Решение 
                      Экономического совета 
                Содружества Независимых Государств 
           о деятельности Межправительственного совета 
          по сотрудничеству в строительной деятельности 
 
                   (Москва, 30 марта 2007 года) 
 
 
     Экономический совет Содружества Независимых Государств 
 
     решил: 
 
     1. Одобрить   Доклад   о  деятельности  Межправительственного 
совета по    сотрудничеству    в    строительной     деятельности, 
подготовленный указанным   Советом   совместно   с  Исполнительным 
комитетом СНГ и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам. 
 
     2. Рекомендовать   Межправительственному   совету    обратить 
первоочередное внимание на решение следующих задач: 
 
     разработка приоритетных     межгосударственных    документов, 
направленных на реализацию  Градостроительной  хартии  Содружества 
Независимых Государств ( 997_341 ) от 4 июня 1999 года; 
 
     организация подготовки  и  переподготовки  кадров  в  области 
архитектуры,  строительства и жилищно-коммунального  хозяйства,  в 
том  числе  с  использованием  возможностей  постоянно действующих 
международных  семинаров  по  изучению  опыта  развития  жилищного 
строительства,   проектирования   строительства,  реконструкции  и 
эксплуатации жилья и объектов социальной сферы. 
 
                                                         (Подписи) 
 
 
                      ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ 
                СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 
 
                    МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ СОВЕТ 
          ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
                              ДОКЛАД 
               О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО 
       СОВЕТА ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
     Экономический подъем в  любой  стране  сопровождается  ростом 
строительства    жилья,    объектов   социального   назначения   и 
производственной сферы. 
 
     В январе-августе 2006 года  по  сравнению  с  соответствующим 
периодом  предыдущего  года  объем инвестиций в основной капитал в 
государствах Содружества  увеличился,  как  и   в   январе-августе 
2005 года,  в  среднем  на 13%;  общей площади жилых домов введено 
больше на 12% (на 10%). 
 
     Прогнозные оценки     Межгосударственного     статистического 
комитета СНГ   темпов   роста   инвестиций   в   основной  капитал 
государств-участников СНГ на 2007 год свидетельствуют о постоянной 
тенденции к росту. 
 
     Строительство является   одной   из  важнейших  сфер  периода 
экономического реформирования.   Сложно    переоценить    значение 
строительной отрасли, которая коренным образом влияет не только на 
развитие экономической ситуации,  но и на  социальное,  культурное 
развитие государств и регионов, уровень жизни населения. 
 
     При всей  значимости  других отраслей экономики строительство 
является одной из  основных  отраслей,  что  обусловливает  особое 
внимание к   ней.   Большая   заслуга  руководителей  строительных 
отраслей, предприятий и организаций в том,  что в  тяжелый  период 
экономического спада  они  сумели  сохранить коллективы,  технику, 
специалистов. 
 
     Путь к  повышению   эффективности   и   конкурентоспособности 
строителей государств Содружества на внутреннем и внешнем рынках в 
рыночных условиях лежит в развитии нормативной базы,  формировании 
конкурентной среды,  широком развитии системы подрядных конкурсов, 
укреплении и совершенствовании договорной дисциплины, повсеместном 
применении работ и продукции на основе международных стандартов. 
 
     Для выработки  согласованной политики,  объединения усилий по 
стабилизации и дальнейшему развитию  строительства  и  координации 
деятельности    строительных    комплексов    главы   правительств 
государств-участников Содружества в 1994 году подписали Соглашение 
о сотрудничестве  в  строительной  деятельности  (  997_391  ),  в 
соответствии с  которым  создан  Межправительственный   совет   по 
сотрудничеству в строительной деятельности (далее - Совет). 
 
     Основной целью    созданного    Совета    является   развитие 
сотрудничества в строительной деятельности, под которой понимается 
выполнение инженерных изысканий в строительстве,  проектных работ, 
включая разработку градостроительной  документации,  архитектурная 
деятельность и  выполнение  строительно-монтажных  работ,  а также 
производство  строительных  материалов,  изделий  и   конструкций, 
изготовление   строительных   и   дорожных   машин   и   различной 
строительной техники    в    интересах    участников    Соглашения 
( 997_391 ). 
 
     К функциям Совета отнесены: 
 
     - согласование  и  совместная  реализация межгосударственного 
сотрудничества в строительной деятельности по  наиболее  важным  и 
актуальным направлениям; 
 
     - выработка  рекомендаций  по  сближению  законодательства  в 
строительной деятельности участников Соглашения ( 997_391 ); 
 
     - определение   основных   направлений   совместных   научных 
исследований и  межгосударственных  научно-технических  программ и 
проектов; 
 
     - разработка  и  контроль  за  ходом  реализации   совместных 
программ  и  проектов,  а  также  разработка  прогнозов развития и 
размещения промышленности строительных материалов  и  производства 
конструкций и изделий, строительного и дорожного машиностроения; 
 
     - содействие    созданию    совместных   предприятий,   фирм, 
акционерных обществ в строительстве,  промышленности  строительных 
материалов, строительном и дорожном машиностроении; 
 
     - оказание    содействия    формированию   межгосударственных 
инвестиционного,  подрядного и проектного рынков, а также развитию 
их инфраструктуры; 
 
     - осуществление   согласованной   деятельности   в   вопросах 
технического  нормирования,  стандартизации   и   сертификации   с 
последующим   сближением   нормативной   базы   в  соответствии  с 
международными требованиями; 
 
     - согласование  методологического   обеспечения   организации 
проектирования,    деятельности   государственного   строительного 
надзора, экспертизы, ценообразования в строительстве, нормирования 
расхода  материальных  ресурсов,  тарификации  строительных работ, 
нормирования и охраны труда; 
 
     - взаимодействие  в   вопросах   организации   лицензирования 
строительной деятельности, сертификации продукции; 
 
     - содействие    в    разработке    программ    подготовки   и 
переподготовки  кадров  строительных  комплексов  для   работы   в 
условиях рыночной экономики; 
 
     - организация взаимопомощи при ликвидации последствий крупных 
аварий и стихийных бедствий. 
 
     Первое заседание Совета состоялось  8  декабря  1994  года  в 
г. Минске.  Заседания  также  проходили  в  Российской  Федерации, 
Республике Беларусь по четыре раза,  Республике Молдова -  три,  в 
Республике Армения,  Республике Казахстан,  Кыргызской Республике, 
Республике Таджикистан  и  Украине  -  по   два,   Азербайджанской 
Республике и Грузии - по одному разу. 
 
     На заседании  Совета  заслушиваются  и обсуждаются актуальные 
вопросы строительной    деятельности    и    жилищно-коммунального 
хозяйства государств-участников  СНГ.  Широкий  перечень вопросов, 
рассмотренных в рамках повесток дня заседаний в период с  1994  по 
2006 год, приведен в Приложении. 
 
     Заседания Совета,  по  сути,  являются  значимыми событиями в 
деятельности соответствующих национальных  органов  управления  по 
строительству и  жилищно-коммунальному хозяйству.  Рассматриваемые 
вопросы позволяют аккумулировать  и  использовать  в  практической 
работе весь   приобретенный   государствами   Содружества  опыт  в 
организации строительной деятельности,  избежать многих  ошибок  и 
просчетов,  сэкономить  средства  для решения многих технических и 
экономических вопросов,  не допускать параллельной разработки ряда 
научных и прикладных задач. 
 
     В рамках  Совета при непосредственном и активном участии всех 
его членов разработаны и затем подписаны на заседаниях Совета глав 
правительств    Содружества   Независимых   Государств   следующие 
документы: 
 
     1. Соглашение о взаимном признании лицензий на  осуществление 
строительной   деятельности,   выдаваемых  лицензионными  органами 
государств-участников Содружества      Независимых      Государств 
( 997_020 ), от 27 марта 1997 года. 
 
     Данное Соглашение  (  997_020  )  регулирует  взаимоотношение 
сторон  по   взаимному   признанию   лицензий   на   осуществление 
строительной  деятельности,  в  том числе определяет терминологию, 
срок действия лицензий, размер оплаты. 
 
     2. Соглашение  о   межгосударственной   экспертизе   проектов 
строительства,     представляющих     взаимный     интерес     для 
государств-участников Содружества      Независимых      Государств 
( 997_180 ), от 13 января 1999 года. 
 
     Соглашение (   997_180  )  упорядочило  вопрос  строительства 
объектов,  которые  представляют   взаимный   интерес   для   двух 
государств   и   более;   приграничных  объектов,  сооружаемых  на 
территории одного из государств, расчетная зона влияния которых на 
окружающую   среду  пересекает  границы  сопредельных  государств; 
линейно-протяженных объектов,  прохождение которых планируется  по 
территории  двух  государств  и  более,  объектов,  сооружаемых на 
средства инвесторов двух государств и  более,  а  также  объектов, 
сооружаемых  одним  государством на средства одного или нескольких 
государств. 
 
     В рамках   Соглашения   Комиссией    по    межгосударственной 
экспертизе    проектов    Совета    проведена   межгосударственная 
экспертиза: 
 
     - по обоснованию инвестиций в  реконструкцию  и  модернизацию 
нефтепровода Атырау - Самара (Казахстан - Россия); 
 
     - проекта  "Радиоастрономическая  обсерватория РТ-70 на плато 
Суффа Республики Узбекистан"; 
 
     - технико-экономического  обоснования  создания  космического 
ракетного комплекса "Байтарек" на космодроме "Байконур" Республики 
Казахстан; 
 
     - рабочего проекта "Реконструкция и усиление здания школы N 6 
в г. Гюмри Республики Армения". 
 
     В 2006  году  межгосударственная  экспертиза  проводилась  по 
следующим объектам Республики Армения: 
 
     - расширение и реконструкция Государственного педагогического 
института г. Гюмри; 
 
     - восстановление трех русских церквей на территории г. Гюмри; 
 
     - строительство  спортивного  зала  школы  N  19 Министерства 
обороны Российской Федерации в г. Гюмри; 
 
     - строительство  незавершенного  72-квартирного  жилого  дома 
Министерства обороны Российской Федерации в г. Гюмри; 
 
     - расширение больничного комплекса в п. Ахурян. 
 
     3. Градостроительная     хартия    Содружества    Независимых 
Государств ( 997_341 ) от 4 июня  1999  года,  определившая  цели, 
приоритеты,    основные   направления   совместных   действий   по 
устойчивому пространственному  планированию  и  градостроительному 
развитию территорий сопредельных государств. 
 
     Этот межгосударственный    документ    служит   основой   для 
расширения  дальнейшего   взаимовыгодного   сотрудничества   между 
заинтересованными   организациями   СНГ   в   области  управления, 
планирования  и  обустройства   территорий,   взаимосогласованного 
развития приграничных регионов, в том числе по вопросам окружающей 
среды,  взаимоувязанного развития зон транспортно-коммуникационных 
коридоров;  внедрению  современных  информационных  технологий при 
разработке  генеральных,  зональных  планов;  подготовки  научных, 
проектных  и  педагогических  кадров  в строительной деятельности, 
других направлениях. 
 
     Самую активную роль в этом  направлении  играет  Министерство 
архитектуры   и   строительства  Республики  Беларусь,  являющееся 
штаб-квартирой Комиссии по градостроительству Совета. 
 
     Проведен ряд мероприятий  по  выполнению  основных  положений 
Градостроительной хартии СНГ ( 997_341 ): разработана и утверждена 
Решением N  9   двенадцатого   заседания   Совета   (г.   Душанбе, 
июнь 2000   года)   Программа  деятельности  национальных  органов 
управления в области строительства и градостроительства стран  СНГ 
по реализации  Градостроительной  хартии  СНГ,  в  соответствии  с 
которой определены  ответственные  исполнители  межгосударственных 
документов. 
 
     В рамках   выполнения  обязательств  Белорусской  Стороной  с 
учетом  предложений   заинтересованных   организаций   Содружества 
начиная с 2001 года разработаны: 
 
     - Концепция  экологической реконструкции населенных пунктов и 
территорий  государств  Содружества  в   связи   с   переходом   к 
устойчивому развитию; 
 
     - проект  Соглашения  о системе подготовки и переподготовки в 
государствах Содружества специалистов органов управления, научных, 
проектных   и  педагогических  кадров  в  сфере  градостроительной 
деятельности; 
 
     - проект   Комплексной   научно-технической   программы    по 
приоритетным направлениям градостроительной деятельности; 
 
     - проект    Перечня   головных   (ведущих)   национальных   и 
межгосударственных научно-исследовательских,  проектных и  учебных 
организаций  в  сфере  градостроительной деятельности,  создания и 
ведения  государственного  градостроительного  и  территориального 
кадастров в государствах Содружества; 
 
     - проект  Соглашения  о  разработке  и  порядке  согласования 
представляющих   взаимный   интерес   программ   и   проектов   по 
строительству    отдельных    объектов    (комплексов),   развитию 
приграничных территорий (регионов) и  зон  влияния  трансграничных 
транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества. 
 
     Документы подготовлены   Комиссией   по   градостроительству, 
возглавляемой  заместителем  министра   Республики   Беларусь,   и 
согласованы   в   национальных   органах   управления   в  области 
архитектуры,       строительства       и        градостроительства 
государств-участников СНГ. 
 
     В 2003  году издан Перечень головных (ведущих) национальных и 
межгосударственных научно-исследовательских,  проектных и  учебных 
организаций  в  сфере  градостроительной деятельности,  создания и 
ведения  государственного  градостроительного  и  территориального 
кадастров в государствах Содружества. 
 
     В целях  практической реализации Градостроительной хартии СНГ 
( 997_341 ) национальным органам управления в области архитектуры, 
строительства  и  градостроительства  государств-участников  СНГ в 
перспективе  потребуется  приложить   дополнительные   усилия   по 
обеспечению  разработки  межгосударственных  документов  с  учетом 
актуальности  проблем,  стоящих  перед  строительными  комплексами 
государств-участников СНГ. 
 
     Эффективным механизмом  Совета  стала  работа  13  профильных 
комиссий, созданных   по   различным   направлениям   строительной 
деятельности.  В  процессе  непосредственного общения специалисты, 
объединяя  усилия  и  накопленный  опыт,  отрабатывают  общие  для 
государств   Содружества   вопросы   с   учетом  всестороннего  их 
рассмотрения. 
 
     Существенное значение для  строительных  отраслей  государств 
Содружества имеет обмен научно-технической информацией, проектными 
и  конструкторскими  наработками,  опытом  создания  и  реализации 
научно-технических  и  социально-экономических программ.  Наиболее 
значимые  профильные  комиссии  наработали   ценный   практический 
материал, востребованный в государствах Содружества. 
 
     Межгосударственная научно-техническая       комиссия       по 
стандартизации,  техническому  нормированию   и   сертификации   в 
строительстве  (МНТКС),  образованная  в  соответствии  с Решением 
совещания  руководителей   органов   государственного   управления 
строительством стран   СНГ   (   997_275   )  в  июне  1992  года, 
осуществляет свою работу при  Совете  и  одновременно  работает  в 
рамках Межправительственного совета по стандартизации,  метрологии 
и   сертификации,   где   ей   предоставлено    право    принимать 
соответствующие документы в области строительства. 
 
     Основной задачей  МНТКС  является создание межгосударственной 
нормативной базы по строительству в государствах-участниках СНГ  и 
организация  разработки  нормативных  документов  по  приоритетным 
направлениям стандартизации   и   технического   нормирования    в 
строительстве.   Работы,   проводимые  МНТКС,  позволяют  ускорить 
создание в  государствах  национальных   систем   нормирования   и 
стандартизации  в  строительстве,  сосредоточить научный потенциал 
государств-участников СНГ и повысить в  целом  эффективность  этой 
работы. 
 
     За время  своей работы МНТКС к началу 2006 года разработала и 
приняла 233 нормативных документа: межгосударственные строительные 
нормы   (МСН)   -   23,   межгосударственные   своды   правил   по 
проектированию и  строительству  (МСП)  -  12,  межгосударственные 
стандарты  в  области  строительства  (ГОСТ)  -  198,  а  также 92 
изменения. 
 
     Среди разработанных  и  принятых  нормативных  документов   - 
основополагающие  строительные  нормы  по  пожарной  безопасности, 
опасным геофизическим воздействиям,  вопросам  энергосбережения  в 
зданиях,   естественному   и  искусственному  освещению,  железным 
дорогам,     железнодорожным     и     автодорожным      тоннелям. 
Межгосударственные  стандарты  разработаны  в  первую  очередь  на 
методы испытаний конструкций и строительных материалов, а также на 
наиболее   массовые   виды   строительных  изделий  и  материалов, 
эксплуатационные характеристики зданий. 
 
     24-25 мая 2006 года МНТКС провела 29  заседание,  на  котором 
рассмотрен План   работ  по  межгосударственной  стандартизации  и 
техническому нормированию  на  2006  год.   Планом   предусмотрена 
разработка типовой  структуры  общего  технического регламента,  а 
также межгосударственных нормативных документов. 
 
     Комиссией по энергосбережению в строительстве, стройиндустрии 
и жилищно-коммунальному   хозяйству   (КЭС)   в   2004-2005  годах 
проводилась последовательная   работа   по   реализации   политики 
энергосбережения в строительной отрасли. 
 
     В соответствии  с планом работ КЭС головными исполнителями от 
государств-участников СНГ  обобщен  и  проанализирован   имеющийся 
опыт, подготовлены и представлены на рассмотрение Совета отчеты по 
выполнению энергосберегающих программ и проектов. 
 
     Государственный комитет    строительства    и     архитектуры 
Азербайджанской Республики: 
 
     - расширение законодательной базы в области энергосбережения; 
 
     - внедрение поквартальных систем отопления; 
 
     - повсеместное   внедрение   приборов   адресного   учета   и 
регулирования энергетических и водных ресурсов; 
 
     - реализация  государственной  программы   по   использованию 
альтернативных  -  возобновляемых  источников  энергии  на  период 
2005-2013 годы. 
 
     Министерство градостроительства Республики Армения: 
 
     - расширение  перечня  нормативных   документов   в   области 
экономии энергоресурсов; 
 
     - предложения   по   принятию   концептуального   подхода  по 
восстановлению и развитию централизованного теплоснабжения  жилого 
фонда; 
 
     - реализация Национальной программы по энергосбережению. 
 
     Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь: 
 
     - реализация    пятилетней    и    ежегодной    программ   по 
энергосбережению; 
 
     - внедрение  научно-исследовательских  работ  в  строительные 
технологии; 
 
     - введение    новых    нормативных   документов   в   области 
энергосбережения; 
 
     - внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серий 9000 
и систем  управления  окружающей  средой  на  базе  стандартов ИСО 
серии 14000. 
 
     Комитет по  делам   строительства   и   жилищно-коммунального 
хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан: 
 
     - расширение нормативной базы; 
 
     - создание  новых  производственных мощностей по производству 
теплоизоляционных и стеновых материалов. 
 
     Федеральное агентство        по        строительству        и 
жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации: 
 
     - активизация административно-нормативных мер; 
 
     - совершенствование правил учета и контроля энергоресурсов; 
 
     - создание  системы  экономического  стимулирования в области 
энергосбережения; 
 
     - реализация  Подпрограммы  "Реформирование  и   модернизация 
жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации ФЦП "Жилище" 
на 2002-2010 годы". 
 
     Государственный комитет    строительства    и     архитектуры 
Республики Таджикистан: 
 
     - создание нормативной базы энергосбережения; 
 
     - широкое   использование   энергии   солнца  в  производстве 
энергоемкой продукции,  при строительстве жилья  для  отопления  и 
горячего водоснабжения. 
 
     Комиссии по совершенствованию систем качества в строительстве 
в соответствии   с   утвержденным   Советом   планом   работ    на 
2006-2007 годы предстоит: 
 
     - разработать   межгосударственные   строительные  нормы  МСН 
"Проведение экспертизы проектов, нормативных документов"; 
 
     - разработать межгосударственные своды  правил  МСП  "Порядок 
поставки на рынок строительной продукции"; 
 
     - разработать  МСП "Положения о порядке деятельности Комиссии 
по техническому освидетельствованию новой строительной  продукции, 
снаряжения и процессов"; 
 
     - разработать    МСП    "Правила    разработки   технического 
освидетельствования новой  строительной  продукции,  снаряжения  и 
процессов"; 
 
     - ознакомиться  с  опытом  работы органов контроля качества в 
строительстве  государств-участников  СНГ:  Республика   Беларусь, 
Республика Казахстан, Российская Федерация; 
 
     - провести  семинары по изучению современных методов контроля 
качества в строительстве. 
 
     Комиссия по   сейсмостойкому   строительству   и   уменьшению 
природно-техногенных  последствий  по поручению Совета выполнила и 
выполняет следующие работы: 
 
     - конкретизация  МСП  "Предотвращение  аварийных  ситуаций  в 
строительстве"     ("сейсмонадежность")    путем    первоочередной 
разработки  и  распространения   в   государствах-участниках   СНГ 
нормативного    документа   по   предотвращению   прогрессирующего 
обрушения строительных сооружений; 
 
     - конкретизация    МСП    "СейсмоПолис",     разработка     и 
распространение  в  государствах-участниках СНГ (кроме Белоруссии) 
Альбома эталонных технических решений и строительных технологий по 
сейсмоусилению зданий массовый застройки; 
 
     - разработка  на  примере  г.  Тбилиси  эталонного проекта по 
проблеме   превентивной   надежности   (сохранности)    памятников 
зодчества; 
 
     - организация   постоянно   действующей   (1-2  раза  в  год) 
школы-семинара по подготовке,  повышению квалификации специалистов 
государств-участников  СНГ  в области строительства и эксплуатации 
зданий и сооружений в  условиях  сложных  и  опасных  природных  и 
техногенных воздействий; 
 
     - формирование  Коллегии  экспертов международного класса (по 
результатам подготовки и сертификации экспертов)  для  инженерного 
обследования    и   анализа   строительных   аварий,   последствий 
террористических актов, природно-техногенных и социальных бедствий 
крупного   масштаба   и   рекомендаций  для  ликвидации  возникших 
чрезвычайных ситуаций  и  превентивной  безопасности  строительных 
сооружений; 
 
     - подготовка   и   передача   на   рассмотрение/внедрение   в 
государствах-участниках    СНГ    на    правах    МСН    следующих 
нормативно-технических документов: 
 
     проект ГОСТ "шкала для измерения бедствий", 
 
     проект межгосударственного      стандарта      "Классификация 
(сейсмической) уязвимости строительных сооружений", 
 
     СНиП "Реконструкция,  восстановление  и  усиление  зданий   и 
сооружений"; 
 
     - организация      национальных     ассоциаций/обществ     по 
сейсмостойкому  строительству   и   оформление   их   членства   в 
Европейской   (ЕАС)   и   Международной   (МАСС)   ассоциациях  по 
сейсмостойкому строительству. 
 
     За время   существования   Комиссии   по   межгосударственной 
экспертизе проектов Межправительственного совета по сотрудничеству 
в строительной деятельности состоялось 10  заседаний,  на  которых 
были рассмотрены и приняты следующие документы: 
 
     1. Положение  о  Комиссии  по  межгосударственной  экспертизе 
проектов; 
 
     2. Соглашение  о   межгосударственной   экспертизе   проектов 
строительства,     представляющих     взаимный     интерес     для 
государств-участников СНГ; 
 
     3. Положение  о  межгосударственной  экспертной   группе   по 
рассмотрению   проектов   строительства,  представляющих  взаимный 
интерес для государств-участников СНГ; 
 
     4. Основные  требования  по  составу  и  содержанию  сводного 
заключения межгосударственной экспертизы; 
 
     5. Межгосударственная    инструкция    о   составе,   порядке 
разработки,  согласования  и  утверждения  проектной  документации 
строительства    зданий,    сооружений    и    их   комплексов   в 
государствах-участниках СНГ. 
 
     Кроме того,  на  заседании  Комиссии  обсуждались   следующие 
вопросы: 
 
     1. О   необходимости  создания  банка  данных  нормативных  и 
методических документов в области проектирования и  строительства, 
используемых  при  экспертизе  проектов  в каждой стране,  а также 
накопление  и  систематизация  фонда  экспертных   заключений   по 
объектам,  представляющим  взаимный  интерес  при  помощи  системы 
информационного обеспечения органов экспертизы. 
 
     2. О целесообразности сопоставления национальных нормативов с 
российскими   и   создание   банка   данных  нормативных  правовых 
документов в области экспертизы государств-участников СНГ. 
 
     3. О необходимости разработки  межгосударственного  документа 
(конвенции)   о  государственной  экспертизе  градостроительной  и 
проектной документации в государствах-участниках СНГ. 
 
     4. О целесообразности принятия к  сведению  Перечня  основных 
нормативных  документов  Российской  Федерации,  используемых  при 
экспертизе  проектов  строительства   объектов   производственного 
назначения. 
 
     5. О  целесообразности  использования  в  практической работе 
экспертными  организациями  государств   СНГ,   представленных   в 
Комиссии,  межгосударственных строительных стандартов, приведенных 
в   Перечне   межгосударственных    нормативных    документов    в 
строительстве,   разработанных   и   принятых   Межгосударственной 
научно-технической  комиссией  по   стандартизации,   техническому 
нормированию и сертификации в строительстве и др. 
 
     На XX заседании Совета, состоявшемся 29-30 сентября 2004 года 
в Москве,  подписано межведомственное Соглашение о  взаимодействии 
органов     государственного     управления    по    строительству 
государств-участников СНГ при восстановлении зданий и  сооружений, 
пострадавших    от    стихийных   бедствий.   Данным   Соглашением 
предусмотрены  специальные  меры   взаимопомощи   между   органами 
государственного управления по строительству государств-участников 
СНГ при возникновении стихийных бедствий. 
 
     Члены Совета: 
 
     - оказывают помощь в оценке ущерба; 
 
     - разрабатывают особый порядок финансирования; 
 
     - оказывают  содействие  в  разработке  упрощенного   порядка 
предпроектной   и   проектной   стадии   строительства,   а  также 
упрощенного  порядка  проведения  конкурса  на   строительство   и 
восстановление жилья, пострадавшего от стихийных бедствий; 
 
     - обмениваются    информацией    о    практике    ограничения 
строительства и освоении территорий в зонах повышенного риска; 
 
     - сотрудничают   в   решении   вопросов   внедрения   системы 
страхования  жилья  и  инженерной  инфраструктуры для оперативного 
привлечения финансовых ресурсов; 
 
     - разрабатывают проекты комплектов  быстровозводимого  жилья, 
отвечающего   требованиям   действующих   строительных   норм   по 
долговечности,  сейсмостойкости,  энергоэффективности,  комфорту и 
соответствующего    климатическим,    геологическим    и    другим 
особенностям региона строительства. 
 
     В соответствии  с  Решением  N  8  XXII   заседания   Совета, 
состоявшегося 17-18  октября  2005  года  в г.  Душанбе,  проведен 
I Международный  конкурс  на  лучшую  строительную   и   проектную 
организацию,  предприятие строительных материалов и стройиндустрии 
за 2005 год.  Утверждено Положение о проведении конкурса.  Конкурс 
проводился    в   целях   выявления,   поощрения,   пропаганды   и 
распространения передового опыта,  наиболее эффективно  работающих 
предприятий      и     организаций     строительных     комплексов 
государств-участников СНГ. 
 
     На предложение  об  участии  в  конкурсе   откликнулись   157 
организаций  и  предприятий  из Азербайджана,  Армении,  Беларуси, 
Казахстана,  Молдовы,  России  и  Таджикистана.   Среди   них   89 
строительных организаций, 48 предприятий строительных материалов и 
стройиндустрии и 22 проектные организации. 
 
     Для решения  организационных  вопросов  по  ходу   проведения 
конкурса  и  подведения  его  итогов был сформирован оргкомитет из 
представителей  Азербайджана,   Армении,   Беларуси,   Казахстана, 
Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана. 
 
     Итоги конкурса  подводились  среди  предприятий и организаций 
всех  форм  собственности,   различного   организационно-правового 
статуса  и  ведомственной  принадлежности  по основным показателям 
деятельности в соответствии с утвержденным Положением о  конкурсе, 
дифференцированно по трем группам предприятий: 
 
     первая - строительные предприятия и организации; 
 
     вторая -     предприятия     строительных     материалов    и 
стройиндустрии; 
 
     третья - проектные организации. 
 
     Методика оценки эффективности  работы  предприятий  по  сумме 
всех  критериев их деятельности утверждена по аналогии с методикой 
российских конкурсов. 
 
     При подведении итогов выявлены победители конкурса: по первой 
группе  -  31  предприятие;  по  второй  -  10;  по  третьей  - 10 
организаций.  Всего  -  51  предприятие  и  организация:   36   из 
Российской Федерации,  6 из Беларуси,  3 из Таджикистана,  по 2 из 
Армении и Молдовы, по 1 из Казахстана и Азербайджана. 
 
     Все предприятия-победители конкурса являются ведущими в своей 
области  деятельности,  неоднократными победителями региональных и 
республиканских конкурсов за достижение  высокой  эффективности  и 
конкурентоспособности за предыдущие годы. 
 
     Организации и    предприятия,    награжденные   дипломами   и 
сертификатами конкурса: 
 
     - могут  использовать  символы,  полученные  ими  дипломы   и 
сертификаты в своих рекламных целях; 
 
     - участники  конкурса,  награжденные дипломами в течение трех 
лет,  рекомендуются Советом  для  получения  подряда  строительных 
работ в государствах-участниках СНГ. 
 
     Награждение победителей  конкурса  рекомендовалось провести в 
торжественной обстановке  накануне  Дня  строителя  руководителями 
министерств  и  госкомитетов  строительства  государств-участников 
СНГ.  Результаты конкурса со списками его победителей опубликованы 
в  журнале  "Бюллетень строительной техники",  отраслевых печатных 
органах  государств-участников  СНГ,  других  средствах   массовой 
информации.  Информация  о предприятиях-победителях конкурса будет 
опубликована   в   "Золотой   книге    строительных    организаций 
(предприятий) стран-участников СНГ". 
 
     Последнее в    2006    году    очередное    XXIII   заседание 
Межправительственного  совета  по  сотрудничеству  в  строительной 
деятельности состоялось 9 июля 2006 года в г. Минске. На заседании 
Совета присутствовали руководители национальных органов управления 
строительством   из  Азербайджана,  Армении,  Грузии,  Казахстана, 
Молдовы,   России,   Таджикистана,    Узбекистана    и    Украины. 
Председателем  Совета  избран  министр архитектуры и строительства 
Республики Беларусь Селезнев А.И.  На заседании обсуждены  вопросы 
повестки   дня   и   приняты   решения,  определяющие  направления 
дальнейшей работы Совета  и  конкретные  меры  по  реализации  уже 
достигнутых договоренностей. 
 
     Официальным печатным  органом Межправительственного совета по 
сотрудничеству в строительной деятельности является  журнал  "БСТ" 
(Бюллетень    строительной   техники),   организующий   публикацию 
материалов заседаний Совета; новых, передовых методов производства 
строительных   работ;   изготовления   строительных  материалов  и 
стройиндустрии;  материалов,  касающихся строительной деятельности 
государств-участников СНГ. 
 
     Межправительственным советом по сотрудничеству в строительной 
деятельности  во  главу  угла  ставится  необходимость  работы  на 
перспективу,  которую требуется проводить вместе с профессионалами 
отрасли.  Благодаря  взаимодействию  в  рамках  Совета   лучше   и 
конкретнее  определяются  "болевые"  точки,  присущие строительной 
отрасли в государствах Содружества,  находятся  более  эффективные 
пути  решения  насущных  проблем.  На заседаниях Совета,  встречах 
различного уровня руководители строительных отраслей, предприятий, 
специалисты  государств-участников  СНГ получают концентрированную 
информацию из первых рук о состоянии дел в отрасли, чувствуют ритм 
ее жизни. 
 
 
                                      Приложение 
 
 
                             ВОПРОСЫ, 
            РАССМОТРЕННЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ СОВЕТОМ 
          ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
                 В РАМКАХ ПОВЕСТОК ДНЯ ЗАСЕДАНИЙ 
                   В ПЕРИОД С 1994 ПО 2006 ГОД 
 
     I заседание 8 декабря 1994 года, г. Минск 
 
     1. О   Межправительственном   совете   по   сотрудничеству  в 
строительной деятельности - общая информация. 
 
     2. Утверждение Положения о Секретариате Межправительственного 
совета и назначение руководителя Секретариата Совета. 
 
     3. Формирование Комиссий и вспомогательных органов Совета. 
 
     4. Предложения   по   перечню   важнейших  Межгосударственных 
программ по строительной деятельности и их финансированию. 
 
     II заседание 17-19 мая 1995 года, г. Алма-Ата 
 
     1. Жилищная политика стран СНГ на современном этапе. 
 
     2. Основные направления энергосбережения в строительстве. 
 
     3. Архитектурно-градостроительный надзор и  лицензирование  в 
строительной деятельности стран СНГ. 
 
     III заседание 11-14 октября 1995 года, г. Кишинев 
 
     1. Организация  Кадастровой  системы для градостроительства в 
странах СНГ. 
 
     2. Обеспечение сейсмостойкости зданий и сооружений. 
 
     3. Организация экспертизы проектов  строительства  в  странах 
СНГ. 
 
     IV заседание 16-17 мая 1996 года, г. Киев 
 
     1. Подготовка к международной конференции Хабитат II. 
 
     2. Совершенствование систем качества в строительстве. 
 
     3. Проблемы  территориального  развития  и градостроительного 
планирования в странах СНГ. 
 
     V заседание 16-20 сентября 1996 года, г. Бишкек 
 
     1. МЭК  и  Межправительственный  совет  по  сотрудничеству  в 
строительной деятельности. 
 
     2. О  ходе  работ по созданию Межгосударственных строительных 
норм и стандартов. 
 
     3. Сертификация строительной продукции в странах СНГ. 
 
     VI заседание 24-26 апреля 1997 года, г. Москва 
 
     Концепция жилищной   политики   и   проблемы   финансирования 
жилищного строительства в государствах-участниках СНГ. 
 
     VII заседание 1-2 октября 1997 года, г. Ереван 
 
     1. Концептуальные подходы к вопросу усиления и восстановления 
поврежденных      зданий      и      сооружений       и       опыт 
усилительно-восстановительных работ в странах СНГ. 
 
     2. Концептуальные   подходы   к  ценообразованию  в  рыночных 
условиях строительной деятельности государств Содружества. 
 
     3. Проблемы  возрождения  и  освоения  горных  территорий   в 
странах СНГ. 
 
     4. Об   организации  Межгосударственного  бюро  обмена  места 
жительства и операций с недвижимостью. 
 
     VIII заседание 27-29 мая 1998 года, г. Минск 
 
     1. Опыт    работы     Комиссии     по     градостроительству. 
Градостроительная хартия стран СНГ. 
 
     2. Опыт   реформ   в   жилищной   и   коммунальной  сферах  в 
государствах Содружества Независимых Государств. 
 
     3. О развитии конкурентной среды в строительной деятельности. 
 
     4. Использование   в   жилищном   строительстве    Российской 
Федерации внебюджетных источников финансирования. 
 
     5. О  государственной  политике  стран  Содружества в области 
социального жилья. 
 
     6. О  взаимном  признании  квалификационных  сертификатов   в 
строительстве. 
 
     7. Энергосбережение   в   строительстве  стран  СНГ.  Опыт  и 
перспективы. 
 
     IX заседание 30 сентября - 2 октября 1998 года, г. Тбилиси 
 
     1. Опыт  разработки  и  реализации  государственных   целевых 
программ развития малых и средних городов в условиях экономической 
реформы. 
 
     2. Проблемы реконструкции  жилищного  фонда  первых  массовых 
серий. Опыт и пути их решения в странах СНГ. 
 
     3. Опыт    развития   конкурентной   среды   в   строительной 
деятельности в странах СНГ. 
 
     4. О  состоянии   и   путях   гармонизации   законодательной, 
информационной    и    сметно-нормативной    базы    по   вопросам 
ценообразования в строительстве. 
 
     5. Организация системы учета строящихся жилых домов в странах 
СНГ. 
 
     6. Новая  правовая,  социально-экономическая среда и проблемы 
градостроительства на примере Грузии. 
 
     X заседание 25-28 мая 1999 года, г. Киев 
 
     1. О Концепции устойчивого развития населенных пунктов  стран 
СНГ. 
 
     2. Градостроительное планирование территорий. 
 
     3. О   Градостроительной   хартии   Содружества   Независимых 
Государств ( 997_341 ). 
 
     4. Реформа жилищно-коммунального хозяйства стран СНГ. 
 
     5. О проблемах взаимодействия надзорных ведомств стран СНГ по 
стандартизации,    сертификации    и    аккредитации   в   области 
строительства. 
 
     6. Обустройство   приграничных   территорий   стран   СНГ   и 
финансирования проектных работ по их обустройству. 
 
     7. О работе Комиссий Межправительственного совета. 
 
     8. Проблемы   и   задачи   национальных   органов  управления 
строительной отраслью в связи с вступлением независимых государств 
во Всемирную торговую организацию. 
 
     XI заседание 22-23 сентября 1999 года, г. Кишинев 
 
     1. О  социальной  защите  населения в условиях реформирования 
жилищно-коммунального хозяйства. 
 
     2. Сотрудничество  по  совершенствованию  законодательной   и 
нормативной базы в области проектирования и строительства, а также 
энергоресурсосбережения  в  строительстве  и  жилищно-коммунальном 
хозяйстве стран СНГ. 
 
     3. Проблемы   повышения   сейсмостойкости   зданий,  опыт  их 
решения. 
 
     4. Основные  проблемы  использования   городских   земель   в 
условиях рыночной экономики в странах СНГ. 
 
     5. О   расширении   интеграции  стран  СНГ  в  инвестиционной 
деятельности,  в том числе в развитии материально-технической базы 
строительной отрасли. 
 
     6. Вопросы     организации     сотрудничества     в     сфере 
архитектурно-строительного контроля (инспекции) стран СНГ. 
 
     7. О работе Комиссии по градостроительству. 
 
     XII заседание 7-10 июня 2000 года, г. Душанбе 
 
     1. Об опыте работ по возрождению и освоению горных территорий 
в странах СНГ. 
 
     2. Межгосударственный  лизинг  в  строительной деятельности в 
развитии Конвенции о межгосударственном лизинге СНГ ( 997_179 )  с 
целью подготовки межгосударственных соглашений. 
 
     3. Об опыте проектирования,  усиления объектов,  пострадавших 
от стихийных бедствий и эксплуатируемых зданий с учетом требований 
СНиП. 
 
     4. Адаптация  и  гармонизация  законодательств  стран  СНГ  в 
области  лицензирования  и  совершенствования   работы   надзорных 
органов в целях создания единого рынка строительных услуг. 
 
     5. Выработка    единого    методологического    подхода    по 
совершенствованию сметной нормативной базы  по  ценообразованию  в 
строительстве. 
 
     6. О  защите  интересов  строительных  компаний стран СНГ при 
размещении заказов на основе тендеров. 
 
     7. О направлениях реструктуризации предприятий стройиндустрии 
и  промышленности  строительных материалов и опыте их реализации в 
странах СНГ. 
 
     8. О работе Комиссии  по  жилищной  политике  и  коммунальной 
реформе. 
 
     9. Организация  взаимодействия  государств-участников  СНГ  в 
области создания системы ипотечного жилищного кредитования. 
 
     10. О проблемах и задачах государственных жилищных  инспекций 
стран СНГ. 
 
     11. О   работе   Комиссий   Межправительственного  совета  за 
1999 год и утверждения планов работ на 2000-2001 годы. 
 
     12. Вопросы организации сотрудничества в  области  подготовки 
межправительственных соглашений. Проблемы и перспективы. 
 
     XIII заседание 20-21 сентября 2000 года, г. Баку 
 
     1. О    проблемах   сохранения   исторического   наследия   и 
рационального              использования              сложившегося 
архитектурно-художественного  и социально-культурного потенциала в 
современном градостроительстве. 
 
     2. Определение общих принципов гармонизации нормативной базы, 
регламентирующей    разработку,    согласование,    экспертизу   и 
утверждение проектно-изыскательской документации. 
 
     3. Проблемы жилищного хозяйства на рубеже веков. 
 
     4. Основные направления  государственной  стратегии  развития 
жилищной реформы в 2001-2005 годах и на долгосрочную перспективу. 
 
     5. Состояние  капитального  строительства  в  странах  СНГ  и 
обобщение их опыты. 
 
     6. Законодательное  обеспечение  планирования   и   застройка 
территорий в странах СНГ. 
 
     7. О состоянии работы надзорных органов в строительстве стран 
СНГ и унификация их деятельности. 
 
     8. Методы усиления поврежденных зданий и сооружений. 
 
     9. Вопросы организации сотрудничества  в  области  подготовки 
межправительственных соглашений. 
 
     XIV заседание 13-14 июня 2001 года, г. Астана 
 
     1. Десять   лет  независимости  Казахстана  и  пути  развития 
строительного комплекса. 
 
     2. Современное  состояние  и  проблемы  обновления  жилищного 
фонда в странах СНГ. 
 
     3. Формирование  цен  на  проектные,  изыскательские работы и 
экспертизу проектно-сметной документации.  Разработка  нормативной 
базы с учетом опыта развитых европейских стран. 
 
     4. О  ходе  реализации  Градостроительной  хартии  стран  СНГ 
( 997_341 ). 
 
     5. О демонополизации жилищно-коммунальной сферы и защите прав 
потребителей. 
 
     6. О   деятельности   Совета   в  2000  году  и  перспективах 
многостороннего     межправительственного     сотрудничества     в 
строительстве и промышленности строительных материалов в СНГ. 
 
     7. О   работе   Комиссии   по  межгосударственной  экспертизе 
проектов. 
 
     8. О работе Комиссии по развитию материально-технической базы 
строительного комплекса. 
 
     XV заседание 24-25 октября 2001 года, г. Москва 
 
     1. Об    опыте   изучения   основных   направлений   развития 
конкурентной среды в строительстве стран СНГ. 
 
     2. Возможности    свободного    применения    странами    СНГ 
информативных  документов  других  стран  СНГ  и  создания единого 
нормативного пространства. 
 
     3. Принципы формирования жилищного законодательства в странах 
СНГ. 
 
     4. Об   итогах   участия  в  антидемпинговых  расследованиях, 
связанных с  экспертными  поставками  строительных  материалов  на 
рынки Прибалтики. 
 
     5. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ. 
 
     6. Санация  и реабилитация крупнопанельных жилых домов первой 
массовой застройки в странах СНГ. 
 
     7. Концепция   государственной   стратегии   в    обеспечении 
безопасности    и   гармоничной   жизнедеятельности   приграничных 
населенных пунктов. Градостроительные аспекты. 
 
     8. О деятельности органов Содружества за 10-летний  период  и 
перспективах   многостороннего   сотрудничества   в   строительной 
индустрии государств-участников СНГ. 
 
     XVI заседание 6-7 июня 2002 года, г. Москва 
 
     1. О методах ценообразования в  строительстве  в  современных 
условиях. 
 
     2. Опыт снижения стоимости строительства жилья. 
 
     3. Тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере. 
 
     4. Об        основах        градостроительной        политики 
государств-участников СНГ. 
 
     5. Опыт  восстановления  зданий  и  сооружений,  подвергшихся 
сейсмическому воздействию. 
 
     6. Законотворческая   деятельность   стран   СНГ   в  области 
строительства в новых экономических условиях. 
 
     7. Информация Секретариата Межправительственного совета. 
 
     XVII заседание 2-3 октября 2002 года, г. Кишинев 
 
     1. Проблемы  существующего   построенного   фонда   в   новых 
социально-экономических условиях. 
 
     2. Кондоминиумы. Накопленный опыт в странах СНГ. 
 
     3. О    сближении    лицензионных   требований   и   условий, 
предъявляемых  к   лицензиатам   на   осуществление   строительной 
деятельности государств-участников СНГ. 
 
     4. Осуществление    контроля    за    качеством   выполняемых 
строительно-монтажных работ на объектах,  строящихся на территории 
Кыргызской  Республики  по  международным  договорам  иностранными 
подрядчиками. 
 
     5. Опыт стран СНГ по созданию инвестиционного климата в сфере 
строительства жилья. 
 
     6. Опыт  инженерной  защиты  зданий  и  сооружений от влияния 
природных техногенных явлений  с  использованием  прогрессивных  и 
экономичных решений. 
 
     XVIII заседание 4-5 июня 2003 года, г. Минск 
 
     1. Система ценообразования в строительстве стран СНГ. 
 
     2. Политика  обустройства  территорий приграничных территорий 
как фактов,  влияющих на развитие населенных пунктов.  Опыт  стран 
СНГ, возможность разработки и утверждения совместных планов. 
 
     3. Об опыте организации работ по восстановлению жилого фонда, 
пострадавшего от стихийных бедствий. 
 
     4. Об   опыте    решения    проблем    ресурсосбережения    и 
энергоснабжения в странах СНГ. 
 
     5. Опыт градостроительного планирования в новых экономических 
условиях. 
 
     6. Нормативная база и опыт реставрации памятников архитектуры 
в странах СНГ. 
 
     7. Об опыте работы государств-участников СНГ в области защиты 
потребителей в жилищно-коммунальной сфере. 
 
     8. Практика контроля  за  качеством  строительства  объектов, 
возводимых  в  странах  Содружества  по международным контрактам с 
участием иностранных подрядчиков. 
 
     9. О   сближении   лицензионных   требований    и    условий, 
предъявляемых   к   лицензиатам   на   осуществление  строительной 
деятельности государств-участников СНГ. 
 
     10. О возможном расширении деятельности Исполнительного  бюро 
Программы  ООН  по  населенным  пунктам (ООН-Хабитат) при Госстрое 
России. 
 
     XIX заседание 9-12 сентября 2003 года, г. Бишкек 
 
     1. Опыт градостроительного планирования в новых экономических 
условиях в Кыргызской Республике. 
 
     2. О   практике   внедрения  ипотечной  системы  кредитования 
строительства жилья в страх СНГ. 
 
     3. Об опыте разработки генеральных планов городов  Республики 
Беларусь и стран СНГ. 
 
     4. Модернизация  крупнопанельных жилых домов,  построенных по 
типовым  проектам  первых  массовых  серий  с  учетом   тепло-   и 
энергосберегающих мероприятий в Республике Беларусь. 
 
     5. О   состоянии   и  развитии  нормативно-правовой  базы  по 
обеспечению сейсмической безопасности в странах СНГ. 
 
     6. Пути   решения   проблем   модернизации   или   ликвидации 
аварийно-опасных зданий и сооружений в странах СНГ. 
 
     7. Законодательное  и  нормативно-методическое  регулирование 
подрядов в строительстве. 
 
     XX заседание 29-30 сентября 2004 года, г. Москва 
 
     1. Перспективы  развития  строительного  комплекса  России  и 
стран СНГ. 
 
     2. Система    переподготовки,    повышения   квалификации   и 
аттестации кадров в строительстве. 
 
     3. Опыт оптимизации процессов разрешительных процедур в сфере 
градостроительства. 
 
     4. Опыт  проектирования  и строительства высотных зданий выше 
25 этажей. Пути совершенствования нормативной базы. 
 
     5. Вопросы управления многоквартирным жилым фондом:  проблемы 
и опыт. 
 
     6. Опыт  привлечения  инвестиций  в  строительство инженерных 
систем водоснабжения и канализации. 
 
     7. Перепрофилирование  промышленных  и   гражданских   зданий 
существующей застройки. 
 
     8. Опыт  реализации  законодательных  актов  в  архитектуре и 
строительстве в странах СНГ. 
 
     9. Определение  стоимости  проектно-изыскательских  работ   в 
условиях рыночной экономики. 
 
     XXI заседание 20-21 мая 2005 года, г. Ереван 
 
     1. Градостроительная политика в России и странах СНГ. 
 
     2. Концепция управления многоквартирными жилыми домами. 
 
     3. Формирование концептуальных подходов разработки модельного 
правового акта по проблемам оптимизации  процессов  разрешительных 
процедур в сфере градостроительства стран СНГ. 
 
     4. О   законодательной   базе  по  привлечению  инвестиций  и 
налогообложении, а также о действующей тарифной политике на услуги 
водоснабжения и канализации в странах СНГ. 
 
     XXII заседание 17-18 октября 2005 года, г. Душанбе 
 
     1. Проблемы снижения риска от стихийных бедствий. 
 
     2. Направление  реформирования системы нормативных документов 
в области строительства. 
 
     3. Охрана  культурного  и   природного   наследия.   Проблемы 
исторических  городов,  управление  и  развитие  институциональных 
возможностей. 
 
     4. Опыт Республики Беларусь по развитию и  формированию  сети 
сельских  базовых  населенных  пунктов  (агрогородков)  и созданию 
оптимальных  условий   жизнедеятельности   в   рамках   реализации 
Государственной программы   возрождения   и   развития   села   на 
2005-2010 годы. 
 
     5. О    Государственной    программе    развития    жилищного 
строительства в    Республике   Казахстан   и   странах   СНГ   на 
2005-2007 годы. 
 
     6. Практика  комплексной  автоматизации   ценообразования   в 
строительстве на примере Республики Таджикистан и стран СНГ. 
 
     XXIII заседание 7-8 июля 2006 года, г. Минск 
 
     1. Комплексная   программа   развития   строительной  отрасли 
Республики Беларусь на 2006-2010 годы. 
 
     2. Пути  решения  проблемы  обеспечения  граждан  стран   СНГ 
доступным и комфортным жильем. 
 
     3. Опыт стран СНГ в развитии строительной индустрии. 
 
     4. Об   опыте   применения  в  жилых  и  гражданских  зданиях 
автономных   систем   отопления   с    применением    современного 
энергоэффективного  инженерного оборудования.  Комплексное решение 
проблем внедрения в массовое строительство. 
 
     5. Законодательное  и  нормативно-методическое  регулирование 
размещения подрядов в строительстве. 
 
     6. Об  опыте организации работ по восстановлению построенного 
фонда,  пострадавшего от стихийных бедствий, а также ветхих зданий 
и сооружений.