архив   |
|   | предос-   |              | предприятия | работни- | терия   | исполне- | бухгал- |
|   | тавлении  |              |             | ка,      |         | ния      | терии,  |
|   | отпуска   |              |             | график   |         |          | 3 года  |
|   |           |              |             | отпусков |         |          |         |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...|    ...    |      ...     |     ...     |   ...    |   ...   |    ...   |   ...   |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 5 | Накладная | Бухгалтерия  | Руководитель| Договор, | Бухгал- | Не       | Архив   |
|   | на отпуск |              | предприятия,| счет,    | терия,  | позднее  | бухгал- |
|   | продукции |              | главный     | документ,| склад   | следующе-| терии,  |
|   |           |              | бухгалтер,  | подтверж-|         | го дня   | 3 года  |
|   |           |              | кладовщик   | дающий   |         | после    |         |
|   |           |              |             | оплату,  |         | отгрузки |         |
|   |           |              |             | доверен- |         |          |         |
|   |           |              |             | ность    |         |          |         |
|   |           |              |             | на       |         |          |         |
|   |           |              |             | получение|         |          |         |
|   |           |              |             | продукции|         |          |         |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...|    ...    |      ...     |     ...     |   ...    |   ...   |    ...   |   ...   |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
| 10| Приходный | Склад        | Материально | Сопрово- | Бухгал- | Не       | Архив   |
|   | ордер на  |              | ответствен- | дительный| терия,  | позднее  | бухгал- |
|   | получение |              | ное лицо    | документ | склад   | следующе-| терии,  |
|   | ТМЦ       |              |             | на груз  |         | го дня   | 3 года  |
|   | (форма    |              |             | (товарно-|         | после    |         |
|   | № М-4)    |              |             | транс-   |         | получения|         |
|   |           |              |             | портная  |         | ТМЦ      |         |
|   |           |              |             | наклад-  |         |          |         |
|   |           |              |             | ная,     |         |          |         |
|   |           |              |             | железно- |         |          |         |
|   |           |              |             | дорожная |         |          |         |
|   |           |              |             | наклад-  |         |          |         |
|   |           |              |             | ная)     |         |          |         |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|
|...|    ...    |      ...     |     ...     |   ...    |   ...   |    ...   |   ...   |
|---|-----------|--------------|-------------|----------|---------|----------|---------|

    В  заключение  напомним,  что  согласно  ст.  8    Закона    о
бухгалтерском учете ( 996-14 ) вопросы организации  бухгалтерского
учета  на предприятии   относятся  к  компетенции его собственника
(собственников) или уполномоченного органа (должностного  лица)  в
соответствии с законодательством и учредительными документами.
    Ответственность  за  организацию  бухгалтерского    учета    и
обеспечение фиксирования фактов осуществления  всех  хозяйственных
операций  в  первичных  документах,    сохранность    обработанных
документов, регистров и отчетности в течение установленного срока,
но  не  менее  трех  лет,  несет  собственник  (собственники)  или
уполномоченный   орган    (должностное    лицо),    осуществляющий
руководство предприятием  в  соответствии  с  законодательством  и
учредительными документами.

{1} Сроки хранения документов  устанавливаются  в  соответствии  с
    Перечнем типовых документов,  утвержденным  приказом  Главного
    архивного  управления  при  КМУ  от  20.07.98  г.  №  41,    с
    изменениями и дополнениями.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№4/03, стр. 20
[13.01.2003]
Наталья Белова
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------