ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П И С Ь М О
19.04.2007 N 2891
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо-обращение <...> относительно предоставления разъяснений по поводу законности требований получения разрешения на размещение объекта торговлии в пределах компетенции сообщает следующее.
В предыдущие годы, со ссылкой на нормы налогового законодательства (в частности, Закона Украины "О системе налогообложения" (1251-12) и Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 N 56-93 (56-93) "О местных налогах и сборах"), местными органами власти введена выдача разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг.
Статья 15 Закона Украины "О системе налогообложения" (1251-12) содержит перечень местных [налогов и] сборов (обязательных платежей), к которым относится сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.
Согласно статье 17 Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 N 56-93 (56-93) "О местных налогах и сборах" сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли - это плата за оформление и выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах.
Однако правовые основания для оформления и выдачи разрешений на торговлю отсутствуют, поскольку в соответствии с частью первой статьи 4 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" (2806-15) исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливаются: необходимость получения документа разрешительного характера; разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; платность или бесплатность выдачи документа разрешительного характера; срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; возможность приобретения субъектом хозяйствования права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу.
01.01.2006 вступил в силу Закон Украины "О благоустройстве населенных пунктов" (2807-15) , (далее - Закон о благоустройстве).
Согласно пункту 10 части первой статьи 10 Закона о благоустройстве (2807-15) к полномочиям сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов, в частности, отнесено предоставление разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения - то есть установлен разрешительный орган, уполномоченный выдавать разрешительный документ.
В соответствии со статьей 13 Закона о благоустройстве (2807-15) объектами благоустройства [населенных пунктов], в частности, определены: территории общего пользования (улицы, парки, пляжи и т.п.); придомовые территории; территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий; территории предприятий, учреждений, организаций и закрепленные за ними территории на условиях договора.
Однако требования части первой статьи 4 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" (2806-15) касательно отношений, связанных с получением документов разрешительного характера, относительно платности или бесплатности выдачи документа разрешительного характера; срока принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; возможности приобретения субъектом хозяйствования права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу, Законом о благоустройствене предусмотрены.
Таким образом, по мнению Госкомпредпринимательства Украины, поскольку разрешение на торговлю не предусмотрено ни одним законодательным актом Украины, действия проверяющих органов и исполнительного комитета относительно требования ими получения указанного разрешения от субъектов хозяйствования являются неправомерными.
Относительно ответственности субъектов хозяйствования за работу без разрешения на размещение объекта торговли Госкомпредпринимательства Украины отмечает, что разрешительным органам необходимо учитывать положение части четвертой статьи 10 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности" (2806-15) , в соответствии с которой в случае применения разрешительным органом нормативно-правовых актов, принятых с нарушением требований части первой статьи 4 Закона Украины "О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности", субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены в связи с принятием и применением таких нормативно-правовых актов, имеет право обратиться в суд с иском о защите (восстановлении) своих прав и возмещении причиненного ущерба. В частности, могут быть признаны неправомерными действия разрешительных и контролирующих органов (их должностных лиц), связанные с применением статьи 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (80731-10, 80732-10) в части привлечения к административной ответственности за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом.
Заместитель Председателя
С.Иголкин