ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ РЕГУЛЯТОРНОЇ ПОЛІТИКИ
ТА ПІДПРИЄМНИЦТВА
 
Л И С Т
 
N 2-221/3942 від 25.06.2001
 
 
 
 
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо и в соответствии с затронутыми вопросами сообщает следующее:
1. Согласно краткому толковому словарю украинского языка, составленному Д.Г.Гринчишиным, Л.Л.Гумецкой, В.Л.Карповой и другими (К.: Рад. школа, 1978), словом "достовірний" (вірогідний) обозначается состояние, не вызывающее сомнения (правдивый, достойный доверия). Следовательно, термином "недостоверные данные" обозначаются данные, вызывающие сомнение.
2. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Украины от 25.06.91 г. N 1251-XII (1251-12) "О системе налогообложения" ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и соблюдение законов о налогообложении несут плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами Украины. В связи с этим орфографическая (математическая) ошибка может быть основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Украины от 04.12.90 г. N 509-XII (509-12) "О государственной налоговой службе в Украине" (далее - Закон N 509) и пунктом "в" статьи 3 Указа Президента Украины от 23.07.98 г. N 817/98 (817/98) "О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ N 817).
3. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 509 (509-12) орган государственной налоговой службы может приглашать граждан, в том числе граждан - субъектов предпринимательской деятельности, для проверки правильности начисления и своевременности уплаты ими налогов, других платежей. Письменные уведомления о таких приглашениях направляются гражданам заказными письмами, в которых указываются основания вызова, дата и время, на которые вызывается гражданин. Следовательно, орган государственной налоговой службы имеет право указывать плательщикам налогов на незначительные ошибки в налоговой отчетности и разрешать исправлять их, но это входит в его обязанности.
4. При проведении внеплановой проверки проверяющие должны предъявить удостоверение и направление (предписание) на проведение проверки, в котором указываются обстоятельства проведения проверки в соответствии со статьей 3 Указа N 817 (817/98) . Госкомпредпринимательства считает, что при проведении внеплановой проверки должны проверяться исключительно данные, необходимые для выяснения обстоятельств дела, послужившего основанием для такой проверки.
5. Как отмечалось выше, при проведении внеплановой проверки должны проверяться исключительно данные, необходимые для выяснения обстоятельств дела, послужившего основанием для такой проверки. Но если обстоятельства дела требуют комплексной проверки, то проводится такая проверка.
6. Что касается срока проведения внеплановой проверки, то Госкомпредпринимательства считает, что он не должен превышать 30 рабочих дней, как это установлено для плановых проверок. Но данное положение не касается предприятий, совокупный годовой валовой доход которых превышает 20 млн. грн.
Также следует отметить, что должностные лица налоговых органов за нарушение действующего законодательства о проверках несут ответственность согласно законодательству Украины. Поэтому такие неправомерные действия могут обжаловаться в административном (в вышестоящий налоговый орган и прокуратуру) или судебном порядке.
 
Первый заместитель Председателя В.Загородний
 
"Бухгалтерская газета", N 27-28, 19.07.2001 г.