Земельный налог-2004:
               начисляем, отчитываемся и уплачиваем

------------------------------------------------------------------

    Ежегодно  до  1   февраля    все    собственники    земли    и
землепользователи  отчитываются  перед  государством  о  земельном
налоге, который им предстоит платить  в  течение  всего  отчетного
года.  Если такая участь ждет и  вас,  то  поможет  в  работе  над
составлением отчета данная  статья.  Каждый  найдет  в  ней  свое:
начинающий  бухгалтер  -  подробное  изложение  порядка    расчета
земельного  налога  по  каждой  из  категорий  земель,  а  опытный
бухгалтер - "земельные" особенности госбюджета-2004.

    Документы

    Земельный кодекс - Земельный кодекс Украины от  25.10.2001  г.
№ 2768-III ( 2768-14 ).
    Закон о  плате  за  землю  -  Закон  Украины  от  03.07.92  г.
№ 2535-ХII ( 2535-12 ) "О плате за землю".
    Закон о госбюджете-2004  -  Закон  Украины  от  27.11.2003  г.
№ 1344-IV ( 1344-15 )  "О Государственном  бюджете Украины на 2004 
год".
    Порядок № 783 - Порядок проведения индексации денежной  оценки
земель,  утвержденный  постановлением КМУ  от  12.05.2000 г. № 783 
( 783-2000-п ).
    Постановление № 1391 - постановление КМУ от 15.12.97 г. № 1391
( 1391-97-п ) "О внесении изменений в Перечень населенных пунктов, 
отнесенных к курортным".
    Порядок № 434 (приказ №  434)  -  Порядок  представления  форм
Сводного расчета суммы земельного налога и Справки  к  уточненному
Расчету о суммах земельного налога,  уменьшающих  и  увеличивающих
налоговые обязательства в  результате  исправления  самостоятельно
выявленной ошибки, допущенной в предыдущих  отчетных  периодах,  в
орган государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ
от 26.10.2001 г. № 434 ( z0963-01 ), с учетом изменений, внесенных  
приказом № 582 (см. с. 6).
    Приказ № 582 - приказ ГНАУ от 02.12.2003 г. № 582 ( z1159-03 ) 
"Об  утверждении изменений в приказ ГНА Украины от 26 октября 2001 
года № 434" (см. с. 6).

    Объекты налогообложения и плательщики налога

    Основным  законодательным  актом,    регулирующим    земельные
отношения в Украине, является Земельный кодекс Украины, вступивший
в силу с 1 января 2002 года.
    Согласно пункту 1 ст. 206  Земельного  кодекса,  использование
земли в Украине является платным.  Плата за землю взимается в виде
земельного налога или арендной платы (ст.  2  Закона  о  плате  за
землю).
    Объектом  платы  за  землю   является    земельный    участок,
находящийся в  собственности  или  пользовании,  в  том  числе  на
условиях аренды (ст. 5 Закона о плате за землю).  Вопросы аренды и
арендной  платы  выходят  за   рамки    этой    статьи,    поэтому
сосредоточимся исключительно на земельном налоге.
    Плательщиками земельного налога являются собственники земли  и
землепользователи, кроме арендаторов  и  инвесторов  -  участников
соглашения о разделе продукции (ч. 2  ст.  2  Закона  о  плате  за
землю).
    Обязанность  по    уплате    земельного    налога    возникает
непосредственно со дня возникновения права собственности или права
пользования (ч. 1 ст. 15 Закона о плате за землю).
    Право  собственности  и  право  постоянного  пользования    на
земельный участок возникают после  получения  его  владельцем  или
пользователем документа, который удостоверяет право  собственности
или  право  постоянного  пользования  земельным  участком,  и  его
государственной регистрации (п. 1 ст. 125 Земельного кодекса). Для
собственника  земельного  участка  таким    документом    является
Государственный  акт  на  право  собственности  на   землю,    для
землепользователя  -  Государственный  акт  на  право  пользования
землей.  То есть с момента получения одного из этих  документов  и
нужно  уплачивать  земельный  налог.  Причем  до  получения  таких
документов  запрещается  приступать  к  использованию   земельного
участка (п. 3 ст. 125 Земельного кодекса).
    Особый вопрос: как быть,  если  земельный  участок  фактически
используется, а документов  на  него  нет?  Такая  ситуация  могла
возникнуть до 2002  года  (т.  е.  до  вступления  в  силу  нового
Земельного кодекса), при переходе прав на здание  или  сооружение,
если при этом  не  был  документально  удостоверен  переход  права
собственности  или  пользования  земельным  участком  под    таким
объектом. Нужно ли вообще в этом случае платить земельный налог?
    Безусловно,  налог  в  таком  случае  уплачивать  нужно,  ведь
согласно ст. 30 старого Земельного кодекса при  переходе  прав  на
здания (сооружения)  к  новому  собственнику  переходило  и  право
пользования  земельным  участком,  на  котором  расположены  такие
здания (сооружения).  Поэтому отсутствие оформленного документа не
освобождает от уплаты налога ввиду того, что  право  собственности
или пользования земельным участком уже возникло.  На  это  в  свое
время  указал  Высший  арбитражный  суд  Украины  в  своем  письме
от 07.02.2000 г. № 01-8/48 ( v8_48800-00 ).

    Льготы и освобождения

    Законом о плате за землю предусмотрены  льготы  по  земельному
налогу для отдельных категорий налогоплательщиков. Полный перечень
таких льгот содержится в ст.  12  этого  Закона,  однако,  пытаясь
найти себя в этом перечне льгот, имейте в виду, что многие из  них
приостановлены полностью или частично Законом о госбюджете-2004.
    Так, льготы, предусмотренные соответствующими пунктами ст.  12
Закона о плате за землю,  будут  действовать лишь  на  уровне  50%
для:
    -  хозрасчетных  учреждений,   организаций    и    предприятий
Национальной академии наук;
    -  производителей  автомобилей,  автобусов  и    комплектующих
изделий к ним;
    - судо- и самолетостроителей;
    - производителей боеприпасов и изделий спецхимии;
    - предприятий концерна "Бронетехника Украины".
    Льготы отечественным учреждениям культуры, науки, образования,
охраны здоровья, социального обеспечения,  физической  культуры  и
спорта,  предусмотренные п. 4 ст. 12  Закона  о  плате  за  землю,
останутся лишь для той части  льготников,  которые  содержатся  за
счет средств государственного или местных  бюджетов,  а  также  за
счет  общественных  организаций  инвалидов,  их   предприятий    и
организаций.
    В качестве  исключения  на  2004  год  освобождены  от  уплаты
земельного  налога  воинские  части,  военные  учебные  заведения,
научно-исследовательские учреждения, которые  содержатся  за  счет
бюджета и относятся  к  сфере  управления  воинских  формирований,
созданных  согласно  законам  Украины,   а    также    предприятия
Министерства обороны Украины и  органов  исполнения  наказаний  по
утвержденному Кабмином перечню (ст. 75 Закона о госбюджете-2004).
    Также  не  взимается  в  2004  году  плата  за  земли  детских
санаторно-курортных и оздоровительных заведений Украины,  а  также
за  земельные  участки  предприятий,  учреждений  и    организаций
Украины,  занятые  их  структурными  подразделениями   (филиалами,
представительствами), которые предоставляют санаторно-курортные  и
оздоровительные  услуги  детям.  Это  предусмотрено  подпунктом  2
пункта 1 Закона Украины от 03.07.92  г.  № 2535-XII  "О  внесении
изменений в статью 12 Закона Украины "О плате за землю"  (несмотря
на то, что подпункт 1 п. 1 этого Закона  приостановлен  Законом  о
госбюджете-2004, подпункт 2 остался нетронутым).
    Тем  плательщикам,  которым  все  же  оставили  льготы,  будет
полезно  напомнить  следующее:  если  предприятия,  учреждения   и
организации, пользующиеся льготами по земельному налогу,  имеют  в
подчинении  хозрасчетные  предприятия  или  сдают  во    временное
пользование (аренду) земельные участки, отдельные  здания  или  их
части, налог за земельные  участки,  занятые  этими  хозрасчетными
предприятиями или зданиями (их частями), переданными во  временное
пользование,  уплачивается  в  установленных  размерах  на   общих
основаниях.
    При этом если право на льготу у налогоплательщика возникает  в
течение года, то он освобождается  от  уплаты  налога,  начиная  с
месяца, следующего за месяцем, в котором  возникло  это  право.  В
случае потери права на льготу в течение года налог уплачивается  с
месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено это право.
    Некоторые    субъекты    предпринимательской      деятельности
освобождаются от  уплаты  земельного  налога  на  основании  иных,
нежели Закон  о  плате  за  землю,  нормативно-правовых  актов,  а
именно:
    - сельскохозяйственные    предприятия     -        плательщики
фиксированного   сельскохозяйственного  налога  -  в  соответствии  
с  Законом   Украины  от  17.12.98  г.  №  320-ХIV  ( 320-14 )  "О   
фиксированном сельскохозяйственном налоге";
    - субъекты малого предпринимательства  -  плательщики  единого
налога - в соответствии с Указом Президента Украины от 03.07.98 г.
№ 727 ( 727/98 )  "Об упрощенной системе налогообложения, учета  и  
отчетности субъектов малого предпринимательства".
    В отношении последних  постановлением  КМУ  от  16.03.2000  г.
№ 507  ( 507-2000-п )  "О  разъяснении  Указа  Президента  Украины 
от 3 июля  1998 г. № 727" определено,  что  они  освобождаются  от 
уплаты налога только за земельные  участки,  которые  используются  
для осуществления предпринимательской деятельности.

    Порядок исчисления и уплаты налога

    Земельный    налог    исчисляется    на    основании    данных
Государственного земельного кадастра, где в  числе  прочих  данных
имеется  информация  о  месторасположении  и  площади    земельных
участков, их  целевом  назначении  и  денежной  оценке,  если  она
установлена.  Предоставить такую информацию могут отделы земельных
ресурсов, действующие в  составе  местных  органов  исполнительной
власти.
    Юридические лица самостоятельно рассчитывают сумму  земельного
налога за год по состоянию на 1  января  отчетного  года  и  до  1
февраля подают расчет в  налоговую  инспекцию  по  местонахождению
земельного участка.  Уплата  налога  производится  равными  долями
ежемесячно, в течение 30 календарных дней, следующих за  последним
календарным  днем  отчетного   месяца    (ст.    75    Закона    о
госбюджете-2004).  Кстати, в такие же сроки уплачивается  арендная
плата за участки государственной и коммунальной собственности.
    Землепользователям необходимо иметь в виду следующее. Согласно
последнему предложению абз. 4 ст. 75 Закона  о  госбюджете-2004  в
2004 году в случае несвоевременного внесения налога (невнесения  в
указанные выше сроки) для плательщиков приостанавливается действие
части  второй  ст.  149  Земельного  кодекса.  Это  означает,  что
землепользователя  -  злостного  неплательщика  земельного  налога
смогут попросту "согнать" с земельного участка без его согласия.
    Отчетность по земельному налогу составляется  по  формам  и  в
порядке, утвержденным приказом № 434. В состав указанных  отчетных
форм (с учетом изменений, внесенных приказом № 582) входят:
    -  Налоговый  расчет  земельного  налога  (далее  -  Налоговый
расчет, см. с. 23);
    -  6  приложений,  расшифровывающих   обобщенные    показатели
Налогового  расчета  по  отдельным  земельным   участкам    каждой
категории земель.
    Приложение  1  является  обязательным  для  всех  плательщиков
земельного  налога.  В  нем    приводятся    данные    документов,
устанавливающих право  собственности  или  пользования  на  каждый
земельный  участок.  Как  уже  было  сказано,  такими  документами
являются Государственные акты на право собственности или на  право
пользования.
    Заполнение  форм  Налогового  расчета  следует   начинать    с
приложения  1  и  уже  на  его  основании   заполнять    остальные
приложения.  При  этом  необходимо  проследить,   чтобы    площади
земельных  участков,  указанные  в    гр.    7    приложения    1,
соответствовали их общим площадям, приводимым в приложениях 3 - 6,
а в случае наличия льготируемых участков -  их  общим  площадям  в
гр. 8 приложения 2.
    Что  касается  участков,  право  на  которые  не  удостоверено
документально, то поскольку  все  равно  придется  отразить  суммы
налога с них в приложениях 3 - 6, рекомендуем привести сведения  о
них и в первом приложении, не  заполняя  при  этом  графы  2  и  3
(поставить в них прочерки).
    Приложение 2  является  обязательным  для  налогоплательщиков,
пользующихся льготами по земельному налогу.  Если в  приложении  1
приводятся сведения обо всех участках, находящихся в  распоряжении
налогоплательщика, то в приложении 2 - только о  тех,  на  которые
установлена льгота по земельному налогу.
    Здесь необходимо указать, какой частью ст. 12 Закона  о  плате
за землю (или решением местных властей) предоставлена такая льгота
по каждому льготируемому участку, на какой срок, а также  отразить
другие показатели, установленные формой приложения.
    Очень важно, чтобы льготируемые  площади  участков  в  гр.  10
приложения 2  совпадали  с  соответствующими  "льготными"  графами
других приложений.
    Приложения 3 - 6 заполняются  в  зависимости  от  того,  земли
какой  категории  находятся  в  собственности   или    пользовании
налогоплательщика (ст. табл. 1).

                                                         Таблица 1
|---------------------------------------------|------------------|
|               Категория земель              | Номер приложения |
|---------------------------------------------|------------------|
| Земельные участки сельскохозяйственного     |         3        |
| назначения                                  |                  |
|---------------------------------------------|------------------|
| Земельные участки населенных пунктов,       |         4        |
| которым установлена денежная оценка         |                  |
|---------------------------------------------|------------------|
| Земельные участки населенных пунктов,       |         5        |
| которым не установлена денежная оценка      |                  |
|---------------------------------------------|------------------|
| Земельные участки несельскохозяйственного   |         6        |
| назначения за пределами населенных пунктов  |                  |
|---------------------------------------------|------------------|

    Прежде чем приступить к заполнению приложений 3 -  6,  осветим
вопросы, касающиеся денежной оценки земельных участков, поскольку,
если она установлена, то земельный налог исчисляется исходя из  ее
величины.

    Денежная оценка

    Денежная  оценка  земельных  участков   проводится    органами
Государственного комитета по земельным ресурсам и  уполномоченными
им организациями по методикам, утвержденным  Кабинетом  Министров.
Данными о  денежной  оценке  земли  располагают  отделы  земельных
ресурсов при местных органах исполнительной власти.
    В  соответствии  с  Порядком   №    783,    денежная    оценка
сельскохозяйственных угодий, земель населенных  пунктов  и  других
земель  несельскохозяйственного  назначения    индексируется    по
состоянию на  1  января  текущего  года  на  коэффициент,  который
определяется по формуле:

    Ки = [И - 10] : 100,

    где И - среднегодовой индекс  инфляции  года,  по  результатам
которого проводится индексация.
    В случае если значение Ки не превышает единицы, индексация  не
проводится.
    Если  самостоятельное  определение  коэффициента    индексации
вызывает  затруднения,  его  можно  выяснить  в  отделе  земельных
ресурсов при местном органе  исполнительной  власти.  Кроме  того,
данные о коэффициенте индексации в начале каждого года  обнародует
Госкомитет по земельным ресурсам.  Мы  обязательно  проинформируем
вас об этом.

    Земельные участки сельскохозяйственного назначения

    Исчисленные    суммы    земельного    налога    на     участки
сельскохозяйственного назначения отражаются в приложении 3. В этом
приложении земельные участки группируются по их местонахождению (в
пределах  и  за  пределами  населенных  пунктов)   и    по    виду
сельскохозяйственных   угодий    (пашня,    сенокосы,    пастбища,
многолетние насаждения).
    Ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных
угодий (гр. 9 приложения 3) установлены ч. 1 ст. 6 Закона о  плате
за землю в процентах от их денежной оценки в следующих размерах:
    - для пашни, сенокосов, пастбищ - 0,1%;
    - для многолетних насаждений - 0,03%.
    Эти ставки применяются независимо  от  того,  где  расположены
угодья: в пределах или за пределами населенных пунктов.
    Таким  образом,  суммы    налога    на    земельные    участки
сельскохозяйственного назначения рассчитываются следующим образом:

    Сумма начисленного налога (гр. 10) =
    = общая площадь участка (гр. 4) х средняя денежная оценка 1 га
    угодий (гр. 7) х коэффициент индексации денежной оценки
    (гр. 8) х ставка налога (гр. 9).

    Сумма льготы (гр. 11) = площадь льготируемая (гр. 6) х средняя
    денежная оценка 1 га угодий (гр. 7) х коэффициент индексации
    денежной оценки (гр. 8) х ставка налога (гр. 9).

    Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 12) =
    = сумма начисленного налога (гр. 10) - сумма льготы (гр. 11).

    Земельные участки населенных пунктов, денежная оценка  которых
    установлена

    Если денежная оценка земельных участков установлена, то ставки
земельного налога устанавливаются в  размере  1%  от  их  денежной
оценки.  Расчет земельного налога с таких  участков  отражается  в
приложении 4.
    Для некоторых видов земель, указанных в графе 2 приложения  4,
в зависимости от характера их использования, ст. 7 Закона о  плате
за  землю  установлены  понижающие  или  повышающие   коэффициенты
(назовем их коэффициентами вида земель -  Кв),  приведены  которые
там же, в графе 2, вместе с описанием вида земель.
    С  учетом  сказанного  выше  представим,  как   должны    быть
рассчитаны суммы земельного налога с земельных участков населенных
пунктов, денежная оценка которых установлена.

    Сумма налога, начисленного на общих основаниях (гр. 11) =
    = площадь, подлежащая налогообложению на общих основаниях
    (гр. 7) х денежная оценка 1 м2 участка на общих основаниях с
    учетом коэффициента индексации (гр. 9) х 0,01 х Кв.

    Сумма налога, начисленного при сдаче в аренду (гр. 12) =
    = площадь, подлежащая налогообложению при сдаче в аренду
    (гр. 8) х денежная оценка 1 м2 участка при сдаче в аренду с
    учетом коэффициента индексации (гр. 10) х 0,01.

    Сумма льготы (гр. 13) = площадь льготируемая (гр. 5) х
    х денежная оценка 1 м2 участка на общих основаниях с учетом
    коэффициента индексации (гр. 9) х 0,01 х Кв.

    Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 14) =
    = сумма начисленного налога (гр. 11 + гр. 12) - сумма льготы
    (гр. 13).

    В отношении аренды  -  особый  разговор.  Сложилась  ситуация,
когда при сдаче помещения в аренду налоговые органы настаивают  на
самостоятельной корректировке плательщиком налога размера денежной
оценки  соответствующей   части    участка,    находящегося    под
предоставленным  в  аренду  помещением.  Не  вдаваясь  в   детали,
подчеркнем, что такие требования незаконны,  что  подтвердил  даже
Высший  хозяйственный  суд  Украины    в    своем    постановлении
от 16.10.2002 г. по делу № 12/338. То есть, плательщик  не  вправе
применять какой-либо другой размер денежной  оценки,  кроме  того,
который внесен в Государственный  земельный  кадастр  и  указан  в
оценочном  акте,  выданном  профессиональным  оценщиком,   имеющим
лицензию на право осуществления такой деятельности.

    Земельные участки населенных пунктов, денежная оценка  которых
    не установлена

    Если денежная оценка не установлена, налог исчисляется  исходя
из площади земельного участка и ставки налога. Расчет отражается в
приложении 5.
    Ставки земельного налога, установленные ч. 2  ст. 7  Закона  о
плате за землю, приведены в табл. 2.

                                                         Таблица 2
|------------------------|-----------------------|---------------|
|    Группы населенных   | Средняя ставка налога | Коэффициент,  |
| пунктов с численностью | (коп. за 1 кв. метр)  | применяемый   |
|  населения (тыс. чел.) |                       | в городах     |
|                        |                       | Киеве,        |
|                        |                       | Симферополе,  |
|                        |                       | Севастополе   |
|                        |                       | и городах     |
|                        |                       | областного    |
|                        |                       | подчинения    |
|------------------------|-----------------------|---------------|
|            1           |           2           |       3       |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| до 0,2                 |          1,5          |               |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 0,2 до 1            |          2,1          |               |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 1 до 3              |          2,7          |               |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 3 до 10             |          3,0          |               |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 10 до 20            |          4,8          |               |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 20 до 50            |          7,5          |      1,2      |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 50 до 100           |          9,0          |      1,4      |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 100 до 250          |         10,5          |      1,6      |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 250 до 500          |         12,0          |      2,0      |
|------------------------|-----------------------|---------------|
| от 500 до 1000         |         15,0          |      2,5      |
|                        |                       |               |
| от 1000 и больше       |         21,0          |      3,0      |
|------------------------|-----------------------|---------------|

    Кроме  собственно  ставок  земельного  налога  (далее  -   С),
существует ряд коэффициентов, применяемых к этим ставкам.
    Бюджетный коэффициент (далее - Кб).  Последней  частью  ст.  7
Закона о плате за землю установлено, что ставки земельного налога,
приведенные в Законе  о  плате  за  землю,  применяются  с  учетом
коэффициентов  индексации,  определенных   законом    Украины    о
Государственном бюджете Украины на соответствующий  год.  Согласно
ст. 75 Закона о госбюджете-2004 ставки, приведенные в табл. 2, как
и в прошлом году,  необходимо  увеличить  в  3,03  раза.  То  есть
коэффициент остался без изменений.
    Курортный коэффициент (далее  -  Кк).  Частью  третьей  ст.  7
Закона о плате за землю установлено,  что  в  населенных  пунктах,
отнесенных КМУ к числу курортных, к приведенным в табл. 2  ставкам
налога применяются дополнительные коэффициенты  в  зависимости  от
территории расположения такого населенного пункта (см.  табл.  3).
Действующий в настоящее время перечень  таких  населенных  пунктов
утвержден постановлением № 1391.

                                                         Таблица 3
|-------------------------------------------------|--------------|
|    Территория расположения населенного пункта   | Коэффициент  |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Южное побережье Автономной республики Крым      |      3,0     |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Юго-восточное побережье Автономной республики   |      2,5     |
| Крым                                            |              |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Западное побережье Автономной республики Крым   |      2,2     |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Черноморское побережье Николаевской, Одесской   |      2,0     |
| и Херсонской областей                           |              |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Горные и предгорные районы Закарпатской,        |      2,3     |
| Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой      |              |
| областей, кроме населенных пунктов, которые     |              |
| Законом Украины "О статусе горных населенных    |              |
| пунктов Украины" отнесены к категории горных    |              |
|-------------------------------------------------|--------------|
| Побережье Азовского моря и в других курортных   |      1,5     |
| местностях                                      |              |
|-------------------------------------------------|--------------|

    Локальный коэффициент (далее - Кл). Согласно ч. 4 ст. 7 Закона
о плате за землю, ставки земельного налога  на  земельные  участки
(за  исключением  сельскохозяйственных  угодий)  дифференцируют  и
утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские  советы
исходя из средних ставок налога, функционального  использования  и
местонахождения земельного участка, но не выше чем в два  раза  от
средних ставок налога с учетом коэффициентов Кб и Кк.
    Попутно отметим, что Закон о госбюджете-2004 запрещает местным
советам уменьшать земельный налог, поэтому коэффициент Кл  в  2004
году, если он вводится, не может быть меньше 1.
    Локальные  коэффициенты,  применяемые  к  ставкам   земельного
налога,  устанавливаются  и  доводятся  до   сведения    населения
решениями местных советов.  Таким образом,  прежде  чем  исчислять
налог,  необходимо  выяснить  ставки  налога  и    соответствующие
локальные коэффициенты в  отделе  земельных  ресурсов  при  органе
местной власти.
    Теперь расскажем о том, как заполнить приложение 5.
    В графе 7 приложения 5 приводятся  ставки  налога,  полученные
произведением ставок по  таблице  2,  курортного  коэффициента  по
таблице 3,  и  локального  коэффициента,  установленного  местными
властями.

    Ставка налога (гр. 7) = С х Кк х Кл.

    В графе 8 приложения 5 приводятся  коэффициенты,  определенные
частями 7 или 8 ст. 7 Закона о плате за землю:
    1)  земельные    участки    на    территориях    и    объектах
природоохранного, оздоровительного  и  рекреационного  назначения,
занятые   производственными,  культурно-бытовыми,   хозяйственными
строениями и сооружениями, которые  не  связаны  с  функциональным
назначением этих объектов, - 5 (пятикратный размер);
    2)    земельные    участки,    занятые      производственными,
культурно-бытовыми, хозяйственными  строениями  или  сооружениями,
расположенными  на  территориях  и  объектах  историко-культурного
назначения, которые не связаны с функциональным  назначением  этих
объектов, соответственно на территориях:
    - международного значения - 7,5;
    - общегосударственного назначения - 3,75;
    - местного назначения - 1,5.
    Графа 9 приложения 5 должна содержать  коэффициент  индексации
ставок земельного налога на текущий год  -  бюджетный  коэффициент
Кб.
    Но это еще  не  все.  Для  некоторых  видов  земель,  описание
которых представлено в графе 2  приложения  5,  в  зависимости  от
характера их использования, частями 5 и 10 ст. 7 Закона о плате за
землю  установлены  дополнительные  коэффициенты    (назовем    их
коэффициентами вида земель - Кв). Они приведены в табл. 4.

                                                         Таблица 4
|-----------------------------------|--------------|-------------|
|  Вид земель (гр. 2 приложения 5)  | Группы строк | Коэффициент |
|                                   | приложения 5 |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
| Земельные участки, занятые жилым  |     1 - 4    |     0,03    |
| фондом, кооперативными            |              |             |
| автостоянками для хранения личных |              |             |
| транспортных средств граждан,     |              |             |
| гаражно-строительными,            |              |             |
| дачно-строительными кооперативами,|              |             |
| индивидуальными гаражами и дачами |              |             |
| граждан, а также земельные        |              |             |
| участки, предоставленные для нужд |              |             |
| сельскохозяйственного             |              |             |
| производства, водного и лесного   |              |             |
| хозяйства, занятые                |              |             |
| производственными,                |              |             |
| культурно-бытовыми и              |              |             |
| хозяйственными строениями и       |              |             |
| сооружениями (ч. 5 ст. 7 Закона   |              |             |
| о плате за землю)                 |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|
| Земельные участки, предоставленные|       5      |     0,25    |
| для Вооруженных Сил Украины и     |              |             |
| других воинских формирований,     |              |             |
| созданных согласно                |              |             |
| законодательству Украины, железных|              |             |
| дорог, горнодобывающих            |              |             |
| предприятий, а также водоемы,     |              |             |
| предоставленные для производства  |              |             |
| рыбной продукции (ч. 10 ст. 7     |              |             |
| Закона о плате за землю)          |              |             |
|-----------------------------------|--------------|-------------|

    С  учетом  сказанного  выше,  представим,  как  должны    быть
рассчитаны суммы налога за земельные участки  населенных  пунктов,
для которых не установлена денежная оценка.

    Сумма начисленного налога (гр. 10) =
    = общая площадь участка (гр. 4) х ставка налога (гр. 7) х
    х коэффициент ч. 7 или 8 ст. 7 Закона о плате за землю
    (гр. 8) х коэффициент индексации на текущий год Кб (гр. - 9) х
    х коэффициент вида земель Кв.

    Сумма льготы (гр. 11) =
    = площадь льготируемая (гр. 6) х ставка налога (гр. 7) х
    х коэффициент ч. 7 или 8 ст. 7 Закона о плате за землю
    (гр. 8) х коэффициент индексации на текущий год Кб (гр. 9) х
    х коэффициент вида земель Кв.

    Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 12) =
    = сумма начисленного налога (гр. 10) - сумма льготы (гр. 11).

    Земельные  участки  несельскохозяйственного   назначения    за
    пределами населенных пунктов

    Рассмотрим начисление земельного налога на  земельные  участки
всех остальных категорий: земли промышленности, транспорта, связи,
обороны и другого  назначения,  а  также  земли  природоохранного,
оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения
и земли лесного и водного  фондов  (все  за  пределами  населенных
пунктов).
    Суммы  земельного  налога  с  таких  участков  отражаются    в
приложении 6, в  котором  земельные  участки  группируются  по  их
местонахождению и целевому назначению.  Для  каждой  такой  группы
статьями 8 - 11 Закона о плате за землю установлены ставки  налога
в процентах к денежной оценке 1 га пашни по области (см. табл. 5).

                                                         Таблица 5
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| № |        Вид земель     |     Ставки налога     | Примечание |
|п/п|                       |(в % к денежной оценке)|            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 1 |            2          |           3           |      4     |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 1 | Земельные участки,    |          5,00         |            |
|   | предоставленные для   |                       |            |
|   | предприятий           |                       |            |
|   | промышленности,       |                       |            |
|   | транспорта, связи и   |                       |            |
|   | другого назначения    |                       |            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 2 | Земельные участки,    |         0,02          | В случае   |
|   | предоставленные для   |                       | использова-|
|   | железнодорожного      |                       | ния        |
|   | транспорта,           |                       | участков не|
|   | Вооруженных Сил       |                       | по         |
|   | Украины и других      |                       | назначению |
|   | воинских              |                       | применяется|
|   | формирований,         |                       | ставка 5%  |
|   | созданных             |                       |            |
|   | согласно              |                       |            |
|   | законодательству      |                       |            |
|   | Украины {1}           |                       |            |
|   | (на 2004 год          |                       |            |
|   | земли,                |                       |            |
|   | предоставленные       |                       |            |
|   | военным частям,       |                       |            |
|   | воинским              |                       |            |
|   | формированиям,        |                       |            |
|   | предприятиям          |                       |            |
|   | Министерства          |                       |            |
|   | обороны Украины и     |                       |            |
|   | органов исполнения    |                       |            |
|   | наказаний,            |                       |            |
|   | освобождены от        |                       |            |
|   | земельного налога     |                       |            |
|   | статьей 75 Закона     |                       |            |
|   | о госбюджете-2004)    |                       |            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 3 | Земельные участки,    |        50,00          |            |
|   | предоставленные во    |                       |            |
|   | временное пользование |                       |            |
|   | на землях             |                       |            |
|   | природоохранного,     |                       |            |
|   | оздоровительного,     |                       |            |
|   | рекреационного и      |                       |            |
|   | историко-культурного  |                       |            |
|   | назначения            |                       |            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 4 | Земельные участки,    |           -           | Взимается  |
|   | предоставленные на    |                       | в составе  |
|   | землях лесного фонда  |                       | платы за   |
|   |                       |                       | использо-  |
|   |                       |                       | вание      |
|   |                       |                       | лесных     |
|   |                       |                       | ресурсов   |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 5 | Земельные участки,    |         0,30          |            |
|   | входящие в состав     |                       |            |
|   | лесного фонда, занятые|                       |            |
|   | производственными,    |                       |            |
|   | культурно-бытовыми,   |                       |            |
|   | жилыми домами и       |                       |            |
|   | хозяйственными        |                       |            |
|   | строениями и          |                       |            |
|   | сооружениями          |                       |            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|
| 6 | Земельные участки,    |         0,30          |            |
|   | предоставленные на    |                       |            |
|   | землях водного        |                       |            |
|   | фонда                 |                       |            |
|---|-----------------------|-----------------------|------------|

    С учетом сказанного представим, как  рассчитывается  налог  на
земельные участки несельскохозяйственного назначения за  пределами
населенных пунктов.

    Сумма начисленного налога (гр. 9) =
    = общая площадь участка (гр. 4) х денежная оценка 1 га пашни
    по области с учетом коэффициента индексации (гр. 7) х ставка
    налога (гр. 8).

    Сумма льготы (гр. 10) =
    = площадь льготируемая (гр. 6) х денежная оценка 1 га пашни по
    области с учетом коэффициента индексации (гр. 7) x ставка
    налога (гр. 8).

    Общая сумма налога к оплате по данным плательщика (гр. 11) =
    = сумма начисленного налога (гр. 9) - сумма льготы (гр. 10).

    Налоговый расчет земельного налога

    По  завершении  заполнения  приложений,  на    их    основании
заполняется Налоговый расчет земельного налога. При этом в графу 3
Налогового  расчета  из  соответствующих  приложений   переносятся
итоговые суммы земельного налога,  подлежащего  уплате  по  данным
плательщика (см. табл. 6).

                                                         Таблица 6
|---|------------------------------|-----------------------------|
| № |    Категория земель гр. 2    |      Итоговые показатели    |
|п/п|      Налогового расчета      | приложений, соответствующие |
|   |                              |           гр. 3             |
|   |                              |     Налогового расчетам     |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 1 | Земли сельскохозяйственного  | гр. 12 приложения 3         |
|   | назначения, всего в том      |                             |
|   | числе:                       |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|
|1.1| в пределах населенных пунктов| итог по группе 1 гр. 12     |
|   |                              | приложения 3                |
|---|------------------------------|-----------------------------|
|1.2| за пределами населенных      | итог по группе 2 гр. 12     |
|   | пунктов                      | приложения 3                |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 2 | Земли населенных пунктов     | гр. 14 приложения 4 + гр. 12|
|   |                              | приложения 5                |
|---|------------------------------|-----------------------------|
| 3 | Земли несельскохозяйственного| гр. 11 приложения 6         |
|   | назначения за пределами      |                             |
|   | населенных пунктов           |                             |
|---|------------------------------|-----------------------------|

    Обратите внимание: пункт 9 Порядка № 434 требует проставлять в
Налоговом расчете суммы налога в гривнях с копейками. Причем графа
3 уже поделена на ячейки, в каждой из которых отражается по  одной
цифре. Две крайних ячейки справа - для копеек.
    Общая сумма налоговых обязательств плательщика  по  земельному
налогу  определяется  суммированием  налога  по  всем   категориям
земель, отражается в строке 4 Налогового расчета и  распределяется
равными частями по месяцам отчетного года.
    Что  касается  строк  5  -  9,  то  они    используются    для
самостоятельного  исправления  ошибок,  выявленных    в    течение
отчетного года.  Этому вопросу будет посвящена отдельная статья  в
одном из ближайших номеров нашей газеты.
    Заполняя  заглавную  часть  Налогового  расчета,  не  забудьте
поставить  пометку  (например,  "галочку")   в    поле    "Звiтний
розрахунок".  А если вы уже сдали Налоговый расчет, но  еще  до  1
февраля обнаружили в нем ошибку, то стоит поспешить  подать  новый
расчет с исправленными  показателями  и  пометкой  в  поле  "Новий
звiтний розрахунок". В таком случае (если вы успели сделать это до
1 февраля) никакие штрафы не применяются.
    На этом сегодня мы закрываем "земельную" тему и желаем вам без
ошибок рассчитать земельный налог, правильно  заполнить  Налоговый
расчет и своевременно отчитаться перед налоговыми органами.  Удачи
вам!

{1} Кроме земель военных сельхозпредприятий, к которым применяются
    ставки, предусмотренные для земель сельхозназначения.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 3(665), стр. 35
[08.01.2004]
Юрий Цыганок
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------