Это всё еще цветочки. Ягодки будут в 2004-м...
  Обложение в 2004 году процентов по депозитам налогом на доходы

------------------------------------------------------------------

    Чем больше мы изучаем Закон "О  налоге  с  доходов  физических
лиц" ( 889-15 ),  тем  больше  крепнет  уверенность,  что с данным  
Законом  плательщики  налогов  еще  намучаются.  Практически любой 
более-менее существенный вопрос, связанный с доходами  физлиц,  не   
имеет   однозначного   решения  и  вызывает  оживленные  дискуссии 
специалистов.  {1}  Не  стала  исключением  и  проблема  обложения  
подоходным  налогом процентов по депозитам в 2004 году.  Некоторые    
соображения  относительно   налоговой    судьбы    процентов   уже 
высказывались в "Бухгалтере" (см. № 33'2003, с. 44-45).  За время,  
прошедшее с той публикации, свое отношение к ней успели выразить и  
другие  заинтересованные  лица.  В  результате проблема  процентов  
заиграла новыми гранями, породила массу  новых  вопросов,  удивила  
новыми парадоксами и выявила новые тупики.
    Поэтому считаем возможным данную тему продолжить.
    Итак,  с  момента  нашей    предыдущей    публикации    успели
сформироваться  следующие  подходы  к  обложению   процентов    по
депозитам в 2004 году:
    1) проценты  по  депозитам  населения  подлежат  обложению  по
ставке 13% (зампред ГНАУ М. Степанов) {2};
    2) проценты по депозитам вообще не  будут  облагаться  налогом
(зампред  Комитета  ВР  по  вопросам   финансов    и    банковской
деятельности С. Терехин) {3};
    3) проценты  должны  облагаться  по  ставке  5%  у   источника
выплаты;
    4) проценты   должны  облагаться  по  ставке   5%    физлицами
самостоятельно. {4}
    Такой   радикально-широкий    спектр    мнений,    безусловно,
свидетельствует о  непревзойденных  качествах  нового  Закона.  Он
прямо-таки насыщен  четкими,  однозначными  и  простыми  правилами
налогообложения.  Впрочем, хватит лирики. Подумаем,  как  все-таки
должны облагаться злополучные проценты в 2004 году.
    Прежде всего, обратим внимание на  нормы  Закона,  посвященные
налогообложению процентов:
    1) подпункт 4.2.12 Закона включает в состав  общего  месячного
налогооблагаемого дохода доход в виде процентов;
    2) пункт  7.2  Закона  предусматривает,  что  ставка    налога
составляет 5% от объекта налогообложения,  начисленного  налоговым
агентом как процент по депозиту (вкладу) в банк  или  небанковское
финучреждение;
    3) пункт 9.2 Закона содержит правила,  устанавливающие  особый
режим налогообложения процентов:

    "9.2.  Налогообложение  процентов   9.2.1.  Налоговым  агентом
    плательщика  налога  при  начислении  (уплате)  в  его  пользу
    процентов  по  банковскому  депозиту  (вкладу),    вкладу    в
    небанковские  финансовые  учреждения  согласно   закону    или
    процентов    (дисконтных    доходов)     по        депозитному
    (сберегательному)  сертификату  (далее  -  проценты)  является
    лицо, осуществляющее такое начисление (уплату).
    Общая сумма налогов, удержанных в течение отчетного налогового
    месяца из таких начисленных (уплаченных) процентов плательщику
    налога, уплачивается (перечисляется) таким налоговым агентом в
    бюджет в сроки, определенные законом для месячного  налогового
    периода.
    9.2.2. Налоговый  агент,  начисляющий  проценты,  представляет
    налоговый расчет общей суммы  начисленных  процентов  и  общей
    суммы удержанных из них налогов в составе налоговой декларации
    по  налогу  на  прибыль  предприятий  в  сроки,  установленные
    законом для такого налога.  При этом  информация  относительно
    отдельного  вклада  (депозита)   физического    лица,    суммы
    начисленных на него процентов, а также  сведений  относительно
    такого физического лица - вкладчика не предоставляется.

    "..."

    9.2.3.  Налогообложение  процентов  (в  том  числе  дисконтных
    доходов), уплаченных (начисленных) по иным основаниям,  нежели
    указанные в подпункте 9.2.1 настоящего пункта,  осуществляется
    в общем порядке, установленном настоящим Законом для  доходов,
    окончательно облагаемых налогом при  их  выплате,  по  ставке,
    определенной в пункте 7.1 статьи 7 настоящего Закона.
    9.2.4. Доходы,  указанные  в  настоящем  пункте,  окончательно
    облагаются налогом при их выплате за их счет";

    4) подпункт 22.1.4 Закона указывает  на  то,  что  п/п.  9.2.1
- 9.2.2 в части налогообложения процентов  вступают  в  силу  с  1
января 2005 года.
    Теперь - с учетом законодательной базы - проанализируем  ранее
приведенные четыре подхода специалистов.
    Первая точка зрения порождена, видимо, {5}  тем,  что  в  2004
году не действует  норма  п/п.  9.2.1,  возлагающая  на  банк  или
финансовое  учреждение  обязанности   налогового    агента    (см.
п/п. 22.1.4).  Это, по мнению сторонников данного подхода,  делает
невозможным применение к процентам 5%-ной ставки налога (ведь  она
в силу п. 7.2 применяется лишь к тем  доходам,  налог  на  которые
начислен налоговым агентом).  Следовательно, - полагают, очевидно,
они, - должна действовать общая 13%-тя ставка (п. 7.1).
    Итак - продолжают апологеты первого подхода  -  ставка  у  нас
есть.  Разберемся,  есть   ли    в    данной    ситуации    объект
налогообложения.  В принципе, есть. Ведь из состава же доходов  на
2004 год проценты никто не исключал (см. п/п. 4.2.12).
    Кто в таком  случае  обязан  уплачивать  налог?  При  желании,
руководствуясь п/п. 8.1.3 Закона {6}, подобную  обязанность  можно
возложить на самого плательщика (физлицо).  Ведь,  учитывая  нормы
п/п. 9.2.1 и 9.2.2, вполне можно говорить о том,  что  проценты  в
2004 году  не  подлежат  налогообложению  при  их  начислении  или
выплате.
    Главным достоинством второй точки зрения является то, что  она
позволяет понять намерения законодателя, которые, как  выясняется,
были чисты и благородны.  С.  Терехин  (напомним,  что  именно  он
принимал активное участие в разработке и принятии  Новоподоходного
Закона) сообщает, что  п/п.  22.1.4  создавался  для  того,  чтобы
освободить проценты от налога  в  2004  году.  В  этом  есть  свой
экономический  резон: освобождение процентов от налога в 2004 году
необходимо  для  того,  чтобы  банки  не  пострадали  от    оттока
депозитов, вызванного введением налога, и имели год для подготовки
к введению механизма налогообложения.  А  вкладчики  за  этот  год
привыкнут  к  мысли,  что  скоро  они  будут  вынуждены   делиться
процентами с государством.
    Правда,  воплощение  этого  намерения  получилось   неудачным:
подвела законодательная техника.  Вместо того,  чтобы  откладывать
действие п/п. 9.2.1-9.2.2, Верховной Раде следовало пойти  простым
логическим путем и написать, что

    "доходы в виде процентов по депозитам и  т.  п.  за  налоговые
    периоды до 1 января 2005 года не включаются  в  состав  общего
    месячного или годового  налогооблагаемого  дохода  плательщика
    налога независимо от сроков их выплаты"

или нечто вроде этого.
    Это решило бы  все  проблемы.  Тем  не  менее  даже  с  учетом
отмеченного законодательного дефекта мы считаем, что вторая  точка
зрения является более разумной, чем первая.  Действительно, трудно
заподозрить  Верховную  Раду  в  желании  обложить  проценты    по
депозитам по ставке 13% (если принять во внимание тот факт, что  в
2003 году они вообще не облагались), а затем с 2005  года  перейти
на 5%-ную ставку.
    Сторонники третьей точки зрения обращают внимание на  то,  что
согласно  "Заключительным  положениям"  Закона  с  01.01.2005   г.
вступают  в  силу  только  п/п.  9.2.1-9.2.2,    предусматривающие
упрощенную  отчетность  банков.  В  то  же  время  5%-ная  ставка,
установленная в п. 7.2, вступает в силу с  01.01.2004  г.  В  этой
связи  -  считают  некоторые  специалисты   -    особый    порядок
налогообложения, предусматривающий упрощенную отчетность, вступает
в силу с 01.01.2005 г., а в 2004 году должен применяться обычный.
    Мы  с  данным  подходом  согласиться  не  можем.    Если    бы
законодатель действительно решил не вводить в 2004 году упрощенную
отчетность для банков, а желал бы облагать проценты 5%-ным налогом
в общем порядке, то  гораздо  логичнее  выглядело  бы  решение  об
откладывании до 2005 года действия одного лишь п/п. 9.2.2.
    Чем мешает общему порядку налогообложения п/п. 9.2.1,  который
в первом абзаце  возлагает  на  банк  (финучреждение)  обязанности
налогового агента, а во втором  требует  уплаты  налога  в  сроки,
установленные для месячного периода? В любом случае  нет  никакого
резона приостанавливать на 2004 год действие абз.  1  п/п.  9.2.1.
Более того, его работоспособность в 2004  году  просто  необходима
для воплощения депутатского замысла добиться от  банков  удержания
налога на общих основаниях, а не в упрощенном порядке.
    На основании п/п. 9.2.1 и п/п. 22.1.4 можно сделать вывод, что
банк (финучреждение) признается налоговым агентом  при  начислении
(выплате) процентов только начиная с 2005 года.  Следовательно,  в
2004 году банк (финучреждение) в отношении  начисления  и  выплаты
процентов  налоговым  агентом  не  является.  Это    дает    банку
(финучреждению)  основание  не  начислять,  не  удерживать  и   не
перечислять налог на доходы с процентов в 2004 году.
    Итак, мы подходим к четвертой  версии.  Если  банк  удерживать
налог не обязан, то вполне  вероятна  мысль,  что  соответствующая
обязанность исходя из п/п. 8.1.3 возлагается на самого плательщика
налога. Слабое место этой версии - действие в 2004 году п/п. 9.2.4
Закона.  Согласно данной норме  проценты  окончательно  облагаются
налогом при их выплате за их счет.  По  нашему  мнению,  указанная
норма  препятствует  включению  сумм  процентов  в  состав  общего
годового  налогооблагаемого  дохода  и    представлению    годовой
декларации.
    Логично предположить, что, желая воплотить в  жизнь  четвертый
подход,  депутаты  приостановили  бы  на  2004  год  и    действие
п/п. 9.2.4 - в части  налогообложения  процентов  (за  исключением
тех, которые подпадают под действие п/п. 9.2.3).
    Кроме  того,  возложение  обязанности  по  уплате  налога    с
процентов на самих физлиц неудобно как  для  граждан,  так  и  для
налоговой  службы  и  необоснованно  выбивается  из  общей  модели
налогообложения доходов физлиц, положенной в  основу  Закона.  Так
что в эту версию верится с трудом.
    В общем, каждая из  четырех  проанализированных  точек  зрения
имеет свои преимущества и свои недостатки. В одних случаях хромает
юридическая техника, в других - страдает экономическая логика. Это
не дает возможности безоговорочно остановиться на какой-то одной и
однозначно отвергнуть остальные.  Тем не менее нам по-прежнему {7}
ближе вторая точка зрения.
    Если верить ГНАУ, то в данном случае она намерена прислушаться
к  мнению  Комитета  ВР  по  вопросам  финансов    и    банковской
деятельности.  Исходя из мнения данного органа  будет  разработана
инструкция о подоходном налоге с граждан.  {8} Комитет же,  скорее
всего, поддержит точку зрения С.  Терехина. Так  что  в  обложении
процентов в обозримом будущем может наступить ясность.
    Ну а оптимальным  выходом  из  сложившейся  ситуации  было  бы
принятие соответствующих поправок к Закону, которые  позволили  бы
расставить все точки над процентными доходами в 2004 году.

    Дождемся ли?

    Или  в  будущем  году  вопросов  возникнет  столько,  что   до
несчастных депозитов не дойдут руки?..

{1} Некоторые из спорных новоподоходных  вопросов  обсуждались  на
    страницах нашего журнала (см., например, № 32'2003, с. 42-43 и
    №  40'2003,   с.    49-50,    где    анализировался    порядок
    налогообложения подарков в 2004 году, или № 38'2003, с. 40-43,
    где  была  предпринята  попытка  разгадать  тайну    налоговых
    агентов).
{2} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 49.
{3} См. "Бизнес" № 40/2003, с. 65.
{4} О своей приверженности 3-му и 4-му  подходам  заявляли  многие
    представители банков.
{5} "Видимо"  -  отнюдь  не  случайно.  М.  Степанов   никак    не
    аргументировал выбор варианта с  13%-ным  налогом.  Он  просто
    сослался на то, что  так  должно  быть  "с  юридической  точки
    зрения".
{6} Приводим упомянутый подпункт:

    "Если  согласно  нормам  настоящего  Закона  отдельные    виды
    налогооблагаемых    доходов    (прибылей)    не       подлежат
    налогообложению при их начислении или выплате,  то  плательщик
    налога обязан самостоятельно включить сумму  таких  доходов  в
    состав общего годового налогооблагаемого дохода и  представить
    годовую декларацию по данному налогу".

{7} См. "Бухгалтер" № 33'2003, с. 45.
{8} См. "Бизнес" № 40'2003, с. 49.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№41/03, стр. 37
[01.11.2003]
Станислав Погребняк

------------------------------------------------------------------