Решение
         о Концепции сотрудничества государств-участников
       Содружества Независимых Государств в противодействии
                       незаконной миграции

                 (Астана, 16 сентября 2004 года)


     Совет глав государств Содружества Независимых Государств
     решил:

     1. Одобрить  Концепцию  сотрудничества  государств-участников
Содружества Независимых Государств  в  противодействии  незаконной
миграции.
     2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания.

     Совершено в городе Астане  16  сентября  2004  года  в  одном
подлинном   экземпляре   на  русском  языке.  Подлинный  экземпляр
хранится  в  Исполнительном   комитете   Содружества   Независимых
Государств,  который  направит  каждому государству,  подписавшему
настоящее решение, его заверенную копию.

                                                         (Подписи)

                                      Одобрена
                                      Решением
                                      Совета глав государств
                                      Содружества Независимых
                                      Государств о Концепции
                                      сотрудничества
                                      государств-участников
                                      Содружества Независимых
                                      Государств в противодействии
                                      незаконной миграции
                                      от 16 сентября 2004 года

                            Концепция
               сотрудничества государств-участников
       Содружества Независимых Государств в противодействии
                       незаконной миграции

                           1. Преамбула

     Концепция сотрудничества   государств-участников  Содружества
Независимых  Государств  (далее  -  государства-участники  СНГ)  в
противодействии    незаконной   миграции   (далее   -   Концепция)
представляет  собой  систему  основных  принципов  и   направлений
взаимодействия        органов        государственной        власти
государств-участников СНГ в обеспечении  безопасности  государств,
общества и личности от угроз незаконной миграции.
     Под противодействием незаконной миграции понимается  комплекс
мер контроля за въездом,  выездом, транзитом и пребыванием граждан
государств-участников  СНГ,   третьих   государств   и   лиц   без
гражданства на  территориях государств-участников СНГ и пресечении
незаконной миграции на их территориях путем определения  правового
положения  и  соответствия  целей въезда иностранных граждан и лиц
без  гражданства,  прибывающих  или   намеревающихся   прибыть   в
государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в
поисках убежища,  для  занятия  трудовой  деятельностью,  а  также
следующих транзитом в третьи государства.
     Инструментом регулирования  миграционных  процессов  является
сотрудничество    государств-участников   СНГ   в   предупреждении
незаконной  миграции.  Вопросы  взаимодействия  в  противодействии
незаконной  миграции регламентируются Соглашением о сотрудничестве
государств-участников СНГ в борьбе с  незаконной  миграцией  от  6
марта 1998  года  (  997_078  ),  а  также  иными   международными
договорами, заключенными в данной сфере.
     Сотрудничество основывается  на  общепризнанных  принципах  и
нормах   международного   права   и    положениях    национального
законодательства государств-участников СНГ.
     Сотрудничество должно           отвечать            интересам
государств-участников   СНГ   в   защите  конституционного  строя,
обеспечении     суверенитета,     территориальной     целостности,
политической,  экономической и социальной стабильности, законности
и   поддержании   правопорядка    в    развитии    взаимовыгодного
сотрудничества.
     Государства-участники СНГ     сотрудничают     с     третьими
государствами  и  международными  организациями  в противодействии
незаконной  миграции.  При  этом  сотрудничество  в   этой   сфере
основывается   на   выполнении   международных   обязательств   по
соблюдению прав и свобод  человека  и  гражданина,  предоставлению
убежища, воссоединению семьи.

                  2. Основные понятия и термины

     Для целей  настоящей Концепции используются следующие понятия
и термины:
     миграция населения  - перемещение физических лиц по различным
причинам из одного государства в другое в  целях  постоянного  или
временного   изменения   места   жительства.  Перемещения  (въезд,
транзитный проезд и выезд) могут осуществляться в рамках порядка и
правил,  установленных  нормативно-правовыми  документами,  либо с
несоблюдением их;
     мигрант -   гражданин   государства-участника  СНГ,  третьего
государства или лицо без гражданства,  соблюдающие правила въезда,
выезда,   пребывания  или  транзитного  проезда  через  территорию
государства-участника СНГ;
     незаконная миграция   представляет   собой   перемещение   на
территорию государства-участника СНГ,  пребывание,  перемещение  с
его   территории   граждан   государств-участников   СНГ,  третьих
государств и лиц без  гражданства  с  нарушением  законодательства
данного государства;
     незаконный мигрант  -  гражданин  государства-участника  СНГ,
третьего государства или лицо без гражданства,  нарушившие правила
въезда,  выезда,  пребывания   или   транзитного   проезда   через
территорию государства-участника СНГ;
     третьи государства    -    государства,     не     являющиеся
государствами-участниками СНГ;
     иностранный гражданин  -  лицо,  не   имеющее   доказательств
принадлежности   к   гражданству   государства-участника  СНГ,  на
территории которого  оно  пребывает  постоянно  или  временно,  но
имеющее  доказательства  принадлежности к гражданству (подданству)
другого государства;
     лицо без гражданства - лицо,  в отношении которого не имеется
доказательств   принадлежности    к    гражданству    (подданству)
какого-либо государства;
     миграционная обстановка (ситуация) -  совокупность  факторов,
обусловленных въездом,  пребыванием, транзитным проездом и выездом
иностранных граждан и лиц без гражданства,  оказывающих влияние на
социально-экономическую      и      демографическую      ситуацию,
внутриполитическое и внешнеполитическое положение  и  национальную
безопасность государства;
     миграционный контроль  -  вид  государственного  контроля  за
миграционной   обстановкой   в  целях  регулирования  миграционных
потоков,   соблюдения   интересов    государств-участников    СНГ,
обеспечения   и   защиты   законных   прав   мигрантов,   а  также
осуществления мер пресечения незаконной  миграции  на  территориях
государств-участников СНГ.

                 3. Оценка миграционной ситуации

     Основными факторами,    вызывающими    миграцию    населения,
являются:      экономический,      политический,       этнический,
социально-психологический  и экологический.  Активные миграционные
процессы на территориях государств-участников СНГ,  по  экспертным
оценкам,  будут сохраняться,  как  минимум,  в  течение ближайшего
десятилетия.  При этом будет  существовать  реальная  нагрузка  на
экономические  и  социальные  инфраструктуры государств-участников
СНГ,  конфликтные отношения между коренными жителями и  мигрантами
и,  как  следствие,  осложнение  криминогенной  ситуации  в местах
концентрации мигрантов.
     Как правило,     после     проникновения     на    территории
государств-участников СНГ незаконные мигранты используют их:
     в качестве  транзитных  для проникновения в государства-члены
Европейского Союза и другие страны;
     для приобретения  необходимых документов и поиска нелегальных
каналов переправки в третьи государства;
     в целях легализации пребывания и получения статуса беженца;
     для занятия коммерческой или иной деятельностью,  в том числе
противоправной.
     Количество иностранных  граждан,   незаконно   прибывших   на
территории государств-участников СНГ, не поддается полному учету и
контролю в связи с тем, что они избегают регистрации.
     Существуют определенные  географические зоны,  привлекающие к
себе  внимание  незаконных  мигрантов.  Это  -   крупные   города,
экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.
     Для проникновения  на  территории  государств-участников  СНГ
незаконными  мигрантами  используются  в  первую  очередь наиболее
уязвимые участки государственных границ государств-участников СНГ.
     Незаконная миграция,   как  правило,  ухудшает  социальную  и
криминогенную  обстановку,   расширяет   базу   для   деятельности
организованных      преступных      группировок,     международных
террористических и экстремистских  организаций,  усиливает  угрозу
национальной безопасности государства пребывания.
     С ростом      потока       незаконных       мигрантов       в
государствах-участниках  СНГ  осложнилась  ситуация  с  незаконным
оборотом  наркотиков,  оружия,  валюты,  изготовлением  и   сбытом
поддельных документов.
     Отдельные мигранты прибывают в  государства-участники  СНГ  с
особо  опасными  инфекционными  заболеваниями,  что в значительной
степени  обостряет   санитарно-эпидемиологическую   обстановку   в
государствах-участниках СНГ.

                 4. Цель и задачи сотрудничества

     Цель сотрудничества      -     активизация     взаимодействия
государств-участников СНГ в регулировании миграционных процессов и
принятии  необходимых согласованных мер противодействия незаконной
миграции.
     Задачи сотрудничества:
     обеспечение национальной  безопасности  государств-участников
СНГ;
     выработка и реализация согласованной  политики  и  совместных
мер противодействия незаконной миграции;
     противодействие вовлечению     мигрантов     в     преступную
деятельность,  в  том  числе  в  международные  террористические и
экстремистские организации;
     развитие сотрудничества   с  компетентными  органами  третьих
государств и  международными  организациями  в  целях  совместного
противодействия незаконной миграции и торговле людьми;
     гармонизация национального                   законодательства
государств-участников   СНГ  в  сфере  противодействия  незаконной
миграции и унификация терминологии.
     Решение задач сотрудничества достигается:
     установлением таких   мер   пограничного   и    миграционного
контроля,   которые   могут  потребоваться  для  предупреждения  и
пресечения незаконной миграции;
     созданием на   территориях   государств-участников  СНГ  сети
специализированных учреждений  временного  содержания  иностранных
граждан  и  лиц без гражданства на период определения их правового
положения,  а также подлежащих  административному  выдворению  или
депортации;
     активизацией договорного            процесса            между
государствами-участниками   СНГ   и   заключением  соответствующих
двусторонних   и   многосторонних   международных   договоров    о
противодействии незаконной миграции и о реадмиссии;
     совершенствованием аналитической  и  научно-исследовательской
деятельности     по    изучению    миграционной    обстановки    в
государствах-участниках  СНГ  для  реального   прогнозирования   и
регулирования   миграционных   потоков  и  выработки  предложений,
необходимых для осуществления контроля за миграционной ситуацией;
     обеспечением эффективного  механизма  контроля  и  надзора за
соблюдением национального законодательства в сфере противодействия
незаконной миграции;
     осуществлением мониторинга,   прогнозирования   и   выявления
каналов незаконной миграции из третьих государств.

              5. Основные направления сотрудничества

     Сотрудничество в  сфере  противодействия  незаконной миграции
предполагает:
     совершенствование договорно-правовой базы;
     разработку и реализацию совместных программ и планов;
     изучение и обобщение международного опыта;
     осуществление согласованных  мер  для  выполнения   положений
универсальных международных договоров;
     изучение и    оценку    эффективности    совместных    усилий
государств-участников   СНГ,   внедрение  положительного  опыта  в
практику их деятельности;
     совершенствование действующего  пограничного  и миграционного
контроля на государственных границах государств-участников СНГ;
     расширение института  представительства  полномочных  органов
Содружества в государствах-участниках СНГ;
     приведение процедуры    определения    правового    положения
иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  в  соответствие  с
международными стандартами.

                 6. Основные формы сотрудничества

     Основные формы   сотрудничества   в   сфере   противодействия
незаконной миграции предусматривают:
     обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной
информацией о состоянии миграционных  процессов,  информацией  для
пополнения    общей    базы   данных   о   незаконных   мигрантах,
организованных преступных группировках,  осуществляющих  их  ввоз,
вывоз и торговлю людьми;
     проведение совместных профилактических и оперативно-розыскных
мероприятий,   специальных   операций,   следственных  действий  и
оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;
     создание и   укрепление   специализированных   подразделений,
оснащение их современными техническими средствами;
     мониторинг незаконной   миграции,   результатов   работы   по
предупреждению,  выявлению,  пресечению, раскрытию и расследованию
преступлений,  связанных с незаконной миграцией,  выработка на его
основе   соответствующих    рекомендаций    и    предложений    по
совершенствованию   правового   регулирования,   форм   и  методов
совместной деятельности;
     проведение скоординированной  политики  во  взаимодействии  с
международными организациями;
     разработку и   принятие   согласованных  мер,  препятствующих
использованию  банковских,  коммерческих  и  других  структур  для
легализации   (отмывания)   доходов,   полученных   от  незаконной
миграции;
     совместное использование      новейших     научно-технических
достижений;
     обмен нормативными правовыми актами;
     проведение консультаций     по     вопросам     практического
взаимодействия,   согласование  общих  подходов  и  принципов  при
разработке международных договоров и  других  документов  в  сфере
противодействия незаконной миграции;
     обмен опытом работы полномочных органов государств-участников
СНГ   по   предупреждению,   выявлению,  пресечению,  раскрытию  и
расследованию  преступлений,  связанных  с  незаконной  миграцией,
проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций
и совещаний;
     определение основных форм участия средств массовой информации
в вопросах противодействия незаконной миграции;
     проведение взаимных             консультаций            между
государствами-участниками СНГ, осуществляющими порядок безвизового
въезда,  о намерениях заключить международные договоры или имеющих
международные  договоры  с  третьими  государствами  о  безвизовых
поездках.
     Сотрудничество государств-участников СНГ в  рамках  настоящей
Концепции может осуществляться и в иных взаимоприемлемых формах.

      7. Информационное и научное обеспечение сотрудничества

     Информационное и  научное  обеспечение сотрудничества в сфере
противодействия незаконной миграции включает:
     анализ выполнения решений Совета глав государств, Совета глав
правительств СНГ,  международных договоров,  заключенных в  рамках
СНГ;
     проведение научно-практических   конференций   по    вопросам
развития международного сотрудничества государств-участников СНГ;
     разработку методических пособий по предупреждению, выявлению,
пресечению,  раскрытию  и расследованию преступлений,  связанных с
незаконной миграцией;
     проведение совместных  научных  исследований,  в том числе по
совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере;
     проведение информационно-профилактической                   и
информационно-правовой работы;
     совместную разработку    единых   информационно-аналитических
методик,  обеспечивающих  сопоставимость  статистической  и   иной
информации;
     предоставление по запросам в согласованных объемах  и  формах
информации о преступлениях, связанных с незаконной миграцией.

             8. Материально-техническое и финансовое
                    обеспечение сотрудничества

     Материально-техническое, финансовое               обеспечение
сотрудничества,   подготовка   и   повышение  квалификации  кадров
осуществляются   в   порядке   и   на    условиях,    определяемых
заинтересованными государствами-участниками СНГ.

                 9. Механизм реализации Концепции

     Настоящая Концепция реализуется путем:
     активизации осуществления        скоординированных        мер
государств-участников СНГ;
     осуществления прогнозирования миграционной ситуации, принятия
предупредительных   мер   к   пресечению  незаконных  миграционных
потоков;
     создания постоянно        действующего       консультативного
межгосударственного органа по вопросам противодействия  незаконной
миграции;
     совершенствования и согласования механизма  административного
выдворения или депортации незаконных мигрантов;
     создания согласованной  системы  профессиональной  подготовки
кадров;
     заключения соглашений        о        реадмиссии        между
государствами-участниками СНГ;
     осуществления взаимодействия       полномочных        органов
государств-участников СНГ;
     разработки межгосударственных  программ  по   противодействию
незаконной миграции.

                   10. Заключительные положения

     Контроль за   исполнением  национальных  программ  и  планов,
принятых  в  рамках   настоящей   Концепции,   осуществляется   на
национальном уровне.
     Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве
государств-участников  СНГ в противодействии незаконной миграции и
подготовка  информации  Совету  глав  государств  и  Совету   глав
правительств  Содружества  Независимых  Государств  осуществляется
Исполнительным комитетом СНГ.
     В случае        изменения        миграционной        ситуации
государства-участники  СНГ  могут  принять  решение   о   внесении
изменений и дополнений в данную Концепцию или решение о разработке
новой Концепции.