Проверки в сфере защиты прав потребителей

------------------------------------------------------------------

    (Продолжение.
     Начало см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 95)


    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЙ

    За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей
предусмотрены одновременно и административная  ответственность,  и
штрафные  санкции.  Субъектами  административной   ответственности
являются работники и должностные лица предприятия,  и  админштрафы
взыскиваются из их личных доходов с воспитательной целью. Штрафные
санкции  по  Закону о защите прав потребителей ( 1023-12 ), Закону
№ 481/95-ВР ( 481/95-ВР )  и  Закону   о   рекламе   ( 270/96-ВР )
взыскиваются из средств предприятия-нарушителя.

    Административная ответственность

    Согласно   ст.  244-4    главы  17   КоАП    ( 80731-10 )    к
подведомственности дел об административных правонарушениях органов
исполнительной власти в  сфере  защиты  прав  потребителей  (кроме
правонарушений  по    лекарственным    средствам    и    нарушений
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил  и
норм)    относятся    нарушения,    перечисленные    в    таблице.
Прокомментируем  практику   применения    админштрафов    органами
Госпотребстандарта.

                                                           Таблица
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| № | Статья |        Содержание нарушения     | Размер штрафных |
|п/п|  КоАП  |                                 |     санкций     |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 1 |    2   |                 3               |        4        |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 1 |   155  | Нарушение правил торговли:      |                 |
|   |        | - нарушение правил торговли,    |   1 - 10 ннмдг  |
|   |        | выполнения работ и              | (17 - 170 грн.) |
|   |        | предоставления услуг работниками|                 |
|   |        | торговли, общественного питания |                 |
|   |        | и сферы услуг, гражданами,      |                 |
|   |        | занимающимися                   |                 |
|   |        | предпринимательской             |                 |
|   |        | деятельностью                   |                 |
|   |        | - продажа товаров со складов,   |   1 - 14 ннмдг  |
|   |        | баз, подсобных помещений, а     | (17 - 238 грн.) |
|   |        | также сокрытие товаров от       |                 |
|   |        | покупателей, совершенное        |                 |
|   |        | работниками, не являющимися     |                 |
|   |        | должностными лицами             |                 |
|   |        | - действия, предусмотренные     |   5 - 27 ннмдг  |
|   |        | частями первой и второй этой    | (85 - 459 грн.) |
|   |        | статьи, совершенные лицом,      |                 |
|   |        | которое в течение года          |                 |
|   |        | подверглось административному   |                 |
|   |        | взысканию за те же              |                 |
|   |        | правонарушения                  |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 2 | 155-2  | Обман покупателя (заказчика):   |                 |
|   |        | - обмер, обвес, обсчет,         |   2 - 15 ннмдг  |
|   |        | превышение установленных цен и  | (34 - 255 грн.) |
|   |        | тарифов или другой обман        |                 |
|   |        | покупателя либо заказчика       |                 |
|   |        | работником торговли,            |                 |
|   |        | общественного питания и услуг,  |                 |
|   |        | если материальный ущерб,        |                 |
|   |        | причиненный таким обманом, не   |                 |
|   |        | превышает 3 ннмдг               |                 |
|   |        | - действия, предусмотренные     |  10 - 20 ннмдг  |
|   |        | ч. 1 данной статьи, совершенные | (17 - 340 грн.) |
|   |        | лицом, которое в течение года   |                 |
|   |        | подверглось административному   |                 |
|   |        | взысканию за такие же           |                 |
|   |        | нарушения                       |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 3 |  156,  | Нарушение работником            |   5 - 20 ннмдг  |
|   |  ч. 2  | предприятия торговли или        | (85 - 340 грн.) |
|   |        | общественного питания           |                 |
|   |        | правил торговли алкогольными    |                 |
|   |        | напитками и табачными           |                 |
|   |        | изделиями, а именно:            |                 |
|   |        | торговля в неприспособленных    |                 |
|   |        | для этого местах, определенных  |                 |
|   |        | сельскими, поселковыми,         |                 |
|   |        | городскими советами такими, где |                 |
|   |        | розничная торговля              |                 |
|   |        | алкогольными напитками и        |                 |
|   |        | табачными изделиями запрещена   |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 4 |  156-1 | Нарушение законодательства о    |                 |
|   |        | защите прав потребителей:       |                 |
|   |        | - отказ работников торговли,    |  1 - 10 ннмдг   |
|   |        | общественного питания и сферы   | (17 - 170 грн.) |
|   |        | услуг и граждан, занимающихся   |                 |
|   |        | предпринимательской             |                 |
|   |        | деятельностью в этих отраслях,  |                 |
|   |        | в предоставлении                |                 |
|   |        | гражданам-потребителям          |                 |
|   |        | необходимой, доступной и        |                 |
|   |        | достоверной информации о        |                 |
|   |        | товарах (работах, услугах),     |                 |
|   |        | их количестве, качестве,        |                 |
|   |        | ассортименте, а также об их     |                 |
|   |        | производителе (исполнителе,     |                 |
|   |        | продавце), в обучении           |                 |
|   |        | безопасному и правильному их    |                 |
|   |        | использованию, а также          |                 |
|   |        | ограничение прав                |                 |
|   |        | граждан-потребителей на         |                 |
|   |        | проверку качества,              |                 |
|   |        | комплектности, веса и цены      |                 |
|   |        | приобретенных товаров           |                 |
|   |        | - отказ лицами, указанными      |  1 - 18 ннмдг   |
|   |        | в ч. 1 этой статьи,             | (17 - 306 грн.) |
|   |        | гражданину-потребителю в        |                 |
|   |        | реализации его права в          |                 |
|   |        | случае приобретения им          |                 |
|   |        | товара ненадлежащего качества   |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 5 |  156-2 | Нарушение установленного порядка|   20 - 50 ннмдг |
|   |        | промышленной переработки,       | (340 - 850 грн.)|
|   |        | хранения, транспортировки или   |                 |
|   |        | уничтожения конфискованных      |                 |
|   |        | спирта этилового, коньячного и  |                 |
|   |        | плодового, алкогольных напитков |                 |
|   |        | или табачных изделий            |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 6 |   167  | Реализация продукции, не        |   3 - 88 ннмдг  |
|   |        | соответствующей требованиям     | (51 - 1496 грн.)|
|   |        | стандартов, сертификатам        |                 |
|   |        | соответствия, норм и образцов   |                 |
|   |        | эталонов) в отношении качества, |                 |
|   |        | комплектности и упаковки        |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 7 |   168  | Выпуск в продажу продукции,     |   1 - 18 ннмдг  |
|   |        | которая не соответствует        | (17 - 306 грн.) |
|   |        | требованиям стандартов,         |                 |
|   |        | технических условий и           |                 |
|   |        | образцов эталонов) относительно |                 |
|   |        | качества, комплектности и       |                 |
|   |        | упаковки                        |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 8 |  168-1 | Выполнение работ, предоставление|   1 - 18 ннмдг  |
|   |        | услуг гражданам-потребителям,   | (17 - 306 грн.) |
|   |        | не отвечающих требованиям       |                 |
|   |        | стандартов, норм и правил       |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 9 |   170  | Несоблюдение стандартов и ТУ при|   3 - 40 ннмдг  |
|   |        | транспортировании, хранении и   | (51 - 680 грн.) |
|   |        | использовании (эксплуатации)    |                 |
|   |        | продукции, если это повлекло за |                 |
|   |        | собой снижение качества, порчу  |                 |
|   |        | или сверхнормативные потери     |                 |
|   |        | продукции                       |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 10|  170-1 | Введение производителем или     |   3 - 88 ннмдг  |
|   |        | поставщиком в обращение         | (51 - 1496 грн.)|
|   |        | продукции (в том числе          |                 |
|   |        | импортной), которая подлежит    |                 |
|   |        | обязательному подтверждению     |                 |
|   |        | соответствия, но в отношении    |                 |
|   |        | которой нет сертификата         |                 |
|   |        | соответствия или свидетельства  |                 |
|   |        | о признании соответствия либо   |                 |
|   |        | декларации соответствия, а      |                 |
|   |        | также неправомерное применение  |                 |
|   |        | национального знака соответствия|                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 11|   172  | Нарушение правил применения     |   3 - 30 ннмдг  |
|   |        | средств измерительной техники,  | (51 - 510 грн.) |
|   |        | на которые распространяется     |                 |
|   |        | государственный метрологический |                 |
|   |        | надзор                          |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 12|  188-2 | Уклонение от выполнения законных|    3 - 5 ннмдг  |
|   |        | требований должностных лиц      |  (51 - 85 грн.) |
|   |        | органов исполнительной власти   |                 |
|   |        | в сфере защиты прав             |                 |
|   |        | потребителей:                   |                 |
|   |        | - невыполнение должностными     |                 |
|   |        | лицами законных требований о    |                 |
|   |        | проведении проверки деятельности|                 |
|   |        | по продаже товаров, выполнению  |                 |
|   |        | работ, предоставлению услуг     |                 |
|   |        | гражданам-потребителям или      |                 |
|   |        | о предоставлении необходимых    |                 |
|   |        | для этого материалов            |                 |
|   |        | - уклонение от своевременного   |    1 - 18 ннмдг |
|   |        | исполнения предписаний об       |  (17 - 306 грн.)|
|   |        | устранении нарушений прав       |                 |
|   |        | потребителей                    |                 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|

    Административные  штрафы  согласно  части  1  статьи  155 КоАП
( 80731-10 ) (см. п. 1 табл.) - самые применяемые. Штрафы по части
2 ст. 155 КоАП ( 80731-10 ) сейчас  применяются очень  редко.  Это
положение осталось с тех времен,  когда товары еще были дефицитом.
Также   почти  не применяются и админштрафы за повторные нарушения
согласно  части  3 ст. 155  и  других  аналогичных   статей  КоАП.
Повторные  проверки  в течение года  проводятся  в  исключительных
случаях, в основном по жалобам граждан.
    Административная  ответственность  согласно  ст.  155-2   КоАП
( 80731-10 )  (обман  покупателя  путем обвеса, обмера, обсчета  и
т. п.) применяется,  только если сумма ущерба не превышает 51 грн.
За умышленные обвес, обмер, обсчет покупателя  на  сумму 51 грн. и
более предусмотрена уголовная  ответственность  согласно  ст.  225
Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III ( 2341-14 )
(с изменениями и дополнениями).
    Управления    по    делам    защиты    прав       потребителей
Госпотребстандарта проверяют правила торговли. За нарушение правил
торговли  алкогольными  напитками  и  табачными  изделиями  они  и
налагают  админштрафы   согласно   части  второй   ст.  156   КоАП
( 80731-10 ) (см. п. 3 табл.). Административную ответственность за
нарушения, предусмотренные частью первой  ст. 156  КоАП  (торговля
без лицензии или без марок акцизного сбора), налагают  Департамент
по  вопросам  администрирования  акцизного  сбора  и  контроля  за
производством  и  обращением  подакцизных   товаров    ГНА,    его
региональные  управления  и  их  территориальные    подразделения.
Админштрафы, предусмотренные частью третьей ст. 156 КоАП (торговля
алкогольными напитками и табачными изделиями с рук), - прерогатива
органов МВД.
    В статье 156-1 КоАП  ( 80731-10 ) указана  ответственность  за
непредставление необходимой и  достоверной  информации  о  товарах
(работах, услугах) и о их продавце.  Эта статья  применяется,  как
правило, по результатам проверки по жалобам граждан.
    Админштраф по ст. 156-2 КоАП ( 80731-10 ) налагается обычно по
результатам повторной  проверки  ранее  выданного  предписания  об
изъятии  из  оборота  некачественной  алкогольной    и    табачной
продукции.
    Админштраф  по  ст. 167  КоАП  ( 80731-10 )   предусмотрен  за
реализацию продукции, изготовленной, к примеру, кулинарными цехами
предприятий торговли,  или  той  продукцией,  которая  реализуется
через  фирменную  торговую   сеть   предприятий-изготовителей.   В
ст. 168 КоАП ( 80731-10 ) предусмотрена  ответственность за выпуск
нестандартной  продукции  в  продажу.  По  этой    статье    несут
ответственность  должностные  лица  предприятий    торговли,    не
обеспечившие  надлежащий  входной  контроль  качества товаров.  По
ст. 168-1  КоАП ( 80731-10 )  несут   ответственность  должностные
лица  предприятий    бытового    обслуживания    и    предприятий,
предоставляющих коммунальные услуги.
    Статья 170 ( 80731-10 ) также входит  в КоАП с давних  времен,
штрафы по этой  статье  применяются  исключительно  редко.  Трудно
представить собственника предприятия, который сознательно допустил
бы  порчу  партии  закупленного  за  свои  деньги  товара    из-за
ненадлежащих условий хранения.
    Статья   170-1  ( 80731-10 )   сейчас    приобретает    особую
актуальность,  остановимся  на   ней    подробнее.    Обязательной
сертификации  подлежат  те  товары,  которые  указаны  в   Перечне
продукции,  подлежащей  обязательной  сертификации   в    Украине,
утвержденном  приказом  Государственного  комитета   Украины    по
стандартизации, метрологии и сертификации от 30.08.2002 г.  №  498
( z0782-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002,  спецвыпуск  
№ 22). В пункте 39 Порядка занятия торговой деятельностью и правил 
торгового  обслуживания  населения,  утвержденных   постановлением  
КМ Украины  от  08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п )  (с  изменениями  и  
дополнениями), указано, что товары  у  СПД  должны  быть  снабжены  
сертификатами соответствия или копиями  сертификатов,  заверенными  
поставщиком  этого  товара.   Импортные   ликеро-водочные  изделия    
должны   сопровождаться   копиями  сертификатов,  выполненными  на  
защищенных  бланках  и  выданными  Госпотребстандартом.  У  многих  
предприятий торговли одновременно находится  несколько тысяч копий
сертификатов, это создает большие  трудности  при  проверке.  С  1
февраля 2004 года все вновь  выданные  копии  сертификатов  должны
быть выполнены на защищенных бланках.  Порядок реализации товаров,
полученных до 1 февраля 2004 года, остается прежним.
    Админштраф  по   ст.  172  КоАП   ( 80731-10 )  налагается  за
нарушение Правил пользования средствами  измерительной  техники  в
сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг  (ПМУ
21 - 2001),  утвержденных  приказом  Госстандарта от 24.12.2001 г.  
№ 633  ( z0018-02 ) (см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2002, 
№ 11). Напомним,  что  средства  измерительной  техники в торговле 
должны поверяться один раз в год.
    В   части   1  ст.  188-2   КоАП   ( 80731-10 )    установлена
ответственность за уклонение от проверки.  Избежать проверки путем
уклонения от нее и уплаты  админштрафа  по  этой  статье  вряд  ли
удастся.  У органов Госпотребстандарта хватит полномочий для того,
чтобы провести проверку  "уклониста".  Тема  совместной  работы  с
правоохранительными органами включается во все  квартальные  планы
проверок  Госпотребстандарта.  Представитель    правоохранительных
органов вправе составить протокол о злостном неповиновении, что по
ст. 185 КоАП ( 80731-10 ) влечет за собой наложение штрафа от 8 до
15 ннмдг (136 - 255 грн.), или исправительные работы  на  срок  от
одного до двух месяцев, или административный арест на срок  до  15
суток. Кроме того, согласно абзацу девятому ст. 23 Закона о защите
прав потребителей субъект хозяйственной деятельности, уклоняющийся
от  проведения  проверки  органами    Госпотребстандарта,    будет
оштрафован на сумму от 1  до  10  процентов  от  товарооборота  за
предыдущий месяц.
    Субъектами административной ответственности  по  статьям  155,
155-2, 156 ч. 2, 156-1 ( 80731-10 )  являются работники  торговли.
Административная  ответственность  по  статьям  156-2,  167,  168,
168-1,  170,  170-1, 172,  188-2 КоАП ( 80731-10 )  налагается  на
должностных лиц предприятий.  Согласно  ст. 255 КоАП ( 80731-10 ),
органы по делам защиты прав потребителей  имеют  право  составлять
протоколы  об  административных  правонарушениях  при    выявлении
правонарушений, указанных в следующих статьях КоАП:
    - в статье 42-2 ( 80731-10 ). Заготовка,  переработка или сбыт
радиоактивно загрязненных продуктов питания либо другой продукции;
    - в  статье  156.  Нарушение  правил  торговли    алкогольными
напитками и табачными изделиями (в части торговли без лицензии или
без марок акцизного сбора);
    - в статье 164-6 ( 80731-10 ).  Демонстрация и распространение
фильмов    без    государственного    свидетельства    на    право
распространения и демонстрации фильмов;
    -  в   статье   164-7   ( 80731-10 ).     Нарушение    условий
распространения   и    демонстрации    фильмов,    предусмотренных
государственным  свидетельством  на  право    распространения    и
демонстрации фильмов.
    Составленные  по  этим  нарушениям  протоколы  передаются  для
вынесения решения другим компетентным органам.
    Административное  правонарушение  оформляется  протоколом,   в
котором  фиксируется  факт  нарушения.  Требования  к   содержанию
протокола изложены  в  ст. 256 ( 80731-10 ),  права нарушителя - в
ст. 268  КоАП ( 80731-10 ).  По  статьям, приведенным  в  таблице,
присутствие нарушителя при рассмотрении его дела  не  обязательно.
Дело может быть рассмотрено в его отсутствие, если имеются  данные
о своевременном уведомлении  правонарушителя  о  времени  и  месте
рассмотрения дела и  от  нарушителя  не  получено  ходатайство  об
отсрочке его рассмотрения.  Права нарушителя при рассмотрении дела
может защищать юрист.
    Согласно ст. 36 КоАП ( 80731-10 ) при  совершении  одним лицом
нескольких правонарушений административное взыскание налагается за
каждое  из  них  отдельно.    Если   лицо    совершило   несколько
административных  правонарушений,  дела о которых  рассматриваются
одним  и  тем  же  органом   (уполномоченным    лицом),  взыскание
налагается  в  пределах  санкции,   предусмотренной   за  наиболее
серьезное правонарушение из числа совершенных.
    К основному взысканию в этом случае может быть добавлено  одно
из  дополнительных  взысканий,  предусмотренных     статьями    об
ответственности за какое-либо из совершенных правонарушений.
    Срок наложения административного  взыскания  согласно  ст.  38
КоАП ( 80731-10 )  -  не  более  двух  месяцев  со  дня совершения
правонарушения  или со дня  его  выявления.  Дата совершения (либо
выявления) правонарушения фиксируется в протоколе.

    (Продолжение следует)

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 101(659), стр. 36
[18.12.2003]
Павел Пичугин
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------