Переходно-подоходное

------------------------------------------------------------------

    Готовясь к имплементации в нас норм Закона "О налоге с доходов
физических лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон) {1},  мы самоотверженно  
продолжаем пудрить читателям мозги грядущими нововведениями.
    Если сейчас вам не до размышлений о перспективах, то  засуньте
на этой страничке в журнал закладку с надписью "Заглянуть позже".

    Медицинское

    Нормы  нового  Закона,   касающиеся    лечебно-медикаментозных
проблем соотечественников, несомненно, более гуманны и щедры,  чем
нынешнее декретное скопидомство.
    Видимо, руководствуясь  избитым  трюизмом  "Лечиться  даром  -
даром лечиться" и понимая,  что конституционно-бесплатная медицина
-  это  самый   короткий  путь  на  кладбище,  депутаты   проявили
неслыханную  щедрость  по  отношению  к  нездоровой  части  своего
электората.
    Во-первых, согласно п/п. 4.3.22  Закона  в  состав  дохода  не
включаются

    "денежные  средства  или    стоимость    имущества    (услуг),
    предоставляемые в качестве помощи  на  лечение  и  медицинское
    обслуживание плательщика  налога  его  работодателем  за  счет
    денежных  средств,  остающихся    после    обложения    такого
    работодателя  налогом  на  прибыль  предприятий,  при  наличии
    соответствующих  подтверждающих  документов,  кроме  расходов,
    указанных в  подпунктах "а"-"з"  подпункта  5.3.4  пункта  5.3
    статьи 5 настоящего Закона".

    Во-вторых, упомянутый  п/п.  5.3.4  провозглашает  возможность
увеличить налоговый кредит плательщика на

    "сумму  собственных  денежных  средств  плательщика    налога,
    уплаченных в пользу заведений здравоохранения для  компенсации
    стоимости платных услуг по лечению такого  плательщика  налога
    или члена его семьи первой степени родства, в  том  числе  для
    приобретения    лекарств,        донорских        компонентов,
    протезно-ортопедических  приспособлений   в    размерах,    не
    покрываемых выплатами из фонда общеобязательного  медицинского
    страхования".

    Правда, этот замечательный  подпункт  не  распространяется  на
девять   наименований    медуслуг,    как    бы    это    сказать,
нежизненноважного характера. Это те самые п/п. "а"-"з", которые не
уважает и п/п. 4.3.22.
    Характерным для будущего применения п/п.  5.3.4  является  его
ссылка на фонд медстрахования. И очевидно потому, что страна таким
счастьем  пока  не  обзавелась,  п/п.  22.1.2   Закона    отсрочил
применение п/п. 5.3.4 до "лучших времен" {2}.
    По нашему мнению, временное бездействие нормы п/п.  5.3.4  еще
не означает, что льгота по п/п. 4.3.22 будет распространяться и на
"запретные"  медрасходы,  упомянутые  в  п/п.  "а"-"з".  Ведь  эти
подпункты остаются "за бортом",  установленным  п/п.  5.3.4,  даже
несмотря на то что сам 5.3.4 не работает. {3}
    Помимо названных соизволений Закон содержит еще одну поблажку.
    Прячется она в "благотворительном" разделе Закона:

    "9.7.4. Не подлежит включению в налогооблагаемый доход целевая
    благотворительная  помощь,  предоставляемая   резидентами    -
    юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости):
    а) заведению здравоохранения для компенсации стоимости платных
    услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой
    степени  родства,  в  том  числе  для  приобретения   лекарств
    (донорских        компонентов,         протезно-ортопедических
    приспособлений) в размерах, не покрываемых выплатами из  фонда
    общеобязательного медицинского страхования, кроме расходов  на
    косметическое  лечение  или  косметическую  хирургию  (включая
    косметическое  протезирование,  не  связанное  с  медицинскими
    показаниями),  водолечение  и  гелиотерапию,  не  связанные  с
    хроническими заболеваниями, лечение и протезирование  зубов  с
    использованием  драгоценных  металлов,   гальванопластики    и
    фарфора, аборты (кроме абортов,  производимых  по  медицинским
    показаниям  или    если    беременность    стала    следствием
    изнасилования),  операции   по    перемене    пола;    лечение
    венерических  заболеваний  (кроме   СПИДа    и    венерических
    заболеваний, причиной которых стало  неполовое  заражение  или
    изнасилование), лечение табачной или алкогольной  зависимости;
    клонирование человека или его органов; приобретение  лекарств,
    медицинских  средств  и  приспособлений,  не  подпадающих  под
    перечень  жизненно  необходимых,    установленный    Кабинетом
    Министров Украины {4};

    "...""

    Обратите внимание: в п/п. 9.7.4  также  есть  ссылка  на  пока
отсутствующий  фонд  медстрахования.  Однако  это  не  привело   к
отсрочке  действия  сего  подпункта.  Он   будет    полномасштабно
действовать в 2004 году. Ведь "не покрытые" медстрахфондом размеры
равны 100% фактических расходов.
    В итоге имеем следующее: в  2004  году  в  доходы  плательщика
можно не включать проплаты (без каких-либо суммовых  ограничении),
осуществляемые  и  как  "пособие  на  лечение",  и  как   "целевая
благотворительная    помощь"    (за    исключением       всяческих
гелиотерапевтически-клонированных маргиналий). Причем если обычное
пособие  (п/п.  4.3.22)  может  предоставляться    непосредственно
физлицу  {5},  то  благотворительное   вспомоществование    должно
направляться  непосредственно  в  адрес  медучреждения  (как   это
заведено и в ныне действующем Декрете).
    С другой стороны, упоминание  о  работодателе  в  п/п.  4.3.22
свидетельствует  о  том,  что  льгота    по    обычному    пособию
распространяется только на наемных лиц.
    Однако  некоторое   пессимистичное    опасение    по    поводу
медицинско-лечебных  щедростей  у  нас  имеется.  Боимся  мы,  что
здоровые люди из ГНАУ могут попробовать сузить медльготы,  трактуя
п/п. 9.7.4 как норму, разъясняющую п/п. 4.3.22. Тогда  ограничения
обоих положений Закона суммируются и  значительно  осложнят  жизнь
болезненным плательщикам.
    Банки,  которые  не  являются    "не    являющимися"    Судьба
налогообложения  процентов  в  2004  году    выглядит    несколько
запутанно.
    Попробуем  разобраться  и  ознакомить  читателя   со    своими
разборками.
    Для начала: декретная лафа, "офшорившая" проценты с банковских
депозитов, с приходом Закона сгинула.
    Но не насмерть.
    Во-первых, ставка хоть уже и появилась, но еще маленькая:

    "7.2.  Ставка  налога  составляет  5  процентов  от    объекта
    налогообложения, начисленного налоговым агентом  как:  процент
    на  депозит  (вклад)  в  банк  или  небанковское    финансовое
    учреждение в соответствии с законом (кроме страховщиков);
    процентный  или   дисконтный    доход    по    сберегательному
    (депозитному) сертификату;
    в других случаях, прямо определенных соответствующими  нормами
    настоящего Закона {6}".

    Во-вторых, в 2004 году даже эта маленькая ставка  применяться,
наверное, не будет. Почему "наверное"?
    Потому    что    годичную    отсрочку    банковско-депозитного
налогообложения депутаты провели как-то чудно. Судите сами.
    Достаточно  механистичные  п/п  9.2.1  и  9.2.2  Закона   {7},
поясняющие процедуры процентного обложения, согласно  п/п.  22.1.4
вступают в силу с 2005 года.  Выходит, что  пятипроцентная  ставка
как  бы  действует  с  2004  года,  а  налоговыми  агентами  банки
становятся с 2005 года.  То есть в 2004 году и  объект,  и  ставка
обложения есть, а вот удержателя нет.
    У особо  пугливых   такая  ситуация  вызвала  тревогу,  причем
небеспочвенную - по причине наличия в Законе злобного п/п. 8.2.1:

    "Плательщик налога, получающий доходы, начисленные  лицом,  не
    являющимся налоговым  агентом,  обязан  включить  сумму  таких
    доходов в состав общего годового  налогооблагаемого  дохода  и
    представить годовую декларацию по данному налогу".

    Неужто вкладчиком придется в  2004  году  депозитные  проценты
облагать самостоятельно?
    Думаем, все-таки нет.
    Дело  в  том,  что   благодаря    отсрочке,    предоставленной
п/п. 22.1.4, банки в 2004 году окажутся в интересном положении.
    С одной стороны, они  пока  не  будут  налоговыми  агентами  в
отношении депозитных процентов.  А с  другой  -  они  не  будут  и
лицами, "не  являющимися  налоговыми  агентами".  По  той  простой
причине, что категория последних строго определена в п/п. 8.2.2:

    "Лицом, не являющимся налоговым агентом, считается  нерезидент
    или  физическое  лицо,    не    имеющее    статуса    субъекта
    предпринимательской деятельности".

    Дополнительным аргументом в пользу того,  что  налогообложения
процентов в 2004 году  не  будет,  является  п/п.  9.2.4  (который
вступит в силу с 2004 года):

    "Доходы, указанные в настоящем пункте, окончательно облагаются
    налогом при их выплате за их счет".

    Ведь  вкладчик,    даже    если    захочет    обложить    свои
пассивно-процентные   доходы,   не    сможет    это    осуществить
"окончательно", как того требует приведенный подпункт - поскольку,
судя  по  замыслу  Закона,    "окончательность"    налогообложения
заключается в  удержании  налога  налоговым  агентом  при  выплате
доходов.
    И напоследок - о небанковско-недепозитных процентах.
    Подпункт 9.2.3 Закона гласит:

    "Налогообложение процентов (в том числе  дисконтных  доходов),
    уплаченных (начисленных) по иным основаниям, нежели  указанные
    в подпункте 9.2.1 настоящего пункта,  осуществляется  в  общем
    порядке,  установленном  настоящим  Законом    для    доходов,
    окончательно облагаемых налогом при  их  выплате,  по  ставке,
    определенной в пункте 7.1 статьи 7 настоящего Закона".

    Так  что  проценты,  полученные  по  долговым   обязательством
(п/п. 1.3 "а") или в виде  штрафных  санкций  (п/п.  4.2.10  "б"),
попадут под общую ставку 15(13)%.

{1} См. "Бухгалтер" № 27'2003, с. 5-37.
{2} "Подпункт  5.3.4  пункта 5.3 статьи 5 вступает в силу с начала
    налогового года, следующего за годом, в котором вступит в силу
    закон об общеобязательном медицинском страховании".
{3} Хотя небесперспективным может быть и  другой  подход:  если  в
    2004 году п/п. 5.3.4 не работает, то любые отсылки к  нему  до
    01.01.2005 г. некорректны и льгота п/п. 4.3.22 применяется без
    всяких ограничений.
{4} Определен   Постановлением    Кабинета    Министров    Украины    
    от 16.11.2001 г. № 1482. - И. Ч.
{5} Во всяком случае, п/п. 4.3.22 Закона ограничений на этот  счет
    не содержит.
{6} Очевидно, здесь имеются  в  виду  некоторые  случаи  обложения
    доходов  от  продажи  недвижимости  (п/п.  11.1.1,  11.1.2)  и
    получения наследства (п/п. 13.2.1). - И. Ч.
{7} "9.2.1. Налоговым агентом плательщика  налога  при  начислении
    (уплате) в его пользу процентов на банковский депозит (вклад),
    вклад в небанковские финансовые учреждения согласно закону или
    процентов (дисконтных доходов) на депозитный  (сберегательный)
    сертификат (далее - проценты)  является  лицо,  осуществляющее
    такое начисление (уплату).  Общая сумма налогов, удержанных  в
    течение  отчетного  налогового  месяца  с  таких   начисленных
    (уплаченных)  процентов  плательщику   налога,    уплачивается
    (перечисляется) таким налоговым  агентом  в  бюджет  в  сроки,
    определенные законом для месячного налогового периода".
    9.2.2. Налоговый  агент,  начисляющий  проценты,  представляет
    налоговый расчет общей суммы  начисленных  процентов  и  общей
    суммы удержанных из них налогов в составе налоговой декларации
    по  налогу  на  прибыль  предприятий  в  сроки,  установленные
    законом для такого налога.  При этом  информация  относительно
    отдельного  вклада  (депозита)   физического    лица,    суммы
    начисленных на него процентов, а также  сведений  относительно
    такого физического лица - вкладчика не предоставляется.  Форма
    указанного  налогового  расчета  устанавливается  в   порядке,
    определенном законом, и: 
    для банков согласуется с Национальным банком Украины;
    для  небанковских  финансовых   учреждений    согласуется    с
    соответствующим  государственным    органом,    уполномоченным
    осуществлять  контроль  и  надзор  за  такими    небанковскими
    финансовыми учреждениями в соответствии с законом".

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№33/03, стр. 43
[01.09.2003]
Иван Чалый

------------------------------------------------------------------