ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
П И С Ь М О
 
12.03.2003 N 3-221/1365

О рассмотрении письма относительно налогового залога

 
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Украины (254к/96-ВР) "органы государственной власти <...>, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". А законами Украины, и в частности пунктом 8.3 статьи 8 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III (2181-14) "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", и пунктом 3.1 Порядка применения налогового залога органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28 августа 2001 года N 338 (z0857-01) и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 3 октября 2001 года за N 857/6048, предусмотрено, что налоговый орган обязан бесплатно зарегистрировать налоговый залог в государственных реестрах залогов государственного недвижимого имущества.
Кроме того, согласно пункту 8.4 статьи 8 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (2181-14) до законодательного введения системы регистрации имущества и государственных реестрах залогов недвижимого имущества факт нотариального удостоверения договора залога приравнивается к указанной регистрации.
Поскольку налоговый залог возникает в силу закона, то, по мнению Госкомпредпринимательства Украины, налоговый орган должен уведомлять плательщика налога в письменной форме о факте регистрации налогового залога. Из письма <...> усматривается, что вышеуказанные условия не соблюдены.
То есть при отсутствии предусмотренной действующим законодательством Украины регистрации речь идет о том, что налоговый орган не воспользовался предоставленным правом налогового залога и несоблюдение этих условий может быть основанием для признания налогового залога недействительным.
Кроме того, в отличие от Указа Президента Украины от 04.03.98 г. N 167/98 (167/98) , в котором было отмечено, что "все имущество является предметом залога", Законом Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (2181-14) , и в частности подпунктом 8.2.2 статьи 8, предусмотрено, что "право налогового залога распространяется на любые виды активов плательщика налогов", что допускает множественное толкование.
То есть предметом налогового залога могут быть как денежные средства, движимое и недвижимое имущество в целом, так и отдельно денежные средства, отдельно движимое имущество и отдельно недвижимое имущество, если каждого отдельного вида активов плательщика налогов достаточно для обеспечения налогового долга, который и является основной целью налогового залога (пункт 1.7 статьи 1 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" (2181-14) ).
 
Заместитель Председателя Г.Билоус
 
"Бухгалтер",
N 18, май, 2003 г.