ДЕРЖАВНИЙ КОМІТЕТ УКРАЇНИ З ПИТАНЬ РЕГУЛЯТОРНОЇ
ПОЛІТИКИ ТА ПІДПРИЄМНИЦТВА
Л И С Т
N 2-221/6704 від 12.11.2001
(Извлечение)
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо и сообщает.
В отношении вопроса об ограничениях в количестве предприятий различных форм собственности, в которых в качестве учредителя и руководителя может выступать одно лицо, сообщаем следующее.
Одним из основных нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в Украине, является Закон Украины от 07.02.91 г. N 698-XII (
698-12)
"О предпринимательстве", статья 4 которого определяет круг ограничений в осуществлении предпринимательской деятельности <...>. То есть ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности касаются только видов деятельности предпринимателей и никак не касаются количества предприятий различных форм собственности, в которых руководитель и учредитель - одно лицо.
Президент Украины в целях упорядочения создания субъектов предпринимательской деятельности, повышения ответственности за погашение задолженности перед бюджетами и государственными целевыми фондами по кредитам, предоставленным под гарантии Кабинета Министров Украины и местных государственных администраций, предупреждения уклонения от налогообложения Указом от 24.12.99 г. N
1617/99 (
1617/99)
"О мерах по обеспечению погашения задолженности перед бюджетами и государственными целевыми фондами и возврата кредитов" постановил ограничивать всеми возможными в соответствии с законодательством способами создание субъектов предпринимательской деятельности:
- физическими и юридическими лицами, являющимися учредителями (собственниками) или осуществляющими контроль за субъектами предпринимательской деятельности, имеющими задолженность перед бюджетами, государственными целевыми фондами по кредитам, предоставленным под гарантии Кабинета Министров Украины и местных государственных администраций (далее - задолженность);
- субъектами предпринимательской деятельности, имеющими задолженность.
Эти ограничения должны быть предусмотрены в Законе Украины "О предпринимательстве" (
698-12)
, и во исполнение положений Указа Президента Кабинет Министров Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины должен был внести законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О предпринимательстве", который содержал бы положение об ограничении в связи с задолженностью перед бюджетами, государственными целевыми фондами, по кредитам, предоставленным под гарантии Кабинета Министров Украины и местных государственных администраций. Такого вида ограничения (до сих пор) не появились в нормативном акте, регулирующем предпринимательскую деятельность.
Если подойти к вопросу с другой стороны, а именно: что учредители в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Украины от 07.02.91 г. N 698-XII "О предпринимательстве" (
698-12)
не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как создание (учреждение) субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица, а также владение корпоративными правами не являются предпринимательской деятельностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством, - ответ будет положительным, никакого ограничения в количестве созданных предприятий лицом, являющимся учредителем и руководителем одновременно, не может быть, потому что это не случай, предусмотренный законодательством.
Однако существуют специальные ограничения, установленные для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства. Часть 3 статьи 2 Закона Украины от 07.02.91 г. N 698-XII (
698-12)
"О предпринимательстве" определяет, что не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Согласно пункту "б" статьи 5 Закона Украины от 05.10.95 г. N
356/95-ВР (
356/95-ВР)
"О борьбе с коррупцией" государственный служащий или другое лицо, уполномоченное на выполнение функций государства, не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно либо через посредников или подставных лиц, быть поверенным третьих лиц в делах государственного органа, в котором оно работает, а также выполнять работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики). Статья 8 Закона Украины от 05.10.95 г. N
356/95-ВР (
356/95-ВР)
"О борьбе с коррупцией" устанавливает ответственность за нарушение специальных ограничений, установленных для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства. В статье 8 указано, что нарушение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, любого из указанных в статье5 данного Закона (
356/95-ВР)
ограничений, если оно не содержит состава преступления, влечет административное взыскание в виде штрафа от пятнадцати до двадцати пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Учредителями предприятий все вышеперечисленные категории граждан имеют законное право быть, но не следует забывать декларировать свои доходы.
На <...> вопрос о законной возможности заключения сделок при проведении одинакового вида хозяйственной деятельности между несколькими предприятиями, в которых учредитель и руководитель - одно лицо, сообщаем следующее.
Руководитель, одновременно являющийся директором двух и более предприятий, не может заключать сделки, в которых сторонами будут именно эти предприятия, так как в соответствии с частью 3 статьи 62 Гражданского кодекса Украины (
1540-06)
представитель не может заключать сделки от имени лица, которое он представляет, ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Но если на одном из предприятий лицо является руководителем (директором), а на другом - учредителем, тогда заключение сделок возможно. <...>
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Украины (
1540-06)
, если сделка заключена с целью, заведомо противной интересам социалистического государства и общества, такая сделка признается недействительной. Однако же необходимо определиться, как именно сделка может противоречить интересам государства; будет законно и логично ответить, что заключенная сделка будет противоречить интересам государства, если эти интересы не будут соответствовать интересам государства. Оптимизация налогообложения никак не будет противоречить интересам государства. Если бы это было так, тогда [и] в бартерной операции можно было бы увидеть уклонение от уплаты налогов.
Анализируя практику хозяйственных судов Украины, Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства заметил: хозяйственные суды решают, что сделка, направленная на оптимизацию налогообложения, развитие предпринимательства, не признается недействительной, и тем более не [является] противной интересам государства. <...>
[Относительно того,] имеется ли возможность возникновения вопроса у органов государственной налоговой службы о доначислении налогов, если предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, которым руководит определенное лицо, превысило установленный объем выручки (для физических лиц - 500 тыс. грн., для юридических лиц - 1 млн. грн.), приостанавливает свою деятельность, а продолжает ее уже другое аналогичное предприятие, которое создается и которым руководит то лицо, которое занимало руководящую должность на предыдущем предприятии. Вопросы у органов государственной налоговой службы Украины возникают всегда, а вот оснований для привлечения к ответственности должностных лиц (учредителей) за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей не имеется!
В отношении вопроса о возможности привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в случае соблюдения принципа: управление предприятиями должно быть направлено на сохранение деятельности предприятий в упрощенной системе налогообложения - сообщаем.
Ответственность за преступление, а именно за уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотрена статьей 212 Уголовногокодекса Украины (
2341-14)
. Преступление будет преступлением только тогда, когда имеется состав преступления, то есть объект преступления, объективная сторона, субъект преступления, субъективная сторона. Объективная сторона любого состава преступления предусматривает три обязательные составляющие, а именно:
1) деяние (действие или бездействие);
2) последствия общественно опасного характера;
3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Для того чтобы указать на наличие объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 212 Уголовного кодекса Украины (
2341-14)
, необходимо установить и доказать, что:
1. Имело место деяние в виде уклонения от уплаты налогов, выражающееся в действиях лица, направленных на полную или частичную неуплату налогов, которые должны были быть уплачены юридическими или физическими лицами в соответствии с действующим законодательством Украины о налогообложении.
В данном случае не имеет места деяние в виде уклонения от уплаты налогов, и понятно, что не будет последствий общественно опасного характера и причинной связи между деянием и наступившими последствиями, и как вывод - нет объективной стороны состава преступления, а значит, нет состава, а нет состава преступления - нет преступления, нет преступления - нет ответственности.
Часть 1 статьи 212 Уголовного кодекса Украины (
2341-14)
предусматривает привлечение к уголовной ответственности в случае умышленного уклонения от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, входящих в систему налогообложения. Если подойти к привлечению к ответственности формально, тогда не могут быть привлечены к уголовной ответственности плательщики единого налога, так как единый налог не включен в перечень общеобязательных налогов и сборов (статья 14 Закона Украины от 25.06.91 г. N 1251-XII (
1251-12)
"О системе налогообложения"). Принцип: управление предприятиями направлено на сохранение деятельности предприятий в упрощенной системе налогообложения - не является способом уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, так как с самого начала не было мысли об умышленном уклонении от уплаты налогов, что является в данном случае составляющей субъективной стороны, - не будет преступления, а следовательно, ответственности.
Желаем Вам успехов в осуществлении предпринимательской деятельности!
С уважением,
Первый заместитель Председателя В.Загородний
"Бухгалтер", N 35 - 36, декабрь, 2001 г.