Ночные наценки

------------------------------------------------------------------

    Для  "завоевания"  клиентов  и  увеличения   объемов    продаж
предприятия  используют  различные  способы:  применение    гибкой
системы скидок (праздничные, сезонные,  бонусные,  накопительные),
гарантийное обслуживание.  Пожалуй, одним из наиболее  действенных
приемов, применяемых для достижения указанных целей  предприятиями
розничной торговли по продаже продовольственных товаров,  является
установление круглосуточного режима работы.
    В свою очередь, для того чтобы окупить дополнительные расходы,
связанные  с  таким  режимом  работы,  практикуется  устанавливать
дополнительную  торговую  наценку  на  некоторые  виды    товаров,
продаваемые  в  ночное  время.  Как   правило,    такая    наценка
устанавливается на алкогольные напитки.

    Порядок установления дополнительных ночных наценок

    Действующее  законодательство  в    области    ценообразования
предоставляет  предприятиям  полную  свободу  при  выборе  ценовой
политики.  Исключение составляют товары, цены на которые  подлежат
государственному регулированию.
    Вопрос, касающийся применения системы цен и наценок,  является
исключительной  прерогативой  предприятия.  Поэтому    предприятия
самостоятельно решают, какую величину торговой наценки  необходимо
установить на первоначальную стоимость товара, на каких условиях и
кому из покупателей предоставлять скидки, а также вправе принимать
решение об установлении дополнительных наценок в ночное время.
    Установление дополнительных наценок в ночное время должно быть
оформлено  распорядительным  документом  -  приказом  руководителя
предприятия, в котором необходимо указать:
    - время суток, когда действует дополнительная наценка;
    - перечень  групп  товаров,   на    которые    устанавливается
дополнительная наценка;
    - размер дополнительной наценки;
    - работников предприятия, ответственных за исполнение  данного
приказа.
    Такой приказ может иметь следующую форму:


                       Торговый дом "Украинка"


                             Приказ № 35

    г. Харьков                                       20.08.2002 г.


           Об установлении дополнительных торговых наценок


    В  связи   с   установлением   круглосуточного  режима  работы
приказываю:
    1. С 1 сентября 2002 года установить  дополнительную  торговую
наценку в ночные часы работы (с 22 часов вечера до 6 часов утра).
    2. Дополнительная наценка применяется к алкогольным напиткам в
размере 5 процентов к продажной стоимости.
    3. Контроль  за  исполнением  данного  приказа  возложить   на
главного бухгалтера Иваненко Р. А.


    Директор ____________ /Никоненко Л. Д./
               (подпись)

    М.П.

    С приказом ознакомлен _____________ /Иваненко Р. А./
                            (подпись)


    Во избежание нареканий со стороны покупателей и представителей
контролирующих органов (налоговой службы, инспекции по контролю за
ценами,  Комитета  Украины  по  делам  защиты  прав  потребителей)
рекомендуем иметь такой документ на торговой  точке.  Кроме  того,
информацию  об  установлении  дополнительных  торговых  наценок  в
ночное время (в виде объявления) необходимо разместить в доступном
и видном месте  для  покупателей.  Кроме  того,  объявление  можно
разместить  на  стенде  "Уголок  покупателя".  Также   здесь    же
размещается копия приказа об установлении дополнительных наценок.

    Нужно ли проводить дооценку и переоформлять ценники?

    Учитывая, что при применении дополнительных наценок изменяется
продажная  стоимость  товаров,  у  бухгалтера  возникает  резонный
вопрос: а нужно ли проводить в этом случае дооценку таких товаров?
Согласно  требованиям  П(С)БУ  9  ( z0751-99 )  дооценка   запасов
возможна только в том случае,  когда чистая  стоимость  реализации
(стоимость,   определенная   в   результате   проведения   уценки)
возрастает. То есть дооценке подлежат только те товары, по которым
ранее проводилась уценка, и только в размере, не превышающем сумму
ранее проведенной уценки.
    В  данном  случае  установление  дополнительных  наценок    на
определенные  виды  товаров    не    соответствует    требованиям,
приведенным в П(С)БУ 9 ( z0751-99 ),  так как принятие решения  об
установлении  дополнительной  наценки   не   является   следствием
изменения  чистой  стоимости   реализации   таких   товаров  и  не
обусловлено   ранее  проводимыми  уценками.  Поэтому  установление
дополнительных наценок в ночное время неправильно  считать частным
случаем проведения дооценки.
    Для того  чтобы  выяснить,  нужно  ли  в  случае  установления
дополнительной наценки в ночное  время  переоформлять  ценники  на
товары, обратимся к Инструкции о порядке обозначения розничных цен
на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли
и  общественного  питания,  утвержденной  приказом    Министерства
внешних экономических связей и торговли  Украины  от  04.01.97  г.
№ 02 ( z0004-97 ).  Согласно требованиям данного документа ценники
подлежат переоформлению  при  переоценке  товаров. При этом старая
цена зачеркивается  и  указывается новая цена,  которая заверяется
подписью работника, ответственного за формирование, установление и
применение цен.
    В связи с  тем,  что  установление  дополнительных  наценок  в
ночное время не является переоценкой, казалось бы, в  этом  случае
не  нужно  переоформлять  ценники  на  товары.  Получается,   что,
продавая товары с дополнительной наценкой, т. е.  по  новой  цене,
ценники на такие товары будут оформлены с прежней (дневной) ценой.
Будут ли правильными такие действия продавца?
    Фактически в таком случае продавец не предоставляет покупателю
полную информацию о товарах, находящихся в торговом  зале,  и  тем
самым  нарушает  требования  п.  24  Порядка   занятия    торговой
деятельностью  и  правил   торгового    обслуживания    населения,
утвержденных постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п ),
с изменениями  и  дополнениями.  Данные  требования  заключаются в
следующем:

    "24. Субъект хозяйственной деятельности  обязан  реализовывать
    товары при наличии ценника на товар (прейскуранта) в  денежной
    единице Украине и по требованию покупателя предоставить полную
    информацию о производителе, основных потребительских свойствах
    и  безопасности  товара  и  его  цене,  обеспечить  надлежащий
    уровень обслуживания".

    В связи с этим  при  установлении  дополнительной  наценки  на
отдельные  товары  в  ночное  время,  по  нашему  мнению,  ценники
допускается оформлять следующим образом.  На тех ценниках, которые
касаются  товаров  с  дополнительными  наценками,   указывать  как
"дневную", так и "ночную" цену  (например,  Советское  шампанское,
цена - 8 грн. 50 коп., с 22.00 по 06.00 цена - 10 грн. 00 коп.).
    Кроме того, предприятие может оформить  отдельные  ценники  на
"дневные" и "ночные" цены.  В таком случае  ценники  с  "дневными"
ценами будут заменяться новыми "ночными" ценниками  в  зависимости
от времени суток.
    Предприятия  самостоятельно  решают,  какой    из    вариантов
оформления ценников применять, главное - чтобы покупатель  получал
достоверную информацию о цене товара.

    Применение РРО

    Рассмотрим особенности применения РРО при условии установления
дополнительной торговой наценки в ночное время.
    Как показывает опыт бухгалтеров-практиков, применение РРО  при
продаже товаров,  на  которые  установлена  дополнительная  ночная
торговая наценка, возможно с использованием следующих вариантов:

    1. Перепрограммирование  товаров,  на   которые    установлена
дополнительная наценка, не проходится.

    В  данном  случае  регистрация  операции  продажи  через   РРО
осуществляется  в  такой   последовательности.    Изначально    на
клавиатуре РРО набирается код запрограммированного наименования  и
цены  товара,  а  также  количество  товара,    после    чего    -
дополнительная  наценка.  Как  правило,  в    этом    случае    за
дополнительную торговую наценку отвечает определенная клавиша (или
комбинация клавиш).
    В случае если  размер  дополнительной  наценки  установлен  не
фиксированно  и  зависит  от  ассортимента  товара  (например,  на
алкогольные напитки - 10%, колбасные изделия - 3%), то  необходимо
обеспечить  правильную  регистрацию  продажи  таких   товаров    с
дополнительной наценкой соответствующего размера.  Для обеспечения
такого порядка  применения  РРО  торговой  организации  необходимо
обратиться в сервисный центр.
    При использовании данного варианта  кассовый  чек,  выдаваемый
покупателю, будет выглядеть следующим образом:

|-----------------------------------|
| ТОРГОВЕЛЬНИЙ ДIМ "УКРАЇНКА"       |
| ВУЛ. О. ВИШНI, 56                 |
| ПН 124512548563                   |
|                                   |
| 0.965 X                    16.30  |
| КОЛБ ОСТУ                  15.73 А|
| 1.000 Х                    11.25  |
| ВИНО КРИКОВ                11.25 А| <- стоимость товара без
|                                   |    учета дополнительной
|                                   |    наценки
| 10.00% +                       *  | <- процент дополнительной
|                                   |    торговой наценки
|                            + 1.13 | <- сумма дополнительной
|                                   |    торговой наценки
| ГРН.                       28.11  | <- общая стоимость
|                                   |    приобретенных товаров
| ГОТIВКОЮ                   30.00  |
| РЕШТА                      1.89   |
| А = 20.00%                 4.69   |
|                                   |
| 3125                              |
| 22-10-02 23:06                    |
| ФН 602400002356                   |
| ДЯКУ6МО ВАМ                       |
| ФІКАЛЬНИЙ ЧЕК                     |
|-----------------------------------|

    2. Проводится  перепрограммирование  товаров,    на    которые
установлена дополнительная наценка.

    В этом случае весь ассортимент товаров, на которые установлена
дополнительная торговая  наценка,  подлежит  перепрограммированию.
Для этого  в  фискальную  память  РРО  под  новым  кодом  вводится
наименование товара и новая  цена  товара.  В  данном  случае  при
регистрации продажи товаров на клавиатуре набирается код товара  и
его количество, в результате этого в кассовом чеке будет  отражена
только продажная цена товара с учетом установленной дополнительной
наценки, т. е. кассовый чек не будет содержать данных о  стоимости
товара без дополнительной наценки, размере и сумме такой наценки.
    Таким образом,  при  использовании  данного  варианта  продажа
одного и того же наименования товара регистрируется через  РРО  по
разным ценам, действующим в зависимости от  дневного  или  ночного
времени.  Это связано с тем, что товары одного наименования, но  с
разными ценами запрограммированы под разными кодами.
    Однако, несмотря  на  привлекательность  этого  варианта,  его
применение  является  возможным  только  в  том    случае,    если
технические возможности РРО,  установленного  на  торговой  точке,
позволяют запрограммировать весь ассортимент товаров.  В  связи  с
этим чаще всего на практике применяется первый вариант.

    3. Цена товара находится в свободном режиме.

    При таком варианте перед началом работы в память РРО  вводится
только код товара и его наименование. Цена на товар предварительно
не  программируется.  При  проведении  расчетной    операции    на
клавиатуре РРО набирается код товара (услуги), его  количество,  а
также цена, действующая в определенное время  суток  (дневная  или
ночная).  При применении такого варианта цена товара  находится  в
свободном режиме.
    Далее рассмотрим, каким образом данные о продаже  товаров,  на
которые  установлена  дополнительная  наценка,  будут  отражены  в
бухгалтерском учете.

    Порядок отражения дополнительной наценки в бухгалтерском учете

    Информация  о  стоимости  проданных  товаров  определяется  на
основании данных о выручке, сданной в кассу торгового предприятия.
Этот показатель содержит в себе выручку как за товары, проданные с
учетом дополнительной наценки, так и за товары, на  которые  такая
наценка не установлена. В бухгалтерском учете торговые предприятия
отражают реализацию товара с учетом дополнительной наценки.
    Что касается данных о дополнительной  наценке,  то  для  более
точного определения этой величины, а также финансового  результата
от реализации товаров, целесообразно использовать данные Z-отчета.
Такой отчет составляет кассир по окончании рабочего дня и в нем, в
частности, будут отражены данные о стоимости проданных товаров без
дополнительной наценки, об установленных  дополнительных  наценках
(в процентах и суммовом выражении) и стоимости проданных товаров с
учетом дополнительной наценки.
    Для  того  чтобы   располагать    достоверными    данными    о
дополнительных наценках  за  отчетный  период,  главный  бухгалтер
вправе  возложить  на  кассиров  обязанности  по  составлению    и
предоставлению информации о стоимости  товаров,  реализованных  за
отчетный период (как с учетом,  так  и  без  учета  дополнительной
наценки),  о  сумме  дополнительных  наценок,   приходящихся    на
реализованные товары.
    Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском  учете
операций по установлению дополнительных торговых наценок.

    Пример

    По данным бухгалтерского учета на начало месяца числилось:
    -  сальдо  по  дебету  субсчета  282  "Товары  в  торговле"  -
5500 грн.;
    -  сальдо  по  кредиту  субсчета  285  "Торговая  наценка"   -
1100 грн.
    В течение месяца предприятием были приобретены товары на сумму
10200 грн. (в т. ч. НДС - 1700 грн.).
    На приобретенный товар установлена торговая  наценка  в  сумме
2800 грн.
    За отчетный период  предприятие  реализовало  товар  на  сумму
13200 грн. (в т. ч. НДС - 2200 грн.).
    Дополнительная  наценка,  определенная  на  основании   данных
Z-отчета за отчетный период, составила 850 грн.

|---|---------------------|-----|---------------|----------------|
| № | Содержание операции |Сумма| Бухгалтерский | Налоговый учет |
|п/п|                     |     |     учет      |                |
|   |                     |     |-------|-------|-------|--------|
|   |                     |     | дебет | кредит|валовой|валовые |
|   |                     |     | счета | счета |доход  |расходы |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 1 |          2          |  3  |   4   |   5   |   6   |    7   |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 1 | Перечислена         |10200|  371  |  31   |   -   |  8500  |
|   | предоплата          |     |       |       |       |        |
|   | поставщику          |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 2 | Отражена сумма      | 1700|  641  |  644  |   -   |    -   |
|   | налогового кредита  |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 3 | Оприходованы товары,| 8500|  281  |  631  |   -   |    -   |
|   | полученные от       |     |       |       |       |        |
|   | поставщика          |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 4 | Списана сумма       | 1700|  644  |  631  |   -   |    -   |
|   | налогового кредита  |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 5 | Произведен зачет    |10200|  631  |  371  |   -   |    -   |
|   | задолженностей      |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 6 | Передан товар со    | 8500|  282  |  281  |   -   |    -   |
|   | склада в розницу    |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 7 | Отражена сумма      | 2800|  282  |  285  |   -   |    -   |
|   | торговой наценки    |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 8 | Получена выручка от |13200|  301  |  702  | 11000 |    -   |
|   | реализации товара   |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 9 | Начислены налоговые | 2200|  702  |  641  |   -   |    -   |
|   | обязательства по НДС|     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 10| Отражена сумма      |  850|  282  |  285  |   -   |    -   |
|   | дополнительной      |     |       |       |       |        |
|   | торговой наценки    |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 11| Списана торговая    | 3300|  285  |  282  |   -   |    -   |
|   | наценка             |     |       |       |       |        |
|   | реализованных       |     |       |       |       |        |
|   | товаров             |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
|  Средний процент торговой наценки = (1100 грн. 4 - 2800 грн. + |
|  + 850 грн.) : (6600 грн. + 11300 грн. + 850 грн.) = 25%.      |
|  Сумма торговой наценки = 13200 грн. х 25% : 100% = 3300 грн.  |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 12| Списана             | 9900|  902  |  282  |   -   |    -   |
|   | себестоимость       |     |       |       |       |        |
|   | реализованных       |     |       |       |       |        |
|   | товаров             |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
|  Себестоимость реализованных товаров = 13200 грн. - 3300 грн. =|
|  = 9900 грн.                                                   |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 13| Списана на          | 9900|  791  |  902  |   -   |    -   |
|   | финансовый результат|     |       |       |       |        |
|   | себестоимость       |     |       |       |       |        |
|   | реализованных       |     |       |       |       |        |
|   | товаров             |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|
| 14| Списан на           |11000|  702  |  791  |   -   |    -   |
|   | финансовый результат|     |       |       |       |        |
|   | доход от реализации |     |       |       |       |        |
|   | товаров             |     |       |       |       |        |
|---|---------------------|-----|-------|-------|-------|--------|

    Итак,  если  предприятием  принято  решение  об   установлении
дополнительных наценок в ночное время на отдельные  виды  товаров,
то для того  чтобы  их  применение  было  правомерным,  необходимо
обеспечить:
    - наличие соответствующего распорядительного документа  (копия
которого должна находиться в торговом зале);
    - режим продажи товаров, на которые установлена дополнительная
наценка;
    - отражение  в  бухгалтерском  учете   продажи    товаров    с
дополнительной наценкой в ночное время.
    В  заключение   хотим    поблагодарить    за    сотрудничество
бухгалтеров,  принявших   активное    участие    при    обсуждении
рассматриваемого вопроса.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№98/02, стр. 17
[09.12.2002]
Виктория Матвеева
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------