Минимальные цены на алкоголь

------------------------------------------------------------------

    Как  мы  и  предполагали,  появление  постановления   Кабинета
Министров  Украины  от  27.08.2003 г.  № 1356  ( 1356-2003-п )  "О 
внесении изменений  в  постановление  Кабинета  Министров  Украины  
от  21  июня  2001 года  № 700" (далее - постановление № 1356, см. 
"Налоги и  бухгалтерский учет", 2003, № 72)  вызвало  много  шума.  
На редакцию буквально обрушился шквал звонков  и  писем читателей,  
высказывающих свое негодование по данному документу.
    Напомним, что постановлением № 1356 были изменены  (увеличены)
минимальные цены на алкогольные напитки.  Но проблема не столько в
этом, сколько  в  дате  вступления  его  в  силу.  В  редакционном
комментарии к постановлению № 1356 мы писали, что оно  вступило  в
силу с даты принятия, т. е. с 27.08.2003  г.  Не  отказываемся  от
этих слов и сейчас.  И это несмотря на то, что официально оно было
опубликовано в  газете  "Урядовий  кур'єр",  2003,  №  162  только
02.09.2003 г.  Взволнованность читателей  понять  не  сложно  -  в
голове    трудно    укладывается    вопиющая     несправедливость,
заключающаяся в том, что исполнять нормы документа необходимо было
задолго до того, как они получили возможность его увидеть!
    Почему мы считаем, что постановление № 1356  вступило  в  силу
именно  с  даты  принятия?  Ответ  прост.  Согласно  ст.  5  Указа
Президента  Украины  "О   порядке    официального    обнародования
нормативно-правовых актов и вступления их в силу" от  10.06.97  г.
№ 503/97 ( 503/97 ) (далее - Указ № 503)  нормативно-правовые акты  
Кабинета Министров Украины  вступают в силу с момента их принятия,  
если  более поздний срок вступления их в силу  не  предусмотрен  в  
этих актах.  Акты Кабинета Министров Украины, определяющие права и
обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их опубликования
в официальных печатных изданиях.
    Постановлением № 1356  не  предусмотрен  более  поздний  срок
вступления  его  в  силу.  Что  касается  определения    прав    и
обязанностей граждан, мы склонны считать, что постановление № 1356
к ним отношения не имеет.  Вот и приходим  к  выводу,  что  другой
даты, кроме 27 августа, нет.  К слову добавим, что практически все
независимые специалисты пришли к такому же мнению.
    Разумеется, с таким положением вещей смириться  трудно.  Ведь,
находясь  в  информационном  вакууме,  практически  все   субъекты
предпринимательства,  имеющие  отношение  к  данной  сфере,   были
поставлены под удар.  Объясняется это тем, что те, кто  в  розницу
торгует  алкогольными  напитками,  т.  е.  подакцизными  товарами,
должны применять РРО.  А раз так,  то  сотруднику  контролирующего
органа не представляет особых затруднений отследить  цену  продажи
бутылки водки или коньяка, даже если он придет на проверку гораздо
позже начала сентября.
    А штрафные санкции за продажу алкогольных  напитков  по  ценам
ниже минимальных весьма внушительные  -  согласно  ст.  17  Закона
Украины "О государственном регулировании производства и  обращения
спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных  напитков  и
табачных  изделий"  от  19.12.95 г. № 481/95-ВР ( 481/95-ВР )  они  
составляют  100  процентов  стоимости  полученной  партии  товара, 
рассчитанной  исходя из минимальных оптово-отпускных или розничных  
цен, но не менее 1000 грн.
    Такое положение вещей нельзя  назвать  нормальным.  И  главная
проблема не только и не столько в нормах Конституции  Украины  или
Указа № 503, разработанного в ее  развитие,  сколько  в  действиях
Кабинета Министров Украины, допустившего оплошность при подготовке
нашумевшего постановления.  Понятно, что для нормального внедрения
документа  такого  рода,  в  нем  нужно  было  предусмотреть  дату
вступления в силу, хотя бы не ранее дня опубликования. Но и это не
спасло  бы  от  штрафов,   ведь    изменение    минимальных    цен
предусматривает проведение целого ряда предварительных процедур  -
инвентаризации, дооценки... К тому же "официальную" газету субъект
предпринимательства сможет реально получить в середине дня,  тогда
как утром он уже продал товар  по  старой  цене.  А  чек  РРО  уже
выдан...
    Что же касается наиболее оптимальной даты  вступления  в  силу
постановления № 1356,  то,  на  наш  взгляд,  Кабинету  Министров
Украины нужно  было  поступить  так,  как  это  было  сделано  при
введении минимальных цен еще в 2001 году. Напомним, что тогда само
постановление Кабинета Министров Украины "О внедрении  минимальных
цен на отечественные и импортные алкогольные напитки" от  21  июня
2001 года № 700  ( 700-2001-п )  (далее  -  постановление  №  700)  
вступило  в  силу 07.07.2001 г., ведь в п. 5 этого документа  было  
прямо  написано,  что  он  "вступает  в  силу через 10 дней со дня 
опубликования". Хотя,  помнится,  и  тогда было  немало  проблем с 
определением часа "X" (см. статью "Когда же вступил в силу  "сухой  
закон"?" \\\\ "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 58).
    Мы должны разочаровать тех, кто считает, что  упомянутый  нами
п. 5 постановления № 700 каким-то образом может повлиять  на  дату
вступления в силу постановления № 1356. Этот пункт указан именно в
постановлении № 700 и определяет  именно  его  дату  вступления  в
силу. И хотя постановление № 1356 имеет непосредственное отношение
к  постановлению  №  700,  его   вступление    в    силу    должно
регламентироваться  именно  самим  этим  постановлением,  т.    е.
постановлением № 1356. Если же утверждать, что п. 5  постановления
№ 700 и сейчас имеет какое-то значение, то, утрируя,  можно  дойти
до того, что новые минимальные цены работают еще с  2001  года  (с
даты вступления в силу постановления № 700), а  это,  естественно,
абсурдно.
    При всем трагизме ситуации, мы не можем не выразить надежду на
то, что контролировать соблюдение минимальных цен  будут  разумные
люди, которые понимают невозможность  соблюдения  того,  чего  еще
никто не видел и не мог увидеть.  Именно "не мог увидеть",  потому
что согласно ст. 2 Указа № 503 нормативно-правовые акты могут быть
опубликованы в других печатных изданиях лишь после их официального
обнародования, т. е. после опубликования их в  "Офiцiйному віснику
України",  "Вiдомостях  Верховної  Ради    України",    "Урядовому
кур'єрi".  Возможно, появится какое-либо либеральное  разъяснение,
запрещающее штрафовать хотя бы до даты официального опубликования.
Хотя, как мы уже говорили выше, это спасет  не  многих.
    В то же время мы всегда рады  помочь  налогоплательщикам,  тем
более когда речь  идет  о  подобной  несправедливости  со  стороны
государственных органов.  Все помнят пословицу "закон - что дышло:
как  повернул  -  так  и  вышло".  Так  и  в  нашем  случае.   При
определенной  трактовке  можно  и  дату    вступления    в    силу
постановления № 1356 повернуть "в нашу" сторону. Именно поэтому мы
не можем не предложить две альтернативные трактовки  ст.  5  Указа
№ 503, которые, возможно, будут полезны на практике.
    Как мы помним, в Указе №  503  написано:  если  акты  Кабинета
Министров Украины определят права и обязанности  граждан,  то  они
вступают в силу  не  ранее  дня  их  опубликования  в  официальных
печатных  изданиях.  Алкогольными  напитками  торгуют  не   только
предприятия, но и физические лица -  субъекты  предпринимательской
деятельности.  И хотя выше мы говорили, что постановление  № 1356
вряд ли можно воспринимать как определяющее  права  и  обязанности
граждан,  возможно,  кому-то  удастся  доказать,    что    частный
предприниматель - прежде всего физическое лицо и  его  статус  как
субъекта  предпринимательской  деятельности  не  отделим  от   его
статуса  как   гражданина;    Отсюда    следует,    что    частные
предприниматели могут попытаться "выкрутить"  нормы  Указа  №  503
таким образом, что постановление № 1356 для них  вступило  в  силу
только с 02.09.2003 г. Это первое.
    Второе.  В Указе № 503 есть статья 3, в которой  указано,  что
граждане,  государственные  органы,    предприятия,    учреждения,
организации во  время  осуществления  своих  прав  и  обязанностей
должны  применять  законы  Украины,  другие  акты  Верховной  Рады
Украины, акты Президента Украины  и  Кабинета  Министров  Украины,
опубликованные в официальных печатных изданиях  или  полученные  в
установленном порядке от издавшего их органа.
    Данную норму можно истолковать следующим образом.  Предприятия
во  время  осуществления  своих  прав  и    обязанностей    должны
руководствоваться  актами  Кабинета  Министров  в  одном  из  двух
случаев:
    1) если акты опубликованы в официальных печатных изданиях;
    2) если акты получены в установленном порядке от издавшего  их
органа.
    Второй случай нам не интересен (по нашему мнению, касается  он
актов ведомственного характера, актов,  которые  не  имеют  общего
значения  или  нормативного  характера).  А  вот   первым    можно
попытаться воспользоваться.  Именно эту  норму  можно  преподнести
таким образом, что если акт Кабмина  (равно  как  и  любой  другой
документ) официально не опубликован, то его можно не исполнять.
    Понятно, что две вышеизложенные трактовки Указа №  503  весьма
сомнительны,  и  мы  ни  в  коем  случае  не    рекомендуем    ими
злоупотреблять, тем более в  других  вопросах.  Тем  не  менее  не
исключено, что, используя  их,  проверяющий  и  проверяемый  могут
прийти к разумному решению.
    Подытоживая  высказанное,    отметим:    вопиющая    ситуация,
сложившаяся  в  данном    вопросе,    просто    диктует    органу,
контролирующему соблюдение  минимальных  цен  (а  таковым,  прежде
всего,  является  Департамент  по    вопросам    администрирования
акцизного  сбора  и  контроля  за  производством   и    обращением
подакцизных товаров ГНАУ - именно на  него  возложены  функции  по
организации подобных проверок), подойти  взвешенно  к  разъяснению
применения штрафных санкций. Слово за ним...

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№74/03, стр. 36
[15.09.2003]
Дмитрий Костюк
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------