Конвенция
           о формировании и статусе межгосударственных
                   научно-технических программ

                  (Москва, 25 ноября 1998 года)

                 Статус Конвенции см. ( 997_747 )


     Государства-участники настоящей Конвенции в лице правительств
(далее - Стороны),
     стремясь использовать  межгосударственные  научно-технические
программы как эффективное средство концентрации ресурсов и  усилий
для решения    приоритетных    задач     научно-технического     и
социально-экономического развития,
     в целях    формирования    согласованной    правовой   основы
взаимодействия    в    процессе    разработки     и     выполнения
межгосударственных научно-технических программ,
     действуя в  соответствии  с  Соглашением  о  создании  общего
научно-технологического пространства         государств-участников
Содружества      Независимых    Государств ( 997_149 ) от 3 ноября
1995 года,
     согласились о нижеследующем:

                             Статья 1

                           Определения

     Для целей  настоящей  Конвенции приводимые ниже термины имеют
следующие значения:
     "межгосударственная научно-техническая  программа"  (далее  -
Программа)  -  увязанный  по  ресурсам,  исполнителям   и   срокам
осуществления комплекс                   научно-исследовательских,
опытно-конструкторских  и  технологических  разработок,  а   также
организационно-экономических   мероприятий   по   их  обеспечению,
выполняемый исполнителями Сторон и направленный на получение новых
знаний  об  основных  закономерностях  и  свойствах общественных и
природных явлений,    а    также    на     эффективное     решение
социально-экономических проблем Сторон,  включая создание образцов
конкурентоспособной на мировом рынке продукции для ее последующего
производства  в  целях  удовлетворения национальных потребностей и
расширения экспортных возможностей;
     "государство-участник Программы"  - государство,  подписавшее
межправительственное соглашение  о  сотрудничестве  по  выполнению
Программы  (далее  -  Соглашение  о сотрудничестве) и обеспечившее
выполнение  своих  обязательств  по  ее  реализации   необходимыми
финансовыми и иными ресурсами,  объемы которых определены в рамках
данной Программы;
     "государственный заказчик" - орган исполнительной власти (или
иная полномочная  организация)  государства-участника   Программы,
ответственный   за   выполнение  этим  государством  обязательств,
принятых им в  соответствии  с  Соглашением  о  сотрудничестве,  и
организацию работ по реализации Программы в своем государстве;
     "координатор" -   один   из    государственных    заказчиков,
обеспечивающий по взаимному согласию их оперативное взаимодействие
в   процессе   выполнения   Программы,    организующий    взаимные
консультации    и   обмен   информацией   между   государственными
заказчиками,  согласование оперативных планов на отдельные периоды
осуществления     Программы,     выработку     рекомендаций     по
совершенствованию сотрудничества,  использование  промежуточных  и
конечных результатов           научно-исследовательских          и
опытно-конструкторских работ,  подготавливающий  и  представляющий
согласованную     информацию     о    реализации    Программы    в
Межгосударственный  комитет  по  научно-технологическому  развитию
(далее - МК НТР).
     В качестве    координатора    Программы    могут    выступать
международные    научно-исследовательские    центры    и   научные
организации, транснациональные  финансово-промышленные  группы   и
межгосударственные  (межправительственные) органы.  Если Программа
состоит  из  отдельных  проектов,  финансируемых  соответствующими
государствами-участниками  Программы,  то роль координаторов таких
проектов выполняют  национальные  государственные  заказчики  этих
проектов.

                             Статья 2

               Формирование и реализация Программы

     1. Организацию  работ  по формированию и реализации Программы
осуществляет МК НТР.
     2. Предложения  о  формировании  Программы с соответствующими
обоснованиями   вносятся   в   МК   НТР   членами   МК   НТР   или
межгосударственными    (межправительственными)    органами    СНГ,
занимающимися координацией вопросов научно-технического характера,
а  также  Международной ассоциацией академий наук в соответствии с
порядком, устанавливаемым МК НТР.
     3. МК НТР рассматривает представленные предложения и в случае
их   одобрения   предлагает   представителям   МК   НТР    Сторон,
заинтересованных  в разработке конкретных программ,  подготовить и
представить в МК НТР проект Программы с приложением  пояснительной
записки  и  технико-экономического  обоснования,  а  также  проект
Соглашения  о  сотрудничестве,  предварительно   согласованные   в
соответствии с принятыми в каждом государстве процедурами.
     4. Соглашение о сотрудничестве должно включать:
     цели сотрудничества;
     источники и  порядок  финансирования  работ   по   реализации
Программы;
     взаимные финансовые        и        иные        обязательства
государств-участников  Программы;
     порядок и  условия  владения,  пользования   и   распоряжения
научно-техническими объектам и результатами исследований,  порядок
осуществления      исключительных      прав      (интеллектуальной
собственности);
     порядок разрешения спорных вопросов;
     организационный механизм сотрудничества,  включая определение
государственных заказчиков и координатора.
     Научно-технические объекты    и    результаты   исследований,
созданные   в   результате   выполнения   Программы,   принадлежат
государствам-участникам Программы на правах общей собственности.
     Прибыль распределяется    между     государствами-участниками
Программы  пропорционально  их  долевому  участию в финансировании
работ по реализации Программы.
     Неотъемлемой частью   Соглашения  о  сотрудничестве  является
Программа,  в  которой  отражаются   перечень   научно-технических
проектов и их исполнителей,  конечные результаты,  сроки и условия
выполнения проектов.
     5. Проект  Соглашения  о  сотрудничестве,  одобренный МК НТР,
представляется   в   Межгосударственный   экономический    Комитет
Экономического союза (далее - МЭК).
     6. Программа  приобретает  статус  межгосударственной   после
вступления в силу Соглашения о сотрудничестве.
     7. Выполнение  содержащихся  в  Программе  научно-технических
проектов   осуществляется   на   основе   договоров,   заключаемых
государственным заказчиком с организациями - исполнителями работ.
     8. Руководство   работами   по   реализации   Программы,   их
финансирование    и    материально-техническое    обеспечение    в
государствах-участниках Программы   осуществляют   государственные
заказчики.
     Государственный заказчик,  на  которого  возлагаются  функции
координатора, определяется в Соглашении о сотрудничестве.
     9. Координатор Программы:
     несет ответственность за своевременную реализацию Программы;
     осуществляет управление исполнителями работ по Программе;
     обеспечивает эффективное  использование  финансовых  средств,
выделенных на реализацию Программы.
     10. Координатор Программы представляет в МК НТР отчет о  ходе
выполнения Программы. МК НТР анализирует его и направляет в МЭК.

                             Статья 3

                     Финансирование Программы

     1. Финансирование   Программы   осуществляется   в  следующих
формах:
     раздельное финансирование,       при      котором      каждое
государство-участник Программы финансирует  выполняемую  им  часть
Программы;
     финансирование из    централизованного    фонда     Программы
образуемого за    счет   долевых   взносов   государств-участников
Программы.  Формирование централизованного фонда осуществляется  в
соответствии  с  Положением  о фонде,  являющимся составной частью
Соглашения  о  сотрудничестве,  в  котором  определяются  размеры,
источники, порядок формирования и использования средств;
     комбинированное финансирование,  при котором одна часть работ
по  реализации Программы финансируется из централизованного фонда,
а другая - на основе раздельного финансирования.
     2. Для  выполнения  Программы  могут привлекаться бюджетные и
внебюджетные источники финансирования,  средства благотворительных
и других организаций.

                             Статья 4

                   Условия выполнения Программы

     Стороны для  выполнения  Программы  в  соответствии  со своим
законодательством   предоставляют   на   своих   территориях    ее
участникам:
     право осуществлять  конвертацию  и  прямой  перевод  денежных
средств  своим  контрагентам,  выполняющим  совместные  и заказные
работы и находящимся в других государствах-участниках Программы;
     иные формы  содействия национальным научно-исследовательским,
опытно-конструкторским  организациям  при  проведении   совместных
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
разработок в рамках Программы;
     право на  получение  сотрудниками организаций,  участвующих в
выполнении  Программы,  во  время  их  долгосрочных   командировок
медицинских, социальных, бытовых и коммунальных услуг на условиях,
действующих для граждан государства пребывания;
     национальный режим  для  реализации  продукции,  созданной  в
рамках Программы, на рынках научно-технических товаров и услуг.

                             Статья 5

                     Заключительные положения

     1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают обязательств,
принятых   Сторонами   в  соответствии  с  другими  международными
договорами.
     2. Настоящая    Конвенция   временно   применяется   со   дня
подписания,  если это не противоречит законодательству  Сторон,  и
вступает  в  силу  со  дня  сдачи на хранение депозитарию третьего
уведомления    о    выполнении    подписавшими    ее     Сторонами
внутригосударственных  процедур,  необходимых  для ее вступления в
силу.
     Для Сторон,  выполнивших  необходимые процедуры позднее,  она
вступает  в  силу  со  дня  сдачи  ими  на  хранение   депозитарию
соответствующих уведомлений.
     3. В настоящую  Конвенцию  могут  быть  внесены  изменения  и
дополнения  с  общего  согласия  Сторон.  Изменения  и  дополнения
оформляются отдельными протоколами.
     4. Спорные  вопросы,  связанные с применением или толкованием
настоящей Конвенции,  разрешаются путем консультаций и переговоров
заинтересованных Сторон.
     При невозможности   урегулировать   спорные   вопросы   путем
переговоров  Стороны  обращаются  в  Экономический Суд Содружества
Независимых Государств или иные арбитражные органы.
     5. Настоящая  Конвенция  действует  в течение 5 лет со дня ее
вступления  в   силу.   По   истечении   этого   срока   Конвенция
автоматически  продлевается  каждый  раз на 5-летний период,  если
Стороны не примут иного решения.
     6. Каждая   Сторона   может  выйти  из  настоящей  Конвенции,
направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем
за   6   месяцев   до   выхода,  урегулировав  финансовые  и  иные
обязательства, возникшие за время действия Конвенции.
     7. Настоящая   Конвенция  открыта  для  присоединения  других
государств,  разделяющих  ее  цели  и  принципы,  путем   передачи
депозитарию документов о таком присоединении.

     Совершено в  городе  Москве  25  ноября  1998  года  в  одном
подлинном  экземпляре  на  русском  языке.   Подлинный   экземпляр
хранится  в  Исполнительном  Секретариате  Содружества Независимых
Государств,  который направит  каждому  государству,  подписавшему
настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.

                                                         (Подписи)
     Конвенция вступила в силу 21.09.1999.
     Конвенция не вступила в силу для России на 01.01.2000.