Необходима ли печать частному  предпринимателю  -  плательщику
    НДС

    Я  недавно   зарегистрировался    частным    предпринимателем,
    одновременно зарегистрировался и плательщиком НДС. Пока печати
    я не имею.  Не будет ли у меня проблем при сдаче Декларации по
    НДС в налоговые органы, т.  е.  может  ли  она  быть  признана
    недействительной, в связи с отсутствием оттиска печати?

    * * *

    Порядком заполнения и предоставления налоговой  декларации  по
налогу  на   добавленную    стоимость,    утвержденным    Приказом
Государственной налоговой администрации  Украины  от  30.05.97  г.
№ 166 ( z0250-97 )  с  учетом  изменений,  внесенных приказом ГНАУ 
от 30.09.2003 г.  № 466 ( z0964-03 )  (далее  -  Порядок  №  166),  
предусмотрено,  что  Декларация  заполняется таким  образом, чтобы 
обеспечить сохранность записей  в  ней и свободное  чтение  текста  
(цифр)   в   течение  установленного  срока  хранения  отчетности. 
Декларация может быть заполнена от руки чернильной  или  шариковой  
ручкой  либо  отпечатана  (заполнение  карандашом  не допускается) 
без исправлений и помарок; в строках, в которых отсутствуют данные 
для заполнения, должен быть проставлен прочерк.
    Плательщик налога самостоятельно  исчисляет  сумму  налогового
обязательства, указываемую в  декларации.  Данные,  приведенные  в
декларации, должны  соответствовать  данным  бухгалтерского  учета
плательщика и данным книг налогового учета.
    Пунктом 3.4 Порядка  № 166  предусмотрено,  что  достоверность
данных подтверждается: подписью  плательщика,  если  плательщик  -
физическое лицо, в других случаях (лицо, определенное  в  качестве
плательщика налога на добавленную стоимость, кроме физических лиц)
- подписями ответственных должностных лиц (руководителя,  главного
бухгалтера) и печатью, а  в  случае  предоставления  декларации  в
электронной форме - электронной подписью лиц (которые  подписывают
декларацию),   зарегистрированной    в    порядке,    определенном
законодательством.
    Пунктом  4.3  Порядка   № 166  предусмотрено,  что   налоговая
отчетность,  полученная  контролирующим  органом  от   плательщика
налогов в качестве налоговой декларации,  заполненная  им  вопреки
правилам, указанным в утвержденном порядке  ее  заполнения,  может
быть не признана таким контролирующим органом в качестве налоговой
декларации, если в ней не указаны обязательные реквизиты,  она  не
подписана  соответствующими  должностными  лицами,  не   скреплена
печатью плательщика налогов.  В этом случае,  если  контролирующий
орган обращается к плательщику налогов с  письменным  предложением
(письменное обращение направляется по почте с уведомлением  о  его
вручении) предоставить новую налоговую декларацию с  исправленными
показателями (с указанием  оснований  непринятия  предыдущей),  то
такой плательщик налогов имеет право:
    -  представить  такую  новую  декларацию  вместе  с    уплатой
соответствующего штрафа;
    -  обжаловать  решение    налогового    органа    в    порядке
апелляционного согласования.
    Как видим, новой редакцией пункта 4.3 предусмотрено, что  если
Декларация по НДС не скреплена печатью плательщика налогов, то она
может быть не признана таким  контролирующим  органом  в  качестве
налоговой декларации.
    В то же время фразу "не скреплена печатью плательщика налогов"
нельзя  рассматривать  обособленно  от  фразы  того   же    пункта
"заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке
ее заполнения".
    Порядком  заполнения  Декларации  по  НДС  предусмотрено,  что
достоверность данных подтверждается "и наличием печати" только  "в
других случаях (лицо, определенное в качестве  плательщика  налога
на добавленную стоимость, кроме физических лиц)"'.
    Поскольку  положения  пункта  4.3  носят  обобщающий  характер
относительно признания Деклараций по НДС недействительными, то его
требования относительно наличия оттиска печати  на  Декларации  по
НДС на частных предпринимателей не распространяются.
    В то же время хочется дать вам рекомендацию - не затягивайте с
оформлением печати.  Дело в том, что Порядком заполнения налоговой
накладной,  утвержденным  Приказом    Государственной    налоговой
администрации   Украины   от   30.05.97  г.   №  165  ( z0233-97 ) 
предусмотрено, что все составленные экземпляры налоговой накладной  
подписываются    лицом,     уполномоченным      налогоплательщиком  
осуществлять продажу товаров (работ, услуг), и скрепляются печатью 
такого   налогоплательщика  -  продавца.  Налоговая  накладная  не 
подписывается покупателем товаров (работ, услуг) и не  скрепляется 
его печатью.
    Как видите, в  данном  вопросе  для  частных  предпринимателей
исключения не  сделаны.  При  продаже  товаров  (работ,  услуг)  и
оформлении налоговых накладных вам в любом случае необходимо будет
наличие печати.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес"
№ 46(413), стр. 38
[11.12.2003]
Александра Винцевич
Гл. гос. налоговый инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева
------------------------------------------------------------------