Проведение годовых перерасчетов подоходного
                   налога с граждан за 2003 год

------------------------------------------------------------------

    С  01.01.2004  г.  со  вступлением  в  силу  Закона  №  889-IV
( 889-15 ) утрачивает силу Декрет № 13-92 ( 13-92 ) (кроме раздела  
IV),  которым   регулировался   порядок   налогообложения  доходов  
граждан.  Вместе  с  тем,  поскольку  в  2003  г.  налогообложение   
доходов граждан производилось  согласно положениям Декрета № 13-92 
(13-92 ), все предприятия,  учреждения,  организации  и физические 
лица  -  субъекты  предпринимательской  деятельности по  окончании 
2003 г., в срок  до 01.03.2004 г.,  должны  произвести  перерасчет 
(окончательный расчет)  подоходного налога  с  совокупных  годовых  
сумм  налогооблагаемых доходов,  выплачиваемых работникам по месту 
основной работы.
    В  соответствии  со  статьями 8 и 9  Декрета № 13-92 ( 13-92 )
налогообложение  доходов  граждан   (начисление,    удержание    и
перечисление в бюджет подоходного налога), получаемых ими по месту
основной работы  (службы,  обучения),  производилось  у  источника
выплаты  таких  доходов,  то  есть  предприятиями,   учреждениями,
организациями  всех  форм  собственности,  физическими  лицами   -
субъектами предпринимательской деятельности, с  которыми  граждане
находились  в  трудовых  отношениях,  при  условии   обязательного
ведения в этом месте трудовой книжки  и  проведения  отчислений  в
Фонд социального страхования.
    Исчисление налога в течение 2003 г.  производилось  исходя  из
суммы месячного совокупного налогооблагаемого дохода  по  основной
шкале ставок, установленной Указом № 519 ( 519/94 ).
    Совокупный налогооблагаемый доход для  начисления  подоходного
налога определяется в целых гривнях без копеек, сотые части гривни
(от 1 коп. до 99 коп.  включительно)  не  учитываются,  подоходный
налог определяется в гривнях с копейками (см. таблицу).

|-------------------------------|--------------------------------|
|      Месячный совокупный      |    Ставки и размеры налога     |
|    налогооблагаемый доход     |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| До 17 грн. (с дохода в размере| не облагается налогом          |
| одного не облагаемого налогом |                                |
| минимума доходов граждан)     |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 18 грн. - 85 грн. (от одного  | 10% с суммы дохода,            |
| до пяти не облагаемых налогом | превышающего размер одного не  |
| минимумов доходов граждан)    | облагаемого налогом минимума   |
|                               | доходов граждан (17 грн.)      |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 86 грн. - 170 грн. (от 5 до   | 6 грн. 80 коп. + 15% с суммы,  |
| 10 не облагаемых налогом      | превышающей 85 грн.            |
| минимумов доходов граждан)    |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 171 грн. - 1020 грн. (от 10   | 19 грн. 55 коп. + 20% с суммы, |
| до 60 не облагаемых налогом   | превышающей 170 грн.           |
| минимумов доходов граждан)    |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 1021 грн. - 1700 грн. (от 60  | 189 грн. 55 коп. + 30% с       |
| до 100 не облагаемых налогом  | суммы, превышающей 1020 грн.   |
| минимумов доходов граждан)    |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|
| 1701 грн. и выше (свыше 100   | 393 грн. 55 коп. + 40% с       |
| не облагаемых налогом         | суммы, превышающей 1700 грн.   |
| минимумов доходов граждан)    |                                |
|-------------------------------|--------------------------------|

    Начисление подоходного налога  с  суммы месячного  совокупного
налогооблагаемого дохода граждан, имеющих право на получение льгот
согласно  ст. 6  Декрета  № 13-92  ( 13-92 ),  производится  после  
исключения размера этих льгот.  В  случае  если  плательщик  имеет  
право на получение нескольких льгот,  ему  предоставляется  только   
одна (наибольшая) по его выбору.
    При  этом  следует   помнить,    что    месячный    совокупный
налогооблагаемый доход граждан, подпадающих  под  действие  Закона
№ 3551-XII ( 3551-12 ) (участники боевых действий, инвалиды войны,  
участники войны  и  лица,  на  которых  распространяется  действие  
указанного  Закона  (ст. 10)),  уменьшался  до  15  не  облагаемых 
налогом   минимумов  доходов   граждан,     включая     вычитания,  
установленные  пунктами 1  и  2 ст. 6 Декрета  №  13-92 ( 13-92 ).  
Размер не облагаемого налогом дохода составлял 17 грн. в месяц.
    У граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы  и
отнесенных  к  1   и    2    категориям,    месячный    совокупный
налогооблагаемый доход уменьшался  до  10  не  облагаемых  налогом
минимумов, у граждан, отнесенных к 3 и 4 категориям,  -  до  5  не
облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
    у инвалидов  с  детства,  инвалидов  I  и  II  групп  (включая
инвалидов  I  и  II  групп  по  зрению),  кроме   относящихся    к
вышеуказанным, - до 5  не  облагаемых  налогом  минимумов  доходов
граждан;
    у родителей и одного из супругов военнослужащих, погибших  или
умерших  либо  пропавших  без  вести  при  исполнении    служебных
обязанностей, - до  5  не  облагаемых  налогом  минимумов  доходов
граждан;
    совокупный месячный налогооблагаемый доход уменьшался до 5  не
облагаемых  налогом  минимумов  также  у  одного  из    родителей,
воспитывающих инвалида с детства, и обоих родителей, воспитывающих
двух и более инвалидов с детства,  проживающих  вместе  с  ними  и
требующих постоянного ухода.
    Льготы по подоходному налогу  указанным  и  другим  гражданам,
имеющим право на них, предоставлялись на основании соответствующих
документов.  При возникновении права на льготу в течение  2003  г.
льгота  предоставляется  начиная  с  месяца,  в    котором    были
представлены документы, являющиеся основанием для ее получения.
    В случае несвоевременной  подачи  документов  по  уважительным
причинам льгота  предоставляется  с  месяца  возникновения  такого
права по решению собственника или уполномоченного им  органа  либо
руководителя  налогового  органа,  но  не  ранее  чем  с    начала
календарного  года.  Этот  порядок  сохраняется  при    проведении
окончательного  расчета  подоходного  налога  за   соответствующий
период 2003 г.
    Предприятия,  учреждения,  организации  и  физические  лица  -
субъекты предпринимательской деятельности, производящие в  течение
2003 г. выплаты доходов гражданам по  месту  их  основной  работы,
обязаны до 01.03.2004 г, произвести перерасчет подоходного  налога
по совокупному  годовому  налогооблагаемому  доходу,  а  в  сроки,
определенные законом (в течение 60 календарный дней по  последнему
календарному дню отчетного (налогового) года), подать в  налоговую
инспекцию  (по  месту  регистрации)  отчет  об  окончании  годовых
перерасчетов в соответствии со штатной  численностью  и  их  общие
результаты - суммы к удержанию и возврату по следующей форме.
    Предприятия,  учреждения,  организации  и  физические  лица  -
субъекты  предпринимательской   деятельности  результаты    такого
перерасчета  оформляют  справкой  (ф. № 3),  которая  хранится  на
предприятии.
    Эта справка выдается работникам  по  их  требованию,  а  также
налоговым органам - по их официальному письменному запросу.
    Подоходный  налог  с   граждан    с    совокупного    годового
налогооблагаемого дохода определяется со среднемесячного дохода  с
учетом уплаченного (удержанного) в течение года налога с месячного
дохода. Расчет производится в следующем порядке:
    определение  суммы  годового  совокупного    налогооблагаемого
дохода;
    определение  среднемесячного  дохода  (путем  деления    суммы
годового совокупного налогооблагаемого дохода на 12);
    определение    подоходного    налога    со     среднемесячного
налогооблагаемого  дохода  по  вышеприведенной  действующей  шкале
ставок налогообложения.
    Размер подоходного налога, подлежащий удержанию и перечислению
в бюджет с доходов граждан, полученных ими  за  год  по  основному
месту работы  (службы,  обучения),  определяется  путем  умножения
значения подоходного налога со  среднемесячного  налогооблагаемого
дохода на 12 месяцев.
    Если в течение года по месту  основной  работы  было  удержано
больше, нежели определено  по  годовому  перерасчету,  то  излишне
удержанная сумма налога возвращается работнику, а  если  меньше  -
доудерживается.
    Излишне  удержанные  суммы  налога  могут  быть  учтены    при
налогообложении доходов таких работников  в  январе  и  в  течение
других месяцев 2004 г., если сумма налога  будет  значительной.  В
таком случае уменьшается  размер  подоходного  налога,  подлежащий
перечислению в бюджет за эти месяцы.
    Если в течение года граждане изменили место  основной  работы,
то годовой  перерасчет  налога  производится  с  учетом  данных  о
полученных ими доходах и удержанных суммах подоходного  налога  по
предыдущему  (предыдущим)  месту  (местам)  работы  на   основании
поданной ими справки (справок) по ф. № 3. В случае неподачи такими
гражданами в бухгалтерию по новому месту работы  справки по ф. № 3
исчисление годовой суммы надлежащего к уплате  подоходного  налога
осуществляется  исходя  из  количества  фактически    отработанных
месяцев в году.
    При увольнении граждан в течение  2003  г.  с  места  основной
работы  (службы,  обучения)  (там,  где  велась  трудовая  книжка)
бухгалтерия такого предприятия,  учреждения,  организации  обязана
была  произвести  окончательный  расчет  (перерасчет)  подоходного
налога  за  отработанный  период и выдать  гражданину  справку  по  
ф. № 3 о суммах начисленного  за  отработанный  период совокупного
дохода и удержанную сумму налога, то есть произвести окончательный
перерасчет налога, но не с 12 календарных месяцев,  а  из  расчета
количества  полных  месяцев,  отработанных  работником   на   этом
предприятии до увольнения.
    Гражданин, в свою очередь, при устройстве в течение  этого  же
года на другую работу (постоянно, временно) обязан был подать  эту
справку в бухгалтерию  по  новому месту  работы,  поскольку  после
окончания календарного  года  перерасчет  с  совокупного  годового
дохода производится по новому месту работы  (службы,  обучения)  с
учетом полученных доходов  и  удержанного  налога  по  предыдущему
(предыдущим) месту (местам) работы.
    В случае если после увольнения работнику выплачивались  премия
или  другие  выплаты,  связанные  с  выполнением    им    трудовых
обязанностей, удержание налога с этих выплат производится согласно
п. 3  ст. 7  Декрета  № 13-92  ( 13-92 ),  то есть в размере  20%,  
кроме увольнения гражданина по уважительным  причинам (например, в  
связи с выходом на пенсию, призывом в армию, болезнью, сокращением
штата).
    При  определении  суммы  годового  налогооблагаемого    дохода
граждан, которые в соответствии  с  действующим  законодательством
имеют  право  на  льготы    в    виде    уменьшения    совокупного
налогооблагаемого месячного дохода до 5, 10  и  15  не  облагаемых
налогом минимумов  доходов  граждан,  при  начислении  подоходного
налога с совокупного налогооблагаемого  дохода  следует  исключить
соответственно 4, 9 или 14 не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан  в  месяц,  поскольку  в  шкалу   ставок    прогрессивного
налогообложения уже внесен  один  не  облагаемый  налогом  минимум
доходов граждан.
    Совокупный  налогооблагаемый  доход  одного    из    родителей
(опекунов, попечителей), имеющих  детей  в  возрасте  до  16  лет,
уменьшается на сумму, не превышающую за каждый месяц  календарного
года  размера  одного  не  облагаемого  налогом  минимума  доходов
граждан на каждого ребенка (при условии, что  месячный  совокупный
налогооблагаемый доход  не  превышает  10  минимальных  заработных
плат).  Льгота предоставляется начиная с доходов  того  месяца,  в
котором в бухгалтерию были поданы копии  свидетельств  о  рождении
детей, а  в  случае  если  льгота  предоставляется  отцу  ребенка,
подается  справка  с  места  работы  матери  о  том,  что  она  не
пользуется этой льготой.
    При предоставлении льгот  по  подоходному  налогу  многодетным
гражданам, имеющим трех и более  детей  в  возрасте  до  16   лет,
следует  иметь  в  виду,    что    когда    совокупный    месячный
налогооблагаемый доход  не  превышает  10  минимальных  заработных
плат, льгота предоставляется на каждого ребенка в возрасте  до  16
лет, предусмотренная п. 2 ст. 6  Декрета № 13-92 ( 13-92 ).  Затем  
сумма подоходного  налога,  рассчитанная по основной шкале ставок,
уменьшается на 50%.
    В случае если совокупный месячный доход  превышает  размер  10
минимальных заработных плат, то в соответствии  с  пп.  "б"  п.  1
постановления № 470 ( 470-93-п ) (указанное постановление утратило  
силу  с  01.01.2004  г.)  уменьшение  подоходного  налога  на  50%  
производится только с доходов,  полученных многодетными гражданами 
по месту их основной работы.
    При проведении годовых перерасчетов подоходного налога за 2003
г. по месту основной работы граждан и/или налоговыми органами  (на
основании  поданной  гражданами  декларации  о  доходах)   следует
учитывать, что с  совокупного  годового  налогооблагаемого  дохода
высчитываются фактически выплаченные юридическим лицом, физическим
лицом  или  общественной  организацией  сумма  помощи,   стоимость
подарков (призов), но  не  более  размера  прожиточного  минимума,
установленного законом на трудоспособное лицо из расчета на  месяц
(пп. "ч" п. 1 ст. 5 Декрета № 13-92 ( 13-92 )).
    На 2003 г. размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо
был установлен в сумме 365 грн.
    Сумма помощи, стоимость подарка (приза), превышающие указанный
размер прожиточного  минимума,  включаются  в  годовой  совокупный
налогооблагаемый  доход  граждан  в  целях  обложения   подоходным
налогом.
    Если  такая  помощь  в  течение  2003    г.    предоставлялась
юридическим лицом, общественной организацией или физическим  лицом
гражданам не по месту их основной работы,  ее  размер  в  пределах
указанного прожиточного минимума не облагается налогом у источника
выплаты помощи или предоставления подарка (приза).  Размер помощи,
стоимость  подарка  (приза),  превышающие  указанный   прожиточный
минимум, должны облагаться  налогом  по  ставке  20%  как  доходы,
полученные не по месту основной работы.
    При исчислении годовой суммы  налога  с  годового  совокупного
налогооблагаемого дохода ветеранам войны необходимо  помнить,  что
Кабинет Министров Украины п. 5 постановления  № 425 ( 425-2003-п ) 
в 2003 г.  освободил  от  обложения  подоходным  налогом с граждан 
суммы  разовой денежной помощи, предоставляемой ветеранам войны  в  
размерах,  установленных  Законом  №  380-IV   ( 380-15 )   другие 
выплаты, а  также  стоимость  подарков,  полученных  ветеранами по 
случаю  празднования  Дня  Победы  от  предприятий,  учреждений  и  
организаций  в  размерах,  не превышающих 15 не облагаемых налогом 
минимумов доходов граждан.
    В соответствии  с  Законом № 2117-III ( 2117-14 ), действующим  
ежегодно  в  период  с  1  декабря  текущего  года  по  15  января  
следующего  года,  стоимость  праздничных  подарков  и  билетов на
новогодне-рождественские  мероприятия,  полученных    детьми    от
перечисленных в ст. 1 этого Закона учреждений  и  организаций,  не
включается в совокупный налогооблагаемый доход родителей.
    Согласно  Закону  № 2117-III ( 2117-14 )  детские  праздничные 
подарки  -  это  наборы  товаров,  содержащие только  кондитерские  
изделия,  игрушки  отечественного  производства  и  фрукты   общей  
стоимостью не более одного не облагаемого налогом минимума доходов  
граждан, то есть 17 грн.
    Из сумм доходов, получаемых гражданами не  по  месту  основной
работы, налог исчислялся у источника  выплаты  по  ставке  20%,  в
частности по совместительству,  за  выполнение  разовых  и  других
работ, осуществляемых на  основании  договоров  подряда  и  других
договоров гражданско-правового характера.
    При определении налогооблагаемого дохода  у  источника выплаты
не исключалась сумма установленного действующим  законодательством
не облагаемого  налогом  минимума  и  не  предоставлялись  льготы,
предусмотренные законодательством.
    Граждане, которые кроме доходов, получаемых по месту  основной
работы,  получали  доходы  не   по    месту    основной    работы,
государственные  налоговые  органы  на  основании  поданных    ими
деклараций производят перерасчет  налога  с  совокупного  годового
дохода.  По окончании 2003 г. граждане,  кроме  получающих  доходы
только по месту основной работы, обязаны до 01.04.2004 г. подать в
налоговый орган по месту проживания декларацию о сумме совокупного
дохода, полученного в течение 2003 г. как по основному, так  и  не
по основному месту работы. Лица, получающие доходы не по основному
месту  работы,  обязаны  были  вести  учет  доходов  и   расходов,
связанных с получением этих доходов, по ф. № 4.
    В целях устранения фактов двойного  налогообложения  по  месту
выплаты доходов не  удерживался  налог  с  сумм  доходов  граждан,
подтвердивших  уплату  налога  платежным  уведомлением  налогового
органа об уплате авансовых платежей подоходного  налога,  а  также
граждан, являющихся субъектами предпринимательской деятельности  и
подтвердивших  это  оригиналом  свидетельства  о   государственной
регистрации, платежным уведомлением налогового  органа  об  уплате
авансовых  платежей  подоходного  налога,  патентом   об    уплате
фиксированного налога или свидетельством об уплате единого налога.
Если граждане, выполняющие работы на основании договоров подряда и
других договоров гражданско-правового  характера,  при  заключении
договоров не  предъявляют  указанных  документов,  то  с  доходов,
выплачиваемых гражданам  за  выполненные  работы  (предоставленные
услуги), предприятия, учреждения, организации и физические лица  -
субъекты предпринимательской деятельности должны  были  удерживать
подоходный  налог  по  ставке  20%,  поскольку    оснований    для
неудержания налога у предприятия в таком случае нет.
    Удержанные по месту выплаты доходов суммы  подоходного  налога
налоговые органы зачисляют в счет налоговых  обязательств  граждан
при проведении годовых  перерасчетов  на  основании  поданной  ими
декларации.
    При проведении годовых перерасчетов подоходного налога за 2003
г.  предприятия,  учреждения,  организации  и  физические  лица  -
субъекты предпринимательской  деятельности  могут  воспользоваться
разъяснениями по отдельным  вопросам,  поданным  в  специальных  и
других выпусках "Вестника", в частности № 5/2003.

------------------------------------------------------------------
                                     Додаток 11 до Iнструкцiї № 12

                              ДПI у ________________ районi, мiстi

                              ------------------------------------
                                   (повна назва пiдприємства)

                              р/р _____________ в ________________

                              ________________ МФО _______________
                              код за ЄДРПОУ ______________________
                              Мiсцезнаходження ___________________
                              Директор ___________________________
                              тел. роб. __________________________
                              Головний бухгалтер _________________
                              тел. роб. ________ дом. ____________

                              Звiт
         про результати рiчних перерахункiв прибуткового
                 податку з громадян за 2003 рiк

|-------------------|------------------------|-------------------|
|  Особистi рахунки |  Наслiдки перерахункiв | Усього:           |
|      (О.Р.)       |-----------|------------| до повернення (-) |
|                   |  Недобiр  |  Перебiр   | до стягнення (+)  |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|
| Усього | Зроблено | О.Р.| Сума| О.Р. | Сума| О.Р. |Сума (-) (+)|
| за     | перера-  |     |     |      |     |      |            |
| штатом | хункiв   |     |     |      |     |      |            |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|
|        |          |     |     |      |     |      |            |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|
|        |          |     |     |      |     |      |            |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|
|        |          |     |     |      |     |      |            |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|
|        |          |     |     |      |     |      |            |
|--------|----------|-----|-----|------|-----|------|------------|

    Директор              __________________    __________________

    Головний бухгалтер    __________________    __________________
                                (дата, печатка пiдприємства)

------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------
"Вестник налоговой службы Украины"
№ 5(287), стр. 23
[01.02.2004]
Зинаида Мороз
Зам. директора Департамента налогообложения физ. лиц ГНА Украины
------------------------------------------------------------------