Если рассчитали но не рассчитывались

    - что будет?

    В июне наше предприятие обнаружило ошибку в декларации по  НДС
    за февраль 2003 года и 30 июня представило уточняющий  расчет.
    Однако  по  определенным   причинам    налог,    дополнительно
    появившийся за февраль 2003 года, и 5%-ный штраф  не  уплачены
    до сих пор. Что грозит нашему предприятию?

    * * *

    Согласно п/п. 17.2 Закона "О порядке погашения..." ( 2181-14 ) 
{1}  плательщик,  обнаруживший  ошибку,  обязан  выбрать  один  из  
двух вариантов:
    а) либо направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты
и штраф в размере  5%  от  такой  суммы  до  представления  такого
уточняющего расчета;
    б) либо отразить сумму недоплаты, увеличенную на сумму 5%-ного
штрафа, в составе текущей налоговой декларации.
    Как видно из вопроса, предприятие пошло первым путем. {2}
    Необходимо  обратить  особое  внимание  на   то,    что    при
представлении уточняющего расчета с  01.04.2003  г. {3}  действует
принципиально новое правило: "Сначала уплати недоплату и штраф,  а
затем  представляй  уточняющий  расчет".  Очевидно,  что    данное
нововведение прошло мимо вашего предприятия.  Эта невнимательность
вас и подвела.
    Напомним,  что  прежняя  редакция  п.  17.2  не  требовала  от
плательщика, допустившего ошибку,  сначала  уплатить  недоплату  и
штраф и лишь затем представлять уточняющий расчет.  Старый п. 17.2
только выдвигал условие, чтобы самостоятельное обнаружение  ошибки
(представление уточненной декларации) и погашение суммы  недоплаты
и 10%-ного штрафа  произошли  до  начала  проверки  контролирующим
органом.  А в какой последовательности осуществить эти действия  -
должен был решать сам плательщик.
    Не  требовала  (тогда)  предварительной  уплаты  и  ГНАУ.  Как
известно, налоговое  разъяснение  относительно  предельных  сроков
уплаты  налогового  обязательства,  определенного  плательщиком  в
новой (уточненной) налоговой декларации,  содержащей  исправленные
показатели,  утвержденное  приказом ГНАУ  от  22.10.2002 г.  № 503 
( v0503225-02 ) {4},  действовавшее при старой  редакции  п. 17.2,  
устанавливало,  что предельный срок уплаты налоговых  обязательств  
и  штрафа  по  уточненной  декларации  по  общему  правилу  должен  
совпадать с предельным сроком погашения  налогового  обязательства  
за  тот  отчетный  (налоговый)  период,  на   который   приходится    
дата представления уточненной налоговой декларации.
    Исключение  составляли  шесть  налогов:   подоходный    налог,
акцизный сбор, хмелесбор, налог с владельцев транспортных средств,
единый налог и налог на прибыль.  Однако ГНАУ  требовала  уплатить
недоплату и штраф до момента  представления  уточненной  налоговой
декларации лишь в отношении единого налога и хмелесбора. {5}
    Кстати,  законность  требования  относительно  предварительной
уплаты ЕН и хмелесбора вызывала очень большие сомнения.)
    Теперь  разберемся,  какие  последствия   ждут    предприятие,
нарушившее новые требования п. 17.2.  Как  нам  кажется,  наиболее
типичными являются два нарушения:
    1)  плательщик  не  уплачивает  своевременно  {6}  как   сумму
недоплаты,  так  и  5%-ный штраф  (вариант № 1, который  и  был  в
вопросе);
    2)  плательщик  вовремя  не  уплачивает  только  5%-ный  штраф
(вариант № 2) {7}.
    В качестве базового рассмотрим вариант, при котором плательщик
своевременно не погашает как недоплату, так и 5%-ный штраф.
    Прежде всего, напомним, что в прежней редакции п. 17.2  Закона
указывалось,  что  лишь  выполнение  всех  действий    (то    есть
самостоятельное обнаружение ошибки, погашение недоплаты и  штрафа)
освобождает  плательщика  от  штрафов  по  п/п.  17.1.2-17.1.7,  а
также  от  админштрафов.  В  новой  редакции    указание    насчет
освобождения  от  штрафов  по  названным  подпунктам  по  какой-то
причине исчезло.  Однако это не означает, что теперь на  злостного
нарушителя  п.  17.2  свалится  автоматически  вся    совокупность
штрафов, установленных в ст. 17 Закона "О порядке погашения...".
    Разберемся с каждым штрафом отдельно.
    Штрафы по п/п. 17.1.1 и 17.1.2 вашему предприятию, нарушившему
п. 17.2,   однозначно  не  светят.  Ведь   налоговые    декларации
представлены вами своевременно.
    Штрафы по п/п. 17.7.5 и 17.1.6, на наш взгляд, также не  могут
применяться к нарушителю п. 17.2. Если  предприятие  в  уточняющем
расчете доначислило себе налоговые обязательства, оно тем самым на
основании  п.  5.1  Закона  {8}  пересогласовало  свои   налоговые
обязательства за февраль 2003 года.  Естественно, в такой ситуации
налоговый орган  не  может  самостоятельно  доначислить  налоговые
обязательства по основаниям, изложенным в п/п. 4.2.2  "б"  Закона.
Ведь документальная проверка никак не может  определить  занижение
или  завышение  налоговых    обязательств,    зафиксированных    в
декларации. {9}
    Правда,  налоговики  могут  с  этим  выводом  не  согласиться.
Некоторые основания опасаться такого  несогласия  дает,  например,
п. 24  Порядка  заполнения  и  представления  отчета   о    суммах
начисленного  сбора  на  развитие  виноградарства,  садоводства  и
хмелеводства,  утвержденного приказом ГНАУ от 28.03.2002 г. №  133 
( z0369-02 ),  {10}  в  котором   установлено:   если   плательщик 
хмелесбора  представил  уточненный  отчет,  но  не  уплатил  сумму 
недоплаты и штраф, суммы  из  уточненного отчета по лицевому счету 
не проводятся.  Если  подобный  подход  будет  распространен  и на 
другие  налоги,  то  в  таком  случае  налоговики,   не  признавая 
исправление, могут доначислить  налоговые обязательства исходя  из  
прежних  данных,   зафиксированных  в  первоначальной  (ошибочной)  
декларации.
    Однако мы считаем, что подобные  действия  будут  незаконными.
Ведь у налоговиков нет права не признавать  уточняющий  расчет  на
том основании,  что плательщик не уплатил недоплату и штраф. Пункт
5.1 Закона к пересогласованию налоговых обязательств не  выдвигает
никаких других условий, кроме  представления  уточняющего  расчета
или отражения правильных цифр в текущей декларации.
    Штраф по п/п. 17.1.4 тоже должен миновать нарушителя п.  17.2.
Ведь  в  рассматриваемой  ситуации  налоговому    органу    нечего
доначислить при камеральной проверке (никаких методологических или
арифметических ошибок при  составлении  декларации  плательщик  (с
учетом исправления) не допустил).
    Возможность применения штрафов по п/п. 17.1.8 и 17.1.9 мы даже
не будем рассматривать - они явно не подходят.
    Итак,  остается  штраф  по  п/п. 17.1.7  (от  10 до 50%  суммы
налогового  долга),  который  налагается   в    случае    неуплаты
согласованного  налогового  обязательства  в  течение   предельных
сроков, определенных Законом "О порядке погашения...".  Он как раз
и является наиболее реальным в вашей ситуации.  Ведь вполне  можно
говорить о том, что Закон "О  порядке  погашения..."  в   п.  17.2
устанавливает для уплаты налоговых обязательств, задекларированных
(и тем самым согласованных) в уточняющем расчете, особый срок - до
представления уточняющего расчета.
    Поскольку  ваше  предприятие  не   уплатило    недоплату    до
представления уточняющего расчета, оно нарушило предельные  сроки,
установленные в п. 17.2, а значит, попадает под  10 - 20 - 50%-ный
штраф (в зависимости от срока  задержки)  от  суммы  недоплаты  по
налогу.  {11} Кстати, вашему предприятию есть смысл поторопиться и
уплатить недоплату до 30 июля, для того чтобы ограничиться 10%-ным
штрафом по 17.1.7  (налагается  при  задержке  до  30  календарных
дней).
    Разобравшись с недоплатой, перейдем к 5%-ному  штрафу.  Исходя
из п. 1.2,  1.3  и  1.5  Закона  {12}  5%-ный  штраф  также  можно
рассматривать  как  налоговое  обязательство  (по  крайней   мере,
налоговики в этом не сомневаются).  Поэтому срок "до представления
такого уточняющего расчета" можно трактовать как  предельный  срок
уплаты  штрафного  налогового  обязательства.  В   таком    случае
несвоевременная уплата  предприятием  5%-ного  штрафа  тоже  может
наказываться штрафом по п/п. 17.1.7, рассчитанным от суммы штрафа.
    В ситуации, когда предприятие своевременно уплатит  недоплату,
не уплатив при этом 5%-ный штраф  (см.  вариант  №  2),  штраф  по
п/п. 17.1.7 может быть начислен  лишь  на  сумму  5%-ного  штрафа.
Штраф по п/п. 17.1.7 на сумму недоплаты начисляться,  естественно,
не  должен.  Ведь  сумма  недоплаты  была  уплачена   плательщиком
своевременно - до представления уточняющего расчета.
    И в завершение  -  об  админштрафах.  Как  ни  странно,  после
01.04.2003 г.  ситуация  с    админштрафами    улучшилась.    Выше
отмечалось, что при действии прежней редакции п.  17.2  админштраф
не  налагался,  если  плательщик  обнаруживал  ошибку  до   начала
проверки и самостоятельно погашал сумму недоплаты и  штраф.  Новая
же  редакция  п.  17.2  утверждает,  что    при    самостоятельном
доначислении суммы налоговых обязательств административные  штрафы
не применяются.
    Как  нам  кажется,  направление  уточняющего    расчета    уже
свидетельствует о самостоятельном доначислении предприятием  своих
налоговых обязательств.  Так что уплатило предприятие недоплату  и
штраф или нет - для целей админштрафования  никакого  значения  не
имеет.  Хотя  мы  не  исключаем,   что    налоговики    попытаются
админоштрафовать не за нарушения  налогового  учета  (неправильное
исчисление налогов в феврале  2003  года),  а  за  несвоевременную
подачу платежных поручений на перечисление в июне 2003 года.

{1} Статью 17 данного Закона - см. в  "Бухгалтере"  №  13'2001  на
    с. 27т-29т.
{2} В отношении НДС - это неудивительно.  О проблемах, возникающих
    при  исправлении  НДСных  ошибок  в  текущей  декларации,    -
    см. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 40-41.
{3} Дата вступления в  силу  положений  Закона  от  20.02.2003  г.
    № 550-IV (см. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 32т), касающихся новых
    размеров штрафов.
{4} См. "Бухгалтер" № 1'2003, с. 26т-27т.
{5} Подробнее об этом - см. "Бухгалтер" № 43'2002, с. 28-31.
{6} То есть до представления уточняющего расчета.
{7} Возможна, конечно, ситуация, при  которой  плательщик  уплатит
    штраф,  но  не  уплатит  сумму  недоплаты.  Но  она   чересчур
    экзотична.
{8} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 7т.
{9} Разумеется, мы исходим  из  того,  что  предприятие  правильно
    доначислило себе налоговые обязательства в уточняющем расчете.
{10} См. "Бухгалтер" № 17'2002, с. 35.
{11} В  консультации   "Вестника   налоговой    службы    Украины"
     (№ 19'2002, с. 14-15), касавшейся,  правда,  единого  налога,
     был применен именно такой подход.
{12} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 1т-2т.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№27/03, стр. 46
[01.07.2003]
Станислав Погребняк
Консультант Верховной Рады, к.ю.н.
------------------------------------------------------------------