Концепция
           взаимодействия железнодорожных администраций
                государств-участников Содружества
                    в области здравоохранения


                                      Утверждена
                                      на сорок втором заседании
                                      Совета по железнодорожному
                                      транспорту ( 998_296 )
                                      24 ноября 2005 года

                             Введение

     Межгосударственные контакты    в    новых    политических   и
экономических        условиях        трансформировались        для
государств-участников   Содружества   в   широкомасштабную  задачу
формирования  единых   подходов   к   проблемам,   стоящим   перед
железнодорожным       здравоохранением       государств-участников
Содружества.

     Для ее решения на основе современных технологий и подходов  к
профилактике   заболеваний,   их  лечению  требуются  выработка  и
проведение согласованной  политики  по  сохранению  и  дальнейшему
развитию  системы  охраны  здоровья  и  медицинского  обслуживания
железнодорожников и членов их  семей,  ветеранов  железнодорожного
транспорта   на   базах   учреждений  здравоохранения  Содружества
Независимых Государств.

     Концепция взаимодействия  железнодорожных   администраций   в
области   здравоохранения   (далее   -   Концепция)   предполагает
определение   необходимых   условий   для   реализации   комплекса
мероприятий  по  дальнейшему развитию межгосударственных контактов
на  принципах  независимости  и  взаимовыгодности,   использования
международных  стандартов  при  проведении  работ  по медицинскому
обеспечению безопасности  движения,  координации  деятельности  по
ликвидации  медико-санитарных  последствий чрезвычайных ситуаций и
обеспечению    санитарно-эпидемиологического    благополучия    на
железнодорожном транспорте.

     Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:

     определение приоритетных      направлений      сотрудничества
железнодорожных администраций государств-участников Содружества  в
развитии межгосударственных контактов;

     предложение механизма  реализации  согласованной деятельности
посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества
со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных
интересов и приоритетов.

     Решение указанных  задач  является   продолжением   процессов
создания   качественно   новых  взглядов  и  подходов  к  развитию
железнодорожной  медицины   в   рамках   Содружества   Независимых
Государств.

                        1. Общие положения

     Возникновение новых экономических структур, совершенствование
информационного  и  телекоммуникационного  обеспечения,  а   также
здравоохранения в целом свидетельствует о переходе к корпоративной
ориентации  развития  экономики  и   общества.   Совершенствование
законодательства    государств-участников    Содружества,   снятие
ограничений на свободу  передвижения,  информационное  обеспечение
связывают  мир в единое целое и заставляют искать пути совместного
решения общих задач, стоящих перед железнодорожной медициной.

     Формирование Концепции   позволит   создавать   благоприятные
условия  для функционирования рынка товаров и услуг,  обеспечивать
взаимодействие    железнодорожных    администраций     в     сфере
здравоохранения.

     Задачи, стоящие перед государствами-участниками Содружества в
контексте формирования Концепции,  не  ограничиваются  проведением
только     внутренней    работы    и    развитием    национального
железнодорожного здравоохранения.  Они связаны с появлением  общих
проблем,  возникших  в  результате  разобщения  единого  механизма
перевозочного процесса,  с потенциально разными  возможностями  их
решения    в   странах   Содружества,   со   сложностью   развития
межнациональной лечебно-оздоровительной инфраструктуры.

     В области   формирования    взаимодействия    железнодорожных
администраций  в области здравоохранения в государствах-участниках
Содружества существуют общие и  специфические  закономерности  для
каждого государства Содружества. Причина этих особенностей кроется
в том, что не все элементы железнодорожного здравоохранения, как и
общественные,   законодательные   структуры  отдельных  государств
Содружества  находятся  в  едином,  общем  русле   реформирования.
Процесс    развития    законодательной    и    нормативной    базы
государств-участников   Содружества  не   является  одинаковым   и
скорости вхождения  каждой  отраслевой  структуры в единую систему
могут не совпадать.

     Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:

     этапы формирования и развития информационного  обеспечения  в
рамках единого информационного пространства Содружества;

     развитие нормативно-правовой   базы  взаимодействия  в  сфере
железнодорожного здравоохранения;

     повышение эффективности   взаимодействия   в    согласованных
сферах;

     развитие социальных и культурных связей.

          2. Основные используемые термины и определения

     Базы учреждений здравоохранения - совокупность национальных и
отраслевых   учреждений   здравоохранения    государств-участников
Содружества, взаимодействующих на основе соответствующих договоров
между железнодорожными  администрациями  по  согласованным  сферам
деятельности.

     Формирование Концепции - совокупность согласованных на уровне
железнодорожных администраций мероприятий и условий по развитию на
взаимовыгодной   основе  межгосударственных  обменов  в  интересах
сотрудничества железнодорожных администраций государств-участников
Содружества в согласованных сферах деятельности и в соответствии с
международными принципами в  целях  обеспечения  и  удовлетворения
потребностей   граждан,   предприятий,   организаций   и   органов
управления железнодорожных администраций  в  проведении  работ  по
медицинскому   обеспечению  безопасности  движения,  сохранению  и
дальнейшему  развитию  системы  охраны  здоровья  и   медицинского
обслуживания,    санаторно-курортного   лечения   и   реабилитации
железнодорожников,  членов их семей и  ветеранов  железнодорожного
транспорта,     координации     деятельности     по     ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и  обеспечению
санитарно-эпидемиологического   благополучия   на  железнодорожном
транспорте.

     Санаторно-курортная и   реабилитационная   инфраструктура   -
совокупность      имеющихся     в     государствах     Содружества
санаторно-курортных  ресурсов,  средств  лечения,  реабилитации  и
условий   для   их   использования   в   интересах  сотрудничества
железнодорожных администраций государств-участников Содружества  в
согласованных сферах деятельности.

     Пользователь (потребитель)  лечения и реабилитации - субъект,
обращающийся к субъекту,  осуществляющему владение  и  пользование
указанными  объектами  и  реализующему  полномочия  распоряжения в
пределах,  установленных законом,  или  посреднику  за  получением
необходимой   ему   лечебной   или   реабилитационный   услуги   и
пользующийся  ею  в   соответствии   с   порядком,   установленным
собственником   или  владельцем  медицинских,  санаторно-курортных
ресурсов, реабилитационных технологий и средств их обеспечения.

     Концепция является  основой  сотрудничества   железнодорожных
администраций    государств-участников   Содружества   в   области
здравоохранения,  осуществляется через  национальные  программы  и
целевые    программы    межгосударственного    сотрудничества    в
согласованных сферах деятельности.

             3. Цели и задачи формирования и развития
                 железнодорожного здравоохранения

     Основной целью   формирования   и  развития  железнодорожного
здравоохранения      является      обеспечение      взаимодействия
лечебно-диагностических,  санаторно-курортных,  реабилитационных и
санитарно-эпидемиологических          отраслевых          ресурсов
государств-участников   Содружества   на  взаимовыгодной  основе с
учетом    национальных   и   общих   интересов   в  деле  развития
сотрудничества.

     Среди общих    интересов    железнодорожных     администраций
государств-участников   Содружества   в   сфере   железнодорожного
здравоохранения могут быть выделены:

     проведение работ  по  медицинскому  обеспечению  безопасности
движения поездов;

     сохранение и  дальнейшее  развитие  системы охраны здоровья и
медицинского   обслуживания,   санаторно-курортного   лечения    и
реабилитации   железнодорожников,  членов  их  семей  и  ветеранов
железнодорожного транспорта;

     увеличение объемов мероприятий по профилактике заболеваний;

     координация деятельности  по   ликвидации   медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;

     отработка взаимодействия  при развитии внештатных ситуаций на
железнодорожном транспорте (своевременное сопровождение, лечение и
реабилитация);

     обеспечение санитарно-эпидемиологического   благополучия   на
железнодорожном транспорте;

     создание условий        взаимовыгодного         использования
санаторно-курортных        и       реабилитационных       ресурсов
государств-участников Содружества.

     Имеется ряд  важных  конкретных  задач,  эффективное  решение
которых     возможно     только     путем     совместных    усилий
государств-участников Содружества.

     а) Разработка  и  принятие  железнодорожными  администрациями
документов  о беспрепятственном распространении информации в сфере
железнодорожного здравоохранения.

     б) Разработка и утверждение механизма  доступа  к  отраслевым
медицинским и курортно-оздоровительным ресурсам.

     в) Принятие  согласованных  мер  по  оказанию  медицинской  и
санаторно-курортной  помощи,  по  сохранению  и  развитию  системы
охраны здоровья и медицинского обслуживания,  санаторно-курортного
лечения  и  реабилитации  железнодорожников,  членов  их  семей  и
ветеранов  железнодорожного  транспорта в государствах Содружества
на основе кооперации.

     г) Осуществление  совместных  мероприятий  по   использованию
созданного  ранее  медицинского  потенциала  и санаторно-курортной
инфраструктуры в государствах Содружества.

     д) Разработка    и    принятие    соглашений    в     области
санитарно-эпидемиологического и противоэпидемического обеспечения.

     Эти цели,   интересы   и  задачи  явились  определяющими  для
разработки основных положений Концепции.

           4. Основные принципы формирования и развития
                 железнодорожного здравоохранения

     Существующее медицинское   обеспечение  государств-участников
Содружества осуществляется с учетом следующих основных принципов:

     соблюдения прав   суверенных   государств   на    независимое
формирование национального здравоохранения;

     соблюдения основных   принципов   Всеобщей   декларации  прав
человека (   995_015   ),   других   международных   документов  и
заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области
межгосударственного  сотрудничества,  а также заключенных в рамках
деятельности     Совета     по     железнодорожному     транспорту
государств-участников Содружества;

     взаимовыгодности сотрудничества               железнодорожных
администраций;

     экономической целесообразности  участия  каждой   стороны   в
реализации   мероприятий   железнодорожными   администрациями   по
развитию    лечебно-диагностической    базы,   санаторно-курортной
инфраструктуры и сферы реабилитационных услуг;

     сохранения, развития     и     эффективного     использования
существующей  медицинской   инфраструктуры   государств-участников
Содружества;

     соблюдения норм  международного  права  и  учета национальных
интересов при разработке и согласовании подходов к  сотрудничеству
железнодорожных  администраций государств-участников Содружества в
области здравоохранения;

     выработки единых подходов  к  осуществлению  профилактических
(санитарно-противоэпидемических)  мероприятий  на  железнодорожном
транспорте;

     проведения согласованной     научно-медицинской     политики,
обеспечивающей  взаимодействие  национальных  медицинских ресурсов
государств Содружества;

     взаимовыгодного сотрудничества в сфере подготовки медицинских
кадров  с  привлечением ведущих специалистов и базовых медицинских
образовательных учреждений;

     включения ресурсов отраслевого здравоохранения для подготовки
и переподготовки медицинских кадров;

     выработки согласованных  подходов  в  отношении регулирования
ценообразования на медицинское и санаторно-курортное лечение;

     признания равенства   сторон   в   праве   на   получение   и
распространение  информации  о  медицинском  и санаторно-курортном
обеспечении  в  государствах-участниках  Содружества,  а  также  в
рамках  Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в
области здравоохранения.

     Указанные принципы определяют  деятельность  по  формированию
Концепции  как  одну из задач межгосударственного уровня,  которая
должна   находиться   под   постоянным   контролем    Совета    по
железнодорожному  транспорту  государств-участников  Содружества и
Комиссии по взаимодействию железнодорожных администраций в области
здравоохранения.

     5. Нормативно-правовые механизмы формирования и развития
                 железнодорожного здравоохранения

     Интересы формирования     и     развития     железнодорожного
здравоохранения обусловливают следующие первоочередные направления
деятельности   государств-участников   Содружества   в    развитии
нормативно-правовой базы в этой области:

     регулирование отношений    собственности    на   медицинские,
санаторно-курортные ресурсы и реабилитационные технологии;

     регулирование отношений       в       сфере       обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия   на  железнодорожном
транспорте;

     регулирование информационного доступа к единой информационной
системе в рамках согласованной деятельности;

     обеспечение высокого       качества       медицинского      и
санаторно-курортного лечения и реабилитации;

     защита авторских прав субъектов на изобретения (инновации) на
основе международного права.

     Важнейшими направлениями    в    области    совершенствования
законодательства  в  сфере   медицинского,   санаторно-курортного,
реабилитационного  и  санитарно-противоэпидемического  обеспечения
для  государств-участников   Содружества   является   участие   их
представителей   в   работе  международных  организаций,  а  также
организация обмена правовой информацией между ними.

      6. Формирование, поддержка и использование медицинских
   и санаторно-курортных ресурсов железнодорожных администраций
                государств-участников Содружества

     Совместное использование    национальных    медицинских     и
санаторно-курортных   ресурсов  осуществляется  в  соответствии  с
договорами между железнодорожными администрациями.  Для реализации
этой   цели   следует   создать  взаимовыгодные  условия  как  для
зарубежных пользователей на доступ к  этим  ресурсам,  так  и  для
стороны, представляющей эти услуги.

     При организации  доступа  к медицинским и санаторно-курортным
ресурсам,    находящимся    под    управлением     железнодорожных
администраций,  а  также  по  другим направлениям сотрудничества в
социальной сфере будут предложены  новые  подходы,  основанные  на
направлении для лечения и оздоровления работников железнодорожного
транспорта,  членов  их   семей   и   ветеранов   железнодорожного
транспорта, а также на взаимовыгодном обмене информацией.

     На государственном уровне решаются вопросы:

     законодательного регламентирования    процедур    доступа   к
медицинским и санаторно-курортным ресурсам;

     прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей
медицинских и санаторно-курортных ресурсов;

     обеспечения устойчивости     и    надежности    медицинского,
санаторно-курортного и реабилитационного обслуживания.

      7. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения
        процессов санаторно-курортного и реабилитационного
            обеспечения железнодорожных администраций
                государств-участников Содружества

     Государства-участники Содружества осуществляют мероприятия по
развитию сектора медицинского и санаторно-курортного  обеспечения,
услуг  реабилитации  и  обеспечивают  благоприятную обстановку для
осуществления этих процессов в тех случаях, когда это имеет важное
значение  с  точки зрения их интересов и создает новые возможности
для развития сотрудничества  в  соответствии  с  договорами  между
железнодорожными администрациями, межгосударственными договорами и
нормами международного права.

     Для повышения    оперативности     документооборота     между
железнодорожными   администрациями   в   государствах  Содружества
создаются  условия,  позволяющие   решать   проблему   электронной
передачи документов.

     Железнодорожные администрации           государств-участников
Содружества  создают  экономические   и   правовые   условия   для
формирования  механизмов сотрудничества предприятий и организаций,
оказывающих  медицинские  услуги,  а  также  по   реабилитации   и
санаторно-курортному  лечению,  включая  способность предприятий и
организаций  приобретать,  осваивать  и  приспосабливать  к  своим
нуждам   новые   технологии   в   целях   развития   общего  рынка
реабилитационных услуг и санаторно-курортного лечения.

        8. Организационные основы формирования и развития
                 железнодорожного здравоохранения

     Реализация решений  о  формировании единых принципов развития
здравоохранения государств-участников  Содружества  осуществляется
на  основе  пакета  существующих и разрабатываемых договоров между
железнодорожными администрациями, которые обеспечивают организацию
и правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения.

     Организационное обеспечение    взаимодействия    организаций,
ответственных за формирование  единых  принципов  железнодорожного
здравоохранения    осуществляет    Комиссия    по   взаимодействию
железнодорожных администраций в области здравоохранения  совместно
с     Дирекцией     Совета    по    железнодорожному    транспорту
государств-участников Содружества.

     Задача создания системы железнодорожного здравоохранения  как
составной    части    единых    принципов   национальной   системы
здравоохранения   государств-участников    Содружества    решается
соответствующими   органами  железнодорожных  администраций.  Свою
работу они проводят,  руководствуясь с принятыми решениями  Совета
глав  правительств  Содружества Независимых Государств,  Совета по
железнодорожному транспорту  государств-участников Содружества,  а
также данной Концепцией.

        9. Этапы формирования и развития единых принципов
                 железнодорожного здравоохранения

     Формирование и    развитие    единых    принципов    развития
железнодорожного     здравоохранения    Содружества    Независимых
Государств является масштабной и  сложной  задачей,  требующей  от
государств-участников  Содружества  координации  усилий в процессе
решения  широкого   круга   нормативно-правовых,   технических   и
финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.

     В укрупненном  виде  стратегия  деятельности  по формированию
единых принципов железнодорожного здравоохранения должна  включать
следующие два основных этапа.

     Первый этап: 2005 - 2007 гг.

     На первом  этапе планируется осуществить проработку правовых,
технических и организационных  вопросов  взаимодействия  в  рамках
создания   единых   принципов   железнодорожного  здравоохранения.
Результаты  этой  работы   должны   быть   представлены   в   виде
перспективного   плана  подготовки  документов  и  мероприятий  по
реализации  Концепции,  согласованного  на  уровне   руководителей
железнодорожных администраций.

     Планируется согласование механизма поддержки единых принципов
сотрудничества на  уровне  железнодорожных  администраций,  прямых
связей  субъектов хозяйственной деятельности государств-участников
Содружества.

     Второй этап: 2007 - 2010 гг.

     На втором  этапе  предполагается  обеспечить  широкий  доступ
работников   железнодорожного   транспорта,   членов  их  семей  и
ветеранов   железнодорожного   транспорта    государств-участников
Содружества  к  национальным  ведомственным медицинским ресурсам в
согласованных сферах.

     Продолжатся работы  по  углублению  взаимодействия  в  рамках
единых   принципов  оказания  медицинской  помощи,  обеспечивающих
постоянное развитие межгосударственных контактов по  согласованным
сферам деятельности.

     Предполагается создание правовых, экономических и технических
условий для межотраслевого взаимодействия с целью создания  единых
принципов развития железнодорожного здравоохранения в государствах
Содружества.

     В основном   будут   согласованы   механизмы    осуществления
межгосударственного  обмена  и контактов в рамках единых принципов
развития железнодорожного здравоохранения.

     Конкретное содержание         совместных          мероприятий
государств-участников Содружества по формированию единых принципов
оказания  медицинской  помощи  будет  определяться  интересами   и
приоритетами  железнодорожных  администраций,  решениями Совета по
железнодорожному транспорту  государств-участников  Содружества  и
отражаться в совместных программах и проектах,  согласовываемых на
многосторонней и двусторонней основе.

         10. Финансово-экономические аспекты формирования
             и обеспечения единых принципов развития
                 железнодорожного здравоохранения

     Для достижения целей формирования единых  принципов  развития
железнодорожного  здравоохранения  необходимы  значительные объемы
финансирования.

     Источниками финансирования могут быть:

     средства бюджетов  органов   железнодорожных   администраций,
предназначенных  на  развитие  национальных  структур  отраслевого
здравоохранения;

     средства негосударственных     организаций,      коммерческих
структур, общественных фондов и т.п.

                            Заключение

     Межгосударственное сотрудничество   в   сфере  ведомственного
здравоохранения достаточно динамично.

     Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее
договорах  в этой области именно сейчас начинает работать и служит
достаточной    нормативно-правовой    базой    для     налаживания
сотрудничества   и  принятия  конкретных  практических  решений  в
государствах Содружества.

     Концепция взаимодействия  железнодорожных   администраций   в
области  здравоохранения  явится  основой  формирования  программы
сотрудничества  железнодорожных  администраций  в  сфере  оказания
медицинской  помощи  и  будет  осуществляться  через  национальные
программы и целевые программы сотрудничества в  рамках  Совета  по
железнодорожному  транспорту  государств-участников  Содружества в
целях развития железнодорожного здравоохранения.