Минимальные цены на алкоголь ------------------------------------------------------------------ Как мы и предполагали, появление постановления Кабинета Министров Украины от 27.08.2003 г. № 1356 ( 1356-2003-п ) "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 21 июня 2001 года № 700" (далее - постановление № 1356, см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 72) вызвало много шума. На редакцию буквально обрушился шквал звонков и писем читателей, высказывающих свое негодование по данному документу. Напомним, что постановлением № 1356 были изменены (увеличены) минимальные цены на алкогольные напитки. Но проблема не столько в этом, сколько в дате вступления его в силу. В редакционном комментарии к постановлению № 1356 мы писали, что оно вступило в силу с даты принятия, т. е. с 27.08.2003 г. Не отказываемся от этих слов и сейчас. И это несмотря на то, что официально оно было опубликовано в газете "Урядовий кур'єр", 2003, № 162 только 02.09.2003 г. Взволнованность читателей понять не сложно - в голове трудно укладывается вопиющая несправедливость, заключающаяся в том, что исполнять нормы документа необходимо было задолго до того, как они получили возможность его увидеть! Почему мы считаем, что постановление № 1356 вступило в силу именно с даты принятия? Ответ прост. Согласно ст. 5 Указа Президента Украины "О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу" от 10.06.97 г. № 503/97 ( 503/97 ) (далее - Указ № 503) нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок вступления их в силу не предусмотрен в этих актах. Акты Кабинета Министров Украины, определяющие права и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях. Постановлением № 1356 не предусмотрен более поздний срок вступления его в силу. Что касается определения прав и обязанностей граждан, мы склонны считать, что постановление № 1356 к ним отношения не имеет. Вот и приходим к выводу, что другой даты, кроме 27 августа, нет. К слову добавим, что практически все независимые специалисты пришли к такому же мнению. Разумеется, с таким положением вещей смириться трудно. Ведь, находясь в информационном вакууме, практически все субъекты предпринимательства, имеющие отношение к данной сфере, были поставлены под удар. Объясняется это тем, что те, кто в розницу торгует алкогольными напитками, т. е. подакцизными товарами, должны применять РРО. А раз так, то сотруднику контролирующего органа не представляет особых затруднений отследить цену продажи бутылки водки или коньяка, даже если он придет на проверку гораздо позже начала сентября. А штрафные санкции за продажу алкогольных напитков по ценам ниже минимальных весьма внушительные - согласно ст. 17 Закона Украины "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий" от 19.12.95 г. № 481/95-ВР ( 481/95-ВР ) они составляют 100 процентов стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных цен, но не менее 1000 грн. Такое положение вещей нельзя назвать нормальным. И главная проблема не только и не столько в нормах Конституции Украины или Указа № 503, разработанного в ее развитие, сколько в действиях Кабинета Министров Украины, допустившего оплошность при подготовке нашумевшего постановления. Понятно, что для нормального внедрения документа такого рода, в нем нужно было предусмотреть дату вступления в силу, хотя бы не ранее дня опубликования. Но и это не спасло бы от штрафов, ведь изменение минимальных цен предусматривает проведение целого ряда предварительных процедур - инвентаризации, дооценки... К тому же "официальную" газету субъект предпринимательства сможет реально получить в середине дня, тогда как утром он уже продал товар по старой цене. А чек РРО уже выдан... Что же касается наиболее оптимальной даты вступления в силу постановления № 1356, то, на наш взгляд, Кабинету Министров Украины нужно было поступить так, как это было сделано при введении минимальных цен еще в 2001 году. Напомним, что тогда само постановление Кабинета Министров Украины "О внедрении минимальных цен на отечественные и импортные алкогольные напитки" от 21 июня 2001 года № 700 ( 700-2001-п ) (далее - постановление № 700) вступило в силу 07.07.2001 г., ведь в п. 5 этого документа было прямо написано, что он "вступает в силу через 10 дней со дня опубликования". Хотя, помнится, и тогда было немало проблем с определением часа "X" (см. статью "Когда же вступил в силу "сухой закон"?" \\\\ "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 58). Мы должны разочаровать тех, кто считает, что упомянутый нами п. 5 постановления № 700 каким-то образом может повлиять на дату вступления в силу постановления № 1356. Этот пункт указан именно в постановлении № 700 и определяет именно его дату вступления в силу. И хотя постановление № 1356 имеет непосредственное отношение к постановлению № 700, его вступление в силу должно регламентироваться именно самим этим постановлением, т. е. постановлением № 1356. Если же утверждать, что п. 5 постановления № 700 и сейчас имеет какое-то значение, то, утрируя, можно дойти до того, что новые минимальные цены работают еще с 2001 года (с даты вступления в силу постановления № 700), а это, естественно, абсурдно. При всем трагизме ситуации, мы не можем не выразить надежду на то, что контролировать соблюдение минимальных цен будут разумные люди, которые понимают невозможность соблюдения того, чего еще никто не видел и не мог увидеть. Именно "не мог увидеть", потому что согласно ст. 2 Указа № 503 нормативно-правовые акты могут быть опубликованы в других печатных изданиях лишь после их официального обнародования, т. е. после опубликования их в "Офiцiйному віснику України", "Вiдомостях Верховної Ради України", "Урядовому кур'єрi". Возможно, появится какое-либо либеральное разъяснение, запрещающее штрафовать хотя бы до даты официального опубликования. Хотя, как мы уже говорили выше, это спасет не многих. В то же время мы всегда рады помочь налогоплательщикам, тем более когда речь идет о подобной несправедливости со стороны государственных органов. Все помнят пословицу "закон - что дышло: как повернул - так и вышло". Так и в нашем случае. При определенной трактовке можно и дату вступления в силу постановления № 1356 повернуть "в нашу" сторону. Именно поэтому мы не можем не предложить две альтернативные трактовки ст. 5 Указа № 503, которые, возможно, будут полезны на практике. Как мы помним, в Указе № 503 написано: если акты Кабинета Министров Украины определят права и обязанности граждан, то они вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных печатных изданиях. Алкогольными напитками торгуют не только предприятия, но и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности. И хотя выше мы говорили, что постановление № 1356 вряд ли можно воспринимать как определяющее права и обязанности граждан, возможно, кому-то удастся доказать, что частный предприниматель - прежде всего физическое лицо и его статус как субъекта предпринимательской деятельности не отделим от его статуса как гражданина; Отсюда следует, что частные предприниматели могут попытаться "выкрутить" нормы Указа № 503 таким образом, что постановление № 1356 для них вступило в силу только с 02.09.2003 г. Это первое. Второе. В Указе № 503 есть статья 3, в которой указано, что граждане, государственные органы, предприятия, учреждения, организации во время осуществления своих прав и обязанностей должны применять законы Украины, другие акты Верховной Рады Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, опубликованные в официальных печатных изданиях или полученные в установленном порядке от издавшего их органа. Данную норму можно истолковать следующим образом. Предприятия во время осуществления своих прав и обязанностей должны руководствоваться актами Кабинета Министров в одном из двух случаев: 1) если акты опубликованы в официальных печатных изданиях; 2) если акты получены в установленном порядке от издавшего их органа. Второй случай нам не интересен (по нашему мнению, касается он актов ведомственного характера, актов, которые не имеют общего значения или нормативного характера). А вот первым можно попытаться воспользоваться. Именно эту норму можно преподнести таким образом, что если акт Кабмина (равно как и любой другой документ) официально не опубликован, то его можно не исполнять. Понятно, что две вышеизложенные трактовки Указа № 503 весьма сомнительны, и мы ни в коем случае не рекомендуем ими злоупотреблять, тем более в других вопросах. Тем не менее не исключено, что, используя их, проверяющий и проверяемый могут прийти к разумному решению. Подытоживая высказанное, отметим: вопиющая ситуация, сложившаяся в данном вопросе, просто диктует органу, контролирующему соблюдение минимальных цен (а таковым, прежде всего, является Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНАУ - именно на него возложены функции по организации подобных проверок), подойти взвешенно к разъяснению применения штрафных санкций. Слово за ним... ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №74/03, стр. 36 [15.09.2003] Дмитрий Костюк Заместитель главного редактора ------------------------------------------------------------------