Наше предприятие - издательство - осуществляет следующие  виды
    деятельности:
    - издание и продажа  журнала  с  размещением  рекламы  на  его
    страницах;
    - издание каталогов о продукции и фирмах, информация о которых
    носит рекламный характер и оплачена как реклама.
    Т. о.,  мы  осуществляем  деятельность  как  освобожденную  от
    уплаты НДС (льготируемые операции), так и облагаемую НДС.
    Подскажите,  пожалуйста,   каким  образом  можно  распределить
    НДС,  уплаченный предприятию  за  услуги  по  печати,  если  в
    его  налоговой  накладной  в  графе  "наименование"   написано
    "журналы", ведь затраты на печать журнала включают  и  затраты
    на  печать  рекламы,   по    которой    возникают    налоговые
    обязательства.

    * * *

    Прежде всего необходимо отметить, что рекламная деятельность в
Украине регулируется Законом Украины "О рекламе"  от  03.07.96  г.
№ 270/96-ВР  ( 270/96-ВР ) с изменениями  и  дополнениями (далее -
Закон о рекламе).
    Издательская деятельность, в т. ч. и деятельность  по  выпуску
печатных средств массовой информации, регулируется:
    1)  Законом    Украины    "Об    издательской    деятельности"
от  05.06.97  г.   №  318/97-ВР  ( 318/97-ВР )  с  изменениями   и
дополнениями (далее - Закон об издательской деятельности);
    2) Законом Украины "О печатных средствах  массовой  информации
(прессы)  в  Украине"  от  16.11.92 г.  №  2782-ХII  ( 2782-12 ) с
изменениями и дополнениями (далее - Закон о прессе).
    В  соответствии  со  ст. 1 Закона об издательской деятельности
( 318/97-ВР ):
    -  издательство  -  специализированное  предприятие,  основным
видом  деятельности  которого  является  подготовка    и    выпуск
издательской продукции;
    -  издательская  организация  -  предприятие,  учреждение  или
организация, уставом которой наряду с другими видами  деятельности
предусмотрена подготовка и выпуск издательской продукции;
    - издательская продукция - совокупность изданий, назначенных к
выпуску или выпущенных издателем (издателями);
    -  издание  -  произведение   (документ),    которое    прошло
редакционно-издательскую  обработку,  изготовленное    печатанием,
тиснением или иным способом, содержит информацию,  предназначенную
для  распространения,  и  отвечает  требованиям    государственных
стандартов,  других   нормативно-правовых    актов    относительно
издательского  оформления,   полиграфического    и    технического
исполнения.
    В  соответствии  со  ст. 1  Закона  о  печати  ( 2782-12 ) под  
печатными  средствами  массовой  информации  (прессой)  в  Украине   
понимают  периодические  издания,  которые  выходят под постоянным 
названием,  с  периодичностью один  и  более  номеров (выпусков) в 
течение   года  на  основании  свидетельства   о   государственной 
регистрации.
    В соответствии со ст. 1 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ):
    - реклама - это специальная информация о лицах или  продукции,
распространяемая в любой форме и любым способом  с  целью  прямого
или косвенного получения прибыли;
    - производитель рекламы - лицо, которое полностью или частично
осуществляет производство рекламы;
    - распространитель  рекламы  -  лицо,  которое    осуществляет
распространение рекламы любыми рекламными средствами.
    Поскольку ваше предприятие фактически  осуществляет  два  вида
деятельности, а именно:
    1) рекламную  деятельность  в    качестве    изготовителя    и
распространителя рекламы;
    2) издательскую деятельность путем  издания  печатных  средств
массовой информации и другой издательской продукции,  в  частности
каталога  о  продукции и фирмах,  с  точки зрения Закона о рекламе
( 270/96-ВР )  и  Закона  о  печати  ( 2782-12 )  данное   издание 
является печатным рекламным изданием.
    В  свою  очередь,  налоговым  законодательством  Украины,    в
частности:
    1) Законом Украины  "О  налогообложении  прибыли  предприятий"
от 28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ) в редакции Закона Украины
от 22.05.1997  г.  № 283/97-ВР  ( 283/97-ВР )   с   изменениями  и
дополнениями (далее - Закон о прибыли);
    2)  Законом  Украины  "О  налоге  на  добавленную   стоимость"
от  04.04.97  г.   №  168/97-ВР   ( 168/97-ВР )  с  изменениями  и
дополнениями  (далее  -  Закон о  НДС),   предусмотрены  различные
способы налогообложения указанных операций.
    Так, доходы от осуществления рекламной деятельности включаются
в состав валовых доходов и  облагаются  НДС  на  общих  основаниях
(пп. 3.1.1 ст. 3 Закона о НДС ( 168/97-ВР )).
    Доходы от  осуществления  издательской  деятельности  временно
до 01.01.2004  г.  не  включаются  в  состав  валовых  доходов   и
соответственно  расходы,  понесенные  при   осуществлении    такой
деятельности, не включаются в состав валовых расходов на основании
п. 7.19, 7.20 ст. 7 Закона о прибыли ( 334/94-ВР ).
    Кроме того, в соответствии с пп. 5.1.2  ст.  5  Закона  о  НДС
( 168/97-ВР )   операции    по   продаже   (подписке)  и  доставке
периодических  изданий  печатных  средств   массовой    информации
отечественного  производства,  а   также    книг    отечественного
производства освобождены от налогообложения,  а  следовательно,  в
соответствии  с нормами Закона о НДС ( 168/97-ВР ) предприятие  не
имеет права на налоговый кредит по таким операциям.  Обращаем ваше
внимание, что  для  получения  льготы  по  НДС  по  продаже  вашей
продукции, в частности каталога о продукции и фирмах,  необходимо,
чтобы данное издание имело статус  либо  периодического  печатного
издания, либо "книги отечественного производства".
    Тем не менее, при отражении  хозяйственных  операций  зачастую
предприятие сталкивается с ситуацией, когда невозможно  достоверно
определить связь понесенных расходов с той или иной деятельностью.
В частности,  к  таким  расходам  могут  быть  отнесены  накладные
расходы,  а  также  общехозяйственные   расходы,    связанные    с
управлением и  обслуживанием  предприятий,  со  сбытом  (продажей)
продукции.  В  таких  случаях   указанные    расходы    необходимо
распределить.  Хотим отметить, что ни Законом о налоге на прибыль,
ни Законом о НДС ( 168/97-ВР ) не установлен порядок распределения
расходов.  Комитет ВР Украины по вопросам  финансов  и  банковской
деятельности  в  своем  Письме  "Относительно   налоговых    льгот
субъектам  издательского  дела"  от  23.10.2001  г.  №   06-10/609
( v06-1450-01 )  предлагает  определить такие  расходы по аналогии
определения  суммы  амортизационных  отчислений  по  тем  основным
фондам, которые используются для получения освобожденных  доходов:
исходя из удельного  веса  доходов,  полученных  от  других  видов
деятельности (которые подлежат включению в состав валовых  доходов
на общих основаниях), отнесенных к общей сумме полученных  валовых
доходов (с учетом  дохода,  полученного  от  продажи  издательской
продукции). Рассмотрим условный пример.

    ПРИМЕР 1

    1. Издательство получило:
    - доход от подписки периодических изданий  в  сумме 2 000 грн.
(без НДС);
    - доход от размещения  на  страницах  своего  издания  рекламы
заказчика в сумме 1446 грн.,  в  т. ч.  НДС - 240  грн.,  налог  с
рекламы 0,5% - 6 грн.
    2. Удельный вес доходов  от  рекламной  деятельности  в  общей
сумме доходов:

    1446 / (1446 + 2000) = 0,4196.

    3. Удельный вес доходов от издательской деятельности  в  общей
сумме доходов:

    2000 / (1446 + 2000) = 0,5804.

    4. Для осуществления хозяйственной деятельности были  понесены
следующие расходы:
    1) приобретены материальные  ценности  на  сумму 1 200 грн., в
т. ч.  НДС - 200 грн.  С  учетом  найденного  ранее   коэффициента
понесенные расходы распределяются следующим образом:
    - для осуществления рекламной деятельности:

    1200 х 0,4196 = 503,52 грн., в  т.  ч.  НДС : 200  х  0,4196  =
    83,92 грн.;

    - для осуществления издательской деятельности:

    1200 х 0,5804 = 696,48 грн.;

    2) оплачены услуги по печати издания - 1080 грн.,  в т. ч. НДС
- 180 грн.
    С учетом  найденного  ранее  коэффициента  понесенные  расходы
распределяются следующим образом:
    - для осуществления рекламной деятельности:

    1080 x 0,4196 = 453,17 грн.,  в  т.  ч.  НДС : 180 x 0,4196  =
    75,52 грн.

    - для осуществления издательской деятельности:

    1080 x 0,5804 = 626,83 грн.

    Альтернативным методом распределения  может  послужить  метод,
изложенный  в  Письме  ГНАУ  от  14.02.2002  г.  №  2685/7/15-1217
( v2685225-02 ).    Согласно    данному    Письму    расходы     и
амортизационные  отчисления,     непосредственно    связанные    с
предоставлением  рекламных  услуг,  определяются  в    таком    же
пропорциональном соотношении к расходам, а  также  амортизационным
отчислениям, понесенным во  время  подготовки  отдельного  выпуска
издания,  как  и  соотношение   размера    рекламных    материалов
(информации) к общему размеру отдельного выпуска издания.

    ПРИМЕР 2

    1. При  издании  одного  номера  печатной  продукции    размер
рекламных материалов (информации) в общем размере издания составил
25%.
    2. На  издание  1  номера  печатной  продукции  были  понесены
следующие расходы:
    1) приобретены материальные ценности на сумму 1 200 грн.  (НДС
- 200 грн.), в том числе:

    - для осуществления рекламной деятельности:

    1200 х 0,25 = 300 грн. (НДС - 50 грн.);

    - для осуществления издательской деятельности:

    1200 х 0,75 = 900 грн.;

    2) оплачены услуги по  печати  издания  -  1080  грн.  (НДС  -
180 грн.), в том числе:
    - для осуществления рекламной деятельности:

    1080 х 0,25 = 270 грн. (НДС - 45 грн.);

    - для осуществления издательской деятельности:

    1080 x 0,75 = 810 грн.;

    3) заработная плата  работников  и  отчисления  на  социальные
мероприятия от заработной платы в сумме 600 грн., в том числе:
    - для осуществления рекламной деятельности:

    600 x 0,25 = 150 грн.;

    - для осуществления издательской деятельности:

    600 x 0,75 = 450 грн.;

    4) амортизация - 300 грн., в том числе:

    - для осуществления рекламной деятельности:

    300 x 0,25 = 75 грн.;

    - для осуществления издательской деятельности:

    300 х 0,75 = 225 грн.

    В  отношении  печатного  рекламного  издания  -  каталога    о
продукции  и  фирмах  необходимо  отметить,  что  деятельность  по
выпуску такого издания  подразумевает  получение  доходов  как  от
размещения рекламы, так и доходов от реализации самого  рекламного
издания.  При этом, предприятие может и  не  получать  второй  вид
доходов, поскольку такое издание может распространяться бесплатно.
    В  любом  случае,  для  распределения  расходов  и  налогового
кредита,  на  наш  взгляд,  можно  воспользоваться    приведенными
методами.
    При бесплатном распространении данного каталога, учитывая, что
рекламная информация занимает  100%  размера  издания,  дохода  от
осуществления издательской деятельности не предполагается, расходы
(и амортизационные отчисления),  понесенные  в  связи  с  выпуском
этого рекламного издания, должны в  полном  размере  включаться  в
валовые расходы с правом выделения налогового кредита,  указанного
в налоговых накладных в полной сумме.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№11/03, стр. 39
[14.03.2003]
Татьяна Крысенко
Консультант по вопросам учета и налогообложения
------------------------------------------------------------------