Проверки в сфере защиты прав потребителей

------------------------------------------------------------------

    Несмотря на значительные суммы штрафов,  грозящие  нарушителям
прав потребителей, при проверках у  9  субъектов  торговли  из  10
отмечаются нарушения в этой сфере.  В статье,  подготовленной  при
содействии  Управления  по  делам   защиты    прав    потребителей
Госпотребстандарта  в  Харьковской  области,  рассмотрены    права
проверяющих органов,  порядок  проведения  проверок  и  применения
финансовых санкций.

    Нормативно-историческая справка

    Закон Украины "О защите  прав  потребителей"  от  12.05.91  г.
№ 1023-ХII  ( 1023-12 ),  с  изменениями  и  дополнениями (далее -
Закон о защите прав потребителей), был принят 12 лет назад, еще до
провозглашения независимости нашей страной.  За это время к Закону
о защите прав потребителей был принят целый ряд подзаконных актов.
Часть их уже  отменена, часть - все еще действует.  В сам Закон  о
защите  прав потребителей за время его действия было внесено всего
8 изменений и дополнений, Законом Украины от 15.12.93г. № 3682-ХII
( 3682-12 )  он  был  изложен в новой  редакции.  По  сравнению  с
законодательством  о  налогообложении,  законодательство  о защите
прав   потребителей  отличается завидной стабильностью.  Например,
к   Закону   Украины  "О  налогообложении   прибыли   предприятий"
от  28.12.94 г.  №  334/94-ВР ( 334/94-ВР )  на  момент  написания
статьи было принято 79 изменений и дополнений.
    В п. 2 ст. 4 Закона о защите прав  потребителей  указано,  что
государственная защита прав потребителей осуществляется специально
уполномоченным центральным органом  исполнительной  власти  и  его
территориальными органами.  Для того чтобы ориентировать читателей
в истории вопроса, приведем перечень  государственных  органов,  в
функции  которых   входила    защита    прав    потребителей,    в
хронологическом порядке:
    1. Постановлением КМ Украины от 19.11.91 г. № 329 ( 329-91-п )
при  Кабинете   Министров  Украины  была  создана  Государственная
инспекция   Украины   по   защите   прав   потребителей,  основной
функцией  которой  было осуществление государственного контроля за
исполнением Закона о защите прав потребителей.
    2. Постановлением КМ Украины от 01.06.92г. № 297 ( 297-92-п ),
с изменениями  и  дополнениями, Государственная инспекция  Украины
по защите прав  потребителей  была преобразована в Государственный
комитет  Украины  по    вопросам    защиты    прав    потребителей
(Госпотребзащиты).
    3. Указом  Президента  Украины   от   15.12.99 г.   №  1573/99
( 1573/99 ),   с  изменениями   и   дополнениями,  Государственный
комитет  Украины  по   вопросам  защиты  прав  потребителей    был
ликвидирован.  На его базе и на базе Комитета Украины по  вопросам
стандартизации,   метрологии    и    сертификации    был    создан
Государственный комитет стандартизации, метрологии и  сертификации
Украины (Госстандарт Украины).  На  Госстандарт,  как  центральный
орган  исполнительной  власти,  были  возложены  как  функции   по
контролю над соблюдением стандартов, так и функции по  обеспечению
защиты прав потребителей.  Положение  о  Государственном  комитете
стандартизации, метрологии и  сертификации  Украины  было  введено
Указом Президента Украины от 26.07.2000 г. № 926/2000 ( 926/2000 )
(с изменениями и дополнениями).
    4. Указом Президента  Украины  от  01.10.2002  г.  №  887/2002
( 887/2002 )  Государственный комитет стандартизации, метрологии и
сертификации Украины был преобразован  в  Государственный  комитет
Украины по вопросам технического регулирования  и  потребительской
политики   (Госпотребстандарт).    Указом    Президента    Украины
от 18.03.2003 г.  № 225/2003 ( 225/2003 ) утверждено  Положение  о
Госкомитете Украины по  вопросам  технического    регулирования  и
потребительской    политики.    Госпотребстандарт  своим  приказом
от  09.10.2003  г.  № 169  ( z0972-03 )   утвердил  Положение  об
областных,   Главном   Киевском    и    Севастопольском  городских
управлениях по делам защиты прав потребителей   (далее - Положение
№ 169), которые  согласно  абзацу  второму  п. 1 этого Положения и
обеспечивают  реализацию  государственной  политики в сфере защиты
прав потребителей на территории соответствующего региона.

    Права проверяющих органов
    Права органов Госпотребстандарта

    Права территориальных управлений Госпотребстандарта изложены в
ст. 6 Положения  № 169.  При  проведении  плановых  и  внеплановых
проверок органы Госпотребстандарта действуют на основании норм:
    1) Закона о защите прав потребителей;
    2) Закона    Украины    "О    государственном    регулировании
производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового,
алкогольных  напитков  и  табачных  изделий"  от    19.12.95    г.
№  481/95-ВР ( 481/95-ВР ),  с изменениями и дополнениями (далее -
Закон № 481/95-ВР);
    3) Закона  Украины  "О  рекламе" от  03.07.96 г.  №  270/96-ВР
( 270/96-ВР ),  с  изменениями  и  дополнениями (далее  -  Закон о
рекламе);
    4) Закона Украины "О качестве и безопасности пищевых продуктов
и  продовольственного   сырья"   от   23.12.97  г.    №  771/97-ВР
( 771/97-ВР ),  с  изменениями   и  дополнениями  (далее  -  Закон
№ 771/97-ВР);
    5) Закона Украины  "Об  обращениях  граждан"  от  02.10.96  г.
№ 393/96-ВР ( 393/96-ВР ), с изменениями и дополнениями.
    Закон о защите прав  потребителей  распространяется  на  сферу
торговли, общественного питания и услуг. Его положения, а значит и
предоставленные  этим  законом  права   контролирующих    органов,
действуют "до проходной" предприятия-изготовителя. "За  проходной"
вступают в силу иные нормативно-правовые акты, в частности  Декрет
КМ Украины "О государственном надзоре за  соблюдением  стандартов,
норм и правил и ответственности за их нарушение"  от  08.04.93  г.
№ 30-93 ( 30-93 ).  Контроль  над их исполнением также возложен на
Госпотребстандарт и его территориальные подразделения,  но  это  -
тема другой статьи.
    Права  специально уполномоченных органов исполнительной власти
(ныне  -  Госпотребстандарт   и  его  территориальные  Управления)
установлены в статье 5 Закона о защите прав потребителей.  Изложим
положения этой статьи и напомним, что при  осуществлении  проверки
представители Госпотребстандарта имеют право:
    1. Выдавать  обязательные  для  исполнения    предписания    о
прекращении нарушений прав потребителей.
    2. Проверять  качество  товаров  (работ,  услуг),   соблюдение
обязательных требований по безопасности товаров (работ, услуг),  а
также соблюдение правил торговли и предоставления  услуг.  Входить
беспрепятственно и обследовать любые производственные,  складские,
торговые и другие помещения этих субъектов.
    3. Отбирать    образцы    товаров,    сырья,       материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества  на
месте или проведения независимой экспертизы, с  оплатой  стоимости
образцов  и  проведенных  исследований   (экспертиз)    за    счет
проверяемых субъектов хозяйственной деятельности. Порядок отбора у
субъектов хозяйственной деятельности сферы торговли, общественного
питания  и  услуг    образцов    товаров,    сырья,    материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий  для  проверки  их  качества
утвержден постановлением КМУ от 02.04.94 г. № 215 ( 215-94-п ),  с
изменениями  и  дополнениями.   Проводить  контрольные    проверки
правильности расчетов с потребителями за предоставленные услуги  и
реализованные  товары.  Порядок  проведения  контрольной  проверки
правильности  расчетов  с  потребителями  за  оказанные  услуги  и
реализованные товары утвержден постановлением КМУ от  02.04.94  г.
№ 215, с изменениями и дополнениями.
    4. Получать бесплатно копии необходимых нормативных документов
и  другие  сведения,  характеризующие  качество  товаров   (работ,
услуг).
    5. Прекращать    отгрузку    и    реализацию    товаров,    не
соответствующих требованиям нормативных документов, до  устранения
хозяйствующими субъектами выявленных недостатков.
    6. Запрещать    реализацию    товаров    (выполнение    работ,
предоставление услуг):
    - на которые нет документов,  удостоверяющих  их  соответствие
требованиям нормативных документов;
    - если  эти  товары  (работы,  услуги)  внесены  в    перечень
продукции,  подлежащей  обязательной  сертификации,  но  не  имеют
сертификата соответствия (свидетельства о  признании  иностранного
сертификата);
    - завезенных  на   территорию    Украины    без    документов,
подтверждающих их надлежащее качество;
    - на которых срок годности не указан или указан  с  нарушением
требований нормативных документов, а также товаров, срок  годности
которых истек.
    7. Принимать решения:
    - о приостановке продажи и  производства  товаров,  выполнения
работ  и  предоставления  услуг,  не  соответствующих  требованиям
нормативно-правовых  актов  и  нормативных  документов,    -    до
устранения выявленных недостатков. Положение о порядке прекращения
(запрещения)  хозяйствующим   субъектам    отгрузки,    реализации
(продажи)  и  производства    товаров,    выполнения    работ    и
предоставления услуг, не соответствующих  требованиям  нормативных
документов, утверждено постановлением ВР Украины  от  25.01.95  г.
№ 26/95-ВР ( 26/95-ВР );
    - о временном прекращении  деятельности  предприятий  торговли
(секций, отделов), общественного  питания,  сферы  услуг,  складов
предприятий оптовой и розничной торговли и организаций  независимо
от  форм  собственности,    которые    систематически    реализуют
недоброкачественные  товары,  нарушают    правила    торговли    и
предоставления услуг,  условия хранения и транспортировки товаров,
-  до  устранения  выявленных  недостатков.  Положение  о  порядке
временного прекращения деятельности  предприятий  сферы  торговли,
общественного питания и услуг,  которые  систематически  реализуют
недоброкачественные  товары,  нарушают    правила    торговли    и
предоставления услуг, условия хранения и  транспортировки  товаров
утверждено постановлением ВР Украины от 25.01.95 г. № 26/95-ВР.
    8. Опломбировывать  производственные,  складские,  торговые  и
другие помещения, а также неисправные или не  поверенные  средства
измерительной  техники,  при   помощи    которых    осуществляется
обслуживание потребителей - в порядке, установленном Инструкцией о
порядке опломбирования  производственных,  складских,  торговых  и
других помещений, а также неправильных, неисправных и  не  имеющих
соответствующего  клейма,  или  с  нарушенными  сроками    поверки
измерительных  приборов,  утвержденной  приказом   Госпотребзащиты
от 13.02.96 г. № 5 ( z0145-96 ).
    9. Изымать некачественные товары, документы, другие  предметы,
свидетельствующие  о  нарушении  прав  потребителей.  Положение  о
порядке  изъятия  некачественных  товаров,  документов  и   других
предметов,  свидетельствующих  о  нарушении  прав    потребителей,
утверждено постановлением ВР Украины от 25.01.95 г. № 26/95-ВР.
    10. Подавать в суд иски относительно защиты прав потребителей.
Статья  расходов  на  уплату  госпошлины  при  подаче   исков    в
хозяйственные    суды,    в    бюджете    Госпотребстандарта    не
предусмотрена.  Согласно п. 46 части 1 ст. 4 Декрета КМ Украины "О
государственной  пошлине"  от  21.01.93  г.  №  7-93  ( 7-93 ),  с
изменениями   и    дополнениями,     Госпотребстандарт    и    его
территориальные  органы  освобождаются  от  уплаты  госпошлины  по
искам, с которыми они обращаются  в  суд  по  делам,  связанным  с
нарушением законодательства о рекламе.  В остальных случаях подачи
исков в  хозяйственный  суд  Госпотребстандарт  вынужден  подавать
представление о нарушении законодательства в прокуратуру,  которая
согласно п. 30  статьи  4  этого  Декрета  освобождена  от  уплаты
госпошлины при обращениях в суд или хозяйственный суд в  интересах
граждан и государства.  При подаче иска  в  суд  общей  юрисдикции
Госпотребстандарт освобожден от уплаты госпошлины согласно ст.  24
Закона о защите прав потребителей.
    11. Передавать материалы проверок на действия лиц,  содержащие
признаки  преступления,  органам  дознания  или   предварительного
следствия.
    12. Налагать  на  виновных  лиц  административные    взыскания
согласно  ст.  244-4  и   255    Кодекса    об    административных
правонарушениях от 07.12.84г. № 8073-Х ( 80731-10 ), с изменениями
и дополнениями (далее - КОАП).
    13. Налагать взыскания (штрафы),  предусмотренные  статьей  23
Закона о защите прав потребителей. Положение о порядке наложения и
взыскания штрафов за  нарушения  законодательства  о  защите  прав
потребителей утверждено постановлением КМ Украины от 17.08.2002 г.
№ 1177 ( 1177-2002-п ).
    Согласно п. 1  ст.  10  Закона  о  защите  прав  потребителей,
служебное лицо Госпотребстандарта при исполнении  своих  служебных
обязанностей находится под защитой закона. Государство гарантирует
защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества  служебного
лица и членов его  семьи  от  преступных  посягательств  и  других
противоправных действий.
    В статье 16  Закона  №  481/95-ВР ( 481/95-ВР )  указано,  что
контроль  за  соблюдением  норм  этого Закона осуществляют органы,
которые  выдают  лицензии,  а  также  другие  органы    в   рамках
компетенции, установленной законами Украины.  Согласно п. 2  ст. 5
Закона о защите прав потребителей  органы Госпотребстандарта имеют
право проверять соблюдение правил  торговли.  Как указано в ст. 22
этого  Закона,  правила  торгового,  бытового   и    иных    видов
обслуживания населения утверждаются Кабинетом  Министров  Украины.
Розничная торговля алкоголем  и  табачными  изделиями  имеет  свою
специфику, отраженную в Правилах розничной  торговли  алкогольными
напитками, утвержденных постановлением КМ Украины от  30.07.96  г.
№ 854 ( 854-96-п ) (с изменениями и дополнениями),  и  в  Правилах
розничной    торговли    табачными    изделиями,      утвержденных
постановлением КМ Украины  от  03.08.96 г. № 503  ( z0432-96 )  (с
изменениями и дополнениями). Соблюдение этих правил и контролируют
органы Госпотребстандарта.
    Госпотребстандарт в  сфере  своих  полномочий  осуществляет  и
контроль  за  соблюдением  законодательства   о    рекламе.    Это
установлено п. 1 ст. 26 Закона о рекламе.
    Согласно    ст.   18   Закона   №  771/97-ВР    ( 771/97-ВР ),
государственный контроль и наблюдение за качеством и безопасностью
пищевых  продуктов  и  продовольственного  сырья  во   время    их
производства,    хранения,     транспортировки,        реализации,
использования, утилизации или уничтожения осуществляют  специально
уполномоченные центральные органы исполнительной  власти  в  сфере
защиты  прав   потребителей,    стандартизации,    метрологии    и
сертификации в рамках их компетенции.

    Права органов местного самоуправления

    В статье 6 Закона о  защите  прав  потребителей  указано,  что
другие органы исполнительной власти  осуществляют  государственную
защиту прав потребителей в рамках своей компетенции,  определенной
действующим законодательством. К таким органам относятся отделы по
вопросам  защиты  прав  потребителей,  созданные    при    местных
исполнительных комитетах,  которые  согласно  ст.  10-1  Закона  о
защите прав потребителей имеют право:
    - рассматривать обращения потребителей, консультировать их  по
вопросам защиты прав потребителей;
    - анализировать    договоры,     заключаемые        продавцами
(исполнителями,  производителями)  с  потребителями,    в    целях
выявления условий, ограничивающих права потребителей;
    - при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества,
фальсифицированных,  опасных  для  жизни,   здоровья,    имущества
потребителей или/и окружающей природной среды срочно уведомлять об
этом соответствующие территориальные органы по делам  защиты  прав
потребителей, другие органы, осуществляющие контроль и  надзор  за
качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
    - в  случаях  выявления  продажи  товаров  (выполнения  работ,
предоставления  услуг),  которые  не  сопровождаются    доступной,
достоверной,   необходимой    информацией    и    соответствующими
сопроводительными  документами  или  с    просроченными    сроками
годности,  приостанавливать  продажу  товаров  (выполнение  работ,
предоставление услуг) до предъявления информации, сопроводительных
документов  или  прекращать  продажу  товаров  (выполнение  работ,
предоставление услуг);
    - подготавливать представление в орган, выдавший разрешение на
осуществление  соответствующего  вида  деятельности,  для  решения
вопроса о приостановке действия этого решения или о досрочном  его
аннулировании  в   случае    систематического    нарушения    прав
потребителей;
    - подавать в суд иски о защите прав потребителей.
    Отделы  и  уполномоченные  лица  по  вопросам   защиты    прав
потребителей  местных  органов  исполнительной    власти    вправе
проводить  проверки  соблюдения  норм  Закона  о    защите    прав
потребителей.  При  выявлении  серьезных  нарушений   они    могут
приостанавливать  либо  прекращать  продажу  товаров   (выполнение
работ,  предоставление  услуг).  Протоколы  об    административных
правонарушениях,  составленные  по  результатам    их    проверок,
рассматриваются  на  админкомиссиях  исполнительных  комитетов,  и
административные штрафы направляются в местные бюджеты.

    Права общественных организаций потребителей

    Для защиты своих законных  прав  и  интересов  граждане  могут
объединяться на добровольной  основе  в  общественные  организации
потребителей  (объединения  потребителей).   Деятельность    таких
организаций  осуществляется  на  основании  Закона  Украины    "Об
объединениях  граждан" от 16.06.92 г.  №  2460-ХII ( 2460-12 ),  с
изменениями  и  дополнениями.  Среди  ряда  прав,  предоставленных
общественным организациям потребителей статьей 26 Закона о  защите
прав потребителей,  отметим  право  содействовать  государственным
органам в осуществлении контроля  над  качеством  товаров  (работ,
услуг), торгового  и  других  видов  обслуживания.  Самостоятельно
проводить  проверки  защиты   прав    потребителей    общественные
организации не могут, но их  участники  могут  быть  привлечены  к
проверкам органов Госпотребстандарта на общественных началах.

    Плановые и внеплановые проверки

    Порядок проведения плановых  проверок  финансово-хозяйственной
деятельности предприятий установлен Указом Президента  Украины  "О
некоторых    мерах    по    дерегулированию    предпринимательской
деятельности" от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ), с изменениями  и
дополнениями  (далее  -   Указ    №    817/98).    Его    действие
распространяется на контролирующие органы, перечисленные в  статье
5 этого Указа:
    - органы государственной налоговой службы;
    - таможенные органы;
    - органы государственного казначейства;
    - органы государственной контрольно-ревизионной службы.
    Госпотребстандарт в этом исключительном перечне  не  упомянут,
так  как  соблюдение  правил  торговли  и    других    нормативов,
обеспечивающих защиту прав потребителя, - это хозяйственная, но не
финансово-хозяйственная  деятельность.  Периодичность   проведения
проверок по защите прав потребителей установлена в  п.  1  приказа
Госпотребстандарта    "О    повышении    эффективности      работы
государственных органов по  делам  защиты  прав  потребителей  при
осуществлении  проверок  субъектов  хозяйственной    деятельности"
от 14.03.2003 г. № 42: плановые проверки проводятся  на  основании
утвержденного  начальником  управления    ежеквартального    плана
проверок.  Внеплановые   проверки  согласно  п.  1  этого  приказа
проводятся исключительно на основании полученных  от  потребителей
жалоб, как установлено в ст. 10 Указа № 817/98.
    План проведения проверок строится по  тематическому  принципу.
Он составляется на основе оперативной информации и предложений  от
органов    Госпотребстандарта,    государственных        налоговых
администраций, МВД,  СБУ  и  других  контролирующих  органов.  При
разработке  плана  не  ставится  цель  охватить  проверками   всех
субъектов  хозяйствования  с   заданной    периодичностью.    План
составляется по тем видам деятельности,  в  которых  зафиксировано
(или  ожидается)  наибольшее  количество    нарушений.    Нетрудно
догадаться, что в связи с новогодними праздниками в  плане  на  IV
квартал предусмотрены  проверки  СПД,  торгующих  пиротехническими
изделиями  (петардами,  бенгальскими  огнями  и  пр.),  елками   и
елочными украшениями.
    Отметим, что внеплановые  проверки  проводятся  не  только  по
жалобам граждан, но и на  основании  представлений  органов  ГНАУ,
МВД, прокуратуры, СБУ, таможни и  пр.  Госпотребстандарт,  являясь
органом исполнительной власти, не  может  игнорировать  требования
других государственных и правоохранительных органов.
    Если при проведении плановой  или  внеплановой  проверки  были
выявлены нарушения, органы Госпотребстандарта составляют и  выдают
нарушителям предписания об их прекращении. По истечении указанного
в  предписании  срока  (обычно  -  3  дня)  может  быть  проведена
повторная проверка исполнения ранее выданного предписания.

    Процедура проверки

    На плановые проверки  Госпотребстандарта  не  распространяется
положение  абзаца  третьего  ст. 2  Указа  №  817/98 ( 817/98 )  о
письменном   уведомлении  СПД  за  10  дней  до  начала  проверки.
Плановые  и  внеплановые  проверки соблюдения  законодательства  о
защите прав потребителей проводятся без предупреждения.
    При  проведении  проверки  служебные  лица  Госпотребстандарта
реализуют права, предоставленные им ст. 5  Закона  о  защите  прав
потребителей.  Хозяйственная  деятельность  проверяемых  субъектов
отличается большим разнообразием, поэтому "универсального" порядка
проведения  проверки,  пригодного  на  все  случаи    жизни,    не
существует.  Действия служебных лиц органов Госпотребстандарта при
проведении  проверок  регламентируются  несколькими   нормативными
актами. Рассмотрим наиболее важные из них.

    Контрольная закупка

    Поскольку  главная  составная  часть  проверки  -  контрольная
закупка товара и проверка правильности расчетов за него,  основной
документ,  регламентирующий  проведение  проверки,    -    Порядок
проведения  контрольной  проверки    правильности    расчетов    с
потребителями за предоставленные услуги  и  реализованные  товары,
утвержденный  постановлением  КМ  Украины  от  02.04.94  г.  № 215
( 215-94-п ),  с  изменениями  и  дополнениями  (далее  -  Порядок
№ 215). Он опубликован на с. 38 этой газеты.
    Проверку может осуществлять и один сотрудник  территориального
управления Госпотребстандарта, но такая практика  не  принята.  На
проверку  выходят    два    сотрудника    или    один    сотрудник
Госпотребстандарта в сопровождении либо представителя общественной
организации  потребителей,  либо  сотрудника    правоохранительных
органов (МВД, прокуратуры, СБУ и др.).
    В п. 4 Порядка № 215 указано,  что  проверка  проводится,  как
правило, путем негласной контрольной закупки товара. Согласно п. 5
Порядка № 215, объявление о контрольной  проверке  делается  сразу
после передачи продавцом товара и денежного  расчета.  Должностное
лицо  предъявляет  служебное  удостоверение  и  распоряжение    на
проведение проверки.
    Распоряжение на  проведение  проверки  -  внутренний  документ
Госпотребстандарта.  Оно  оформляется  на  типографском  бланке  и
должно быть подписано руководителем территориального управления по
делам  защиты  прав  потребителей  Госпотребстандарта  (или    его
заместителем) и скреплено  печатью.  В  Распоряжении  должны  быть
указаны  его  регистрационный  номер,  дата  выдачи,  должности  и
фамилии направленных  на  проверку  сотрудников.  Как  правило,  в
Распоряжении  указывают  наименование  проверяемого  СПД,  но  это
делается  не  всегда.  Например,  если  сотрудники  направлены  на
проверку СПД, торгующих на рынке, то указать в Распоряжении данные
каждого субъекта хозяйствования просто невозможно.
    Распоряжение на проведение проверки не имеет предельного срока
действия.  Получив  на  руки  Распоряжение,    сотрудник    должен
осуществить проверку в  максимально  короткий  срок.  Если  объект
проверки не ведет хозяйственной деятельности по указанному  в  его
регистрационных  данных  адресу,  Распоряжение   возвращается    в
Управление по делам защиты прав  потребителей  и  аннулируется  по
акту.
    В связи с большим количеством "самозванцев"  Госпотребстандарт
настоятельно рекомендует уточнять по телефону полномочия пришедших
на проверку лиц.  Номер телефона  территориального  управления  по
делам защиты прав потребителей никакой  тайны  не  составляет:  он
должен быть указан в "Уголке покупателя", который  оформляется  на
каждом  предприятии  торговли,  общественного  питания  и  бытовых
услуг.
    Объявив о начале  проверки,  сотрудник  обязан  по  требованию
субъекта  хозяйствования  сделать  запись  в  журнале  регистрации
проверок.  О произведенной записи  или  об  отсутствии  журнала  у
проверяемого субъекта, указывается в акте проверки.
    Цель  проверки  правильности  расчетов  с  потребителями    за
реализованные товары - установить, что покупатель за уплаченные им
деньги получил именно то количество товара,  которое  он  оплатил,
надлежащего  качества  и  по  установленной  цене.  Поэтому  после
покупки  обязательно   производится    контрольное    взвешивание,
контрольный обмер или пересчет  товара.  Товар  перед  контрольным
взвешиванием  обрабатывается   так,    как    это    предусмотрено
соответствующими    правилами    торговли.    Например,    весовые
продовольственные  товары  освобождаются  от  бумаги,    упаковки,
обрезаются обветренные края.  Если  продавец  при  продаже  товара
этого  не  сделал,  разница  в  весе  будет  "не  в  его  пользу".
Контрольное перевешивание  (перемеривание)  товаров  производится,
как правило,  с  использованием  тех  средств  измерения,  которые
использовались продавцом, с последующей проверкой  на  контрольных
измерительных приборах,  техническое  состояние  которых  отвечает
требованиям соответствующих нормативных документов.
    Качество    товара    во    время    проверки      исследуется
органолептическим методом - т. е. с использованием органов  чувств
проверяющего. Исследуются внешний вид, цвет, запах, наличие осадка
и посторонних включений.  Товары с явными признаками отклонений от
нормы - например, вино с осадком или вздутые  консервные  банки  -
бракуются на месте.
    В п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей  указано,  что
потребитель  имеет  право  на  получение  необходимой,  доступной,
достоверной  и  своевременной  информации  о  товарах    (работах,
услугах), которая  обеспечивает  возможность  их  сознательного  и
компетентного выбора.  А в п. 2  этой  статьи  -  что  информация,
предусмотренная  п.  1,  доводится  до    сведения    потребителей
производителем  (исполнителем,  продавцом)   в    сопроводительной
документации, которая прилагается к  товарам  (результатам  работ,
услуг), на этикетке, а также маркировкой или  другим  способом  (в
доступной наглядной форме), принятым для отдельных  видов  товаров
(работ, услуг) или в отдельных сферах обслуживания. Постановлением
КМ Украины "О совершенствовании контроля качества  и  безопасности
пищевых   продуктов"   от   09.11.96  г.  №  1371 ( 1371-96-п ) (с
изменениями и дополнениями) определен  состав  информации, которая
должна содержаться на этикетках (упаковке) пищевых продуктов:
    - общее название пищевого продукта;
    - масса (объем);
    - состав,  включая  перечень   использованных    в    процессе
изготовления  других  продуктов    питания,    пищевых    добавок,
красителей и т. п.;
    - калорийность;
    - дата изготовления;
    - срок годности к потреблению и условия хранения;
    - наименование и адрес производителя.
    Согласно ст. 36 Закона "О языках в Украинской ССР" от 28.10.89
г. № 8312-XI ( 8312-11 ) (с изменениями и дополнениями) маркировка
товаров,   этикетки   на  товарах,  инструкции  по   использованию
товаров, изготовленных в Украине, приводятся на украинском языке.
    Исполнение требований к маркировке товаров проверяется в  ходе
проверки.  Отметим,  что  нарушения  при   маркировании    товаров
выявляются очень часто.
    В ходе проверки  контролируют  правильность  указания  цен  на
товары  (услуги).  Цены  сравнивают  с  ценами,  приведенными    в
документации субъекта хозяйствования (прейскурантах, калькуляциях,
накладных  на  внутреннее  перемещение).  Нередки  случаи,   когда
недобросовестные работники самовольно завышают цены.
    После завершения проверки  приобретенный  в  ходе  контрольной
закупки  товар,   если  он  пригоден  к  дальнейшей    реализации,
возвращается субъекту хозяйствования. В любом случае возвращаются
использованные   при  контрольной  закупке   денежные    средства.
Согласно п. 9 Порядка № 215, если вернуть товар невозможно (о  чем
делается запись в акте проверки), возмещение затрат  относится  на
результаты деятельности проверяемого субъекта хозяйствования.

    Отбор и анализ образцов

    Из  тех  партий  товаров,  которые  вызывают  подозрение,   но
исследовать качество которых органолептическим методом невозможно,
отбираются  образцы.  Ознакомимся  с  нормами  Порядка  отбора   у
субъектов хозяйственной деятельности сферы торговли, общественного
питания  и  услуг    образцов    товаров,    сырья,    материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий для  проверки  их  качества,
утвержденного постановлением КМУ от 02.04.94г. № 215 ( 215-94-п ),
с  изменениями  и  дополнениями (далее  -  Порядок отбора образцов
№ 215).
    Согласно п. 3 Порядка отбора образцов № 215 отбор производится
служебным лицом Госпотребстандарта, который имеет  соответствующее
распоряжение на  проверку,  в  присутствии  лица,  осуществляющего
продажу  товаров  (работ,  услуг).  Присутствие  руководителя  или
владельца СПД при отборе образцов  не  обязательно.  Отметим,  что
пунктом 12 Порядка отбора образцов № 215 запрещено использовать  в
качестве образцов те товары, которые были предъявлены купившими их
гражданами при подаче жалобы.
    Отбор образцов фиксируется  отдельным  актом.  Согласно  п.  4
Порядка отбора образцов № 215 в акте фиксируется:
    - количество отобранных образцов товаров (согласно нормативным
документам на аналогичные отечественные товары);
    - для какого вида исследований они отобраны;
    - по каким показателям производится их исследование.
    В акте отбора образцов делается запись  о  запрете  реализации
партии товаров, из которой отобраны  образцы.  Отметим   несколько
моментов:
    - запрет на реализацию распространяется не на все товары этого
же наименования или сорта, а на конкретную партию товара,  -  если
ее легко можно идентифицировать, например,  по  заводскому  номеру
партии или по дате ее изготовления на упаковке товара;
    -  запрет  на  реализацию   распространяется  на  все   товары
"подозрительной" партии - и на те,  которые находятся  в  торговом
зале, и на те, что хранятся в подсобных помещениях и на складе;
    - согласно абзацу третьему п. 5 Порядка отбора образцов №  215
при проверке качества скоропортящихся товаров  или  товаров,  срок
годности которых подходит к концу, отбор их образцов  может  и  не
сопровождаться запретом реализации остальной партии.
    Отобранные  образцы    упаковываются    и    опломбировываются
(опечатываются) служебным лицом Госпотребстандарта. За сохранность
и своевременную доставку  образцов  на  исследование  ответственно
служебное  лицо,  которое  осуществило  их  отбор.    Исследование
образцов  осуществляется,  как    правило,    в    аккредитованной
Госпотребстандартом    лаборатории.    Результаты     исследований
сообщаются СПД тем  служебным  лицом,  которое  отбирало  образцы.
Сроки исследований зависят от сроков годности товара, но  в  любом
случае должны быть не более трех недель.  На практике исследования
проводятся  гораздо  быстрее.  Например,  самый    сложный    этап
исследований  пищевых  продуктов  -  бактериологический  анализ  -
длится 7 дней.
    Решение о пригодности к реализации партии  товара  принимается
по  результатам  лабораторных  исследований.    Если    результаты
положительные, запрет на реализацию партии товара отменяется. Если
же результаты негативные, органом  Госпотребстандарта  принимается
решение  об  изъятии  из  оборота  некачественной  партии   товара
согласно п. 4 Положения о порядке изъятия некачественных  товаров,
документов и других предметов, свидетельствующих о нарушении  прав
потребителей, утвержденного постановлением  ВР Украины от 25.01.95
г. № 26/95-ВР ( 26/95-ВР ).  Это  Положение  опубликовано на с. 42
нашей  газеты. Отметим, что органы Госпотребстандарта не изымают и
не уничтожают некачественные товары.  Они  выдают  обязательное  к
исполнению предписание об изъятии товаров из оборота.  Товары либо
уничтожаются самим  СПД,  либо  отправляются  им  на  промышленную
переработку.
    Согласно п. 10 Порядка отбора образцов № 215 оплата  стоимости
отобранных образцов, их упаковки, транспортировки  и  проведенного
исследования  осуществляется  за  счет    проверяемого    субъекта
хозяйствования. Счет испытательной лаборатории должен быть оплачен
в трехдневный срок.  Отобранные  образцы  товаров,  которые  после
исследования  не  потеряли  качества  и  пригодны  для  дальнейшей
реализации, возвращаются СПД по накладной.

    Оформление результатов проверки

    Результаты  проверок  субъектов  хозяйственной    деятельности
служебными  лицами  территориальных  органов    Госпотребстандарта
оформляются соответствующими  актами.  Приказом  Госстандарта  "Об
утверждении форм  актов  проверок  соблюдения  законодательства  о
защите  прав    потребителей,    о    рекламе,    соответствующего
постановления  и  решений"  от  27.11.2000 г.  № 679  ( z0929-00 )
утверждено 9  форм актов, постановлений и решений. Из них основной
акт - это акт проверки исполнения законодательства  о  защите прав
потребителей  (фора № 1).  К  нему в ходе проверки составляются  и
подписываются промежуточные акты:
    - акт отбора образцов товаров (форма № 2);
    - акт  контрольной  проверки    правильности    расчетов    за
реализованные товары, предоставленные услуги (форма № 3);
    - акт проверки соблюдения законодательства  о  рекламе  (форма
№ 5).
    Бланки актов исполнены  типографским  способом.  Каждый  бланк
имеет серию (для каждой области Украины - свою) и номер.

    (Продолжение следует)

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 95(653), стр. 17
[27.11.2003]
Павел Пичугин
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------