Заработная плата и налог на доходы физических лиц
                          с 01.01.2004 года

------------------------------------------------------------------

    С 01.01.2004 г. вступает в силу  Закон  Украины  "О  налоге  с
доходов  физических  лиц"  от  22.05.2003 г.  № 889-IV  ( 889-15 ) 
(далее  -  Закон № 889).  В  данной консультации будут рассмотрены 
вопросы,  связанные  с  налогообложением  дохода  физических  лиц,  
полученного в виде заработной платы.

    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Доходы в  виде  заработной  платы,  начисленные  (выплаченные)
налогоплательщику в соответствии с условиями трудового договора  в
соответствии с пп. 4.2.1 ст. 4 Закона № 889, включаются  в  состав
общего месячного налогооблагаемого дохода.
    Для целей применения Закона № 889  под  термином  "заработная
плата" понимаются также  другие  поощрительные  и  компенсационные
выплаты или другие  выплаты  и  вознаграждения,  которые  платятся
(предоставляются)  налогоплательщику  в  связи    с    отношениями
трудового найма в соответствии с законом.
    В свою очередь, в соответствии с п. 1.8 Закона  № 889 наемное
лицо - это физическое лицо,  которое  непосредственно  собственным
трудом выполняет трудовую функцию исключительно по  поручению  или
приказу  работодателя  согласно  условиям  заключенного   с    ним
трудового договора (контракта) в соответствии с законом.  При этом
все выгоды от выполнения такой трудовой функции (кроме  заработной
платы такого наемного лица, других выплат или вознаграждений в его
пользу, предусмотренных законодательством),  а  также  все  риски,
связанные  с  таким  выполнением  или  невыполнением,   получаются
(несутся) работодателем.
    Физическое  лицо,  которое  зарегистрировалось  как    субъект
предпринимательской деятельности и  предоставляет  услуги  другому
лицу  (выполняет    работы    в    его    пользу)    в    пределах
гражданско-правового договора, приравнивается к  наемному  лицу  с
соответствующим  налогообложением  полученных  им   доходов    как
заработной  платы,  если  условия   такого    гражданско-правового
договора предусматривают предоставление  таких  услуг  (работ)  на
постоянной  и  регулярной  основе  в  течение  более  чем   одного
месячного налогового периода и/или  получения  всех  видов  выгод,
вознаграждений  и  несения  всех  рисков,  связанных    с    таким
предоставлением  или  непредставлением,  таким  другим  лицом    -
заказчиком услуг (работ).
    Отсюда  можно  сделать  вывод,  что  не  считается  с    целью
налогообложения  наемным  физическое  лицо,  которое  перепоручает
выполнение  трудовой  функции  третьим  лицам  как  по    согласию
работодателя, так и без такого согласия.
    Необходимо  обратить  внимание  на  новый  термин   "налоговый
агент".
    Согласно п.  1.5  ст.  1  Закона  № 889  налоговыми  агентами
являются  юридические  лица,  физические  лица  или   нерезиденты,
которые начисляют (платят) налогооблагаемый доход (в  т.  ч.  и  в
виде заработной платы) в  пользу  налогоплательщика.  Обязанностью
налоговых агентов является  удержание  по  определенной  ставке  с
получаемых физическими лицами доходов налога и его уплата в бюджет
(пп. 8.1.1 п. 8.1 ст. 8 Закона № 889).

    ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СТАВКА НАЛОГА

    Согласно п. 3.5 ст. 3 Закона № 889 при  начислении  доходов  в
виде заработной  платы  объект  налогообложения  определяется  как
начисленная сумма такой заработной платы (как по  основному  месту
работы, так и по совместительству), уменьшенная на сумму:
    - сбора (взноса) в Пенсионный фонд Украины;
    - взноса  на  страхование  в  связи  с    временной    потерей
трудоспособности  и  расходами,   обусловленными    рождением    и
погребением;
    - взноса на страхование на случай безработицы {1}.
    С 01.01.2004 г. ставка налога для доходов  в  виде  заработной
платы (как по месту основной работы, так  и  по  совместительству)
будет составлять 13% от объекта налогообложения  (п.  7.1  ст.  7,
п. 22.3 ст. 22 Закона № 889).  При этом следует  отметить,  что  с
01.01.2007 г. ставка налога увеличится до 15% (п. 7.1 ст. 7 Закона
№ 889).

    НАЛОГОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ

    Закон № 889 предусматривает  уменьшение  базы  налогообложения
(при определенном размере дохода) на  сумму  налоговой  социальной
льготы.  Согласно пп. 6.1.1 - 6.1.3 п. 6.1  ст.  6  Закона  № 889
налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего  месячного
налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на  территории
Украины от одного работодателя в виде заработной платы,  на  сумму
налоговой социальной льготы, которая предоставляется работодателем
ежемесячно у источника выплаты дохода в случае, если размер  этого
дохода  не  превышает  суммы  месячного  прожиточного  уровня  для
трудоспособного лица, установленного на 1 января налогового  года,
умноженной на коэффициент 1,4 и округленной к ближайшим 10 грн.
    Обращаем ваше внимание, что:
    - налоговая социальная льгота применяется  только  к  доходам,
полученным налогоплательщиком в виде заработной платы.  К  доходам
от осуществления предпринимательской деятельности, а также  другой
независимой предпринимательской деятельности налоговая  социальная
льгота не применяется (абз.  "е"  пп.  6.3.3  п.  6.3  ст.  Закона
№ 889);
    - налоговая  социальная  льгота  применяется  в  случае,  если
размер заработной платы не превышает суммы месячного  прожиточного
уровня для  трудоспособного  лица,  установленного  на  1  января,
умноженного на коэффициент 1,4 и округленной к ближайшим 10 грн.

    ПРИМЕР:

    Допустим, что прожиточный минимум для трудоспособного лица  на
2004 г. составляет 365 грн.
    Размер дохода,  который  дает  право  на  получение  налоговой
социальной льготы:
    365 грн. х 1,4 = 511 грн., при округлении - 510 грн.
    Налогоплательщик имеет  право  самостоятельно  избирать  место
получения (применения) льготы (по основному месту  работы  или  по
совместительству) путем  предоставления  одному  из  работодателей
заявления о применении налоговой социальной льготы, форма которого
утверждена   Приказом    ГНА   Украины  от  30.09.2003  г.  №  461 
( v0461282-03 ).
    Размер получаемой льготы равен  одной  минимальной  заработной
плате (в расчете на месяц),  установленной  Законом  на  1  января
отчетного налогового года (пп. 6.1.1 п. 6.1. ст. 6 Закона). Тем не
менее, в соответствии с п. 22.4 ст. 22 Закона № 889  в  переходный
период будут применяться следующие  размеры  налоговой  социальной
льготы:
    - в 2004 г. - в размере 30% суммы налоговой социальной  льготы
(например, если в  2004  г.  минимальная  заработная  плата  будет
составлять  205  {2}  грн.,  то  применяемый   размер    налоговой
социальной льготы будет составлять  205  грн.  х  30%  =  61  грн.
50 коп.);
    - в 2005 г. - в размере 50%;
    - в 2006 г. - в размере 80%;
    - с 2007 г. - в размере 100% суммы льготы.
    необходимо отметить,  что  в  соответствии  с  п.  "а"  -  "д"
пп. 6.3.3  п.  6.3  ст.  6  Закона  № 889   в    случаях,    если
налогоплательщик в течение отчетного  налогового  месяца  получает
определенные виды доходов, то к другим доходам таких  плательщиков
налога льгота одновременно не применяется.  К таким  "определенным
видам доходов" Закон № 889 относит:
    а) плату за выполнение общественных работ,  которая  полностью
или частично финансируется за счет  бюджета  или  соответствующего
фонда общеобязательного государственного социального страхования;
    б) стипендию,    денежное    или    имущественное    (вещевое)
обеспечение,  получаемое  учащимися,   студентами,    аспирантами,
ординаторами, адъюнктами, военнослужащими срочной службы,  которые
выплачиваются из бюджета;
    в) заработную  плату  во  время  отбывания  наказания  в  виде
лишения свободы;
    г) заработную    плату,    начисленную    (выплаченную)     за
осуществление  работы  по  найму  в  составе  экипажа    (команды)
транспортного средства, которое находится за пределами  территории
Украины,  ее  территориальных  вод  (исключительной  экономической
зоны), в том числе на якорных стоянках, и принадлежит резиденту на
правах собственности  или  находится  в  его  временном  (срочном)
пользовании и/или является  зарегистрированным  в  Государственном
судовом реестре Украины или Судовой книге Украины;
    д) заработная плата  лиц,  которые  являются  государственными
служащими.
    Необходимо    отметить,    что      некоторые        категории
налогоплательщиков будут иметь льготу в увеличенном  размере.  Для
удобства приведем информацию в таблице.

            Увеличенные размеры льгот некоторые категории
                          налогоплательщиков
|-----------------------------------------------|----------------|
|          Категория налогоплательщиков         |     Размер     |
|                                               |     льготы     |
|-----------------------------------------------|----------------|
| а) одинокие матери (родители) или опекуны     | 150% к         |
| (попечители) - в расчете на каждого ребенка   | установленной  |
| в возрасте до 18 лет;                         | сумме льготы   |
| б) лица, содержащие ребенка-инвалида I или II | (пп. 6.1.2     |
| группы, - в расчете на каждого ребенка в      | п. 6.1 ст. 6   |
| возрасте до 18 лет;                           | Закона № 889)  |
| в) лица, которые имеют трех или больше детей  |                |
| в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого  |                |
| ребенка;                                      |                |
| г) вдовцы (вдовы);                            |                |
| д) лица, отнесенные законом к категории 1 или |                |
| 2 лиц, пострадавших в результате Чернобыльской|                |
| катастрофы, включая лиц, награжденных         |                |
| грамотами Президиума Верховного Совета УССР   |                |
| в связи с их участием в ликвидации последствий|                |
| Чернобыльской катастрофы;                     |                |
| е) учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, |                |
| адъюнкты, военнослужащие срочной службы;      |                |
| е) инвалиды I или II группы, в том числе с    |                |
| детства;                                      |                |
| ж) лица, которым присуждена пожизненная       |                |
| стипендия как гражданам, которых преследовали |                |
| за правозащитную деятельность, включая        |                |
| журналистов;                                  |                |
|-----------------------------------------------|----------------|
| а) лица, которые являются Героями Украины,    | 200% к         |
| Героями Советского Союза или полными          | установленной  |
| кавалерами ордена Славы или Трудовой Славы;   | сумме льготы   |
| б) участники боевых действий во время Второй  | (пп. 6.1.3     |
| мировой войны или лица, которые в то время    | п. 6.1 ст. 6   |
| работали в тылу и имеют соответствующие       | Закона № 889)  |
| государственные отличия;                      |                |
| в) прежние узники концлагерей, гетто и других |                |
| мест принудительного содержания во время      |                |
| Второй мировой войны или лица, признанные     |                |
| репрессированными или реабилитированными;     |                |
| г) лица, которые были насильственно вывезены  |                |
| с территории прежнего СССР во время Второй    |                |
| мировой войны на территорию государств,       |                |
| находившихся в состоянии войны с СССР или     |                |
| были оккупированы фашистской Германией и ее   |                |
| союзниками;                                   |                |
| д) лица, которые находились на блокадной      |                |
| территории прежнего Ленинграда                |                |
| (Санкт-Петербург, Российская Федерация)       |                |
| в период с 8 сентября 1941 года по 27         |                |
| января 1944 года                              |                |
|-----------------------------------------------|----------------|

    В соответствии с пп. 6.3.2 п. 6.3 ст. 6 Закона № 889 налоговая
социальная льгота начинает применяться  к  начисленным  доходам  в
виде заработной платы со  дня  получения  работодателем  заявления
налогоплательщика о применении льготы.

    ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА С ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    В соответствии с пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8  Закона  № 889  налог
подлежит  уплате   (перечислению)    в    бюджет    при    выплате
налогооблагаемого дохода единым  платежным  документом.  Банки  не
имеют права  принимать  платежные  документы  на  выплату  дохода,
которые не предусматривают уплату (перечисление)  этого  налога  в
бюджет.  Необходимо  обратить  внимание,  что  в   случае,    если
налогооблагаемый  доход  начисляется,    но    не    выплачивается
налогоплательщику, налог,  который  подлежит  удержанию  с  такого
начисленного дохода, подлежит уплате  (перечислению)  в  бюджет  в
сроки, установленные законом для месячного налогового периода  (до
30 числа следующего месяца).
    При выплате заработной платы в натуральной форме или наличными
налог должен быть уплачен в  бюджет  в  течение  банковского  дня,
следующего за днем такой выплаты.
    В заключении  хотелось  бы  отметить,  что  в  соответствии  с
п. 22.6  ст.  22  Закона  № 889  доходы,  начисленные  в   пользу
налогоплательщиков за налоговые периоды до  1  января  2004  года,
облагаются  налогом  на  доходы  физических  лиц   по    правилам,
действующим на момент такого начисления, независимо от  сроков  их
фактической выплаты, но не позднее 1 января 2005 года. Т. е., если
в 2004 г. заработная плата начисляется (выплачивается) за 2003 г.,
то она облагается налогом по правилам, которые действовали в  2003
году.

{1} Ст.  4  Основ  законодательства  Украины  об  общеобязательном
    государственном  социальном  страховании  от    14.01.98    г.
    № 16/98-ВР; Закон Украины "Об общеобязательном государственном
    пенсионном страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV.
{2} С 1 декабря 2003 года согласно Закону  Украины  "  О  внесении
    изменений в Закон Украины "О Государственном  бюджете  Украины
    на 2003 год" от 25.11.2003 г. № 1328-IV - 205 гривен.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"
№ 45(412), стр. 28
[04.12.2003]
Татьяна Крысенко
Консультант по вопросам учета и налогообложения
------------------------------------------------------------------