Еще раз о налоговой социальной льготе

------------------------------------------------------------------

    В приложении "Документы" сегодняшнего номера приведен  Порядок
представления документов и  их  состав  при  применении  налоговой
социальной льготы, утвержденный постановлением КМУ от 26.12.2003г.
№ 2035 ( 2035-2003-п )  (далее - Порядок).  Этот  документ  важен,  
поскольку  дает  ответы   на   некоторые   вопросы,   связанные  с  
применением налоговой социальной льготы. А как известно, налоговая 
социальная льгота  -  это один из важных элементов налогообложения 
заработной  платы  по  новым  правилам и ясность в отношении  него 
нужна  срочно  (по  крайней  мере,  не  позднее  сроков начисления 
заработной платы за январь).
    В данной статье мы несколько выйдем за  рамки  комментируемого
Порядка  и  остановимся  на  актуальной    проблеме    определения
предельного  уровня  дохода,  дающего  работнику  право  на  такую
льготу. Но обо всем по порядку.

    Как подтвердить право на льготу повышенного размера?

    Как известно,  ст.  6  Закона  Украины  "О  налоге  с  доходов
физических лиц"  от  22.05.2003 г.  № 889-IV  ( 889-15 )  (далее - 
Закон № 889)  предусматривает  налоговую  социальную  льготу  трех 
размеров:
    - обычный (в 2004 году -  30%  минимальной  заработной  платы,
т. е. 61,50 грн.);
    - 150% от обычного размера (в 2004 году: 1,5 x 61,50  =  92,25
(грн.);
    - 200% от обычного размера (в 2004 году: 2  x  61,50  = 123,00
(грн.).
    Для получения права на льготу гражданин должен представить  по
одному из мест работы  (на  котором  он  планирует  применять  ее)
Заявление о применении налоговой социальной льготы.  Форма  такого
заявления  утверждена  приказом  ГНАУ  от  30.09.2003  г.   №  461 
( z0929-03 ) (см.  "Бухгалтерская   неделя",  2003,  №  44).  Если  
говорить  о  льготе  обычного  размера,  то  представления  такого  
заявления  достаточно  (конечно,  в случае,  если доход  работника  
позволяет пользоваться ему этой льготы). А вот с льготами большего 
размера процедура чуть сложнее:  к  заявлению необходимо приложить    
документы, подтверждающие право на такой больший обычного  размер.  
Поскольку  повышенный   размер  льготы  установлен  для  отдельных   
категорий  граждан (перечислены в ли. 6.1.2 и 6.1.3 Закона № 889),  
то  такие  подтверждающие   документы  будут  различны  для  таких   
отдельных категорий  граждан.  Закон № 889 перечень подтверждающих 
документов  не  содержит  и  возникал  вопрос,  каким   документам    
"верить"  бухгалтеру при удержании  налога с доходов с применением 
льготы.
    Кабмин  ответил  на  этот  вопрос,  установив  такой  перечень
подтверждающих документов в  п.  12  Порядка  по  каждой  льготной
категории  граждан.  Во  многих    случаях    человеку    придется
подтверждать свое право на повышенный размер налоговой  социальной
льготы несколькими документами.  Но  результат  того  стоит,  ведь
можно увеличить льготу в 1,5 или 2 раза.
    Обратим  внимание  также  на  следующий  момент.  Как  следует
из п.п. 6.3.2 Закона № 889  (это  подтверждается  п.  5  Порядка),
подавать заявление в начале  2004  года  нет  необходимости,  если
работник решил применять налоговую социальную льготу по  основному
месту работы (где ведется  трудовая  книжка).  То  есть  право  на
льготу возникает по основному месту работы без подачи заявления.
    Тем не менее в случае, если работник претендует  на  налоговую
социальную льготу в размере 150 или 200%,  то  такое  заявление  с
подтверждающими документами требовать все-таки придется,  иначе  у
бухгалтера остаются  основания  для  применения  льготы  только  в
обычном размере.

    С  какого  момента  начинается  применение  льготы  и    когда
    заканчивается?

    Наряду  с  перечнем  подтверждающих  документов   в    Порядке
представляет  интерес  еще  ряд  положений,   касающихся    правил
использования льготы.
    Так, в п. 4 Порядка указано, что льгота  начинает  применяться
работодателем с налогового  месяца,  в  котором  плательщик  подал
Заявление.  Таким образом,  если  Заявление  подано  не  с  начала
месяца, к доходу работника за  этот  месяц  льгота  тем  не  менее
применяется, причем в полном размере.
    В этом же пункте Порядка  Кабмин  уточнил,  что  использование
налоговой социальной льготы  заканчивается  с  месяца,  в  котором
плательщик подал заявление  об  отказе  от  применения  льготы  по
данному месту работы или прекратил  трудовые  отношения  с  данным
работодателем.
    Таким образом, получаем  следующее  правило:  в  случае  смены
места применения льготы  (по  желанию  работника  или  в  связи  с
изменением места работы)  в  "переходном"  месяце  (месяце  смены)
налоговая социальная льгота не применяется к доходу,  начисленному
в этом месяце по старому месту применения льготы, но применяется к
доходу,  который  причитается  в  этом  месяце  по  новому   месту
применения льготы.
    Пример  1.  Работник  увольняется  14  марта  2004   года    с
предприятия А - места работы, на котором он пользовался  налоговой
социальной льготой. 20 марта он трудоустраивается на предприятие Б
с  одновременной  подачей  заявления  о    применении    налоговой
социальной льготы на этом предприятии (размер его дохода позволяет
пользоваться налоговой социальной льготой).
    В  этом  случае  налоговая  социальная  льгота  "работает"   в
отношении мартовского дохода, полученного на предприятии Б, но  не
применяется к доходу, начисленному в марте на предприятии А.
    Тем самым разработчики Порядка, видимо,  попытались  устранить
возможность  двойного  использования  льготы,  образовавшуюся    в
случае, если в "переходном" месяце льготу  применили  бы  по  двум
местам работы.
    Кто-то может возразить, что  в  некоторых  случаях  это  может
вообще лишить работника права  на  льготу,  если,  предположим,  в
месяце увольнения он не трудоустроился.  Такую несправедливость по
логике призван будет  ликвидировать  годовой  перерасчет,  который
согласно п.п. 6.5.2 Закона № 889 будет осуществляться работнику по
месту применения  налоговой  социальной  льготы.  Правда,  правила
проведения этого перерасчета пока не установлены.

    Каков предельный размер  дохода,  дающий  право  на  налоговую
    социальную льготу?

    Напомним, что одно из  ключевых  условий  получения  права  на
социальную льготу связано с размером  дохода  работника  по  месту
желаемого применения льготы. Так, согласно п.п. 6.5.1 Закона № 889
льгота применяется к  доходу,  полученному  плательщиком  в  форме
заработной платы в течение отчетного месяца, если  его  размер  не
превышает    суммы    месячного    прожиточного    минимума    для
трудоспособного  лица,  установленного  на  1  января    отчетного
налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до  ближайших  10
гривень.
    Приходится констатировать,  что  депутаты  сильно  затянули  с
утверждением прожиточного минимума на 2004 год и все  мы  остаемся
пока  в  неведении.  Но  по  нашей  информации   законопроект    о
прожиточном минимуме на 2004 год планируется рассмотреть в  январе
2004 года, что очень важно, ведь с январской зарплаты  мы  впервые
будем удерживать  налог  с  доходов  по  новым  правилам  (включая
применение  налоговой  социальной  льготы).  Если  будет    принят
законопроект "задним числом" (с 1 января 2004 года) и в том  виде,
в котором он подан  на  рассмотрение  Верховной  Раде,  то  размер
прожиточного  минимума  для    трудоспособного    лица    составит
382,74 грн.  В таком случае право на налоговую  социальную  льготу
получат граждане, у которых заработная плата  по  одному  из  мест
работы не превысит 540 грн. (382,74 х 1,4 = 535,84 = 540 грн.).
    Рассмотрим  на  следующем  примере,  как  при  данном   уровне
прожиточного  минимума  будет  применяться  налоговая   социальная
льгота  работниками,  заработная  плата  которых   не    превышает
предельной величины.
    Пример 2. Допустим, что работнику начислена заработная плата в
размере 520 грн.  Необходимо рассчитать размер налога  с  доходов,
который следует удержать из заработной платы, если:
    а) работник не относится к категориям лиц,  имеющих  право  на
повышенный размер льготы;
    б) работник содержит ребенка - инвалида II группы  в  возрасте
до 18 лет;
    в) работник является Героем Украины.
    Для начала выясним,  имеет  ли  работник  право  на  налоговую
социальную  льготу.  Поскольку  заработная  плата  (520  грн.)  не
превышает предельного уровня заработной платы,  дающего  право  на
льготу (540 грн.), то работник получает право на льготу.
    Расчет размера налога с доходов в каждом из случаев покажем  в
таблице {1}.

|-----------------------------------|----------------------------|
|            Показатель             |           Случаи           |
|                                   |---------|---------|--------|
|                                   |    а    |    б    |    в   |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 1. Размер начисленной заработной  |         |    520  |        |
| платы                             |         |         |        |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 2. Сумма взноса в Пенсионный фонд |         |   10,4  |        |
| (2%)                              |         |         |        |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 3. Сумма взноса в Фонд безработицы|         |    2,6  |        |
| (0,5%)                            |         |         |        |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 4. Сумма взноса в Фонд временной  |         |    2,6  |        |
| нетрудоспособности (0,5%)         |         |         |        |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 5. Размер НСЛ                     |   61,50 |   92,25 | 123,00 |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 6. Доход, с которого взимается    |  442,90 |  412,15 | 381,40 |
| налог с доходов                   |         |         |        |
| (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 -       |         |         |        |
| - стр. 4 - стр. 5)                |         |         |        |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 7. Налог с доходов (стр. 6 x 13%) |   57,58 |   53,58 |  49,58 |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|
| 8. Доход "на руки"                |  446,82 |  450,82 | 454,82 |
|-----------------------------------|---------|---------|--------|

{1} О новых правилах удержания  налога  с  доходов  из  заработной
    платы см. в статье "Как изменится со следующего  года  порядок
    расчета  начислений  и  удержаний  из  заработной  платы"   //
    "Бухгалтерская неделя", 2003, № 40.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 3(107), стр. 29
[19.01.2004]
Александр Лобанов
Главный редактор
------------------------------------------------------------------