Детские новогодние подарки: особенности налогообложения

------------------------------------------------------------------

    Порядок налогообложения стоимости детских праздничных подарков
и билетов  на новогодне-рождественские мероприятия во многом зави-
сит от периода осуществления операций с такими подарками (2003 или
2004 год), источников их приобретения, а также от других факторов.
Предлагаем  вниманию  читателей  подборку  ответов  на  актуальные
вопросы, связанные с налогообложением стоимости детских новогодних
подарков.


    Торговое предприятие - плательщик НДС  планирует  осуществлять
    реализацию  детских  новогодних  подарков.  Какие  льготы   по
    налогообложению предусмотрены в данном случае?

    * * *

    Для торговых предприятий Законом № 2117 ( 2117-14 ) (на период 
с 1 декабря 2003 года  до  15 января 2004 года) {1}  предусмотрено  
освобождение  от  обложения  НДС  операций   по   продаже  детских 
праздничных подарков. 
    При  этом,  для  того  чтобы  льгота  "работала",   необходимо
выполнение следующих условий.
    Во-первых,  подарки    должны    приобретаться    покупателями
исключительно за счет средств:
    - Фонда  социального  страхования    по    временной    потере
трудоспособности;
    - профсоюзных комитетов предприятий и организаций;
    - других неприбыльных организаций.
    Информацию о таких источниках приобретения советуем указать во
всех  документах,   где  это  возможно:  например,  в    договорах
купли-продажи, платежных (расчетных) документах.
    Во-вторых,  детский  праздничный  подарок   должен    состоять
исключительно из кондитерских  изделий  и  игрушек  отечественного
производства и фруктов.  При этом общая стоимость подарка не может
превышать 17 грн. (1 НМДГ).


    Какие  льготы    по    налогообложению    предусмотрены    для
    производителей детских новогодних подарков - плательщиков НДС?

    * * *

    Для таких предприятий Законом № 2117 ( 2117-14 ) (на период  с  
1 декабря 2003 года  до  15 января  2004 года)  {1}  предусмотрено  
освобождение  от  обложения   НДС   операций  по  продаже  детских 
праздничных подарков  (а  вот  начиная с 15 января 2004 года такие 
подарки необходимо будет продавать уже с НДС).
    Кроме  того,  установлено  следующее  правило   учета:    НДС,
уплаченный поставщикам в связи с приобретением сырья и материалов,
предназначенных для  производства  детских  праздничных  подарков,
относится к составу валовых  расходов  и  в  налоговый  кредит  не
включается.  Применение данной нормы зависит от периода, в котором
было  осуществлено  приобретение  сырья  и  материалов,  а   также
произведена  реализация  детских   праздничных    подарков.    Для
наглядности представим информацию в табличной форме.
    Условные обозначения: 
    НК - налоговый  кредит;  
    ВР - валовые расходы.

|---------------|------------------------------------------------|
| Детские       |         Сырье и материалы ПРИОБРЕТЕНЫ:         |
| праздничные   |----------------|----------------|--------------|
| подарки       |  до 01.12.03г. |  с 01.12.03г.  | с 15.01.04г. |
| РЕАЛИЗОВАНЫ:  |                |  до 15.01.04г. |              |
|---------------|----------------|----------------|--------------|
| до 01.12.03г. | НДС, уплаченный|        X       |       X      |
|               | поставщикам,   |                |              |
|               | включается в   |                |              |
|               | состав НК      |                |              |
|               | (пп. 7.4.1     |                |              |
|               | Закона об НДС) |                |              |
|---------------|----------------|----------------|--------------|
| с 01.12.03г.  | Если НДС,      | НДС, уплаченный|       X      |
| до 15.01.04г. | уплаченный     | поставщикам,   |              |
|               | поставщикам,   | относится к    |              |
|               | уже был        | составу ВР и   |              |
|               | включен в НК,  | в НК не        |              |
|               | то его следует | включается     |              |
|               | исключить из   | (ст. 2 Закона  |              |
|               | НК и отнести   | № 2117)        |              |
|               | к составу ВР   |                |              |
|               | (ст. 2 Закона  |                |              |
|               | № 2117)        |                |              |
|---------------|----------------|----------------|--------------|
| с 15.01.04г.  | НДС, уплаченный| Если НДС,      | НДС,         |
|               | поставщикам,   | уплаченный     | уплаченный   |
|               | включается в   | поставщикам,   | поставщикам, |
|               | состав НК      | уже был отнесен| включается в |
|               | (пп. 7.4.1     | к составу ВР,  | состав НК    |
|               | Закона об НДС) | то его следует | (пп. 7.4.1   |
|               |                | исключить из ВР| Закона об    |
|               |                | и включить в   | НДС)         |
|               |                | состав НК      |              |
|               |                | (пп. 7.4.1     |              |
|               |                | Закона об НДС) |              |
|---------------|----------------|----------------|--------------|

    Обратите внимание: для того чтобы и льгота,  и  правило  учета
"работали", необходимо соблюдение тех  же  двух  условий,  которые
указаны в ответе на предыдущий вопрос.


    Предприятие  -  плательщик  налога   на    прибыль    ежегодно
    перечисляет заведению культуры денежные средства на проведение
    новогоднего праздника  для  детей  работников  и  приобретение
    детских праздничных подарков.  Данное заведение подпадает  под
    перечень, установленный  ст.  1  Закона  № 2117.  В  связи  с
    предстоящими  изменениями  в  действующем  законодательстве  у
    предприятия возник  вопрос:  необходимо  ли  будет  удерживать
    подоходный налог из сумм указанных выплат?

    * * *

    Прежде всего уточним, о каком перечне идет речь в вопросе.
    Согласно  ст. 1  Закона № 2117 ( 2117-14 ) определенные льготы    
по налогообложению  предоставляются  тем  плательщикам  налога  на
прибыль,  которые  перечисляют  денежные  средства  на  проведение
новогодних и рождественских праздников для детей и  подростков,  а
также  на  приобретение  детских  праздничных  подарков  следующим
учреждениям и организациям:
    - органам государственной власти;
    - органам местного самоуправления;
    - общественным (в том числе профсоюзным) организациям;
    - созданным  этими  учреждениями  и  организациями  заведениям
образования,  здравоохранения и культуры,  которые  содержатся  за
счет  средств  соответствующих  бюджетов  (далее  -  вышеуказанные
учреждения и организации).
    Статьей  3  Закона  № 2117  ( 2117-14 ) установлена  следующая    
льгота:  стоимость    праздничных  подарков   {2}  и  билетов   на
новогодне-рождественские  мероприятия,  полученных    детьми    от
вышеуказанных  учреждений  и  организаций,  "...не  включается   в
совокупный налогооблагаемый доход..." их родителей.  Напомним, что
Закон № 2117 ( 2117-14 ) действует  с  1 декабря 2003 года  до  15  
января 2004 года.
    В связи с тем что с 1 января 2004 года вступает в  силу  Закон
№ 889  ( 889-15 )  {3},  устанавливающий  новые  (по  сравнению  с 
Декретом  №  13-92 ( 13-92 ))  правила   налогообложения   доходов 
физических лиц,  может  возникнуть  вопрос:  будет  ли  с 1 января  
применяться льгота, предусмотренная ст. 3 Закона № 2117?
    По нашему мнению, указанная льгота должна и  далее  продолжать
"работать" ежегодно, поскольку Закон № 2117  был  принят  "...как
исключение из общих положений, установленных частью третьей статьи
1 Закона Украины "О системе налогообложения". И от того, что Закон
№ 889 будет содержать понятие "общий налогооблагаемый доход" (а не
"совокупный", как было ранее), суть самой льготы,  предусмотренной
Законом  № 2117   (а  именно,  освобождение  от    налогообложения
стоимости подарков), не изменится.
    Кроме  того,  проанализировав  нормы  Закона  №  889,    можно
утверждать, что  в  2004  году  не  предусмотрено  налогообложение
детских  новогодних  подарков,   полученных    от    вышеуказанных
учреждений  и  организаций.  Поясним  это  утверждение,   выстроив
логическую цепочку.
    1. Предоставление работодателем подарков своим  работникам  (в
данном  случае  -  их  детям)   Законом    классифицируется    как
дополнительное благо (п. 1.1 этого Закона).
    2. В то же время  если  дополнительные  блага  предоставляются
лицом, не являющимся работодателем налогоплательщика, либо  лицом,
действующим от имени или  по  поручению  такого  работодателя,  то
данные  доходы  "...приравниваются  в  целях  налогообложения    к
подаркам с их соответствующим налогообложением" (пп. 4.2.9).
    Заметим,  что  ситуация,  описанная  в   вопросе,    полностью
соответствует указанной норме, поскольку фактически дети  получают
подарки  не  от  предприятия,  где  работают  их  родители,  а  от
сторонних учреждений и организаций.
    3. Налогообложение подарков  регламентируется  ст.  14  Закона
№ 889 (о том, что подарки подлежат налогообложению,  указано  и  в
пп.  4.2.3, который при этом также содержит  ссылку  на  ст.  14).
Однако сама статья 14 вступит в силу только с 1 января 2005  года,
и в 2004 году ее нормы действовать не  будут  (пп.  22.1.5  Закона
№ 889).
    Вывод. В 2004 году из стоимости детских праздничных подарков и
билетов на новогодне-рождественские мероприятия не получится (даже
при всем желании) удерживать налог с  доходов,  поскольку  это  не
предусмотрено Законом № 889.
    Совет.  Для  того  чтобы  вообще  не  волноваться  по   поводу
налогообложения  подарков,  достаточно  успеть   в    2003    году
перечислить  денежные  средства  вышеуказанным    учреждениям    и
организациям.  А провести все новогодне-рождественские мероприятия
и выдать детям подарки можно и в 2004 году (если в  2003  году  вы
этого сделать не успеете).  Право  так  утверждать  дает  п.  22.6
Закона № 889,  согласно  которому  доходы,  начисленные  в  пользу
налогоплательщика за налоговые  периоды  до  1  января  2004 года,
"...облагаются налогом по правилам, действующим на  момент  такого
начисления, независимо от сроков их  фактической  выплаты,  но  не
позднее 1 января 2005 года".


    К новогодним праздникам дети  работников  предприятия  получат
    подарки, источником  приобретения  которых  являются  средства
    Фонда  социального    страхования    по    временной    потере
    трудоспособности.  Следует ли из  стоимости  таких  новогодних
    подарков,  выдаваемых  предприятием,  удерживать    подоходный
    налог?

    * * *

    Для начала рассмотрим порядок приобретения детских  новогодних
подарков за счет средств Фонда в 2003 году.
    Постановлением № 79  ( v0079598-03 )  исполнительной  дирекции  
Фонда  поручено  организовать и провести торги (тендер) на предмет 
закупки  детских  новогодних подарков.  После этого подарки  будут  
распределены   по   регионам,   а   затем  -  среди страхователей. 
Предприятие-страхователь, подав соответствующее заявление в Фонд и 
получив подарки, раздаст их детям своих работников.
    При этом следует иметь в  виду,  что  под  детским  новогодним
подарком    подразумеваются    только    кондитерские      изделия
отечественного  производства  общей  стоимостью  до  9   грн.    А
получателями таких подарков могут  быть  исключительно  малолетние
дети (до достижения ими четырнадцатилетнего возраста),  являющиеся
членами семей застрахованных лиц (п. 2 Постановления № 79).
    На сегодняшний день ни Декрет № 13-92 ( 13-92 ), ни Инструкция 
№ 12 ( z0064-93 )  не  содержат  прямой  нормы,  в  соответствии с 
которой детские новогодние  подарки, приобретенные за счет средств 
Фонда, освобождались бы от налогообложения. Тем не менее, учитывая  
вышеизложенный порядок приобретения таких подарков,  считаем,  что  
удерживать из их стоимости подоходный налог предприятие не должно.  
Поясним  нашу  позицию,  выстроив  логическую цепочку из следующих 
аргументов.
    Во-первых:
    - расходы на оплату детских новогодних подарков осуществляются
за счет средств Фонда,  "...предусмотренных  сметами  региональных
программ относительно обновления  здоровья  застрахованных  лиц  и
членов их семей... для  внешкольного  обслуживания  детей"  (п.  1
Постановления № 79);
    - обеспечение  оздоровительных  мероприятий  (в   том    числе
предоставление социальных услуг во внешкольной  работе  с  детьми)
является одним из видов  материального  обеспечения  и  социальных
услуг,  осуществляемых за счет средств Фонда (п. 6  ст. 34  Закона
№ 2240 ( 2240-14 ));
    - в совокупный налогооблагаемый доход не включается помощь  по
государственному  социальному  страхованию   и    государственному
социальному    обеспечению,    кроме    пособия    по    временной
нетрудоспособности (пп. "а" п. 1 ст. 5 Декрета № 13-92).
    Как видим, норма пп. "а"  п.  1  ст.  5  Декрета  №  13-92,  в
совокупности с  нормами  Закона  №  2240  и  Постановления  №  79,
позволяют предприятию не  облагать  подоходным  налогом  стоимость
детских новогодних подарков, приобретенных за счет средств Фонда.
    Во-вторых:
    предприятие, выдающее новогодние подарки, является всего  лишь
передаточным  звеном  в  процедуре  вручения  подарков,  поскольку
оплачиваются они за счет средств  Фонда  и  именно  Фонд  является
фактическим  источником  их  выдачи.  Следовательно,    удерживать
подоходный налог из стоимости таких подарков предприятие просто не
имеет права.


    Предприятие за счет собственных средств планирует приобрести и
    раздать детям  работников  праздничные  подарки  и  билеты  на
    новогодне-рождественские мероприятия.  Следует ли из стоимости
    таких подарков удерживать подоходный налог?

    * * *

    Чтобы  дать  полный  ответ  на  данный   вопрос,    необходимо
рассмотреть два периода.

    2003 отчетный налоговый год

    Стоимость  таких  подарков  и  билетов,   выдаваемых    детям,
включается  в  состав  совокупного   налогооблагаемого  дохода  их
родителей (Декрет № 13-92 ( 13-92 )).
    Для того чтобы избежать удержания  подоходного  налога,  можно
применить льготу, предусмотренную пп.  "ч"  п.  1  ст.  5  Декрета
№ 13-92. Однако это возможно лишь  в  том  случае,  если  работник
(родитель) в течение 2003 года данной льготой не пользовался.

    2004 отчетный налоговый год

    Предоставление  работодателем  подарков  своим  работникам  (в
данном случае -  их  детям)  классифицируется  как  дополнительное
благо  (п. 1.1  Закона  № 889 ( 889-15 )),  которое  включается  в  
состав общего месячного налогооблагаемого дохода налогоплательщика  
(пп. "е" пп. 4.2.9 указанного Закона).
    Следует  учесть,  что  согласно  п.  3.4  Закона  №  889   при
начислении  доходов   в    любых    неденежных    формах    объект
налогообложения  необходимо  рассчитать  как   стоимость    такого
начисления, определенную по обычной цене, увеличенную на сумму НДС
и акцизного сбора и умноженную на коэффициент

    К = 1,1494 [100 : (100 - 13) = К].

    Для того чтобы не удерживать налог с доходов, можно:
    1) воспользовавшись пп. 9.7.3 Закона  № 889,  оформить  выдачу
детских праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские
мероприятия  как  нецелевую  благотворительную  помощь.  При  этом
должны быть соблюдены следующие условия:
    - совокупный  размер  такой  помощи  в    течение    отчетного
налогового года (в данном случае - 2004 года)  не  может превышать
размера минимального  прожиточного  уровня,  установленного  на  1
января такого года;
    - размер заработной платы работника (родителя) за  тот  месяц,
за который начисляется доход в виде подарка, не  должен  превышать
1,4  месячного  прожиточного  минимума  для  трудоспособного  лица
(установленного на 1 января 2004 года) и округленного до ближайших
10 грн.;
    2) оформить выдачу детских праздничных подарков и  билетов  на
новогодне-рождественские мероприятия таким образом, чтобы избежать
возможности персонификации получателей таких доходов (заметим, что
этот вариант применим и в 2003 году).

{1} Закон № 2117 действует ежегодно в период с 1 декабря  текущего
    года до  15  января  следующего  года  (т.  е.  по  14  января
    включительно).
{2} Детский праздничный подарок должен состоять  исключительно  из
    кондитерских изделий и игрушек отечественного  производства  и
    фруктов.  При этом общая стоимость подарка не может  превышать
    17 грн. (1 НМДГ).
{3} За исключением отдельных его статей.

------------------------------------------------------------------
"Баланс"
№ 51(489), стр. 42
[16.12.2003]
Инна Шевченко

------------------------------------------------------------------