Учет капитального строительства в неприбыльных организациях

------------------------------------------------------------------

    Как известно, предприятия (независимо от  форм  собственности,
организационно-правовых форм и видов деятельности) и  неприбыльные
организации (кроме бюджетных  учреждений)  руководствуются  единым
Планом счетов бухгалтерского учета.  Однако в связи со  спецификой
деятельности  неприбыльных  организаций  порядок    отражения    в
бухгалтерском  учете  отдельных  операций    требует    детального
освещения.  В данной публикации мы  рассмотрим  особенности  учета
операций по проведению  капитального  строительства  неприбыльными
организациями.
    В    рассматриваемой    ситуации    основными      источниками
финансирования капитального строительства религиозной  организации
являются добровольные пожертвования, поступающие от  физических  и
юридических лиц в виде денежных средств, строительных  материалов,
услуг. Поскольку такие пожертвования поступают в адрес религиозной
организации  для  осуществления  мероприятий  целевого  назначения
(капитального строительства), их учет необходимо вести в  порядке,
предусмотренном для целевого финансирования и целевых поступлений.
    В соответствии с Планом счетов бухгалтерского  учета  активов,
капитала, обязательств  и  хозяйственных  операций  предприятий  и
организаций, утвержденным приказом Минфина Украины от 30.11.99  г.
№ 291 ( z0892-99 ),  с  изменениями  и  дополнениями, неприбыльные 
организации учет источников финансирования ведут на счете 48.
    Добровольные    пожертвования,    полученные       религиозной
организацией  в  виде   целевого    финансирования    капитального
строительства, отражаются по кредиту  счета  48  и  дебету  счетов
учета  денежных  средств  (301  -  при  поступлении   добровольных
пожертвований в кассу, 311 - при зачислении на счет), запасов (205
- на стоимость строительных материалов).
    Средства, поступившие в качестве целевого  финансирования  для
проведения  капитального  строительства,  не  признаются   доходом
неприбыльной организации до тех пор, пока нет подтверждения  того,
что они получены и  организацией  выполнены  условия  относительно
такого  финансирования.    Полученное    целевое    финансирование
признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены
расходы, связанные с выполнением условий целевого  финансирования.
Другими словами, религиозная  организация  только  при  начислении
амортизации  такого  объекта отражает по дебету счета 48 и кредиту
субсчета 745  соответствующие  суммы,  т.  е.  доход  от  целевого
финансирования признается одновременно с начислением  амортизации,
что отражается по дебету субсчета 949 и кредиту  субсчета  131.  В
течение  всего  периода    строительства    расходы    религиозной
организации, связанные с капитальным строительством  (приобретение
строительных материалов,  оплата проектных,  строительно-монтажных
работ, расчеты с подрядчиками и т. п.),  накапливаются  по  дебету
субсчета 151. После  окончания  строительства  при  вводе  объекта
основных средств в эксплуатацию построенный объект зачисляется  на
баланс религиозной организации,  что  оформляется  актом  ввода  в
эксплуатацию.  Затраты  религиозной  организации  на   капитальное
строительство,  учитываемые  по  дебету  субсчета  151,  формируют
первоначальную стоимость сооружаемого объекта и при  вводе  такого
объекта в эксплуатацию относятся в дебет субсчета 103.
    Налоговые  последствия  вышерассмотренной    ситуации    будут
следующие.
    Добровольные пожертвования, а также  средства  или  имущество,
полученные безвозмездно или в виде безвозвратной финансовой помощи
неприбыльными  организациями,   к    числу    которых    относятся
религиозные,  согласно  п.п.  7.11.7  ст.  7  Закона  Украины   "О налогообложении прибыли предприятий" в  редакции  от  22.05.97  г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ),  с  изменениями и дополнениями (далее -
Закон  о  налоге  на  прибыль),  освобождены  от  налогообложения.
Следовательно, добровольные пожертвования, полученные  религиозной
организацией  на  проведение  капитального    строительства,    не
включаются в состав валового дохода.
    Для  целей  налогового  учета  основные  фонды    неприбыльных
организаций являются непроизводственными, поэтому их стоимость  не
под-лежит амортизации и не включается в  состав  валовых  расходов
согласно п.п. 5.3.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль. Этого мнения
ГНАУ придерживалась всегда,  о чем свидетельствует,  например,  ее
письмо  от  20.04.2001  г.  №  5237/7/15-0117 ( v5237225-01 ) (см.   
"Налоги и бухгалтерский учет" (спецвыпуск), 2002, № 19, с. 5).
    Таким образом, расходы религиозной организации,  связанные  со
строительством молитвенных домов, не амортизируются и при этом  не
относятся в состав валовых расходов.
    Рассмотрим  на  числовом  примере    порядок    отражения    в
бухгалтерском  учете    операций,    связанных    с    капитальным
строительством, а также представим,  в  каких  строках  Налогового
отчета  об  использовании  средств  неприбыльными  учреждениями  и
организациями  (далее   -  Налоговый   отчет)    будут    отражены
соответствующие данные.
    Религиозной организацией получены  добровольные  пожертвования
от физических и юридических  лиц  на  проведение  строительства  в
виде:
    - денежных средств - в сумме 320000 грн.;
    - строительных материалов - на сумму 110000 грн.
    На  добровольных  началах  выполнены    работы    капитального
характера - 3000 грн.
    За счет  поступивших  добровольных  пожертвований  религиозной
организацией были осуществлены следующие операции:
    -  оплачены  расходы,  связанные  с   получением    документов
разрешительного  характера  на   проведение    строительства,    -
1800 грн.;
    - оплачен счет проектной организации на сумму 6000 грн.;
    - приобретены строительные материалы на сумму 280000 грн.;
    - оплачены    счета    подрядчиков       за        выполненные
строительно-монтажные работы - 18000 грн.
    Первоначальная стоимость построенного объекта основных средств
равна

    418800 грн. = 1800 грн. + 6000 грн. + 280000 грн. + 18000 грн.
+ 110000 грн. + 3000 грн.

    В  марте  2003  года  объект  основных  средств    введен    в
эксплуатацию.
    Начислена амортизация за апрель 2003 года в сумме 600 грн.
    Религиозная организация не является плательщиком НДС.

|---|---------------------|-------|--------------------|---------|
| № | Содержание операции | Сумма,| Бухгалтерский учет |Налоговый|
|п/п|                     |  грн. |----------|---------|  отчет  |
|   |                     |       |   дебет  |  кредит |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 1 | Поступили доброволь-| 320000|    311   |    48   |  6.1.1  |
|   | ные пожертвования в |       |          |         |         |
|   | виде денежных       |       |          |         |         |
|   | средств             |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 2 | Поступили доброволь-| 110000|    205   |    48   |  6.1.1  |
|   | ные пожертвования в |       |          |         |         |
|   | виде строительных   |       |          |         |         |
|   | материалов          |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 3 | Оплачены расходы,   |   1800|    371   |   311   |  9.2.9  |
|   | связанные с         |       |          |         |         |
|   | получением докумен- |       |          |         |         |
|   | тов разрешительного |       |          |         |         |
|   | характера           |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 4 | Отражены затраты,   |   1800|    151   |   631   |    -    |
|   | связанные с         |       |          |         |         |
|   | получением          |       |          |         |         |
|   | документов          |       |          |         |         |
|   | разрешительного     |       |          |         |         |
|   | характера           |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 5 | Оплачен счет        |   6000|    371   |   311   |  9.2.9  |
|   | проектной           |       |          |         |         |
|   | организации за      |       |          |         |         |
|   | разработку проектной|       |          |         |         |
|   | документации        |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 6 | Отражены затраты,   |   6000|    151   |   631   |    -    |
|   | связанные с         |       |          |         |         |
|   | разработкой         |       |          |         |         |
|   | проектной           |       |          |         |         |
|   | документации        |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 7 | Перечислена         | 280000|    371   |   311   |  9.2.9  |
|   | предоплата за       |       |          |         |         |
|   | строительные        |       |          |         |         |
|   | материалы           |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 8 | Получены            | 280000|    205   |   631   |    -    |
|   | строительные        |       |          |         |         |
|   | материалы           |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 9 | Переданы            | 390000|    151   |   205   |    -    |
|   | строительные        |       |          |         |         |
|   | материалы для       |       |          |         |         |
|   | сооружения объекта  |       |          |         |         |
|   | основных средств    |       |          |         |         |
|   | (390000 грн. =      |       |          |         |         |
|   | = 110000 грн. +     |       |          |         |         |
|   | + 280000 грн.)      |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 10| Произведен зачет    | 287800|    631   |   371   |    -    |
|   | задолженностей      |       |          |         |         |
|   | (287800 грн. =      |       |          |         |         |
|   | = 1800 грн. +       |       |          |         |         |
|   | + 6000 грн. +       |       |          |         |         |
|   | + 280000 грн.)      |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 11| Выполнены работы    |   3000|    151   |    48   |    -    |
|   | капитального        |       |          |         |         |
|   | характера на        |       |          |         |         |
|   | безвозмездной       |       |          |         |         |
|   | основе              |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 12| Перечислена         |  10000|    371   |   311   |  9.2.9  |
|   | предоплата          |       |          |         |         |
|   | подрядной           |       |          |         |         |
|   | организации         |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 13| Отражены затраты,   |  10000|    151   |   631   |    -    |
|   | связанные со        |       |          |         |         |
|   | строительно-мон-    |       |          |         |         |
|   | тажными работами    |       |          |         |         |
|   | (подписан акт       |       |          |         |         |
|   | выполненных работ   |       |          |         |         |
|   | с подрядчиками)     |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 14| Произведен          |   8000|    371   |   311   |  9.2.9  |
|   | окончательный       |       |          |         |         |
|   | расчет с подрядной  |       |          |         |         |
|   | организацией        |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 15| Подписан акт        |   8000|    151   |   631   |    -    |
|   | выполненных работ   |       |          |         |         |
|   | с подрядчиками      |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 16| Произведен зачет    |  18000|    631   |   371   |    -    |
|   | задолженностей      |       |          |         |         |
|   | (18000 грн. =       |       |          |         |         |
|   | = 10000 грн. +      |       |          |         |         |
|   | + 8000 грн.)        |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 17| Введен в эксплуата- | 418800|    103   |   151   |    -    |
|   | цию построенный     |       |          |         |         |
|   | объект основных     |       |          |         |         |
|   | средств             |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|
| 18| Начислена           |    600|    949   |   131   |    -    |
|   | амортизация в       |       |          |         |         |
|   | апреле 2003 года    |       |          |         |         |
|---|---------------------|-------|----------|---------|---------|

    В данном примере расходы религиозной организации, связанные со
строительством  молитвенных  домов,  отражаются  по   строке 9.2.9
"Сумма  расходов  на  другие  цели,   предусмотренные    уставными
документами" Налогового отчета.  Это объясняется тем, что в данном
случае  молитвенные  дома   будут    использоваться    религиозной
организацией   для    разных    целей,    а    не    только    для
духовно-просветительской работы с населением.
    В зависимости от того, для каких  целей  будет  использоваться
построенный  объект  основных  средств   (для    просветительской,
образовательной или другой деятельности), расходы на строительство
таких объектов подлежат отражению в соответствующих строках  9.2.1
- 9.2.9 Налогового отчета.  То есть если  можно  четко  определить
функциональное назначение  строящегося  объекта,  расходы  на  его
строительство  будут  отражаться   по    соответствующей    строке
Налогового  отчета.  Например,  если    религиозная    организация
осуществляет строительство объекта, в  котором  будет  размещаться
воскресная  школа,  то  расходы  на  его  строительство   подлежат
отражению по строке 9.2.6  "Расходы,  осуществляемые  неприбыльной
организацией для проведения просветительской деятельности".
    Учитывая, что деятельность  неприбыльных  организаций  таит  в
себе множество нюансов, связанных с налогообложением, редакция, со
своей стороны, обращается к вам, уважаемые читатели.  Если  у  вас
возникают вопросы, на которые вы не  можете  самостоятельно  найти
ответ, направляйте их к нам в редакцию, и мы всегда будем рады вам


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№10/03, стр. 39
[03.02.2003]
Виктория Матвеева
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------