Учет в общепите: что нового?

------------------------------------------------------------------

    Как  известно,  общественное  питание  -  это    специфическая
отрасль,  сочетающая  в  себе  одновременно  и  производство,    и
торговлю, в связи  с  чем  порядок  отражения  в  учете  отдельных
хозяйственных операций на предприятиях данной отрасли также  имеет
свои нюансы. Помочь бухгалтеру разобраться в этих нюансах призваны
методические  рекомендации  по  ведению  бухгалтерского  учета  на
предприятиях общественного питания.  На  ключевые  моменты  данных
методических рекомендаций мы и хотим обратить внимание читателей в
предлагаемой статье.

    Главная новость - новые Методические рекомендации

    Со вступлением в силу Закона Украины "О бухгалтерском учете  и
финансовой  отчетности  в  Украине"  от  16.07.99  г.   №  996-ХIV 
( 996-14 ), с изменениями и дополнениями,  ведение  бухгалтерского  
учета   на  отечественных  предприятиях  осуществляется  по  новым 
правилам.  Такие  новые  правила  распространяются  и  на  порядок 
формирования расходов. Так, производственные предприятия  с  целью  
формирования  своих расходов пользуются отраслевыми  методическими  
рекомендациями  по  планированию,     учету    и   калькулированию  
себестоимости  продукции (работ, услуг),  а  предприятия  торговли    
- Методическими рекомендациями по формированию состава расходов  и  
порядку их планирования  в  торговой  деятельности,  утвержденными   
приказом  Министерства   экономики   и   по  вопросам  европейской   
интеграции Украины от 22.05.2002 г. № 145 ( v0145569-02 ) (далее - 
Рекомендации № 145).
    Следует сказать,  что  до  последнего  времени  Рекомендациями
№ 145  приходилось  пользоваться  и  предприятиям    общественного
питания. О том, какие в связи с этим возникали вопросы, изложено в
публикации "Обед из трех блюд" (см. "Налоги и бухгалтерский учет",
2002, № 86).
    На  сегодняшний  день  для  предприятий  столь   специфической
отрасли приказом Министерства экономики и по вопросам  европейской
интеграции   Украины  от  17.06.2003  г.  №  157   ( v0157569-03 ) 
утверждены  Методические рекомендации  по  внедрению  национальных  
положений  (стандартов) бухгалтерского учета в сфере общественного    
питания, гармонизированных с международными  стандартами  (далее -
Методические рекомендации № 157).
    Остановимся на некоторых ключевых моментах данных Методических
рекомендаций.

    Учет товаров в кладовой

    Запасы товаров для изготовления продукции  в  учреждениях  (на
предприятиях) общественного питания хранятся в кладовой.  От того,
по каким ценам в местах хранения ведется учет товаров,  во  многом
зависит порядок формирования цены  реализации  готовой  продукции,
поскольку цена одной порции блюда - это цена сырьевого набора плюс
наценка предприятия общественного питания и сумма НДС.
    Учетная  цена  товаров,  уровень  наценки  и   цена    продажи
определяются  предприятием  самостоятельно    и    устанавливаются
приказом об учетной политике предприятия.  В соответствии с п. 2.1
Методических рекомендаций № 157 учетной ценой товаров  в  кладовых
заведений  (предприятий)  общественного   питания    может    быть
первоначальная стоимость или цена продажи.
    Учет товаров в кладовой заведения (предприятия)  общественного
питания ведется по первоначальной стоимости  в  том  случае,  если
такое предприятие имеет  структурные  подразделения  (кафе,  бары,
летние площадки, буфеты, отделы кулинарии и  т.  п.)  и  при  этом
реализация продукции и товаров в этих  структурных  подразделениях
осуществляется по ценам продажи, в состав которых включены  разные
уровни наценки.
    При формировании первоначальной стоимости закупаемых товаров и
тары они отражаются  по  дебету  счета  28  "Товары"  по  покупной
стоимости.  Предприятия - плательщики НДС отражают стоимость таких
товаров без НДС.

    Пример 1.

    Предприятие общественного питания  "Колос"  -  плательщик  НДС
приобрело 50 кг картофеля на сумму 60 грн. (без НДС - 50 грн.; НДС
20% - 10 грн.).
    Учет  на  предприятии  ведется  по  первоначальной  стоимости.
Следовательно, товар будет оприходован и учтен по цене 1  грн.  за
1  кг  (50  грн. :  50  кг).  Если  же  заведение    (предприятие)
общественного  питания  реализует  блюда  и  полуфабрикаты   через
структурные подразделения, а также другим предприятиям  по  ценам,
для формирования которых использует  единый  уровень  наценок,  то
учет товаров в кладовой ведется по ценам продажи.
    Для  учета  наценки  заведения  (предприятия)    общественного
питания используют субсчет  285  "Торговая  наценка".  По  кредиту
данного субсчета отражается увеличение сумм наценок, а по дебету -
их уменьшение.  Если учетной ценой кладовой является цена продажи,
по дебету субсчета 281 "Товары  на  складе"  в  корреспонденции  с
субсчетом  285  "Торговая  наценка"  отражается   сумма    наценки
предприятия и сумма НДС.
    Подчеркнем,  что  в  данном  случае  речь  идет  о  том,   что
предприятие, включая в цену продажи сумму торговой наценки и сумму
НДС, тем самым покрывает свои расходы на приобретение товара и  на
уплату НДС, включенного в его стоимость.  Заметим, что в  связи  с
тем, что Методические рекомендации  № 157  носят  рекомендательный
характер, предприятие общественного питания вправе  самостоятельно
установить  порядок  расчета  торговой  наценки,  т.  е.  за  базу
начисления торговой наценки такое предприятие вправе принять:
    - либо первоначальную стоимость товара без НДС;
    - либо покупную стоимость товара с НДС.

    Пример 2.

    Предприятие общественного питания "Ивушка"  -  плательщик  НДС
приобрело грибы шампиньоны по цене 10 грн. за  1  кг  (без  НДС  -
8,33 грн.; НДС 20% - 1,67 грн.).
    Учет на предприятии ведется по  ценам  продажи.  Распоряжением
руководителя предприятия на данный  товар  установлена  наценка  к
покупной цене с НДС в размере 80%.
    В данном случае  порядок  формирования  продажной  цены  1  кг
грибов следующий:

|-------------------------------------|------------------|--------|
|   Последовательность определения    |  Порядок расчета | Сумма, |
|           продажной цены            |                  |  грн.  |
|-------------------------------------|------------------|--------|
|  1. Покупная цена 1 кг грибов:      |                  |        |
|  - с НДС                            |      10 грн.     |      10|
|  - без НДС                          |    8,33 грн.     |    8,33|
|-------------------------------------|------------------|--------|
| 2. Наценка, установленная           | 10 x 80% : 100%  |       8|
| предприятием общественного питания  |                  |        |
| (80% покупной цены с учетом НДС)    |                  |        |
|-------------------------------------|------------------|--------|
| 3. Сумма НДС, уплаченная в связи с  | 10 x 20% : 120%  |    1,67|
| приобретением грибов                |                  |        |
|-------------------------------------|------------------|--------|
| 4. Продажная цена 1 кг грибов       |8,33 грн. + 8 грн.|      18|
| (с НДС)                             |+ 1,67 грн.       |        |
|-------------------------------------|------------------|--------|

    В отношении учета наличия  и  движения  тары  под  товарами  и
пустой тары Методическими рекомендациями  №  157  определено,  что
такой учет ведется на субсчете 284 "Тара под товарами".  Заведения
(предприятия) общественного  питания  могут  вести  учет  тары  по
средним ценам, устанавливаемым руководителем предприятия по  видам
(группам) тары, и ценам на тару. Разница между ценами приобретения
и  средними  учетными  ценами  на  тару  относится   на    субсчет
285 "Торговая наценка".
    Согласно  п.  2.1  Методических  рекомендаций    №    157    в
первоначальную стоимость товаров, определяемую  в  соответствии  с
п. 9  П(С)БУ  9  "Запасы",  утвержденного  приказом   Министерства
финансов   Украины   от   20.10.99  г.   №  246   ( z0751-99 ),  с 
изменениями   и   дополнениями  (далее  -  П(С)БУ  9),  включаются
транспортно-заготовительные  расходы,  связанные  с  приобретением
таких товаров.  Учет данных расходов  может  быть  организован  на
предприятии одним из двух способов:
    1)  путем  непосредственного   включения    в    себестоимость
приобретенных запасов при их поступлении;
    2)  общей     суммой     отражаться    на    субсчете      289
"Транспортно-заготовительные расходы".  Если  предприятие  выбрало
второй способ учета транспортно-заготовительных  расходов,  то  их
сумма ежемесячно распределяется между остатками товаров  на  конец
отчетного периода и товарами, выбывшими в отчетном периоде.
    Напомним,        что        примеры              распределения
транспортно-заготовительных  расходов  приведены  в  приложении  к
П(С)БУ 9.
    Рассмотрим  на  условных  примерах   порядок    отражения    в
бухгалтерском учете поступления товаров в  кладовую  при  условии,
что учет товара ведется:
    1) по первоначальной стоимости;
    2) по ценам продажи.

    Пример 3.

    Предприятие  общественного питания "Лакомка" приобрело у фирмы
"Изобилие" товар на сумму 1800 грн. (без НДС - 1500 грн.;  НДС 20%
- 300 грн.). Вместе с товаром от поставщика получена тара на сумму
48 грн. (без НДС - 40 грн.; НДС 20% - 8 грн.).
    Расходы на доставку  товара  составили  60  грн.  (без  НДС  -
50 грн.;  НДС  20%  -  10   грн.).    Предприятие    ведет    учет
транспортно-заготовительных расходов на субсчете 289.
    Такие операции  в  бухгалтерском  учете  отражаются  следующим
образом:
    Вариант 1. Учет товаров ведется по первоначальной стоимости

|---|--------------------------|-------------------------|-------|
| № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие счета | Сумма,|
|п/п|                          |------------|------------|  грн. |
|   |                          |    дебет   |   кредит   |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 1 |            2             |     3      |     4      |   5   |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 1 | Перечислена поставщику   |    371     |    311     |   1848|
|   | предварительная оплата   |            |            |       |
|   | за товар в таре          |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 2 | Отражен налоговый кредит |   641/НДС  |    644     |    308|
|   | по НДС в составе         |            |            |       |
|   | стоимости товара         |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 3 | Получен от поставщика    |    281     |    631     |   1500|
|   | товар                    |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 4 | Списана ранее отраженная |    644     |    631     |    300|
|   | сумма налогового кредита |            |            |       |
|   | по НДС при получении     |            |            |       |
|   | товара                   |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 5 | Получена от поставщика   |    284     |    631     |     40|
|   | тара                     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 6 | Списана ранее отраженная |    644     |    631     |      8|
|   | сумма налогового кредита |            |            |       |
|   | по НДС при получении     |            |            |       |
|   | тары                     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 7 | Произведен зачет         |    631     |    371     |   1848|
|   | задолженностей           |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 8 | Отражены расходы на      |    289     |    631     |     50|
|   | доставку товара в        |            |            |       |
|   | кладовую                 |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 9 | Отражена сумма налогового|  641/НДС   |    631     |     10|
|   | кредита по НДС в составе |            |            |       |
|   | стоимости доставки товара|            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 10| Оплачены услуги по       |    631     |    311     |     60|
|   | доставке товара          |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|

    Как  видим,  в  данном  случае  на  субсчете  281   отражается
стоимость товара по покупной цене без НДС.

    Вариант 2. Учет товаров ведется по ценам продажи

    Условия примера те же.  Процент наценки на товар установлен на
уровне 50% покупной стоимости с НДС.

|---|--------------------------|-------------------------|-------|
| № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие счета | Сумма,|
|п/п|                          |------------|------------|  грн. |
|   |                          |    дебет   |   кредит   |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 1 | Перечислена поставщику   |    371     |    311     |   1848|
|   | предварительная оплата   |            |            |       |
|   | за товар в таре          |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 2 | Отражен налоговый кредит |   641/НДС  |    644     |    308|
|   | по НДС в составе         |            |            |       |
|   | стоимости товара         |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 3 | Получен от поставщика    |    281     |    631     |   1500|
|   | товар                    |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 4 | Списана ранее отраженная |    644     |    631     |    300|
|   | сумма налогового кредита |            |            |       |
|   | по НДС при получении     |            |            |       |
|   | товара                   |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 5 | Начислена торговая       |    281     |    285     |   1200|
|   | наценка на полученный    |            |            |       |
|   | от поставщика товар с    |            |            |       |
|   | учетом НДС               |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 6 | Получена от поставщика   |    284     |    631     |     40|
|   | тара                     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 7 | Списана ранее отраженная |    644     |    631     |      8|
|   | сумма налогового кредита |            |            |       |
|   | по НДС при получении     |            |            |       |
|   | тары                     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 8 | Произведен зачет         |    631     |    371     |   1848|
|   | задолженностей           |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 9 | Отражены расходы на      |    289     |    631     |     50|
|   | доставку товара в        |            |            |       |
|   | кладовую                 |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 10| Отражена сумма налогового|  641/НДС   |    631     |     10|
|   | кредита по НДС в составе |            |            |       |
|   | стоимости доставки товара|            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 11| Оплачены услуги по       |    631     |    311     |     60|
|   | доставке товара          |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|

    В данном случае на субсчете 281 отражается стоимость товаров с
учетом наценки и НДС.
    В отношении порядка отражения в учете выбытия запасов,  т.  е.
передачи  их  из  кладовой  в   структурные    подразделения    (в
производство, буфеты, киоски, кафе и т.  п.),  необходимо  сказать
следующее.  Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций № 157 оценка
запасов при их выбытии осуществляется по одному из шести  методов,
предусмотренных  п.  16  П(С)БУ  9.  Как   правило,    предприятия
общественного питания аналитический учет товаров ведут в  суммовом
выражении и для  оценки  выбытия  запасов  используют  метод  цены
продажи.
    Однако следует помнить, что п. 5.9  ст.  5  Закона  Украины "О
налогообложении прибыли предприятий" в  редакции  от  22.05.97  г.
№ 283/97-ВР ( 283/97-ВР ),  с  изменениями и дополнениями (далее - 
Закон о  налоге  на  прибыль),  при  выбытии  запасов  установлена    
обязанность использования  лишь  одного  из двух  методов - ФИФО и
идентифицированной себестоимости соответствующей единицы  запасов.
В связи с этим предприятие, в бухгалтерском учете использующее для
оценки  выбытия запасов метод иной, нежели установленный Законом о
налоге на прибыль, для целей налогового учета  должно  производить
отдельный расчет.  О том, как это сделать, изложено  в  публикации
нашего специалиста "Налоговый учет балансовой  стоимости  (ФИФО  в
розничной торговле)" (см. "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003,
№ 13).
    Вернемся к порядку отражения выбытия запасов  в  бухгалтерском
учете.  При отпуске товаров из кладовой  в  производство  (кухню),
буфеты, мелкорозничную сеть  в  бухгалтерском  учете  производятся
записи:

    Дт 23 "Производство", 282 "Товары в торговле" (по субсчетам) -
    Кт 281.

    Заметим,  что  если  учет  товаров  в  кладовой  ведется    по
первоначальной стоимости, то формирование стоимости продажи товара
в  подразделениях  предприятия  общественного  питания  отражается
такой бухгалтерской записью:
    Дт  23,  282  (по  субсчетам)  -  Кт  285  на  сумму   наценки
соответствующего подразделения и сумму НДС.
    Рассмотрим условный пример.

    Пример 4.

    В  кладовой  предприятия  общественного  питания    "Кристалл"
хранится товар на сумму 1200 грн. (без НДС - 1000 грн.; НДС 20%  -
200 грн.).  Половина товара передана  в  производство  (кухню),  а
четвертая часть - в буфет.
    Учет в кладовой ведется по первоначальной  стоимости.  Процент
торговой наценки установлен:
    - на товары, передаваемые в производство,  -  на  уровне  100%
покупной стоимости с НДС;
    - на товары, предаваемые в буфет, -  на  уровне  75%  покупной
стоимости с НДС.
    В бухгалтерском учете данные  операции  отражаются  следующими
записями:

|---|--------------------------|-------------------------|-------|
| № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие счета | Сумма,|
|п/п|                          |------------|------------|  грн. |
|   |                          |    дебет   |   кредит   |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 1 | Товары переданы в        |            |            |       |
|   | производство:            |            |            |       |
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - по учетной стоимости   |     23     |     281    |    500|
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - на сумму наценки с     |     23     |     285    |    700|
|   | учетом НДС               |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 2 | Товары переданы в буфет: |            |            |       |
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - по учетной стоимости   | 282/Буфет  |     281    |    250|
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - на сумму наценки с     | 282/Буфет  |     285    |    275|
|   | учетом НДС               |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|

    Предприятия, использующие журнально-ордерную форму учета, учет
товаров в  кладовой  ведут  в  журналах  5  и  5А,  форма  которых
утверждена приказом Министерства финансов Украины "Об  утверждении
Методических рекомендаций по применению  регистров  бухгалтерского
учета"  от  29.12.2000 г.  № 356 ( v0356201-00 ) (далее  -  приказ 
№ 356). Что касается  малых  предприятий,  то  они  для  этой цели 
используют   Ведомость  2-м,  форма  которой  утверждена  приказом 
Министерства  финансов  Украины  "Об    утверждении   Методических 
рекомендаций по применению  регистров  бухгалтерского учета малыми 
предприятиями"  от  25.06.2003 г.  № 422  ( v0422201-03 ) (далее - 
приказ № 422).

    Учет товаров и сырья в производстве

    Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций № 157 учет товаров и
сырья в производстве ведется по ценам продажи в денежном выражении
(по сумме) в разрезе каждого материально ответственного лица.
    Заметим,  что  в  данном  случае   под    сырьем    понимается
продовольственное  сырье  (продукция  растительного,    животного,
минерального, синтетического  или  биотехнического  происхождения,
используемая  для  производства  продуктов  питания)  и   продукты
питания (любые продукты, которые  в  натуральном  виде  или  после
соответствующей  обработки  употребляются  человеком  в  пищу  или
используются для питья).
    Обращаем внимание,  что  Методическими  рекомендациями  №  157
четко  определено,  что  синтетический  учет  товаров  и  сырья  в
производстве ведется на счете 23 "Производство". По дебету данного
счета  отражается  стоимость  товаров  и  сырья,  поступивших    в
производство, а по кредиту - стоимость сырья, использованного  для
приготовления  продукции  собственного  производства,    стоимость
возвращенных товаров  и  сырья  в  кладовую,  стоимость  недостачи
товаров и сырья.
    Дебетовое сальдо счета 23 показывает стоимость остатков сырья,
не прошедшего  кулинарную  обработку,  сырья  в  полуфабрикатах  и
готовых изделиях, не реализованных и находящихся  в  производстве.
Аналитический учет товаров  и  сырья  ведется  в  разрезе  каждого
производства и материально ответственного лица.
    Предприятия,  использующие  журнально-ордерную  форму   учета,
ведут учет товаров и сырья в журналах 5 и 5А, а малые предприятия
- в Ведомости 5-м.

    Учет реализации

    Учет  реализации  как  покупных  товаров,  так  и    продукции
собственного производства предприятия общественного питания  ведут
с применением счетов:
    - 70 "Доходы от реализации";
    - 90 "Себестоимость реализаций";
    - 79 "Финансовые результаты".
    В соответствии с п. 2.3  Методических  рекомендаций  №  157  в
дебет счета 90  списывается  стоимость  реализованных  товаров  по
ценам продажи на основании отчетов материально ответственных лиц и
документов о реализации, а в  конце  месяца  рассчитываются  суммы
наценок и НДС по реализованным товарам.
    Обращаем внимание, что для отражения  стоимости  реализованных
товаров  на  счете  90  рассчитанные  суммы  наценок  и  НДС    по
реализованным товарам  отражают  по  дебету  счета  90  и  кредиту
субсчета 285 методом "красное сторно".
    Рассмотрим условный пример.

    Пример 5.

    Предприятие общественного  питания  "Вечерние  зори"  получило
заказ на обслуживание банкета. Оплата в сумме 2400 грн. (без НДС -
2000  грн.;  НДС  20%  -  400  грн.)  получена  на  текущий   счет
предприятия.  Себестоимость реализованной продукции,  определенная
методом цены продажи, составила 1400 грн.  Сумма торговой наценки,
приходящаяся  на  реализованную  продукцию,  по  расчетным  данным
предприятия составила 1000 грн.
    В бухгалтерском учете предприятия данные  операции  отражаются
следующими записями:

|---|--------------------------|-------------------------|-------|
| № | Содержание хозяйственной | Корреспондирующие счета | Сумма,|
|п/п|                          |------------|------------|  грн. |
|   |                          |    дебет   |   кредит   |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 1 | Получена от заказчика    |     311    |     681    |   2400|
|   | предоплата за            |            |            |       |
|   | обслуживание банкета     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 2 | Отражена сумма налоговых |     643    |   641/НДС  |    400|
|   | обязательств по НДС в    |            |            |       |
|   | составе суммы предоплаты |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 3 | Предоставлены услуги по  |     361    |     702    |   2400|
|   | обслуживанию банкета     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 4 | Списана ранее отраженная |     702    |     643    |    400|
|   | сумма налоговых          |            |            |       |
|   | обязательств по НДС      |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 5 | Отражена стоимость       |     902    |      23    |   2400|
|   | реализованной продукции  |            |            |       |
|   | по цене продажи          |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 6 | Списана торговая наценка |     902    |     285    |   1000|
|   | и НДС по реализованной   |            |            |       |
|   | продукции (методом       |            |            |       |
|   | "красное сторно")        |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 7 | Сформирован финансовый   |            |            |       |
|   | результат:               |            |            |       |
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - списана себестоимость  |     791    |     902    |   1400|
|   | продукции на финансовый  |            |            |       |
|   | результат                |            |            |       |
|   |--------------------------|------------|------------|-------|
|   | - списан доход от        |     702    |     791    |   2000|
|   | реализации продукции     |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|
| 8 | Произведен зачет         |     681    |     361    |   2400|
|   | задолженностей           |            |            |       |
|---|--------------------------|------------|------------|-------|

    В соответствии с п. 2.3 Методических рекомендаций № 157  сумма
наценки  и  НДС  по  реализованным  товарам    определяется    как
произведение суммы денежных средств, полученных  за  реализованные
товары, и среднего  процента  наценки  и  НДС.  При  этом  средний
процент наценки и НДС определяется  путем  деления  суммы  остатка
наценок и НДС на  начало  отчетного  месяца  и  наценок  и  НДС  в
стоимости товаров по ценам продажи, полученных в отчетном  месяце,
на сумму стоимости остатка  товаров  по  цене  продажи  на  начало
отчетного месяца и стоимости товаров, полученных в отчетном месяце
по цене продажи.
    Рассмотрим условный пример.

    Пример 6.

    На  предприятии  общественного  питания  "Старе  місто"  сумма
остатков товаров и сырья в кладовой по состоянию на  01.07.2003 г.
составила по ценам продажи 10000  грн.,  сумма  наценки  и  НДС  -
4000 грн.
    Сумма товаров и сырья по ценам продажи, поступивших в кладовую
предприятия в течение июля 2003 года, составила 45000 грн.,  сумма
наценки и НДС - 15000 грн.
    Товарооборот предприятия в июле 2003 года - 21000 грн.
    Таким образом, средний процент наценки и НДС составляет:

    (4000 + 15000) : (10000 + 45000) х 100% = 34,54%.

    Сумма  наценки  и  НДС  по  реализованным  товарам  и  готовой
продукции составляет:

    21000 х 34,54% : 100% = 7253,40 грн.,

    в том числе НДС:

    21000 x 20% : 120% = 3500 грн.

    Расчет среднего процента наценки и НДС осуществляют  в  случае
применения:
    -  одинакового  уровня   наценки    для    всех    структурных
подразделений согласно данным  об  остатках  на  начало  месяца  в
кладовой (на производстве) и структурных подразделениях, а также о
поступлении товаров и сырья в кладовую (на производство) в течение
месяца;
    - разного  уровня  наценок  для  структурных  подразделений  и
учетной цены - покупной стоимости в кладовой  согласно  данным  об
остатках и поступлении  товаров  и  сырья  из  каждого  отдельного
подразделения (кухни, буфета, киоска и т. п.).
    Для учета доходов от реализации товаров  и  готовой  продукции
используется Журнал 6 (форма утверждена  приказом  №  356).  Малые
предприятия  для  этой  цели  используют  Ведомость  5-м    (форма
утверждена приказом № 422).

    Новые формы первичных документов

    Обращаем  внимание  еще  на  один  важный  момент.    Приказом
Министерства   финансов    Украины   от   17.06.2003   г.   №  157 
( v0157569-03 )   "Об  утверждении  Методических  рекомендаций  по  
внедрению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета 
в сфере общественного питания,  гармонизированных с международными    
стандартами"  утверждены  формы первичных документов,  применяемых  
предприятиями   общественного   питания   в   своей   деятельности 
(приложения  к   Методическим  рекомендациям  № 157).  Таких  форм  
девятнадцать  и  в  целом они  несущественно  отличаются  от  форм  
первичной   учетной  документации   в   торговле  и   общественном  
питании,   утвержденных   приказом   Министерства  торговли   СССР 
от  20.08.86 г.  № 201 ( v0201400-86 ) (далее  -  приказ  №  201), 
используемых предприятиями ранее.
    Приведем перечень новых форм документов:
    - Калькуляционная карта (код по ОКУД 0903102);
    - План-меню (код по ОКУД 0903100);
    - Требование в кладовую (код по ОКУД 0903101);
    - Закупочный акт (код по ОКУД 0903105);
    - Товарный отчет (код по ОКУД 0903025);
    - Акт о реализации готовых изделий кухни за наличные  (код  по
ОКУД 0903128);
    - Акт о реализации  и  отпуске  изделий  кухни  (код  по  ОКУД
0903103);
    - Акт о продаже и отпуске изделий кухни (код по ОКУД 0903108);
    - Дневной заборный лист (код по ОКУД 0903111);
    - Заказ-счет (код по ОКУД 0903127);
    - Меню на отпуск питания  работникам  заведения  (предприятия)
(код по ОКУД 0903110);
    - Отчет о движении продуктов и тары  по  кухне  (код  по  ОКУД
0903107);
    -  Акт  о  передаче  товаров  и  тары  при  смене  материально
ответственного лица (код по ОКУД 0903115); 
    - Наряд-заказ (код по ОКУД 0903119);
    - Отчет о движении готовых изделий  в  кондитерских  и  других
цехах (код по ОКУД 0903112);
    - Акт на разделку мяса на крупнокусковые полуфабрикаты (код по
ОКУД 0903106);
    - Отчет о движении  продуктов  в  производстве  (код  по  ОКУД
0903172);
    - Контрольный расчет расходов продуктов по нормам рецептур  на
изготовленные изделия (код по ОКУД 0903124);
    - Ведомость об остатках товаров на складе (в кладовой) (код по
ОКУД 0903123).
    Считаем,  что  ввиду  отсутствия  некоторых    приложений    к
Методическим рекомендациям № 157, а именно: Акта  на  бой,  лом  и
утрату посуды и приборов (коды по ОКУД 0903117, 0903118);  Журнала
учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет  работникам
предприятия (код по ОКУД 0903116);  Контрольного  расчета  расхода
специй и соли (код по  ОКУД  0903104),  предприятия  общественного
питания  вполне  могут  использовать  формы   таких    документов,
утвержденные приказом № 201.
    В  публикации  были  рассмотрены  лишь   некоторые    моменты,
связанные с особенностями учета в общественном питании.  К  данной
теме на страницах газеты мы будем возвращаться еще не раз.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№71/03, стр. 20
[04.09.2003]
Наталья Белова
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------