Основные основы

------------------------------------------------------------------

    Не ошибемся, если  скажем,  что  за  последние  несколько  лет
вопросы,  связанные  с  налогообложением  и  бухгалтерским  учетом
основных фондов, являются одними  из  самых  актуальных.  Об  этом
свидетельствует в первую очередь количество публикаций на эту тему
в журнале "Бухгалтер".
    И не удивительно: во-первых, эти вопросы касаются  практически
каждого предприятия, а во-вторых, все ведь  постоянно  изменяется!
{1}.
    Рассмотрим отдельные наиболее важные  и  интересные,  с  нашей
точки зрения, проблемы налогообложения и бухучета основных  фондов
(далее - ОФ).

    I. Общие понятия

    1. Что такое ОФ

    Как отмечалось в "Бухгалтере" №  7'2003  на  с.  41,  депутаты
наконец подкорректировали само  определение  ОФ  (см.  п/п.  8.2.1
Закона  О  Прибыли ( 334/94-ВР )  в  "Бухгалтере"   № 18'2003   на
с. 7т).  С  01.01.2003 г. оно увязывает почетный статус "основного
фонда" не  с  фактическим использованием на данном  предприятии  в
течение 365 дней, а с предназначением для такого использования.
    Правда,  в   письме   от   27.06.2003  г.   №   5768/6/15-1116
( v5768225-03 ) ГНАУ  неожиданно  заявила,  что  если  фактическое
использование ОФ составило менее  365  календарных  дней,  то  для
целей налогообложения такая материальная ценность основным  фондом
не является.  Остается надеяться, что в этом письме ГНАУ  отвечала
на вопрос, касавшийся налогообложения  ОФ  до  2003  года.  А  вот
Госкомпредпринимательства  в  письме  от  09.06.2003  г.  №   3429
( v3429563-03 ) подтвердил свою позицию, изложенную ранее в письме
от 17.03.2003 г. № 3-221/1486 ( v1486563-03 ) {2} : с 01.01.2003г.
для признания актива объектом  ОФ  значение  имеет  предполагаемый
срок его эксплуатации, а не фактический.
    Из  этого,  в  частности,  следует,  что  продажа    ОФ,    не
проработавших на предприятии 1 год,  после  01.01.2003  г.  должна
отражаться согласно ст. 8 Закона О Прибыли. {3}

    2. Что такое МНМА и как их учитывать

    В связи с отменой письма ГНАУ от 12.01.2001 г. № 286/7/15-1117
( v0286225-01 )  {4}  с  01.01.2003  г.  расходы  на  приобретение
малоценных необоротных материальных активов (МНМА) не  могут  быть
отнесены в состав валовых затрат (через перерасчет по п.  5.9),  а
относятся  на  увеличение  балансовой  стоимости   соответствующей
группы ОФ.
    Возможным  последствиям  такой   отмены  посвящена  статья   в
"Бухгалтере" № 11'2003 на с. 38 - 39. Напомним,  что  письмо  ГНАУ
от 04.03.2003 г. № 3584/7/15-1317 ( v3584225-03 ) (см. "Бухгалтер"
№  18'2003, с.  35т),  отозвавшее  ее  же  либеральное  письмо  от
12.01.2001 г., увидело свет лишь в марте 2003 года. В связи с этим
у предприятий, которые в 2003 году уже включили в валовые  затраты
расходы на приобретение МНМА согласно письму ГНАУ от 12.01.2001г.,
могут возникнуть проблемы.
    В "Бухгалтере"  №  23'2003  на  с.  41  предлагался  выход  из
сложившейся ситуации.  Он возможен благодаря январскому приказу об
изменении статуса предметов, приобретенных в январе 2003  года,  с
МНМА на МБП, в результате чего  никаких  исправлений  в  налоговом
учете делать будет не нужно.
    О том, как отражать в бухучете изменение  стоимостной  границы
МНМА, то есть надо  ли  при  повышении  стоимостного  порога  МНМА
переводить в их состав старые основные средства (далее -  ОС),  мы
говорили в "Бухгалтере" № 11'2003 (с. 46-47) и № 15'2003 (с. 40).

    II. Поступление ОФ

    1. Расходы на приобретение ОФ

    1.1. "Пусконаладочные" расходы

    В "Бухгалтере" № 19'2000 на  с.  21  рассматривалась  проблема
отражения в налоговом  учете  расходов,  связанных  с  испытанием,
наладкой и вводом в эксплуатацию приобретенных ОФ.
    С точки  зрения  бухучета (см.  п.  8  П(С)БУ  7  ( z0288-00 )
"Основные  средства"  в  "Бухгалтере"  №  47-48'2002  на  с.  32т)
рассматриваемые расходы должны  быть  капитализированы,  то  есть,
включены в состав стоимости ОФ.
    Теперь обратимся к налоговому учету.
    Придирчивое  прочтение  п/п.  8.4.1  {5}  Закона  О   Прибыли,
особенно в сравнении с п/п. 8.4.2  {5},  приводит  к  выводу,  что
расходы на наладку, испытание и пр. вряд ли могут быть отнесены  к
"другим расходам" в связи с приобретением ОФ. {6}
    Следовательно, смелые плательщики расходы на  пуск-наладку  не
включают в  состав  амортизируемой  стоимости,  а  непосредственно
относят на валовые затраты по п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли {7}  как
суммы  любых  расходов,  уплаченных  (начисленных)  в   связи    с
подготовкой,  организацией,  ведением    производства,    продажей
продукции (работ, услуг).
    А  вот  при  создании  ОФ   хозяйственным    способом    такой
неоднозначности не будет, поскольку п/п. 8.4.2 предусмотрено,  что
расходы, связанные с вводом в эксплуатацию, должны амортизировать.

    1.2. Сбор в Пенсионный фонд

    Не изменился подход ГНАУ  и  в  отношении  пенсионного  сбора,
уплаченного  при  приобретении   ОФ.    Так,    в    консультации,
опубликованной в "Вестнике налоговой  службы  Украины"  №  3/2003,
ГНАУ  подтвердила  свое  мнение,  высказанное  ранее   в    письме
от  21.01.99  г.  № 465/5/15-1116 ( v0465225-99 ) (см. "Бухгалтер"
№ 10'2000,  с.  86-87),  а  также  в  других  консультациях  (см.,
например, "Бухгалтер" № 20'2002,  с.  14т):  пенсионный  сбор  при
приобретении ОФ увеличивает их балансовую стоимость.  Мы  с  таким
подходом  не  согласны  (контраргументы  -  см.  в    "Бухгалтере"
№ 21'2001 на с. 32-33).

    1.3. Проценты по товарному кредиту

    В письме  от  21.10.2002 г.  № 8208/5/15-2116  ( v8208225-02 )
(см. "Бухгалтер" № 18'2003,  с.  24т-25т)  ГНАУ  подтвердила,  что
проценты по любому кредиту, уплаченные при покупке ОФ,  включаются
в  валовые  затраты  предприятия  согласно  п/п.  5.5.1  Закона  О
Прибыли.  Однако следует помнить, что Госкомпредпринимательства  в
письме от 05.02.2002 г. № 1-221/640 ( v_640563-02 ) {8} указал  на
необходимость  увеличения  балансовой  стоимости  ОФ   на    сумму
уплаченных процентов по кредиту.
    В данном вопросе мы поддерживаем подход ГНАУ, который, как  ни
странно,  является  более  либеральным  и  логичным,  чем   подход
Госкомпредпринимательства.

    2. Внесение ОФ в УФ предприятия

    Законом от 24.12.2002 г. № 349-IV ( 349-15 ) п. 8.4  Закона  О
Прибыли  дополнен п/п. 8.4.11, в соответствии, с которым  операции
по внесению ОФ в УФ другого лица приравниваются к их продаже.
    Анализ  этого  подпункта,  осуществленный    в    "Бухгалтере"
№ 11'2003 (с. 40-41), привел нас к мнению, что никакой революции в
налогообложении  данная    норма    не    произведет,    поскольку
налогообложение операций инвестирования  в  виде  ОФ  было  и  так
неплохо урегулировано письмами ГНАУ и против амортизации таких  ОФ
никто не возражал. {9}
    Кстати, если в УФ вносятся  объекты  ОФ  группы  1  стоимостью
изначально меньше 1700 грн., то по разъяснениям ГНАУ (см. "Вестник
налоговой службы Украины" № 3/2003, с. 8-9) эти объекты  не  могут
признаваться ОФ, на которые распространяются нормы ст. 8 Закона  О
Прибыли, и потому их стоимость нельзя включать  в  состав  валовых
затрат согласно п/п. 8.3. 7 этого Закона, но можно амортизировать.
{10}
    В редакционном комментарии к этой консультации отмечалось, что
подход ГНАУ основан на формальном прочтении Закона О Прибыли. Ведь
если государство разрешает списать на затраты остаточную стоимость
объекта 1-й группы при достижении ею 1700  грн.,  то  в  ситуации,
когда стоимость  объекта   изначально  меньше  1700  грн.,  она  и
подавно должна включаться в валовые затраты.

    III. Бухгалтерский и налоговый учет эксплуатации ОФ

    1. Начало начисления амортизации ОФ

    В "Бухгалтере" № 7'2003 (с. 41-42) проанализированы  изменения
в отношении амортизации в обновленном Законе О  Прибыли.  Несмотря
на то, что  в  Законе  кардинально  изменилось  понятие налогового
периода (теперь это - квартал, полугодие,  три  квартала  и  год),
процедура расчета амортизации осталась неизменной, то  есть  нормы
амортизации по-прежнему следует применять к стоимости ОФ на начало
квартала.
    Вопрос же о дате начала амортизации ОФ,  к  сожалению,  так  и
остался  неурегулированным.  Еще  в  далеком  1998    году    (см.
"Бухгалтер" № 23'98, с. 25)  мы  высказывали  мнение  о  том,  что
амортизация ОФ, приобретенных  на  условиях  предоплаты,  начинает
начисляться со следующего квартала  после  понесения  расходов  на
приобретение ОФ.  Это  можно  аргументировать  тем,  что  Закон  О
Прибыли не содержит такого ограничения  для  амортизации  ОФ,  как
необходимость ввода их в эксплуатацию.
    Обращаем внимание на то, что ГНАУ с таким подходом до сих  пор
не  согласилась  (см.,  например,  ее  письмо  от  21.04.2003   г.
№ 3859/6/15-1116  ( v3859225-03 )  в  "Бухгалтере"  №  21'2003  на
с. 13) По мнению налоговиков, предоплаты за ОФ  амортизировать  не
могут, а "ждут" - в зависимости  от  группы  ОФ  -  либо  ввода  в
эксплуатацию, либо их оприходования, поскольку п.  11.2  Закона  О
Прибыли {11}, определяющий  дату  увеличения  валовых  затрат,  не
касается расходов, связанных с приобретением ОФ.
    ГНАУ считает,  что  ОФ  группы  1  начинают  амортизировать  с
квартала, следующего за кварталом их ввода в эксплуатацию. Объекты
же групп  2-4  могут  амортизировать  с  квартала,  следующего  за
кварталом  их  оприходования  (то  есть,  не  дожидаясь  ввода   в
эксплуатацию).  С  данным  выводом  можно  спорить,  особенно    в
отношении ОФ групп 2-4. Ведь в п/п. 8.3.5 Закона не говорится, что
для включения ОФ групп  2-4  в  балансовую  стоимость  группы  они
должны быть оприходованы. А согласно п/п. 8.1.2 Закона амортизации
подлежат расходы на приобретение и изготовление ОФ, а не они сами.
    Совпадение  же  даты  начала  амортизации  с  датой  ввода   в
эксплуатацию считаем справедливым только для расходов,  понесенных
на самостоятельное изготовление ОФ группы 1. Об этом говорится и в
консультации ГНАУ, опубликованной  в  "Вестнике  налоговой  службы
Украины" № 27/2001. {12}

    2. Переоценка основных средств

    Нюансы бухгалтерской переоценки основных средств на  страницах
нашего издания уже  рассматривались  (см.,  например,  "Бухгалтер"
№ 13'2000, с. 36-37, № 12'2001, с. 34).  В частности, бухгалтерам,
не   желающим    производить    переоценку    основных    средств,
рекомендовалось твердо стоять на том, что остаточная стоимость  их
основных средств либо вообще не отличается от  справедливой,  либо
если уж и отличается, то совсем незначительно.
    До недавнего времени под существенным отличием подразумевалось
10%-ное отклонение остаточной  стоимости  от  справедливой.  После
внесенных в П(С)БУ 7 изменений {13}  предприятиям  подарили  право
самостоятельно  определять  величину  существенности    {14}    и,
соответственно, решать, переоценивать  им  основные  средства  или
нет.
    В "Бухгалтере" № 24'2001 (с.  12-13)  мы  писали  о  невлиянии
бухгалтерской  переоценки  основных  средств  на  налоговый  учет.
Главный аргумент состоит в принципиальном различии между налоговым
и бухгалтерским учетом  ОФ-ОС:  правила  первого  задаются  ст.  8
Закона О Прибыли, а второго - П(С)БУ 7 "Основные средства".
    Похожий вывод содержится и в  письме  ГНАУ  от  26.02.2001  г.
№  2338/7/15-1117  ( v2338225-01 )  (см.  "Бухгалтер"  №  18'2003,
с. 36т-37т).
    Что же  такое  справедливая  стоимость  для  целей  переоценки
основных средств в соответствии с П(С)БУ? На этот вопрос попытался
ответить  Минфин  в  своем  письме  от  26.12.2001 г.  № 053-29201
( v9201201-01 )  {15}.  В  нем   он   сослался    на   определение
справедливой  стоимости  основных средств, приведенное в П(С)БУ 19
( z0499-99 ) "Объединение предприятий" {16},  а  также  в Методике
оценки   стоимости   имущества   при   приватизации,  утвержденной
Постановлением КМУ от 12.10.2000 г. № 1554 ( 1554-2000-п ).

    3. Индексация ОФ

    Порядок проведения индексации  предусмотрен  ст.  8  Закона  О
Прибыли.
    Напомним, что после изменений, внесенных в п/п. 8.3.3  Закона,
с 01.01.2003 г. отпала необходимость определять капитальный  доход
от  индексации  ОФ.  Поэтому  сегодня  результат  индексации    не
увеличивает валовой доход предприятия.  В то же время  индексация,
как и  раньше,  увеличивает  сумму  налоговой  амортизации  ОФ,  а
значит, уменьшает налогооблагаемую прибыль. Поэтому начиная с 2003
года проведение  индексации  выгодно  для  предприятия,  желающего
платить меньше.  Правда, нужно  помнить,  что  право  на  инфляцию
возникает, только если годовая инфляция превысит 10%.

    (Продолжение - в следующем выпуске)

{1} Чего    стоят    понижающие    коэффициенты,    изъятие    10%
    амортотчислений в бюджет,  "пообъектная"  статья  7  Закона  о
    Госбюджете-2002, знаменитое письмо ГНАУ об МНМА...
{2} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 13т.
{3} Кстати, такой же позиции мы придерживались и до 01.01.2003 г.
    Статью 8 Закона О Прибыли - см. в  "Бухгалтере"  №  4'2003  на
    с. 38т-43т или в № 18'2003 на с. 6т-11 т.
{4} См. "Бухгалтер" № 20'2002, с. 39т-40т.
{5} Для наглядности приведем фрагменты упомянутых подпунктов:

    "8.4.1.  В  случае  осуществления  расходов  на   приобретение
    основных фондов балансовая  стоимость  соответствующей  группы
    увеличивается на сумму  стоимости  их  приобретения  с  учетом
    транспортных и страховых платежей, а  также  других  расходов,
    понесенных в связи с таким приобретением "...".
    8.4.2. В  случае  осуществления  расходов  на  самостоятельное
    изготовление  основных  фондов   плательщиком    налога    для
    собственных  производственных  нужд    балансовая    стоимость
    соответствующей группы основных фондов увеличивается на  сумму
    всех  производственных  расходов,   понесенных    плательщиком
    налога, связанных с их изготовлением и вводом в  эксплуатацию,
    а  также  расходов  на  изготовление  таких  основных  фондов,
    имеющих другие источники финансирования "..."".
{6} Поскольку это расходы не в  связи  с  таким  приобретением,  а
    скорее на "доведение основных средств до состояния" (см. п.  8
    П(С)БУ 7).
{7} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 15т.
{8} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 24т.
{9} Подробнее - см. "Бухгалтер" № 11'2003, с. 40-41.
{10} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 29т-30т.
{11} См. "Бухгалтер" № 4'2003, с. 45т-46т.
{12} См. "Бухгалтер" № 18'2003, с. 20т-21т.
{13} Приказ Минфина  от  25.11.2002  г.  №  989  (см.  "Бухгалтер"
     № 47-48'2002, с. 32т).
{14} О том, как оценка существенности влияет  на  бухгалтерский  и
     налоговый учет, - см. "Бухгалтер" № 41'2002, с. 47-49.
{15} См. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 19.
{16} См. "Бухгалтер" № 47-48'2002, с. 75т.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№28/03, стр. 34
[01.07.2003]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------