Как ликвидирующемуся предпринимателю сдавать отчетность

    Я - частный предприниматель. Перешел с единого налога на общую
    систему  налогообложения  и  нахожусь   на    общей    системе
    налогообложения (деятельности нет).  В связи  со  сложившимися
    семейными обстоятельствами я вынужден  выехать  на  длительный
    период времени в Россию.  Уехать мне нужно  срочно.  Попытался
    сняться с регистрации в качестве предпринимателя.  В налоговой
    мне сказали, что у них распоряжение временно никого с учета не
    снимать.  Когда придут на проверку, точно не  говорят  (как  я
    понял, они с этим не  спешат).  Есть  ли  какие-то  сроки  для
    проведения  такой  проверки  налоговиками  и  существуют    ли
    какие-либо  ускоренные  методы  ее    проведения,    если    у
    налогоплательщика есть серьезные  обстоятельства?  Имею  ли  я
    право прекратить сдавать отчетность после подачи  заявления  в
    налоговую о снятии  с  учета  или  я  должен  ждать  окончания
    проверки, а до этого отчетность представлять обязан?

    * * *

    С уверенностью можно говорить о том,  что  снятие  с  учета  в
налоговом  органе  предпринимателя  в  качестве  налогоплательщика
является одним из основных (хоть и  не  единственным)  этапов  его
ликвидации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
    В  вопросах  снятия  с  учета  налогоплательщика  в    органах
налоговой службы представители налоговых  органов  руководствуются
Инструкцией  о  порядке  учета  налогоплательщиков,   утвержденной
приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ),  с  изменениями  и 
дополнениями (далее - Инструкция № 80).
    Как следует из этого документа, после подачи в налоговый орган
заявления о снятии с учета плательщика  налогов  по  форме № 8-ОПП
налоговые  органы  должны    принять    решение    о    проведении
документальной  проверки  в  течение  месяца.  Именно  этот   срок
налоговики дали себе на "раскачку". Объяснить это просто: проверка
ликвидирующегося предпринимателя у них не  запланирована,  для  ее
проведения еще нужно найти время и высвободить часть  инспекторов,
занятых другими проверками.  Но все дело в том, что  и  этот  срок
налоговики нередко нарушают, т.  е.  очень  часто  случается,  что
ждать проверки ликвидирующемуся субъекту приходится намного больше
месяца.
    Кроме того, никакого механизма "ускорения"  этого  процесса  в
существующих на сегодняшний день документах нет.  То есть те, кому
надо срочно ликвидироваться, должны договариваться с  налоговиками
сами, кто  как  сумеет.  В  данном  случае  можно  порекомендовать
написать заявление на имя начальника своей налоговой  инспекции  с
просьбой ускорить проведение проверки с изложением причин.
    Как правило, сама проверка предпринимателя длится не так уж  и
долго, всего несколько дней.
    Что  касается  вопроса  об    отчетности,    то    обязанность
предпринимателя сдавать налоговую отчетность прекращается только с
момента снятия его с учета в налоговом органе, но ни в коем случае
не на момент подачи заявления о снятии с учета.
    Если предпринимателю нужно срочно выехать за границу именно  в
данный момент, а потом он сможет на  какое-то  время  вернуться  и
уладить  свои  предпринимательские  дела,  то  в    этом    случае
предприниматель может воспользоваться возможностью продлить  сроки
для представления налоговой  декларации.  Рассмотрим  этот  вопрос
подробнее.
    Понятно, что, выехав за границу, предприниматель  будет  лишен
возможности представлять  отчетность,  в  частности,  ту,  которая
подпадает под определение  налоговой  декларации  с  точки  зрения
Закона Украины  "О  порядке  погашения  обязательств  плательщиков
налогов  перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами"
от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181).
    На этот случай  в  Законе № 2181 есть  норма (п. 15.4 ст. 15)
согласно которой  предельные  сроки  для  представления  налоговой
декларации подлежат продлению руководителем налогового органа (его
заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой
налогоплательщик, в частности, находился за пределами Украины.
    При этом, как определено в Законе № 2181,  штрафные  санкции,
определенные подпунктом 17.1.1 п. 17.1 ст.  17  Закона  № 2181,  в
течение срока продления предельных сроков представления  налоговой
декларации к налогоплательщику применяться не будут.
    Иными словами, если частный предприниматель  вынужден  выехать
за  границу,  в  связи  с  чем  какой-то  период  он  не    сможет
представлять   налоговые    декларации,    то,    подав    вовремя
соответствующее заявление, к нему за  неподачу  отчетности  штрафы
применяться не будут.  Под эту норму п. 15.4  ст.  15  ГНАУ  своим
приказом   от   19.03.2001    г.   №  113  ( z0284-01 )  утвердила 
соответствующий  Порядок  применения  норм  пункта 15.4  статьи 15 
Закона  Украины  "О  порядке  погашения обязательств  плательщиков  
налогов  перед  бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами" 
(далее - Порядок № 113).
    Согласно этому Порядку  при  наличии  обстоятельств  (в  числе
которых и выезд за границу), дающих право на продление  предельных
сроков представления деклараций, налогоплательщик может обратиться
в налоговый орган с письменным заявлением. При этом Порядком № 113
определено, что заявление подается в течение 30 календарных  дней,
следующих за днем окончания указанных в нем обстоятельств (т. е. в
нашем случае в - течение 30 дней после приезда).
    В заявлении физического лица обязательно указываются: фамилия,
имя,  отчество,  идентификационный  номер,    место    постоянного
проживания, номера  телефонов  (факсов,  е-mail)  -  служебного  и
домашнего  (при  наличии),  место  основной   работы.    Заявление
подписывается  физическим  лицом  и  должно   иметь    дату    его
составления. Заявление подается физическим лицом в налоговый орган
по месту  постоянного  проживания  или  по  месту  государственной
регистрации, если физическое  лицо  зарегистрировано  как  субъект
предпринимательской деятельности.  В заявлении  физического  лица,
зарегистрированного  в  качестве   субъекта    предпринимательской
деятельности, также указываются дата выдачи и номер  свидетельства
о  государственной  регистрации    субъекта    предпринимательской
деятельности.
    Кстати, плательщики налогов имеют право направить заявление  в
налоговый орган по почте с уведомлением о вручении.
    Как сказано в Порядке  №  113,  документальным  подтверждением
отсутствия возможности  у  лица  исполнять  налоговые  обязанности
(представлять налоговые  декларации)  в  связи  с  пребыванием  за
границей являются:
    -  заграничный  паспорт  лица  с  визами  и   соответствующими
отметками органов охраны государственной границы;
    - письменный ответ Государственного комитета по  делам  охраны
государственной границы Украины на запрос налогового органа;
    -  письменный  ответ  Консульского  управления    Министерства
иностранных дел Украины на запрос налогового органа.
    Как видим, в случае  пребывания  предпринимателя  в  России  -
стране, с которой упрощен пограничный контроль (при въезде  в  эту
страну визы и загранпаспорта пока  не  нужны,  да  и  миграционные
карты, которые выдаются при въезде в Россию, при выезде из  России
пограничники забирают), могут возникнуть проблемы с подтверждением
факта пребывания за границей.  А как  сказано  в  Порядке  №  113,
заявление на продление предельных сроков подается только вместе  с
необходимым документальным подтверждением, в противном случае  его
у предпринимателя могут не принять. То есть о таком документальном
подтверждении предпринимателю надо позаботиться самому.
    К указанному хотелось бы добавить еще  одно.  Как  следует  из
нормы  п.  15.4  ст.  15  Закона  № 2181,  если  налогоплательщик
документально  подтверждает  наличие  определенных  обстоятельств,
дающих право на продление сроков, такое  продление  сроков  должно
происходить  обязательно.  От  представителей  налоговых   органов
требуется только проверить легитимность представленных  документов
и вынести соответствующее  решение.  В то же время Порядок  № 113,
как это часто у нас бывает, построен таким образом, что решение  о
продлении предельных сроков выносится исключительно по  усмотрению
руководителя органа налоговой  службы.  Поэтому  в  случае  отказа
предприниматель обязательно должен воспользоваться своим правом на
обжалование, но с соблюдением установленных сроков.
    Так, если  налоговый  орган  направит  решение  о  полном  или
частичном неудовлетворении  заявления  предпринимателя,  он  имеет
полное  право  обратиться  в  течение  десяти  календарных   дней,
следующих за днем  получения  ответа,  с  повторным  заявлением  в
налоговый орган вышестоящего уровня, а при  повторном  полном  или
частичном  неудовлетворении  заявления  -  в    налоговый    орган
вышестоящего уровня с соблюдением указанного десятидневного  срока
для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока
для ответа на него.
    Итак, предположим, проблемы с налоговыми декларациями, которые
представляются в налоговый орган,  предприниматель  решит.  А  как
быть с пенсионной отчетностью?
    До 1  января  2004  года  проблемы  с  пенсионной  отчетностью
решаются  так  же,  как  и  с  налоговой.    "Пенсионный"    отчет
("приложение  4")  вполне  подпадает  под  определение   налоговой
декларации и предельные сроки  его  представления  продлеваются  в
порядке, предусмотренном в п. 15.4 ст. 15 Закона  № 2181.  На  это
прямо указывает п. 12.4 "пенсионной" Инструкции 16-6 {1}.
    Но ведь  вся  проблема  в  том,  что  с  1  января  2004  года
пенсионные  вопросы  будут  уже  регулироваться  новым  законом  -
Законом Украины "Об  общеобязательном  государственном  пенсионном
страховании" от 09.07.2003 г. №  1058-IV.  То  есть  к  пенсионной
отчетности п. 15.4 ст.  15  Закона  № 2181  уже  не  будет  иметь
никакого отношения,  а  в  новом  пенсионном  законе  о  продлении
предельных  сроков  представления  пенсионной  отчетности  нет  ни
слова.  Вполне возможно, что эти нюансы будут учтены в подзаконных
документах, но на сегодняшний день трудно говорить о  том,  сможет
ли по приезде из-за границы (если этот приезд будет в  2004  году)
предприниматель продлить сроки представления пенсионной отчетности
и будут ли его штрафовать за ее непредставление.
    Получается парадоксальная ситуация.  Предприниматель уезжает в
период действия нормы, согласно которой у него есть шансы не  быть
оштрафованным за  непредставление  декларации,  а  приезжает  -  и
правила игры круто изменяются.
    Поэтому, если  у  предпринимателя  есть  возможность  приехать
из-за границы к концу декабря, то лучше ею  воспользоваться  и  по
приезде подать заявление в органы  Пенсионного  фонда  с  просьбой
продлить сроки  представления  пенсионной  отчетности  в  связи  с
выездом за границу.  Если же такой возможности нет, то ситуация со
штрафами, как мы уже сказали, усложняется.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№46/03, стр. 42
[17.11.2003]
М.Пустовит, Ю.Цыганок, О.Кононенко, О.Чефранов
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------