Резолюция 1590 (2005),
      принятая Советом Безопасности на его 5151-м заседании
                        24 марта 2005 года


     Совет Безопасности,

     ссылаясь  на  свои резолюции 1547 (2004) от 11 июня 2004 года
( 995_c61 ),  1556 (2004) от 30 июля 2004 года ( 995_c70  ),  1564
(2004) от  18  сентября  2004 года ( 995_c96 ),  1574 (2004) от 19
ноября 2004 года ( 995_d05 ),  1585 (2005)  от  10 марта 2005 года
( 995_d23  )  и  1588  (2005)  от 17 марта 2005 года ( 995_d26 ) и
заявления своего Председателя по Судану,

     подтверждая свою   приверженность   суверенитету,   единству,
независимости и территориальной целостности Судана и  напоминая  о
на  важном  значении  принципов добрососедства,  невмешательства и
регионального сотрудничества,

     приветствуя подписание в Найроби,  Кения,  9 января 2005 года
Всеобъемлющего  мирного  соглашения  между правительством Судана и
Народно-освободительным движением/армией Судана (НОСД/А),

     напоминая об обязательствах,  взятых сторонами в  Нджаменском
соглашении о прекращении огня от 8 апреля и Абуджийских протоколах
по гуманитарным вопросам и вопросам безопасности от 9 ноября  2004
года, подписанных правительством Судана, Освободительным движением
Судана/армией Судана  (ОДС/А)  и  Движением  за  справедливость  и
равенство   (ДСР),   и   напоминая  об  обязательствах,  взятых  в
Совместном коммюнике правительства Судана и Генерального секретаря
от 3 июля 2004 года,

     выражая свою  решимость  оказывать  народу  Судана  помощь  в
достижении национального примирения,  прочного мира и стабильности
и  в  построении  процветающего  единого  Судана,  в котором будет
обеспечено уважение прав  человека  и  гарантирована  защита  всех
граждан,

     принимая к  сведению  заявления  вице-президента  Али  Османа
Тахи,  представлявшего правительства Судана, и Председателя НОДС/А
Гаранга  на  заседании Совета 8 февраля 2005 года и выраженную ими
на  заседании  твердую  волю   и   решимость   обеспечить   мирное
урегулирование конфликта в Дарфуре,

     признавая, что   стороны  Всеобъемлющего  мирного  соглашения
должны опираться на это соглашение,  с тем чтобы обеспечить мир  и
стабильность  на всей территории страны,  и призывая все суданские
стороны, в частности те, которые являются сторонами Всеобъемлющего
мирного соглашения, незамедлительно предпринять шаги к обеспечению
мирного  урегулирования  конфликта  в  Дарфуре   и   принять   все
необходимые  меры с тем,  чтобы предотвратить дальнейшие нарушения
прав человека и норм международного гуманитарного права и положить
конец безнаказанности, в том числе в регионе Дарфур,

     выражая самую  глубокую тревогу по поводу ужасных последствий
этого затянувшегося конфликта для гражданского населения в регионе
Дарфур  и  на  всей остальной территории Судана,  и в частности по
поводу увеличения числа беженцев и внутренне перемещенных лиц,

     считая, что добровольное и устойчивое возвращение беженцев  и
внутренне  перемещенных  лиц  будет иметь жизненно важное значение
для укрепления мирного процесса,

     выражая также  глубокую  озабоченность  по   поводу   опасных
условий,  в которых действуют сотрудники гуманитарных организаций,
и  затруднения  им  доступа  к  нуждающемуся  населению,   включая
беженцев,   внутренне   перемещенных   лиц   и   других   жителей,
пострадавших от войны,

     осуждая продолжающиеся нарушения  Нджаменского  соглашения  о
прекращении огня от 8 апреля 2004 года и Абуджийских протоколов от
9 ноября 2004 года всеми сторонами в Дарфуре и ухудшение положения
в  плане  безопасности  и  отмечая  их  негативные последствия для
усилий по оказанию гуманитарной помощи,

     решительно осуждая  все  нарушения  прав  человека   и   норм
международного  гуманитарного права в регионе Дарфур,  в частности
продолжение насилия против гражданского населения  и  сексуального
насилия  в  отношении  женщин  и  девочек  в период после принятия
резолюции 1574  (2004)  (  995_c61  ),  настоятельно  призывая все
стороны принять  необходимые  меры  по  предотвращению  дальнейших
нарушений  и  заявляя о своей решимости без промедления обеспечить
выявление  тех,  кто  виновен  в  совершении  таких  нарушений,  и
привлечение их к ответственности,

     напоминая    о       содержащихся  в   резолюциях 1556 (2004)
( 995_c70 ),  1564 (2004) ( 995_c96 ) и 1574 (2004)  (  995_d05  )
требованиях  о  том,  чтобы  все  стороны  в  конфликте  в Дарфуре
воздерживались от насилия в отношении гражданских лиц и  в  полной
мере сотрудничали с Миссией Африканского союза в Дарфуре,

     высоко оценивая усилия Африканского союза,  в  частности  его
Председателя,  отмечая прогресс,  достигнутый Африканским союзом в
развертывании международных  сил  по  охране,  полиции  и  военных
наблюдателей,  и  призывая  все  государства-члены незамедлительно
оказать щедрую помощь Миссии Африканского союза в Дарфуре,

     высоко оценивая также усилия Межправительственного органа  по
вопросам  развития  (МОВР),  в частности правительства Кении в его
качестве Председателя Подкомитета по Судану,

     вновь подтверждая  свои  резолюции  1325 (2000) ( 995_669 ) о
женщинах, мире и безопасности,  1379 (2001) (  995_948  )  и  1460
(2003) (  995_b26  )  о  детях  в вооруженных конфликтах,  а также
резолюции 1265 (1999) ( 995_450 ) и 1296  (2000)  (  995_434  )  о
защите  гражданских  лиц в вооруженных конфликтах и резолюцию 1502
(2003) ( 995_b79 ) о защите гуманитарного  персонала  и  персонала
Организации Объединенных Наций,

     приветствуя усилия    Организации   Объединенных   Наций   по
повышению  информированности  персонала  Организации  Объединенных
Наций  в  вопросах  профилактики  ВИЧ/СПИДа  и других инфекционных
заболеваний и борьбы с ними во всех учрежденных ею операциях,

     выражая серьезную  озабоченность  по   поводу   сообщений   о
сексуальной   эксплуатации   и  проступках  со  стороны  персонала
Организации  Объединенных   Наций,   участвующего   в   операциях,
учрежденных   Организацией   Объединенных   Наций,  и  приветствуя
направленное Генеральным секретарем в этой связи Совету письмо  от
9  февраля  2005  года,  в  котором  говорится о том,  что во всех
миротворческих  миссиях  Организации  Объединенных   Наций   будет
проводиться   политика   абсолютной  нетерпимости  к  любым  видам
сексуальной эксплуатации и надругательств,

     признавая, что   международная    поддержка    в    отношении
осуществления     Всеобъемлющего    мирного    соглашения    имеет
исключительно  важное  значение  для   обеспечения   его   успеха,
подчеркивая,  что  прогресс  в  урегулировании конфликта в Дарфуре
обеспечит условия,  способствующие  оказанию  такой  поддержки,  и
будучи  обеспокоен  тем,  что  насилие  в  Дарфуре  тем  не  менее
продолжается,

     принимая к сведению  доклады  Генерального  секретаря  от  31
января  2005  года  (S/2005/57  и  Add.1),  4  февраля  2005  года
(S/2005/68) и 4 марта  2005  года  (S/2005/140),  а  также  доклад
Международной   следственной  комиссии  от  25  января  2005  года
(S/2005/60),

     принимая к сведению  просьбу  сторон  Всеобъемлющего  мирного
соглашения о создании миссии в поддержку мира,

     с удовлетворением  отмечая значительный вклад Бригады высокой
готовности резервных сил (БВГООН)  в  планирование,  подготовку  и
первоначальное развертывание операции по поддержанию мира, а также
подготовительную работу, проделанную Передовой миссией Организации
Объединенных Наций в Судане,

     определяя, что положение в Судане продолжает создавать угрозу
международному миру и безопасности,

     1. постановляет  учредить  Миссию  Организации   Объединенных
Наций  в  Судане  (МООНВС)  на первоначальный период в 6 месяцев и
постановляет далее,  что в состав МООНВС будет  входить  до  10000
военнослужащих и соответствующий гражданский компонент, включающий
до 715 сотрудников гражданской полиции;

     2. просит МООНВС поддерживать тесные и постоянные контакты  и
координацию  на всех уровнях с Миссией Африканского союза в Судане
(МАСС) с целью скорейшего укрепления усилий по достижению  мира  в
Дарфуре,  особенно  в  отношении  Абуджийского  мирного процесса и
Миссии Африканского союза в Судане;

     3. просит  Генерального  секретаря  через  его   Специального
представителя  в  Судане  координировать  всю деятельность системы
Организации Объединенных Наций в Судане,  обеспечивать мобилизацию
ресурсов  и  поддержки  со  стороны  международного сообщества для
целей  оказания  как  непосредственной  помощи,   так   и   помощи
долгосрочному  экономическому  развитию  Судана,  и  содействовать
координации с другими международными участниками,  в  частности  с
Африканским  союзом  и МОВР,  деятельности в поддержку переходного
процесса в рамках Всеобъемлющего мирного  соглашения  и  оказывать
свои добрые услуги и политическую поддержку усилиям,  направленным
на урегулирование всех продолжающихся конфликтов в Судане;

     4. постановляет, что мандат МООНВС будет предусматривать:

     a) содействие осуществлению Всеобъемлющего мирного соглашения
путем выполнения следующих задач:

        i) наблюдение  и  контроль  за  соблюдением  Соглашения  о
прекращении огня и расследование нарушений;

        ii) поддержание  контактов  с  двусторонними  донорами  по
вопросу о создании Совместных сводных подразделений;

        iii) наблюдение  и  контроль  за передвижением вооруженных
групп и перегруппировкой сил  в  районах  развертывания  МООНВС  в
соответствии с Соглашением о прекращении огня;

        iv) оказание  помощи  в  учреждении программы разоружения,
демобилизации  и  реинтеграции  в   соответствии   с   положениями
Всеобъемлющего  мирного  соглашения,  с уделением особого внимания
потребностям женщин  и детей-комбатантов,  и  в  ее  осуществлении
посредством   добровольного  разоружения  и  сбора  и  уничтожения
оружия;

        v) оказание  сторонам  Всеобъемлющего  мирного  соглашения
помощи  в  улучшении  понимания  мирного  процесса  и  роли МООНВС
посредством   проведения   эффективной    кампании    общественной
информации,  ориентированной на все слои общества, в координации с
Африканским союзом;

        vi) оказание сторонам  Всеобъемлющего  мирного  соглашения
помощи   в   рассмотрении  необходимости  выработки  национального
всеобъемлющего подхода,  учитывающего роль женщин,  к примирению и
миростроительству;

        vii) оказание сторонам Всеобъемлющего мирного соглашения -
в координации с программами двусторонней и многосторонней помощи -
содействия   в   перестройке   полицейской   службы   в  Судане  в
соответствии с демократическими принципами  деятельности  полиции,
разработка  программы  профессиональной  подготовки  полицейских и
оценки их деятельности  и  оказание  другой  помощи  в  подготовке
гражданских полицейских;

        viii) оказание  сторонам Всеобъемлющего мирного соглашения
помощи  в  обеспечении  верховенства   права,   включая   создание
независимой судебной системы,  и защите прав человека всех жителей
Судана посредством осуществления всеобъемлющей и скоординированной
стратегии,  направленной на борьбу с безнаказанностью и содействие
установлению  долгосрочного  мира  и  стабильности,   и   оказание
сторонам  Всеобъемлющего  мирного соглашения помощи в разработке и
укреплении национальной правовой базы;

        ix) обеспечить в  рамках  МООНВС  надлежащее  присутствие,
потенциал  и  наличие  специалистов  в  области  прав человека для
проведения деятельности,  связанной с  поощрением  прав  человека,
защитой гражданского населения и деятельностью по контролю;

        x) предоставление   рекомендаций   и   технической  помощи
сторонам Всеобъемлющего мирного  соглашения,  в  сотрудничестве  с
другими  международными  участниками,  для содействия подготовке и
проведению   выборов   и    референдумов,    предусмотренных    во
Всеобъемлющем мирном соглашении;

     b) содействие  -  в  рамках  имеющихся возможностей и в своих
районах  развертывания  -  добровольному  возвращению  беженцев  и
перемещенных  внутри страны лиц и оказанию гуманитарной помощи,  в
частности  путем  создания  необходимых  условий  безопасности,  и
координация этой деятельности;

     c) оказание  сторонам  Всеобъемлющего  мирного соглашения - в
сотрудничестве    с     другими     международными     партнерами,
осуществляющими   деятельность,  связанную  с  разминированием,  -
содействия путем предоставления  помощи  в  области  гуманитарного
разминирования,   консультирования   по   техническим  вопросам  и
координации;

     d) содействие международным усилиям  по  защите  и  поощрению
прав  человека в Судане,  а также координация международных усилий
по защите гражданских лиц,  с уделением особого внимания  уязвимым
группам,  включая  перемещенных внутри страны лиц,  возвращающихся
беженцев  и  женщин  и  детей,  в  рамках   имеющихся   у   МООНВС
возможностей  и  в  тесном  сотрудничестве  с другими учреждениями
Организации Объединенных Наций,  связанными с ней организациями  и
неправительственными организациями;

     5. просит Генерального секретаря сообщить Совету в течение 30
дней о вариантах того,  как МООНВС может активизировать усилия  по
укреплению  мира  в  Дарфуре,  в  том  числе  посредством оказания
надлежащей   помощи    МАСС,    включая    материально-техническое
обеспечение и техническую помощь,  и определить - в сотрудничестве
с  Африканским  союзом  -  пути  использования  ресурсов   МООНВС,
особенно материально-технических ресурсов и элементов по поддержке
операций, а также создания резервных возможностей для этой цели;

     6. призывает  все  стороны  в   полной   мере   содействовать
развертыванию  и  функционированию МООНВС,  в частности гарантируя
охрану,  безопасность и свободу передвижения персонала Организации
Объединенных  Наций,  а  также  связанного с ней персонала на всей
территории Судана;

     7. подчеркивает,  что военного решения конфликта в Дарфуре не
существует,  и  призывает  правительство  Судана  и  повстанческие
группы,  в частности Движение  за  справедливость  и  равенство  и
Освободительное   движение  Судана/армию  Судана,  незамедлительно
возобновить Абуджийские переговоры без предварительных  условий  и
вести  переговоры  добросовестно  в  целях  скорейшего  достижения
соглашения,  и  настоятельно  призывает   стороны   Всеобъемлющего
мирного  соглашения  сыграть  активную  и  конструктивную  роль  в
поддержку Абуджийских  переговоров  и  принять  срочные  меры  для
поддержки мирного урегулирования конфликта в Дарфуре;

     8. призывает   все  государства-члены  обеспечить  свободное,
беспрепятственное и скорейшее перемещение в Судан всего персонала,
а  также  оборудования,  имущества,  предметов  снабжения и других
товаров,  в том числе  транспортных  средств  и  запасных  частей,
предназначенных  для  исключительного и официального использования
МООНВС;

     9. призывает  все  стороны  обеспечить,  в   соответствии   с
надлежащими  нормами  международного права,  полный,  безопасный и
беспрепятственный  доступ  сотрудников  по  оказанию  чрезвычайной
помощи  ко  всем нуждающимся и предоставление гуманитарной помощи,
особенно перемещенным внутри страны лицам и беженцам;

     10. просит  Генерального  секретаря   передать   МООНВС   все
функции,  выполнявшиеся  специальной политической миссией в Судане
(ПМООНС),  вместе с соответствующим персоналом и системой офисного
материально-технического обеспечения  с  учетом  обстоятельств,  в
день, когда она будет создана, и обеспечить плавный переход в том,
что   касается   деятельности  Организации  Объединенных  Наций  и
существующих наблюдательных миссий,  а именно Группы по контролю и
наблюдению, Совместной миссии по наблюдению и Группы по наблюдению
за защитой гражданского населения;

     11. просит  Генерального  секретаря  регулярно  информировать
Совет  о  ходе  осуществления  Всеобъемлющего  мирного соглашения,
соблюдении соглашения о прекращении огня и  осуществлении  мандата
МООНВС,  включая  оценку  численности  военнослужащих  в  целях ее
скорректированного сокращения, с учетом прогресса, достигнутого на
месте,  и задач,  которые остаются невыполненными,  и в этой связи
представлять Совету каждые три месяца соответствующий доклад;

     12. просит  Генерального  секретаря  продолжать  представлять
доклады о положении в Дарфуре на ежемесячной основе;

     13. настоятельно   призывает   Совместную  миссию  по  оценке
Организации Объединенных  Наций,  Всемирного  банка  и  сторон,  в
сотрудничестве с другими двусторонними и многосторонними донорами,
продолжать свои усилия по подготовке к оперативному предоставлению
пакета помощи для восстановления и экономического развития Судана,
включая официальную помощь в целях развития  и  доступ  к  рынкам,
которая  будет  предоставляться  сразу  после начала осуществления
Всеобъемлющего  мирного  соглашения,  и  приветствует   инициативу
правительства    Норвегии   в   отношении   созыва   международной
конференции доноров в  интересах  реконструкции  и  экономического
развития   Судана   и   в   этой   связи   настоятельно  призывает
международное сообщество внести щедрые взносы,  в  том  числе  для
удовлетворения нужд перемещенных внутри страны лиц и беженцев;

     14. просит  Генерального  секретаря принимать надлежащие меры
для  достижения   реального   соблюдения   в   МООНВС   проводимой
Организацией Объединенных Наций политики абсолютной нетерпимости к
сексуальной эксплуатации и  надругательствам,  включая  разработку
стратегий  и  надлежащих  механизмов  предупреждения,  выявления и
реагирования  на  все   виды   недостойного   поведения,   включая
сексуальную    эксплуатацию    и   надругательства,   и   усиление
профессиональной подготовки персонала для  предупреждения  случаев
недостойного  поведения  и  обеспечения полного соблюдения кодекса
поведения  Организации  Объединенных  Наций,  просит  Генерального
секретаря   принимать   все  необходимые  меры  в  соответствии  с
бюллетенем Генерального секретаря о специальных мерах по защите от
сексуальной     эксплуатации    и    сексуальных    надругательств
(ST/SGB/2003/13)  и  постоянно  информировать  об  этом  Совет   и
настоятельно призывает страны,  предоставляющие войска,  принимать
надлежащие    предупредительные    меры,    включая     проведение
ознакомительной  подготовки  до  развертывания,  дисциплинарные  и
другие меры для обеспечения всей полноты ответственности в случаях
такого поведения со стороны их персонала;

     15. подтверждает   важность   привлечения   квалифицированных
специалистов  по  гендерным  вопросам  в   рамках   миротворческих
операций  и  постконфликтного  миростроительства  в соответствии с
резолюцией 1325 (2000) ( 995_669  ),  напоминает  о  необходимости
решения проблемы применения насилия в отношении женщин и девочек в
качестве средства  ведения  войны  и  призывает  МООНВС,  а  также
суданские стороны активно решать эти проблемы;

     16. действуя   на  основании  главы  VII  Устава  Организации
Объединенных Наций ( 995_010 ),

     i) постановляет,   что    МООНВС    уполномочена    принимать
необходимые  меры,  в районах развертывания своих сил и в пределах
имеющихся у нее возможностей, в целях охраны персонала, помещений,
объектов  и имущества Организации Объединенных Наций,  обеспечения
безопасности  и   свободы   передвижения   персонала   Организации
Объединенных    Наций,   сотрудников   гуманитарных   организаций,
персонала совместного механизма по оценке и комиссии по  обзору  и
оценке,   а   также,   без   посягательства   на   ответственность
правительства  Судана,  защиты  гражданских  лиц,   подвергающихся
неминуемой угрозе физического насилия; и

     ii) просит  Генерального  секретаря  и  правительство  Судана
после  соответствующих  консультаций   с   Народно-освободительным
движением  Судана  в  течение  30  дней  после  принятия настоящей
резолюции заключить соглашение о статусе сил  с  учетом  резолюции
58/82    Генеральной    Ассамблеи   о   сфере   правовой   защиты,
предусмотренной Конвенцией о  безопасности  персонала  Организации
Объединенных Наций  и  связанного  с ней персонала ( 995_025 ),  и
отмечает,  что до заключения такого соглашения на временной основе
будет  применяться  типовое  соглашение о статусе сил от 9 октября
1990 года (A/45/594);

     17. подчеркивает  острую   необходимость   в   сжатые   сроки
увеличить число наблюдателей за положением в области прав человека
в  Дарфуре  и  настоятельно  призывает  Генерального  секретаря  и
Верховного   комиссара   по   правам   человека  принять  на  себя
обязательство ускорить направление наблюдателей  за  положением  в
области  прав  человека  в  Дарфур  и увеличить их число,  а также
двигаться  вперед  в  формировании  групп  по  защите  гражданских
наблюдателей и ожидает, что Генеральный секретарь будет сообщать о
ходе формирования этих групп в его докладах  Совету  Безопасности,
как это оговаривается в пункте 11;

     18. постановляет продолжать заниматься этим вопросом.