Налоговая социальная льгота: практика применения

------------------------------------------------------------------

    Наступает время начисления заработной  платы  за  январь  2004
года.  В связи со вступлением в силу с 1 января 2004  года  Закона
Украины "О налоге с  доходов  физических  лиц"  от  22.05.2003  г.
№ 889-IV ( 889-15 ),  у бухгалтеров возникает  множество  вопросов
по  новому  порядку налогообложения  заработной  платы  и  порядку
применения налоговой социальной льготы. В рамках данной публикации
мы на примерах рассмотрим такие вопросы.
    На страницах нашей газеты мы уже неоднократно рассматривали те
новшества, которые в этом году привнес Закон Украины "О  налоге  с
доходов  физических  лиц"  от  22.05.2003 г.  № 889-IV  ( 889-15 )
(далее - Закон № 889).
    В  частности,  отдельные    вопросы    по    новому    порядку
налогообложения заработной платы и применения налоговой социальной
льготы были рассмотрены нами  в  газете  "Налоги  и  бухгалтерский
учет", 2003, № 77.
    Вместе с тем после выхода указанной газеты увидели свет  новые
нормативные документы, которые касаются данных вопросов, а именно:
    - приказ ГНАУ "Об утверждении форм заявлений и уведомления  по
вопросам получения (применения)  налоговой  социальной  льготы,  а
также порядка информирования плательщиков налога" от 30.09.2003 г.
№ 461 ( z0929-03 )  (см.  "Налоги  и  бухгалтерский  учет",  2003,
№ 86);
    - Порядок представления документов и их состав при  применении
налоговой   социальной   льготы,    утвержденные    постановлением
КМУ  от  26.12.2003  г.  № 2035  ( 2035-2003-п ) (см.  "Налоги  и
бухгалтерский учет", 2004, № 5).
    Учитывая приближающееся время начисления заработной платы,  мы
посчитали  необходимым  более  подробно,  на  числовых    примерах
рассмотреть  порядок  применения  налоговой  социальной  льготы  и
порядок налогообложения заработной платы.

    Что такое налоговая социальная льгота и кто имеет на нее право

    Согласно п. 6.1 ст. 6 Закона № 889 с учетом норм п. 6.5 ст.  6
плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного
налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на  территории
Украины от одного работодателя в виде заработной платы,  на  сумму
налоговой социальной льготы в размерах, указанных  в  п.п. 6.1.1 -
6.1.3 п. 6.1 ст. 6 Закона № 889.
    Из указанного  положения  следует,  что  налоговая  социальная
льгота представляет собой сумму, на которую можно уменьшить  сумму
налогооблагаемого дохода в виде заработной платы такого работника,
если он имеет право на налоговую социальную льготу.
    Сразу  хотелось  бы  предостеречь  читателей,  что  здесь    и
заканчивается  аналогия  новой  налоговой  социальной  льготы    с
суммами, на которые согласно  ст.  6  Декрета  КМУ  "О  подоходном
налоге с граждан" от 26.12.92 г.  № 13-92 ( 13-92 ), с изменениями
и дополнениями  (далее  -  Декрет),  можно  было раньше  уменьшать
совокупный  налогооблагаемый  доход.  Другими  словами,  налоговая
социальная льгота (далее -  НСЛ)  позволяет  уменьшить  для  целей
обложения    налогом    с    доходов    физических    лиц    сумму
налогооблагаемого дохода в виде заработной платы работника, причем
именно заработной платы, а не всех доходов, получаемых  физическим
лицом.
    Что касается остального, а именно порядка применения  НСЛ,  то
он кардинально отличается от порядка  применения  ст.  6  Декрета,
который следует не путать с новым порядком применения НСЛ. Главным
в применении НСЛ следует считать установленный лимит по заработной
плате, который позволяет работнику претендовать на  НСЛ  (далее  -
лимит).
    В соответствии с п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст.  6  Закона  №  889  НСЛ
применяется к доходу, полученному плательщиком налога  в  качестве
заработной платы в течение отчетного налогового месяца,  если  его
размер не превышает  суммы  месячного   минимального  прожиточного
уровня  для  трудоспособного  лица,  установленного  на  1  января
отчетного налогового года, умноженной  на  1,4  и  округленной  до
ближайших 10 гривень.
    На  сегодняшний  день  сложилась  противоречивая  ситуация   с
указанным лимитом.
    Дело в том,  что  до  сих  пор  прожиточный  минимум  на  одно
трудоспособное лицо в расчете на месяц на 2004 год  законодательно
не установлен.
    Напомним,  что  на  2003  год  согласно  Закону  Украины   "Об
утверждении прожиточного минимума на 2003 год"  от  28.11.2002  г.
№ 247-IV ( 247-15 ) прожиточный  минимум  на  одно  трудоспособное
лицо был установлен в размере 365 грн.
    Вероятнее всего, что действие соответствующего закона на  2004
год в связи с его несвоевременным принятием  распространят  задним
числом с 1 января 2004 года,  как  это  неоднократно  случалось  с
установлением минимальной заработной платы.  Естественно, об  этом
можно  будет  утверждать  наверняка  только  после    официального
опубликования такого закона.
    Однако в настоящее время у бухгалтеров возникает вопрос: а как
поступить при начислении заработной платы за январь 2004 года?
    В  сложившейся  ситуации  бухгалтерам  можно   порекомендовать
следующие пути решения данной проблемы:
    1. Применить лимит 510 грн., рассчитанный  исходя  из  размера
прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо,  установленного
на 2003 год (365 грн.).
    Такое  решение  данного  вопроса  основывается  на  том,   что
установленный в дальнейшем на 2004 год прожиточный минимум на одно
трудоспособное  лицо  будет  либо  таким  же,  либо  больше   (это
предусматривали соответствующие законопроекты).  Поэтому недоплаты
в бюджет налога с доходов физических лиц с работников  предприятия
не будет.  В дальнейшем после принятия соответствующего закона для
тех лиц, которые по новому (большему) прожиточному минимуму смогут
претендовать на НСЛ, придется произвести перерасчет суммы налога с
дохода физических лиц, рассчитанного с заработной платы за  январь
2004 года.
    2. Не применять НСЛ к заработной плате за январь 2004 года.  В
дальнейшем  при  установлении   нового    прожиточного    минимума
произвести перерасчет  суммы  налога  с  доходов  физических  лиц,
рассчитанного с заработной платы за январь 2004 года.
    Нам ближе первый вариант решения данной  проблемы,  тем  более
что в случае его выбора у  бухгалтера будет меньше  дополнительной
работы в феврале.
    В  дальнейших  своих  рассуждениях  лимит  примем  равным  510
гривень и покажем на числовых примерах порядок применения НСЛ.
    Прежде чем рассмотреть размер  НСЛ  и  те  документы,  которые
необходимо  представить  работнику  для  ее  получения,    отметим
немаловажный момент.
    Следует учесть,  что  лимит  действует  по  заработной  плате,
получаемой работником  по  одному  из  мест  его  работы.  Другими
словами, если физическое лицо работает на двух местах  и  получает
по одному из них заработную плату в размере 600 грн., а по другому
- 400 грн., то по месту работы, на котором он получает заработную
плату в размере 400 грн., он имеет право на получение НСЛ.
    Вместе с тем, если работник работает только  по  одному  месту
работы и получает заработную плату в размере 700 грн.,  то  он  не
имеет права ни на одну НСЛ, указанную в п. 6.1 ст. 6 Закона № 889,
будь он хоть одиноким отцом с детьми или Героем Украины. Во всяком
случае именно это следует из Порядка представления документов и их
состава при применении налоговой социальной льготы,  утвержденного
постановлением КМУ от 26.12.2003 г. № 2035 ( 2035-2003-п ).

    Размер  НСЛ  и  документы,  которые  необходимо    представить
    работнику предприятия для получения НСЛ

    Итак, предположим, что  работник  получает  заработную  плату,
которая не превышает 510 грн.  В данной ситуации он имеет право на
получение одной из НСЛ, указанных в п. 6.1 ст. 6 Закона № 889.
    Размер НСЛ рассчитывается  исходя  из  минимальной  заработной
платы, установленной законом  на  1  января  отчетного  налогового
года.  В отличие от прожиточного минимума, минимальная  заработная
плата на 1 января 2004 года уже  установлена  Законом  Украины  "О
Государственном бюджете Украины на  2004  год"  от  27.11.2003  г.
№ 1344-IV ( 1344-15 ) и составляет 205 грн.
    В  2004  году  НСЛ  применяется  исходя  из  30%   минимальной
заработной платы.
    Какие же документы работник должен представить  в  бухгалтерию
предприятия для получения НСЛ?
    Для получения налоговой социальной  льготы  плательщик  налога
подает  работодателю  заявление  о  самостоятельном  выборе  места
применения налоговой  социальной  льготы  по  форме,  утвержденной
приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461  ( z0929-03 ) (далее - приказ
№ 461). Кроме  того,  в  отдельных  случаях  работнику  необходимо
будет  подать  дополнительно документы, перечень которых утвержден
постановлением КМУ от 26.12.2003 г. № 2035 ( 2035-2003-п ). Ниже в
таблице приведем перечень НСЛ,  их  размер  и  документы,  которые
необходимо подать работнику.

|-------------------|------------|-------------------------------|
|     Налоговая     | Размер     |     Необходимые документы     |
| социальная льгота | налоговой  |                               |
|                   | социальной |                               |
|                   | льготы,    |                               |
|                   | грн.       |                               |
|-------------------|------------|-------------------------------|
|         1         |      2     |                3              |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| Для любого        |       61,50| Заявление (заявление не       |
| налогоплательщика |            | подается в случае, если       |
|                   |            | на 1 января 2004 года         |
|                   |            | на данном предприятии         |
|                   |            | находится трудовая            |
|                   |            | книжка работника)             |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| Для плательщика,  |       92,25| Заявление;                    |
| который:          |            | копия свидетельства           |
| - является        |            | (дубликата свидетельства)     |
| одинокой матерью  |            | о рождении ребенка (детей)    |
| или одиноким      |            | либо документ об основаниях   |
| отцом (опекуном,  |            | записи об отце ребенка в      |
| попечителем) -    |            | Книге регистрации актов       |
| в расчете на      |            | гражданского состояния,       |
| каждого ребенка   |            | или документы, подтверждающие |
| в возрасте        |            | наличие и возраст ребенка     |
| до 18 лет         |            | (детей), утвержденные         |
|                   |            | соответствующим органом       |
|                   |            | страны, в которой             |
|                   |            | иностранное физическое        |
|                   |            | лицо - плательщик налога      |
|                   |            | постоянно проживало до        |
|                   |            | прибытия в Украину;           |
|                   |            | копия решения органа          |
|                   |            | опеки или попечительства      |
|                   |            | об установлении опеки         |
|                   |            | или попечительства (если с    |
|                   |            | заявлением обращается         |
|                   |            | опекун или попечитель);       |
|                   |            | паспорт и свидетельство       |
|                   |            | о рождении заявителя          |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - содержит        |       92,25| Заявление;                    |
| ребенка-инвалида  |            | копия свидетельства           |
| I или II группы   |            | (дубликата свидетельства)     |
| - в расчете на    |            | о рождении ребенка (детей)    |
| каждого ребенка   |            | либо документ, подтверждающий |
| в возрасте        |            | признание (установление)      |
| до 18 лет         |            | отцовства, или документы,     |
|                   |            | подтверждающие наличие и      |
|                   |            | возраст иждивенца             |
|                   |            | (иждивенцев), утвержденные    |
|                   |            | соответствующим органом       |
|                   |            | страны, в которой иностранное |
|                   |            | физическое лицо - плательщик  |
|                   |            | налога постоянно проживало    |
|                   |            | до прибытия в Украину;        |
|                   |            | копия решения органа опеки    |
|                   |            | и попечительства об           |
|                   |            | установлении опеки или        |
|                   |            | попечительства (если с        |
|                   |            | заявлением обращается         |
|                   |            | опекун или попечитель);       |
|                   |            | пенсионное удостоверение      |
|                   |            | ребенка или справка           |
|                   |            | медико-социальной экспертизы  |
|                   |            | для заявителя, который        |
|                   |            | содержит ребенка-инвалида в   |
|                   |            | возрасте от 16 до 18 лет;     |
|                   |            | медицинское заключение,       |
|                   |            | выданное заведениями и        |
|                   |            | учреждениями МЗО в            |
|                   |            | установленном порядке, но не  |
|                   |            | более чем до месяца           |
|                   |            | достижения ребенком-инвалидом |
|                   |            | 16 лет (если с заявлением     |
|                   |            | обращается плательщик налога, |
|                   |            | который содержит              |
|                   |            | ребенка-инвалида до 16 лет)   |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - имеет троих и   |       92,25| Заявление;                    |
| более детей в     |            | копия свидетельства           |
| возрасте до 18 лет|            | (дубликата свидетельства)     |
| - в расчете на    |            | о рождении ребенка (детей)    |
| каждого такого    |            | или документ, подтверждающий  |
| ребенка           |            | признание (установление)      |
|                   |            | отцовства, или документы,     |
|                   |            | подтверждающие наличие и      |
|                   |            | возраст ребенка (детей),      |
|                   |            | утвержденные соответствующим  |
|                   |            | органом страны, в которой     |
|                   |            | иностранное физическое лицо   |
|                   |            | - плательщик налога постоянно |
|                   |            | проживало до прибытия в       |
|                   |            | Украину;                      |
|                   |            | копия решения органа опеки и  |
|                   |            | попечительства об установлении|
|                   |            | опеки или попечительства      |
|                   |            | (если с заявлением обратился  |
|                   |            | опекун или попечитель)        |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - является вдовцом|       92,25| Заявление;                    |
| или вдовой        |            | паспорт;                      |
|                   |            | свидетельство о заключении    |
|                   |            | брака;                        |
|                   |            | свидетельство о смерти мужа   |
|                   |            | (жены)                        |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - является лицом, |       92,25| Заявление;                    |
| отнесенным законом|            | удостоверение участника       |
| к 1 или 2         |            | ликвидации последствий        |
| категории лиц,    |            | аварии на Чернобыльской АЭС   |
| пострадавших      |            | в 1996 году (категории 1,2)   |
| вследствие        |            | или удостоверение гражданина, |
| Чернобыльской     |            | пострадавшего вследствие      |
| катастрофы,       |            | аварии на Чернобыльской АЭС   |
| включая лиц       |            | в 1996 году (категории 1,2),  |
| награжденных      |            | установленного образца,       |
| грамотами         |            | который имеет штамп           |
| Президиума        |            | "Перерегистрировано"  и       |
| Верховного Совета |            | запись о дате                 |
| УССР в связи с их |            | перерегистрации, а также      |
| участием в        |            | вкладку установленного        |
| ликвидации        |            | образца для категории 1, или  |
| последствий       |            | копию Грамоты Президиума      |
| Чернобыльской     |            | Верховного Совета УССР в      |
| катастрофы        |            | связи с участием в ликвидации |
|                   |            | последствий Чернобыльской     |
|                   |            | катастрофы; документ,         |
|                   |            | удостоверяющий личность       |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - является        |       92,25| Заявление и документы         |
| учеником,         |            | не представляются.            |
| студентом,        |            | Льгота применяется            |
| аспирантом,       |            | только к доходам, определенным|
| ординатором,      |            | подпунктом "б" п.п. 6.3.3     |
| адъюнктом,        |            | ст. 6 Закона № 889            |
| военнослужащим    |            |                               |
| срочной службы    |            |                               |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - является        |       92,25| Заявление;                    |
| инвалидом I или II|            | пенсионное удостоверение      |
| группы, в том     |            | или справка                   |
| числе с детства   |            | медико-социальной экспертизы  |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - является лицом, |       92,25| Заявление;                    |
| которому          |            | копия акта Президента Украины |
| присуждена        |            | о назначении указанной        |
| пожизненная       |            | стипендии                     |
| стипендия как     |            |                               |
| гражданину,       |            |                               |
| подвергшемуся     |            |                               |
| преследованиям за |            |                               |
| правозащитную     |            |                               |
| деятельность,     |            |                               |
| включая           |            |                               |
| журналистов       |            |                               |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| Для плательщика   |         123| Заявление;                    |
| налога, который   |            | орденская книжка Героя        |
| является:         |            | Украины или Героя Советского  |
| - Героем Украины, |            | Союза, или орденские книжки   |
| Героем Советского |            | кавалеров орденов Славы или   |
| Союза или полным  |            | Трудовой Славы трех степеней, |
| кавалером ордена  |            | либо справки или другие       |
| Славы и Трудовой  |            | документы, подтверждающие     |
| Славы             |            | присвоение звания Героя       |
|                   |            | Украины, Героя Советского     |
|                   |            | Союза, награждение орденами   |
|                   |            | Славы или Трудовой Славы      |
|                   |            | трех степеней                 |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - участником      |         123| Заявление;                    |
| боевых действий   |            | удостоверение участника       |
| во время Второй   |            | боевых действий по образцу,   |
| мировой войны или |            | установленному постановлением |
| лицом, которое в  |            | КМУ от 12 мая 1994 года № 302,|
| то время работало |            | выданное соответствующими     |
| в тылу и имеет    |            | органами, или документы,      |
| соответствующие   |            | подтверждающие участие в      |
| государственные   |            | боевых действиях во время     |
| отличия           |            | Второй мировой войны, или     |
|                   |            | справки, выданные органами    |
|                   |            | Минобороны, МВД, СБУ,         |
|                   |            | Управлением государственной   |
|                   |            | охраны, МИД; документы,       |
|                   |            | подтверждающие факт работы    |
|                   |            | в тылу во время Второй        |
|                   |            | мировой войны и наличие       |
|                   |            | соответствующих               |
|                   |            | государственных отличий       |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - бывшим узником  |         123| Заявление;                    |
| концлагерей,      |            | удостоверение жертвы          |
| гетто и других    |            | нацистских преследований по   |
| мест              |            | образцу, установленному       |
| принудительного   |            | постановлением КМУ            |
| содержания во     |            | от 27.09.2000 г. № 1467,      |
| время Второй      |            | или справки, выданные         |
| мировой войны или |            | компетентными органами,       |
| лицом, признанным |            | или документы, которые        |
| репрессированным  |            | содержат необходимые сведения |
| или               |            | о факте признания лица        |
| реабилитированным |            | репрессированным или          |
|                   |            | реабилитированным             |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - лицом, которое  |         123| Заявление;                    |
| было насильно     |            | удостоверение жертвы          |
| вывезено с        |            | нацистских преследований по   |
| территории        |            | образцу, установленному       |
| бывшего СССР во   |            | постановлением Кабинета       |
| время Второй      |            | Министров Украины от 27       |
| мировой войны на  |            | сентября 2000 года № 1467     |
| территорию        |            | (Официальный вестник Украины, |
| государств,       |            | 2000, № 39, ст. 1657), или    |
| находившихся в    |            | справки, выданные             |
| состоянии войны   |            | компетентными органами, либо  |
| с бывшим СССР или |            | документы, содержащие         |
| оккупированных    |            | необходимые сведения          |
| фашистской        |            | о факте насильственного       |
| Германией и ее    |            | вывоза с территории           |
| союзниками        |            | бывшего СССР во время         |
|                   |            | Второй мировой войны на       |
|                   |            | территорию государств,        |
|                   |            | которые находились в          |
|                   |            | состоянии войны               |
|                   |            | с бывшим СССР или были        |
|                   |            | оккупированы фашистской       |
|                   |            | Германией и ее союзниками     |
|-------------------|------------|-------------------------------|
| - лицом,          |         123| Заявление;                    |
| находившимся на   |            | документы, содержащие         |
| блокадной         |            | необходимые сведения о        |
| территории        |            | факте пребывания на           |
| бывшего Ленинграда|            | блокадной территории          |
| (Санкт-Петербург, |            | бывшего Ленинграда            |
| Российская        |            | (Санкт-Петербург,             |
| Федерация) в      |            | Российская Федерация)         |
| период с 8        |            | в период с 8 сентября         |
| сентября 1941 года|            | 1941 года по 27 января        |
| по 27 января 1944 |            | 1944 года                     |
| года              |            |                               |
|-------------------|------------|-------------------------------|

    Акцентируем ваше внимание на главных моментах применения НСЛ.
    1. На  любую  из  НСЛ  имеет  право  претендовать  только  тот
работник, заработная плата которого по одному из мест  работы,  по
которому он намеревается применять НСЛ, не превышает 510 грн.
    Это значит, что, например, если  работница  является  одинокой
матерью и имеет двоих детей в возрасте до 18 лет и  ее  заработная
плата составляет 700 грн., то она не имеет права на  применение  к
ее заработной плате ни одной из НСЛ.
    2. Согласно п. 6.2 ст. 6 Закона № 889, если плательщик  налога
имеет  право  на  применение  НСЛ  по  двум  и  более  основаниям,
указанным в п. 6.1 ст. 6 Закона № 889, НСЛ применяется только одна
- по основанию, предусматривающему ее наибольший размер.
    Объясним это на примере.
    Работница Сидоренко А.  А. имеет заработную плату 500 грн. Она
является вдовой, имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.
    Отметим, что согласно Порядку представления  документов  и  их
состава при применении налоговой социальной льготы,  утвержденному
КМУ от 26.12.2003 г. № 2035 (далее - Порядок № 2035),  для  целей
применения НСЛ одинокой  матерью  или  одиноким  отцом  (опекуном,
попечителем)  считаются  лица,  которые  на   момент    применения
работодателем льготы, определенной подпунктом "а" подпункта  6.1.2
ст. 6 Закона № 889, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет,  не
состоят в браке, зарегистрированном согласно закону.
    Указанная работница имеет право на НСЛ по трем основаниям:
    - на НСЛ в размере 61,50 грн. на общих основаниях;
    - на НСЛ в размере 92,25 грн. как вдова;
    - на НСЛ в размере 92,25 х 2 - 184,50 грн. как  одинокая  мать
(в данном случае НСЛ применяется в расчете на каждого ребенка).
    В соответствии с указанным выше пунктом Закона № 889 работница
должна выбрать  одно  основание  для  применения  НСЛ.  Наибольший
размер НСЛ ей предоставляется как одинокой матери, его  и  следует
применять.
    По поводу применения НСЛ хотелось бы отметить вот еще что.
    Из подпункта "б" пункта 6.1.2 п. 6.1 ст. 6  Закона  №  889  не
совсем ясно следует, кто имеет право на НСЛ. Так, в соответствии с
указанным подпунктом  на  НСЛ  в  размере  62,25  грн.  претендует
физическое лицо, которое содержит ребенка  -  инвалида  I  или  II
группы, в расчете на каждого ребенка в возрасте  до  18  лет.  Как
известно,   согласно    действующему    законодательству    группу
инвалидности ребенку присваивают после достижения  им  16  лет.  В
связи с этим возникает вопрос: а как же быть, если физическое лицо
содержит ребенка - инвалида возрастом до 16 лет?
    В данный вопрос внес ясность Порядок № 2035. В соответствии  с
п. 12 данного документа в  число  документов,  которые  плательщик
налога, содержащий ребенка-инвалида, должен подать  в  бухгалтерию
предприятия для получения НСЛ,  включено  медицинское  заключение,
выданное заведениями и учреждениями МЗО в  установленном  порядке,
но не позднее месяца достижения ребенком-инвалидом 16 лет (если  с
заявлением    обращается    плательщик    налога,       содержащий
ребенка-инвалида до 16 лет).  Значит, указанное физическое лицо  в
случае подачи соответствующих документов имеет право на применение
НСЛ к получаемой заработной плате.  Еще раз повторимся, что  такая
заработная плата не должна превышать 510 грн.
    Но  если  после  достижения  16  лет  ребенку-инвалиду   будет
установлена III группа инвалидности, то физическое  лицо,  которое
содержит его, утратит право на  получение  повышенной  НСЛ.  Такое
физическое лицо может претендовать только на общую НСЛ  в  размере
61,50 грн., при условии, что его заработок не превышает 510 грн.
    Вместе с тем Порядок № 2035 не разъяснил норму  Закона  №  889
относительно  применения  НСЛ  физическими  лицами,    являющимися
инвалидами с детства.
    Согласно подпункту "е" п.п. 6.1.2 п. 6.1 ст. 6 Закона № 889 на
НСЛ в размере 92,25 грн.  имеет  право  физическое  лицо,  которое
является инвалидом I или II группы, в  том  числе  с  детства.  Не
совсем ясно, имеют ли право на указанную НСЛ  инвалиды  с  детства
III группы.
    По нашему мнению,  если  принять  во  внимание  слова  "в  том
числе", то можно говорить о том, что инвалиды с детства III группы
на  повышенную  НСЛ  претендовать  не  имеют  права.  Они    могут
воспользоваться только общей НСЛ в размере  61,50  грн.,  если  их
заработок не превысит 510 грн.

    С какого момента применять НСЛ

    Согласно п.п. 6.3.2 п.  6.3  ст.  6  Закона  №  889  налоговая
социальная льгота начинает применяться  к  начисленным  доходам  в
виде заработной платы со  дня  получения  работодателем  заявления
плательщика налога о применении льготы.  Льгота не  применяется  к
доходу, начисленному до момента получения работодателем  заявления
плательщика налога о применении льготы.  Льгота не  применяется  к
доходу, начисленному до момента получения такого заявления,  кроме
случаев, указанных в п.п. 6.3.3 п. 6.3 ст. 6 Закона № 889 {1}. Без
подачи заявления могут получить НСЛ в размере  61,50  грн.  только
физические лица,  которые  на  1  января  2004  года  числятся  на
предприятии как по основному месту работа (т. е. ведется  трудовая
книжка) и заработная плата которых не превышает 510 грн.
    Ранее в своих публикациях мы говорили о  том,  что,  поскольку
НСЛ применяется к  месячному  доходу,  заявление  можно  подать  в
течение месяца, чтобы получить НСЛ по итогам такого месяца.
    Подтверждение этого  можно  найти  в  п.  4  Порядка  № 2035,
согласно которому НСЛ начинает применяться работодателем с месяца,
в котором плательщик налога  подал  работодателю  заявление  о  ее
применении с соответствующими документами.
    Таким образом, работники, подавшие до конца января  2004  года
заявление и соответствующие  документы,  имеют  право  на  НСЛ  по
заработной плате января.
    Обращаем ваше внимание, что если работник подаст  заявление  в
феврале 2004 года, он на НСЛ  по  заработной  плате  января  права
иметь не будет, даже если в январе 2004 года он  уже  будет  иметь
статус налогоплательщика, претендующего на НСЛ,  например,  Героем
Украины, одинокой матерью с ребенком до 18 лет и т. д.
    Так  что  следует  поторопить  своих  работников  с    подачей
заявления и соответствующих документов в бухгалтерию предприятия.
    Ниже  рассмотрим  на  условных  числовых   примерах    порядок
применения НСЛ к заработной плате работника. Единственная оговорка
- лимит в январе 2004 года примем за 510 грн.

    Числовые примеры

    Пример  1.  Заработная  плата  работника  составила  205  грн.
Рассчитаем сумму налога с доходов физических лиц.  Работник  на  1
января 2004 года числился на предприятии  как  по  месту  основной
работы.  На  повышенную  НСЛ  он  не  претендует  (соответствующие
документы представлены не были).
    Поскольку заработная плата работника не превышает 510 грн., то
следует применить общую НСЛ в размере 61,50 грн.
    Согласно п. 3.5 ст. 3 Закона № 889 при  начислении  доходов  в
виде заработной  платы  объект  налогообложения  определяется  как
начисленная сумма такой заработной  платы,  уменьшенная  на  сумму
сбора в ПФУ или взносов в фонды общеобязательного государственного
социального  страхования,  которые  в  соответствии   с    законом
взимаются за счет дохода наемного лица.  Поскольку с 1 января 2004
года сборы  в  ПФУ  с  заработной  платы  стали  взносами  в  фонд
общеобязательного государственного пенсионного страхования,  то  с
целью обложения заработной платы налогом с доходов физических  лиц
сначала необходимо исключить все удерживаемые  из  нее  социальные
взносы.
    Рассчитаем социальные взносы:
    -  взнос  на  общеобязательное   государственное    пенсионное
страхование (далее - взнос в Пенсионный фонд) - 205 х 0,02 =  4,10
(грн.);
    -  взнос  на  общеобязательное   государственное    социальное
страхование  в  связи  с  временной  потерей  трудоспособности   и
расходами, обусловленными рождением и погребением (далее - взнос в
Фонд по временной потере трудоспособности), - 205 x 0,005  =  1,03
(грн.);
    - взнос  на  общеобязательное    государственное    социальное
страхование на  случай  безработицы  (далее  -  взнос  в  Фонд  по
безработице) - 205 х 0,005 = 1,03 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом социальных взносов - (205 - 4,10 -
1,03 - 1,03) = 198,84 грн.;
    налог с доходов физических лиц - (198,84 -  61,50)  х  0,13  =
137,34 х 0,13 = 17,85 (грн.);  подлежит  выдаче  на  руки:  180,99
(грн.) = (198,84 - 17,85).
    Пример 2.  Заработная  плата  работницы,  являющейся  одинокой
матерью, у которой двое детей в возрасте до 18 лет, составляет 500
грн.  В бухгалтерию предприятия ею были предоставлены заявление  и
соответствующие документы.
    Заработная  плата  работницы   не    превышает    510    грн.,
следовательно, можно применять  повышенную  НСЛ  -  92,25  грн.  в
расчете на каждого ребенка.  Поскольку у работницы двое детей,  то
НСЛ удваивается и равна - 92,25 х 2 = 184,50 грн.
    Рассчитаем социальные взносы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 500 х 0,02 = 10 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  500  х
0,005 = 2,5 (грн.);
    - взнос по безработице - 500 х 0,005 = 2,5 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом социальных взносов - (500  - 10  -
2,50 - 2,50) = 485 (грн.);
    налог с доходов физических лиц  -  (485  - 184,50)  х  0,13  =
300,50 х 0,13 = 39,07 (грн.). Подлежит выдаче на руки: 445,93 грн.
(485 - 39,07).
    Пример 3.  Заработная  плата  работницы,  являющейся  одинокой
матерью, у которой двое детей в возрасте до 18 лет, составляет 700
грн.
    Поскольку заработная плата работницы превышает  510  грн.,  то
для применения НСЛ работница не имеет оснований.
    Рассчитаем социальные взносы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 700 х 0,02 = 14 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  700  х
0,005 = 3,5 (грн.);
    - взнос в Фонд по безработице - 700 х 0,005 = 3,5 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом социальных взносов -  700  - 14  -
3,5 - 3,5 = 679 (грн.);
    налог с доходов физических лиц - 679 х 0,13 = 88,27 (грн.);
    подлежит выдаче на руки: 679 - 88,27 = 590,73 (грн.).
    Пример 4. Заработная  плата  работницы,  которая  имеет  троих
детей в возрасте до 18 лет, составляет 450  грн.  Работницей  были
предоставлены    в    бухгалтерию    предприятия    заявление    и
соответствующие документы.
    Поскольку заработная плата работницы не  превышает  510  грн.,
она имеет право на  повышенную  льготу  в  размере  92,25  грн.  в
расчете на каждого ребенка.  Поскольку у работницы трое детей, НСЛ
- 92,25 х 3 = 276,75 грн.
    Рассчитаем социальные взносы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 450 х 0,02 = 9 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  450  х
0,005 = 2,25 (грн.);
    - взнос в Фонд по безработице - 450 х 0,005 = 2,25 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом социальных взносов: 450 - 9 - 2,25
- 2,25 = 436,50 (грн.);
    налог с доходов физических лиц (436,50  -  276,75)  х  0,13  =
159,75 х 0,13 = 20,77 грн.
    Подлежит выдаче на руки: 436,50 - 20,77 = 415,73 грн.
    Обратите внимание, что на данную НСЛ также  имеет право и  муж
работницы по своему месту работы, в  случае  если  его  заработная
плата не превышает 510 грн.
    Пример 5. Заработная  плата  работницы,  которая  имеет  троих
детей в возрасте до 18 лет, составляет 600 грн.
    НСЛ такой работнице не положена, поскольку ее заработная плата
больше 510 грн.
    Рассчитаем социальные взносы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 600 х 0,02 = 12 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  600  х
0,005 = 3 (грн.);
    - взнос в Фонд по безработице - 600 х 0,005 = 3 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом  социальных взносов - 600 - 12 - 3
- 3 = 582 (грн.);
    налог с доходов физических лиц - 582 х 0,13 = 75,66 (грн.);
    подлежит выдаче на руки - 582 - 75,66 = 506,34 (грн.).
    Пример  6.  Работнику  в  январе  2004  года  была   начислена
заработная плата  в  размере  250  грн.  и  пособие  по  временной
нетрудоспособности (больничный) - 200 грн.  На 1 января 2004  года
данный работник числился на таком предприятии по  основному  месту
работы.
    Поскольку размер заработной  платы  (250  грн.)  работника  не
превышает 510 грн., то работник имеет право на общую НСЛ в размере
61,50 грн.
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц.
    Обращаем ваше внимание, что Законом № 889 с целью  определения
налога с  доходов  физических  лиц  вычитаются  социальные  взносы
исключительно  из  заработной  платы.   Пособие    по    временной
нетрудоспособности в состав заработной  платы  не  включается,  но
вместе с тем с него удерживается взнос в Пенсионный фонд (1 - 5%),
а с 1 января 2004 года еще  и  на  его  сумму  начисляется  32%  в
Пенсионный  фонд.  Поэтому  налог  с  доходов  физических  лиц   с
заработной  платы  и  сумм   больничных    будет    рассчитываться
по-разному.
    1. Рассчитаем социальные взносы и налог с  доходов  физических
лиц с заработной платы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 250 х 0,02 = 5 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  250  х
0,005 = 1,25 (грн.);
    - взнос в Фонд по безработице - 250 х 0,005 = 1,25 (грн.).
    Заработная плата за вычетом социальных взносов -  250  -  5  -
1,25 - 1,25 = 242,50 (грн.)
    Налог с доходов физических лиц - (242,50 - 61,50) х 0,13 - 181
х 0,13 = 23,53 (грн.).
    2. Рассчитаем взнос  в  Пенсионный  фонд  и  налог  с  доходов
физических лиц с больничных:
    - взнос в Пенсионный фонд - 200 х 0,02 = 4 (грн.);
    - налог с доходов физических лиц - 200 х 0,13 = 26 (грн.);
    Общий налог с доходов физических лиц составит - 23,53 +  26  =
49,53 (грн.)
    Подлежит выдаче на руки - (250 + 200) - (49,53 +  9  +  1,25 +
1,25) - 388,97 (грн.).
    Пример 7. Работником предприятия, Героем  Украины,  заработная
плата которого составляет 470 грн., в январе было подано заявление
и соответствующие документы на получение НСЛ в сумме 123 грн.
    Поскольку заработная плата работника не превышает 510 грн., то
он имеет право на применение НСЛ.  А поскольку он является  Героем
Украины, то имеет право на повышенную НСЛ в размере 123 грн.
    Рассчитаем социальные взносы:
    - взнос в Пенсионный фонд - 470 х 0,02 = 9,4 (грн.);
    - взнос в Фонд по временной потере трудоспособности  -  470  х
0,005 = 2,35 (грн.);
    - взнос в Фонд по безработице - 470 х 0,005 = 2,35 (грн.).
    Рассчитаем налог с доходов физических лиц:
    заработная плата за вычетом социальных взносов - 470 -  9,4  -
2,35 - 2,35 = 455,90 (грн.); налог  с  доходов  физических  лиц  -
(455,90 -123) х 0,13 = 332,9 грн. х 0,13 = 43,28 (грн.).
    Подлежит выдаче на руки: 455,90 - 43,28 = 412,62 (грн.).
    Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п.п. 8.1.2 п. 8.2
ст. 8 Закона № 889, если налогооблагаемый доход начисляется, но не
выплачивается плательщику налога лицом, которое его начисляет,  то
налог,  подлежащий  удержанию  из  такого  начисленного    дохода,
подлежит уплате (перечислению) в  бюджет  в  сроки,  установленные
законом для месячного налогового  периода,  т.  е.  в  течение  30
календарных дней, следующих за последним днем отчетного налогового
месяца.
    Таким образом, налог, начисленный с доходов физических лиц  по
заработной плате за  январь  2004  года,  в  случае  ее  невыплаты
следует заплатить до 2 марта 2004 года.
    Надеемся,  что  представленные  в  данной  публикации  примеры
позволят вам разобраться с применением НСЛ и без труда  рассчитать
налог с доходов физических лиц в 2004 году.

{1} О таких случаях мы уже писали в газете "Налоги и бухгалтерский
    учет", 2003, № 77, поэтому  в  рамках  данной  публикации  они
    рассматриваться не будут.

------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 8(670), стр. 36
[26.01.2004]
Татьяна Онищенко
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------