Как округлить 0,06? - Если доход, то 0,1. Если затраты, то 0,0.

------------------------------------------------------------------

    Бывает,  что  из-за  округления  показателей  в  декларации  о
прибыли у  предприятия  получается,  что  указанное  в  декларации
налоговое обязательство не  совпадает  с  данными  его  налогового
учета, исчисленными в  гривнях.  Ну  и  как  же  в  таких  случаях
поступать?
    Рано или  поздно  с  подобной  ситуацией  сталкивается  каждый
плательщик налога на прибыль - по причине того, что  декларация  о
прибыли составляется в тысячах гривень с одним десятичным  знаком.
Честно  говоря,  "абсолютный  рецепт"  предложить  тут  достаточно
сложно.
    То,  что  показатели  декларации  должны  корреспондировать  с
данными налогового учета,  следует из п. 1.6  Порядка  составления
декларации по налогу на прибыль предприятия (далее - Порядок) {1},
в котором говорится:

    "Данные,  приведенные  в  декларации,  должны   подтверждаться
    первичными  документами  учета  и  соответствовать  налоговому
    учету (отчетности) {2}".

    Из смысла цитаты следует, что  в  этой  норме  подразумевается
налоговый учет, ведущийся на предприятии.
    Единственные  же  разъяснения  по  вопросу  ведения  регистров
налогового  учета  содержались  в  утвержденных    Минфином    {3}
Рекомендациях по бухгалтерскому учету  валовых  затрат  и  валовых
доходов.  В них со ссылкой на утратившее  силу  Постановление  КМУ
от 03.04.93 г. № 250 ( 250-93-п ) говорилось, что

    "предприятие  может   самостоятельно    установить"    порядок
    накопления данных о валовых доходах  и  валовых  затратах  без
    записей в системе регистров и счетов  бухгалтерского  учета  с
    последующим  использованием  таких  данных  для    составления
    налоговой декларации и  налоговой  отчетности.  Предприятия  и
    организации (кроме бюджетных учреждений) могут также обобщение
    данных о  валовых  затратах  и  валовых  доходах  осуществлять
    записями в системе регистров и счетов бухгалтерского учета  по
    рекомендациям, изложенным ниже".

    Как видим, раньше предприятие имело право вести налоговый учет
валовых доходов (расходов) как в  регистрах  бухгалтерского  учета
(на счетах 18 "Валовые затраты" и 48 "Валовые доходы"), так и  без
них.
    Ну а сейчас на счетах  бухгалтерского  учета  вести  налоговый
учет, естественно, не получается - по банальной причине отсутствия
подходящих счетов.  И поскольку согласно Инструкции  о  применении
Плана счетов {4}  введение  новых  синтетических  счетов  является
прерогативой  Минфина  {5},  на  данный   момент    в    регистрах
бухгалтерского учета валовые доходы  (затраты)  записывать  нельзя
{6}.
    Таким образом, учет указанных  данных  теперь  остается  вести
отдельно от бухгалтерского учета, а где и как это следует делать -
предприятие может решать самостоятельно  {7}.  Но,  независимо  от
избранных форм накопления данных, записи по учету  валовых  затрат
(доходов), очевидно, должны в них осуществляться без округления.
    Итак, накопив где-нибудь данные, мы получаем сумму в  гривнях,
которую необходимо округлить для заполнения  декларации  до  тысяч
гривень с одним десятичным знаком.
    Причем исходя из Порядка округление должно производиться таким
образом, чтобы  гривневые  округленные  показатели  из  налогового
учета совпадали с  округленными  суммами  декларации  (см.  цитату
выше). Но вот о том, каким именно образом должно достигаться такое
соответствие, авторы Порядка умолчали, из-за чего  на  практике  и
возникли разнообразные варианты решения данной проблемы.
    Коренное  отличие  между  этими  вариантами   заключается    в
показателях, принимаемых за основу для такого  соответствия.  Так,
соответствие достигается либо по строкам валовых доходов  (затрат)
и амортизации, либо на показателе налоговой  прибыли  (убытка).  В
чем состоит разница между  этими  подходами  -  можно  увидеть  на
простом примере.
    Предположим, что за определенный отчетный  период  предприятие
получило 1950 грн. валовых доходов от продажи товаров (строка 01.1
декларации) и  850  грн.  валовых  доходов  из  других  источников
(строка 01.6 декларации).  Итого:  валовых  доходов  -  2800  грн.
Валовых затрат при этом предприятие понесло в  части  приобретения
товаров - 340  грн.  (строка  04.1  декларации),  в  части  прочих
расходов - 140 грн. (строка 04.12 декларации), всего  -  480  грн.
Для  простоты  будем  считать,  что  никаких   других    расходов,
амортизации и прочих уменьшений налога на  прибыль  предприятие  в
этом периоде не имело.
    Соответственно налогооблагаемая прибыль предприятия составила:
2800 - 480 = 2320 (грн.), налог на прибыль -  2320  х  0,3  =  696
(грн.).
    А теперь посмотрим, каким образом будет заполняться декларация
в зависимости от избранного варианта.
    I  вариант  подразумевает,  что  гривневые  показатели  каждой
строки  декларации  округляются  обычным  образом   по    правилам
арифметического округления.  Затем полученные суммы в тыс. грн.  с
одним десятичным знаком  складываются  и  вычитаются  по  правилам
заполнения декларации.
    В этом случае получим: 2,0 +  0,9  =  2,9  тыс.  грн.  валовых
доходов; 0,3 + 0,1 = 0,4 тыс. грн. валовых затрат.  Соответственно
- с учетом округлений - налогооблагаемая прибыль составит:  2,9  -
0,4 = 2,5 (тыс. грн.), налог на прибыль - 2,5 х 0,3  =  0,8  (тыс.
грн.).
    Как видим, при таком  варианте  предприятие  из-за  неудачного
сочетания цифр на пустом месте как бы переплатит 100 грн.  А  если
сочетание будет еще более неудачным, такая "переплата" увеличится.
    Безусловно, на практике вполне возможен и обратный  результат,
когда округление приводит к уменьшению платежей в бюджет.
    Чтобы  избежать  подобных  казусов,    некоторые    бухгалтера
используют при декларационном округлении способ "подгонки".
    Итак, вариант II ("подгоночный").
    Перед заполнением декларации  бухгалтер  определяет  налоговую
прибыль  предприятия  в  гривнях,  затем  округляет  ее   и    под
получившийся  результат  подгоняет    данные    остальных    строк
декларации.
    То  есть  в  вышеприведенном  примере   бухгалтер    поставит,
например, в строку 01.6 декларации 0,8 тыс. грн., а в строку 04.12
- 0,2 тыс. грн.  Тогда итоговые декларационные результаты совпадут
с данными налогового учета.  Налоговая прибыль  составит:  (2,0  +
0,8) - (0,3 + 0,2) - 2,3 (тыс. грн.); налог на прибыль: 2,3 х 0,3
= 0,7 (тыс. грн.).
    Некоторые суперосторожные бухгалтера еще применяют подход  III
- при котором все округления производятся  в  пользу  бюджета.  То
есть если по какой-то строке декларации арифметическое  округление
приводит к  увеличению  валовых  доходов  или  уменьшению  валовых
затрат, проставляются именно эти арифметически  округленные  суммы
(избирается  формальный  вариант).  В  обратной  же  ситуации  при
округлении производится подгонка ("подгоночный" вариант).
    С нашей точки зрения, правильным является вариант I, поскольку
он полностью соответствует  правилам  арифметического  округления.
Ведь в неспецифических ситуациях действия  необходимо  производить
по  стандартной,  общепринятой  процедуре.   В    данном    случае
стандартность предполагает  арифметическое  округление  показателя
каждой строки декларации в отдельности.
    В  то  же  время,  учитывая  то,   что    четко    оговоренной
последовательности действий по округлению нет, налоговики вряд  ли
будут наказывать и за вариант II, а уж тем более -  за  фискальный
подход III.
    Разумеется, исходя из вышесказанного каждое предприятие  может
применять тот подход, который ему больше нравится...
    Но при любом подходе-варианте определение  нарастающего  итога
необходимо производить в следующем порядке:
    1) складываются неокругленные показатели по периодам;
    2) округляется уже полученная итоговая сумма.
    На примере это  выглядит  так.  Допустим,  в  первом  квартале
предприятие  получило  840  грн.  валовых  доходов  от  реализации
товаров, во втором - 940 грн.  По строке 01.1 декларации за первый
квартал была поставлена  сумма  0,8  тыс.  грн.  Тогда  заполнение
декларации за полугодие производится следующим образом: 840 + 940
= 1780 (грн.), строка 01.1 - 1,8 тыс. грн. {8}
    Что же касается уплаты налоговых обязательств по "округленной"
декларации, то здесь тоже возможны варианты.
    Так, существует мнение, что в бюджет  следует  перечислять  ту
округленную сумму, которая указана в декларации {9}.
    Основывается данный подход на том,  что  согласно  п/п.  5.3.1
Закона "О порядке погашения..."  {10}  плательщик  налогов  обязан
самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства,  указанную
в представленной им налоговой декларации.
    Из этого следует, что по Закону плательщик обязан уплатить  ту
сумму, которая конкретно указана в декларации,  то  есть  сумму  с
учетом округления, поскольку  именно  эта  сумма  является  суммой
согласованного налогового обязательства.
    Нужно признать, что такой подход не лишен  логики,  и  мы  его
разделяем,  а  в  ситуации  с  округлением  в  пользу  бюджета  он
приветствуется и налоговиками.
    В то же  время  более  осторожные  предприятия  перечисляют  в
бюджет большую из неокругленных и округленных сумм.  В  результате
бюджет  получает  лишние  суммы,  а  бухгалтера  чувствуют    себя
увереннее.
    В общем, как видим, с нашими сказочными  порядками  фактически
из ничего создаются  проблемы,  которые,  разумеется,  ложатся  на
плечи многострадального бухгалтера...

{1} Новую форму декларации и Порядок ее составления - см. на с. 3т
    - 23т настоящего выпуска.
{2} Правда, исходя из  этой  фразы  сложно  понять,  какая  именно
    отчетность в этом случае имеется в виду.  Можно  предположить,
    что здесь подразумеваются какие-то  дополнительные  отчеты  по
    налогу на прибыль  (например,  отчет  о  выплаченных  доходах,
    удержании и внесении в бюджет налога на доходы  нерезидентов).
    Впрочем, это всего лишь догадки. - В. К.
{3} См. приказ Минфина от 04.08.97 г. № 168 в "Бухгалтере" № 16'97
    на с. 22-25.
{4} См. "Бухгалтер" № 5'2003, с. 12т.
{5} В частности, в Инструкции написано, что  "новые  синтетические
    счета могут вводиться в  План  счетов  Министерством  финансов
    Украины  по    соответствующим    ходатайствам    относительно
    бухгалтерского учета специфических операций".
{6} В то же время ничто не  мешает  "тайно"  накопление  данных  о
    доходах (затратах) осуществлять  на  каких-то  вспомогательных
    небухгалтерских счетах, например на счетах "Валовые затраты" и
    "Валовые доходы".
    (Вспомним те же древние счета 18 и 48 - почему бы не придумать
    им новопронумерованные "неофициальные" аналоги? Например, ЛД18
    и ЛД48, где ЛД - "лавка древностей"...)
{7} То есть предприятие имеет право вести  налоговый  учет  как  в
    компьютере, так и где-нибудь на бумаге. При избрании бумажного
    варианта налоговый учет, на наш взгляд, удобно вести  в  книге
    учета валовых доходов (затрат).
{8} А  вот  при   сложении    нарастающим    итогом    округленных
    поквартальных сумм результат получился бы иным:

    0,8 + 0,9 = 1,7 (тыс. грн.).

{9} По условиям примеров это будет не 696 грн., а - в  зависимости
    от выбранного варианта - 800 или 700 грн.
{10} См. "Бухгалтер" № 13'2003, с. 9т.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№31/03, стр. 43
[01.08.2003]
Влада Карпова

------------------------------------------------------------------