ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П И С Ь М О
12.12.2006 N 8939
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письма <...> относительно отдельных вопросов применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Относительно обложения единым налогом возвратной и финансовой помощи
Согласно Указу Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 (727/98) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", с изменениями и дополнениями (далее - Указ), объектом обложения единым налогом является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Статьей 1 Указа (727/98) установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
При осуществлении хозяйственной деятельности между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) возникает определенное хозяйственное обязательство, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в том числе должник) обязан совершить определенное действие хозяйственного или управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т.п.), либо воздержаться от определенных действий, а другой субъект (уполномоченная сторона, в том числе кредитор) имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности (статья 173 ХК Украины (436-15) , ст. 509 ГК Украины (435-15) .
Одним из оснований возникновения хозяйственного обязательства согласно статье 174 ХК Украины (436-15) и статьи 11 ГК Украины (435-15) является хозяйственный договор и другие соглашения, а также события, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования.
Так, на основании статьи 655 ГК Украины (436-15) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.
Учитывая вышеупомянутые нормы, под продажей следует понимать передачу имущества одним лицом в собственность или пользование и (или) во владение и (или) в распоряжение другому лицу, а также иные операции (включая операции по бесплатному предоставлению товаров), осуществляемые согласно договорам купли-продажи, аренды имущества, поставки, лизинга, другим гражданско-правовым договорам, за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления.
Возвратная беспроцентная и безвозвратная финансовая помощь не являются выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг), поскольку предоставляются на основании соответствующего договора, не предусматривающего соответствующей компенсации и перехода права собственности.
Также следует отметить, что в соответствии с Расчетом уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, утвержденным приказом ГНА Украины от 28.02.2003 N 98 (z0221-03) (с изменениями и дополнениями), в состав выручки от реализации, которая, в свою очередь, является базой обложения единым налогом, включаются выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и выручка от реализации основных фондов.
При этом суммы возвратной беспроцентной и безвозвратной финансовой помощи должны отражаться в Книге учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденной приказом ГНА Украины от 13.10.98 N 477 (z0689-98) (с изменениями и дополнениями).
Подытоживая вышеуказанное, по мнению Госкомпредпринимательства, возвратная беспроцентная и безвозвратная финансовая помощь исключительно с целью налогообложения не включаются в состав выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).
Относительно порядка получения Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом на 2007 год
В соответствии со статьей 4 Указа и пунктом 3 Порядка выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 13.10.98 N 476 (z0688-98) (далее - Порядок), для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства - юридическое лицо подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления.
Вместе с тем, в пункте 9 Порядка (z0688-98) установлено, что в случае ликвидации субъекта малого предпринимательства - юридического лица в установленном законодательством порядке Свидетельство подлежит возврату в орган государственной налоговой службы, который его выдал.
В соответствии со статьей 59 Хозяйственного кодекса Украины (436-15) и статьей 33 Закона Украины от 15.05.2003 N 755-IV (755-15) "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" установлено, что юридическое лицо прекращается в результате ликвидации по решению, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, и юридическое лицо является прекратившимся с даты внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации прекращения юридического лица.
Таким образом, по мнению Госкомпредпринимательства, субъект хозяйствования в случае принятия решения о добровольной ликвидации не может применять упрощенную систему налогообложения.
Обращаем внимание на то, что снятие с учета плательщиков налогов в органах государственной налоговой службы осуществляется в соответствии с пунктом 8 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 19 февраля 1998 года N 80 (z0172-98) (с изменениями и дополнениями).
В 3-дневный срок с даты внесения в Единый государственный реестр сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе прекращения, представить в орган государственной налоговой службы, в котором плательщик налогов состоит на учете, следующие документы:
заявление о прекращении плательщика налогов по ф. N 8-ОПП (z0172-98) (приложение 8), дата которого фиксируется в журнале по ф. N 6-ОПП;
оригинал справки по ф. N 4-ОПП (z0172-98) ;
копию распорядительного документа (решения) собственника или органа, уполномоченного на то учредительными документами о ликвидации;
копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.
Если в отношении плательщика налогов в Единый государственный реестр не внесена запись о принятии решения о прекращении, заявление по форме N 8-ОПП (z0172-98) органом государственной налоговой службы не рассматривается. Об этом орган государственной налоговой службы информирует плательщика налогов и предлагает ему подать повторное заявление после внесения такой записи в Единый государственный реестр.
В то же время отмечаем, что документальная проверка не проводится (по решению руководителя органа государственной налоговой службы) в случае отсутствия налогового долга у плательщика налогов, который не представляет налоговой декларации (расчетов, отчетов) в течение 1095 календарных дней, предшествующих дате получения органом государственной налоговой службы документов (сведений), и в отношении такого плательщика налога использована информация от финансовых учреждений, таможенных органов и других контролирующих органов, которая подтверждает отсутствие осуществления хозяйственной деятельности с момента представления последней отчетности, и плательщик налогов не находится по зарегистрированному местонахождению (местожительству) и невозможность установления фактического местонахождения плательщика налогов подтверждена подразделениями налоговой милиции. Такое решение принимается руководителем органа государственной налоговой службы на основании соответствующей докладной записки.
Кроме того, согласно статье 2 Закона Украины от 04.12.90 N 509-XII (509-12) "О государственной налоговой службе в Украине" (с изменениями и дополнениями) и подпункту 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины от 21.12.2000 N 2181-III (2181-14) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами" (с изменениями и дополнениями) установлено, что разъяснения законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа, которым является Государственная налоговая администрация.
Заместитель Председателя
С.Иголкин