Решение

Экономического совета Содружества Независимых Государств о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года

(Москва, 12 декабря 2008 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Принять к сведению Информацию о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (997_375) , представленную Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (государственный заказчик-координатор указанной Межгосударственной программы) и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. В целях обеспечения реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (997_e82) , предусматривающей создание сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ в качестве приоритетного направления экономического сотрудничества, рекомендовать Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи совместно с Исполнительным комитетом СНГ:
- подготовить проект Соглашения о сотрудничестве в создании, использовании и развитии межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки Содружества, а также предложения по организационно-правовому и финансово-экономическому обеспечению ее развития и функционирования;
- разработать План мероприятий экономического, нормативно-правового и технического взаимодействия участников межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ в 2009-2010 годах.
3. Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи и Рабочей группе высокого уровня Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года продолжить работу по развитию технологической инфраструктуры межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ.
                                                         (Подписи)

ИНФОРМАЦИЯ

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СНГ ОТ 29 НОЯБРЯ 2001 ГОДА О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА

Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года утверждена Межгосударственная программа создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (997_375) (далее - Программа), срок реализации которой Решением Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года продлен до 2008 года.
Решение Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года вступило в силу для семи из восьми государств-участников СНГ (кроме Молдовы).
В реализации Программы принимают участие восемь государств-участников СНГ (кроме Республики Армения, Грузии, Туркменистана и Республики Узбекистан).
На межгосударственном уровне осуществление мероприятий по созданию сети информационно-маркетинговых центров (далее - ИМЦ) предусмотрено Стратегией сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации и Планом действий по ее реализации на период до 2010 года, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 24 ноября 2006 года.
В соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ (997_375) от 29 ноября 2001 года ход реализации Программы ежегодно рассматривается в установленном порядке на заседаниях Экономического совета СНГ.
Во исполнение поручений, содержащихся в Решении Экономического совета СНГ от 14 декабря 2007 года "О ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года" (997_h82) , государственным заказчиком-координатором (Мининформсвязи России, в настоящее время - Минкомсвязь России) и национальными государственными заказчиками Программы осуществляется определенная работа.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации, принятым в декабре 2007 года, Минкомсвязи России за счет средств Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия (2002-2010 годы)" создается Общегосударственный информационный центр для обеспечения предоставления государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий. В составе этого центра образован экспериментальный программно-технический комплекс, на котором отработаны технологические решения как для национального, так и межгосударственного взаимодействия в сфере электронной торговли. Постановлением Правительства Российской Федерации, принятым в марте 2008 года, утвержден Порядок пользования электронными торговыми площадками. Функционирует сайт "Госзакупки", на основе которого в 2010 году будет введен в эксплуатацию Федеральный портал госзакупок.
Для решения вопросов организационно-правового и финансово-экономического обеспечения Программы Решением Экономического совета СНГ (997_h82) от 14 декабря 2007 года поручено подготовить предложения об образовании совещательного органа по вопросам координации развития и функционирования межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ. Проект Положения о создаваемом совещательном органе подготовлен Рабочей группой высокого уровня Программы (далее - РГВУ) совместно с Исполнительным комитетом СНГ. Признано целесообразным за Координационным советом государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи (КСИ при РСС) сохранить вопросы технологического обеспечения.
КСИ при РСС на 13-м заседании 25 сентября 2008 года рассмотрел ход реализации Программы.
Создание сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ определено Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (997_e82) , одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, одним из приоритетных направлений экономического сотрудничества. Учитывая, что Программа завершается в 2008 году, в целях обеспечения необходимых организационно-правовых основ для дальнейшего развития сети ИМЦ представляется необходимым подготовить проект Соглашения по данному вопросу. Предлагаемый подход позволит обеспечить экономическую и технологическую эффективность как создаваемых национальных сетей ИМЦ, так и их межгосударственного взаимодействия.
Реализуемые в трехстороннем формате Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной национальные проекты решают задачу интеграции сетей ИМЦ. Так, в 2006 году продемонстрирована практическая возможность проведения аукционов в сфере госзакупок в формате Россия - Беларусь на базе технологического комплекса, развернутого в Москве за счет выделенных из федерального бюджета России 10 млн. рублей.
Для создания в Москве полнофункционального Межгосударственного ИМЦ государств-участников СНГ (далее - МИМЦ) на основе экспериментально отработанных решений в рамках трехстороннего проекта необходимо привлечь инвестиции, на порядок превышающие выделенные. Кроме того, Программой не предусмотрены финансирование текущих расходов на его эксплуатацию, а также возможность софинансирования работ на добровольной основе. Поэтому без активного участия бизнеса в создании МИМЦ и обеспечении его эксплуатации как со стороны национальных операторов связи, так и самих участников электронной торговли обозначенную проблему не решить, и механизм такого участия еще предстоит выработать.
На национальном уровне государствами-участниками СНГ приняты и реализуются: Государственная программа "Электронная Беларусь", ФЦП "Электронная Россия", Государственная программа "Электронная Украина", в рамках которых создаются и развиваются национальные сети ИМЦ. В ряде государств разрабатываются и реализуются национальные стратегии развития информационно-коммуникационных технологий, предусматривающие развитие электронной торговли.
На пятом заседании РГВУ 25 марта 2008 года рассмотрен ход реализации указанного Решения Совета глав правительств СНГ (997_375) от 29 ноября 2001 года.
В государствах-участниках СНГ, по предварительной оценке, введение электронной торговли позволит увеличить товарооборот как минимум на 15%, прежде всего за счет увеличения числа вводимых в действие национальных сетей ИМЦ и последующей их интеграции.
По оценке аналитической компании IDC, мировой объем электронной торговли между предприятиями к 2012 году возрастет до 12,4 трлн. долларов США, а продажа товаров и услуг через Интернет составит более 1,2 трлн. долларов США, и электронными платежами будет охвачено более 1 млрд. человек.
В Азербайджанской Республике национальными государственными заказчиками - Министерством связи и информационных технологий и Министерством экономического развития проводится определенная работа по созданию ИМЦ, в частности, изучается практика ведущих государств в этой сфере. После окончательного решения необходимых финансовых вопросов планируется начать соответствующие работы по данному проекту.
В 2003 году при Министерстве экономического развития учрежден Азербайджанский фонд поощрения экспорта и инвестиций (AZPROMO), которому отведена ключевая роль в диалоге между государством и частным сектором, инвесторами, местными производителями и правительством. В августе 2005 года AZPROMO, первоначально созданный в целях привлечения иностранных инвестиций, был наделен также полномочиями по поощрению экспорта местной ненефтяной продукции.
В настоящее время Министерство экономического развития рассматривает возможность создания при AZPROMO центра с информационно-маркетинговыми функциями. На первом этапе, вероятно, будет разработан сайт, объединяющий информационную базу о местных производителях и конкурентоспособной продукции с перспективой выхода на зарубежные рынки, в том числе на рынки государств-участников СНГ.
В целях более подробного изучения опыта государств-участников Программы (в Беларуси, России, Казахстане и Украине уже функционируют подобные сайты или их опытные образцы), а также определения возможных форм сотрудничества с AZPROMO для развертывания национальной сети предусматривается участие уполномоченных представителей Азербайджанской Республики в заседаниях РГВУ.
В Республике Беларусь республиканское унитарное предприятие "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен" (НЦМКЦ) осуществляет реализацию Программы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 года N 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" с учетом внесенных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 декабря 2005 года N 1387 изменений и дополнений.
НЦМКЦ является ведущим информационно-аналитическим государственным предприятием республиканского значения, имеет статус национального центра и осуществляет информационно-маркетинговое обеспечение и обслуживание потребностей органов государственного управления и субъектов хозяйствования Республики Беларусь по вопросам внешнеэкономической деятельности, а также информационную поддержку зарубежных предприятий в процессе их торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь.
В своей деятельности по подготовке, планированию и выполнению мероприятий Программы НЦМКЦ неуклонно придерживаются позиции безусловной поддержки ее практической значимости, конструктивного сотрудничества с уполномоченными партнерами из государств-участников СНГ, а также создания в Республике Беларусь необходимого собственного программно-технического потенциала и соответствующей инфраструктуры как составной части будущей интегрированной инфраструктуры межгосударственной сети ИМЦ заинтересованных государств.
Работы по проектированию и созданию опытного образца сайта ИМЦ обеспечивались в рамках выполнения задания N 73 по разработке проекта и созданию опытной сети ИМЦ, внедрению пилотного проекта сети в соответствии с Перечнем проектов Программы "Электронная Беларусь".
НЦМКЦ проведены работы по разработке программного обеспечения автоматизированной информационной системы ИМЦ, приобретены, установлены и введены в опытную эксплуатацию комплексы программно-технических средств, реализованы мероприятия по информационному наполнению соответствующих баз данных, введен в эксплуатацию опытный образец сайта ИМЦ и базы данных маркетинговой информации (доменное имя web-сайта http://infond.export.by). Информационный массив сформирован на основании официальных баз данных министерств и ведомств Республики Беларусь. Для структуризации информации использованы общегосударственные классификаторы Республики.
НЦМКЦ завершает создание региональной сети ИМЦ путем организации обеспечения автоматизированного взаимодействия филиалов НЦМКЦ в областных и районных городах Республики. Сформированы и действуют филиалы в таких городах, как Гомель, Могилев, Лида, Брест, Витебск, Гродно. На базе действующих филиалов проводится опытная эксплуатация региональной корпоративной сети.
На постоянной основе НЦМКЦ расширяет сотрудничество с зарубежными информационно-маркетинговыми структурами на основе соответствующих соглашений. Подписано 64 соглашения о сотрудничестве с зарубежными информационно-маркетинговыми структурами, в том числе 15 - за восемь месяцев 2008 года. Поддерживается деловое сотрудничество на договорной основе с более чем 20 региональными органами управления Российской Федерации.
Интенсификация информационного взаимодействия национального информационно-маркетингового центра (далее - НИМЦ) с партнерами в государствах-участниках СНГ обусловлена значительным интересом белорусских товаропроизводителей в расширении экспорта своей продукции на рынки государств-участников СНГ. Так, по заказам белорусских субъектов хозяйствования только за 2007 год НЦМКЦ выполнено около 5 тыс. маркетинговых исследований, из которых более 1 тыс. относится к исследованиям рынка регионов Российской Федерации.
В дополнение к работам, выполненным в рамках Программы, и в целях повышения оперативности решения задач по информационному сопровождению (обслуживанию) внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных субъектов хозяйствования с помощью информационно-коммуникационных технологий НЦМКЦ разработаны и функционируют современные информационные системы, в том числе:
- портал www.icetrade.bv и информационная система "Тендеры" - комплексное информационное сопровождение закупок на конкурсной основе;
- портал информационной поддержки экспорта www.export.by - представление в сети Интернет экспортного потенциала Республики;
- веб-сайт Белорусско-Китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству www.belaruschina.by и др.
Вышеуказанные информационные системы, инструменты и элементы национальной сети ИМЦ могут быть интегрированы в межгосударственную сеть ИМЦ государств-участников СНГ в качестве составной части информационно-технологической инфраструктуры. Таким образом, будет осуществлена практическая реализация функций НЦМКЦ как НИМЦ межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ.
При условии создания МИМЦ национальные информационно-маркетинговые сети ИМЦ Беларуси, России, Украины и других государств могут реально работать с выходом как на свои национальные предприятия и регионы, так и на другие государства-участники СНГ. В декабре 2006 года была продемонстрирована возможность взаимодействия технологических комплексов в формате Беларусь - Россия.
Базы данных сайта ИМЦ содержат информацию о более 5 тыс. производителей товаров и услуг в соответствии с их территориальным расположением, а также о более 20 тыс. видов изготавливаемой продукции. Информационный массив формируется на основании официальных баз данных министерств и ведомств Республики Беларусь с использованием общегосударственных классификаторов структуризации информации:
- виды экономической деятельности;
- товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;
- государственные стандарты;
- промышленная и сельскохозяйственная продукция.
Применяемая система классификации обеспечивает пользователям доступность и простоту поиска и получения искомой информации о потенциальных производителях и выпускаемой продукции в соответствии с общепринятыми стандартами.
Результаты работы по созданию опытного образца сайта НЦКМЦ как составной части межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ приняты соответствующей комиссией и утверждены Министерством связи и информатизации 18 декабря 2006 года.
В процессе выполнения работ осуществлялось взаимодействие и сотрудничество с Российской Федерацией, а также с государственным предприятием "Расчетно-клиринговый центр" Министерства аграрной политики Украины.
Одновременно с практической деятельностью по реализации создания межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ как важного инструмента продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ НЦМКЦ устанавливает деловые отношения с информационно-маркетинговыми структурами зарубежных стран. Так, в 2007 году заключено 25 соглашений о сотрудничестве с деловыми партнерами в шести государствах-участниках СНГ.
В Республике Казахстан в настоящее время национальным государственным заказчиком - Министерством индустрии и торговли в качестве поставщика услуг по информационно-техническому сопровождению и подключению к международным информационным базам торговой и коммерческой деятельности определено ТОО "Центр электронной коммерции" (далее - Центр).
Согласно Программе до конца 2008 года Министерством индустрии и торговли и Центром будут проводиться мероприятия по разработке и размещению в сети Интернет прототипа электронного ИМЦ Республики Казахстан и его интеграции с действующими базами данных ИМЦ государств-участников СНГ.
Информацию по вопросам технической реализации создания и развития сети ИМЦ в Республике Казахстан можно получить по адресу: ТОО "Центр электронной коммерции", 010000, Республика Казахстан, г. Астана, просп. Республики, 18, тел./факс: + 7 (7172) 216730, 216463, info@ecc.kz, www.tcc.kz.
В Кыргызской Республике в рамках создания национальной сети ИМЦ Министерством транспорта и коммуникаций в регионах проводится работа по созданию центров общественного доступа к информации. По Республике создано более 90 таких центров. Основными направлениями их деятельности являются предоставление доступа к информационным ресурсам, обучение, оказание других информационно-телекоммуникационных услуг жителям регионов Кыргызской Республики.
В целях продвижения товаров и услуг заключено Соглашение о сотрудничестве между мэрией города Бишкека и Департаментом поддержки предпринимательства города Москвы и создан маркетингово-информационный центр (далее - МИЦ) "Бишкек - Москва". В декабре 2007 года состоялись презентации МИЦ "Бишкек - Москва" и сайта www.marketing.DA.kg.
В настоящее время МИЦ "Бишкек - Москва" при поддержке мэрии города Бишкека проводит активную подготовительную работу по сбору информации о наличии спроса-предложения на рынках города Бишкека и других регионов Республики, а также осуществляет наполнение базы данных сайта www.marketing.DA.kg в следующих целях:
- оказание помощи предприятиям и предпринимателям города Бишкека в установлении прямых деловых контактов с партнерами из регионов государств-участников СНГ;
- выявление наиболее насущных потребностей регионов и территорий в товарах и услугах бишкекских компаний;
- содействие скорейшему наполнению рынка города Бишкека оборудованием, изготовленным в регионах государств-участников СНГ;
- ведение и поддержка баз данных по товарам, услугам и их производителям для установления прямых контактов с регионами государств-участников СНГ и города Москвы.
Кроме этого, на территории Республики действуют несколько интернет-магазинов (www.music.kg, www.hoolji.kg, www.tumar.kg, www.toktom.kg).
В Республике Молдова проводится работа по созданию национальных ИМЦ для продвижения товаров и услуг на рынки государств-участников СНГ.
В этих целях созданы организации, деятельность которых связана с работой национальных ИМЦ. Среди них: Национальная федерация "AGROinform", Республиканский союз ассоциаций сельскохозяйственных производителей "UniAgroProiect" и компания "Kompass Moldova".
В настоящее время Министерство информационного развития рассматривает вопросы внедрения сети ИМЦ на территории Республики и привлечения внебюджетных источников и иностранных грантов, в связи с чем в адрес Исполнительного комитета СНГ было направлено на рассмотрение заявление о проекте инвестиций "Разработка сети информационно-маркетинговых центров ИМЦ - Молдова".
В Российской Федерации национальным заказчиком Программы определено Министерство связи и массовых коммуникаций.
Разработка пилотного проекта МИМЦ осуществлялась в рамках реализации мероприятия N 53 "Разработка и создание системы информационно-маркетинговых центров" ФЦП "Электронная Россия" (согласно редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65).
Выполнение указанного проекта связано с другими проектами, реализуемыми в рамках следующих мероприятий ФЦП "Электронная Россия":
- N 33 "Разработка и реализация концепции содействия международному сотрудничеству и внешнеэкономической деятельности в сфере ИКТ, в том числе с учетом процесса присоединения к ВТО";
- N 51 "Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд";
- N 54 "Построение интегрированной инфраструктуры электронной торговли".
Одновременно началась реализация проекта по созданию первой очереди ИМЦ на территории субъектов Российской Федерации: Владимирская, Ростовская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ставропольский край, Республика Северная Осетия - Алания.
Сеть ИМЦ реализуется в виде территориально распределенной автоматизированной системы управления, координируемой МИМЦ для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в государствах-участниках СНГ.
В рамках проведенных работ выполнен эскизный проект по созданию МИМЦ, разработан программный комплекс, предназначенный для технологического обеспечения деятельности данного центра.
Практическая значимость выполненной работы заключается в ее применимости в национальных ИМЦ и МИМЦ, что должно способствовать развитию социально-экономических отношений государств-участников СНГ.
Вместе с тем отмечается, что в рамках Государственного контракта от 29 октября 2006 года N 15-5-2006/ФЦП ЭР "Завершение создания информационно-маркетингового центра СНГ с использованием инфраструктуры ФИЦ и технологии электронной цифровой подписи" до настоящего времени не определен балансодержатель указанного программно-аппаратного комплекса, что препятствует началу его эксплуатации и практического использования.
В последние годы ежегодный рост объемов электронной торговли составляет не менее 30%. В 2007 году общий объем торгов на электронных площадках возрос до 8 млрд. долларов США (без учета транзакций по оплате услуг мобильной связи, продажи товаров и услуг через сеть Интернет и ряда других видов электронных платежей и транзакций). При этом наиболее интенсивно растет электронная торговля в госсекторе, особенно на региональном уровне. В 2007 году проведено около 73 тыс. аукционов, и оборот за год возрос более чем в 2,5 раза в условиях жесткого ограничения на объем разовой закупки при проведении электронных торгов - от 500 тыс. и до 1 млн. российских рублей.
В Украине национальным государственным заказчиком Программы является Министерство аграрной политики, которое в 2008 году продолжило работы по созданию национальной сети ИМЦ.
Полностью завершены технологические работы по созданию сети ИМЦ, которая эффективно и с минимальными затратами обеспечивает размещение информации, перенос бизнес-процессов и общественных отношений в глобальную сеть. Структурирование информации по семантическим, лингвистическим и онтологическим признакам делает поиск информации об организациях, товарах, услугах, контент-ресурсах максимально простым и удобным. Сеть ИМЦ обеспечивает возможность каждому участнику создать свой сайт и размещать свою информацию в глобальной сети, быстро находить нужную информацию, а также оперировать информационными ресурсами, развертывая собственные электронные сервисы и различные информационные приложения и системы.
Сеть ИМЦ создает платформу развития информационного общества, обеспечивая эффективное размещение, предоставление и оперирование информацией в Интернете. Это достигается за счет:
- размещения информационных ресурсов в Интернете непосредственно их владельцем (автором) без участия программистов и других технологических посредников;
- функциональной интеграции и семантического структурирования информационных ресурсов в целях обеспечения быстрого поиска необходимых данных и использования этой информации (включая платные формы) в разнообразных прикладных информационных системах;
- наличия возможности у каждого участника сети ИМЦ создавать и предоставлять собственные электронные сервисы и информационные услуги;
- широких возможностей по развертыванию различных комплексных прикладных информационных услуг (электронное правительство, электронная торговля, виртуальные сообщества, социальные сети, системы электронного документооборота, дистанционного обучения, телемедицины и т.п.) на основе унифицированных форматов работы с данными и системы авторизованного обмена информацией.
Развитие услуг сети ИМЦ (www.c2n.info) осуществляется на принципах самоорганизации по трем основным направлениям:
- государственный сектор - электронные государственные (административные) услуги, электронный документооборот и электронная отчетность, использование электронной цифровой подписи, развертывание информационно-аналитических систем;
- электронная торговля - электронные каталоги товаров и услуг, система поиска контрагентов и проведения электронных сделок на основе нейронной сети, платежная система с гарантированием платежей и расчетно-клиринговым обслуживанием, система налогообложения электронных сделок;
- электронная социальная сеть - бесплатное размещение в сети ИМЦ информационных ресурсов школ, больниц, музеев, библиотек, а также обеспечение электронных социальных коммуникаций.
Разработка и реализация технологических решений по информационному взаимодействию в сети ИМЦ. В ходе построения сети ИМЦ в Украине установлено, что развертывание в сети ИМЦ информационных прикладных услуг невозможно в рамках традиционных подходов, базирующихся на "трех китах" информатизации - компьютере, Интернете, а также ПО с базами данных, сопровождаемыми программистами. Сделать такой вывод позволяет то обстоятельство, что существующие подходы к информатизации, базируясь на автоматизации бумажного оборота с использованием электронных копий бумажных документов и предполагая подготовку, обмен и обработку электронных документов (например, на основе Microsoft Office, электронной почты и автоматизированных информационных систем), не обеспечивают перехода к полностью электронному, безбумажному взаимодействию на основе обмена структурированными электронными данными, несмотря на то что оно составляет базис информационного общества.
Кроме того, невозможность использования традиционных подходов для развертывания услуг сети ИМЦ определяется следующими причинами:
- полное отсутствие структурирования информации в бесконечно расширяющемся информационном пространстве, развертываемом в сети Интернет;
- сложность использования компьютера для 95% потенциальных пользователей при размещении ими информации в сети Интернет;
- отсутствие в Интернете представления информационного субъекта (участника глобального информационного взаимодействия), обменивающегося информацией с другими информационными субъектами в рамках различных информационных систем;
- отсутствие единых форматов представления, структурирования и обмена информацией в глобальных сетях;
- отсутствие механизмов защиты авторских прав и интеллектуальной собственности на информационные ресурсы;
- отсутствие системы взаиморасчетов за использование авторских прав и начисления роялти за использование информационных ресурсов;
- отсутствие арбитража при решении спорных вопросов между владельцами информационных, сетевых, технологических и прочих ресурсов.
В связи с указанными причинами для развертывания в сети ИМЦ информационных прикладных услуг была использована новая парадигма, базирующаяся на следующих положениях:
- использование адекватной модели информатизации (использование ПО с открытым кодом, работа участника сети без привлечения программистов, использование мобильных телефонов параллельно компьютерам и т.п.), базирующейся на простоте и доступности извлечения, размещения различной информации, а также на тотальной самостоятельности по оперированию и авторскому обмену информационными ресурсами;
- обеспечение доверия участников к сети ИМЦ на основе участия государства и использования действенных механизмов контроля за действиями участников на основе ведения реестра участников с применением штрафных санкций и исключением из реестра;
- обеспечение саморазвития сети ИМЦ на основе широких возможностей для каждого участника по созданию и предоставлению собственных и коллективных электронных сервисов и информационных услуг;
- получение экономического эффекта от интегрированного использования информационных ресурсов.
Разработка нормативно-правовой базы обеспечения функционирования сети ИМЦ. Министерством аграрной политики был издан Приказ от 24 апреля 2008 года N 267 (v0267555-08) "Об утверждении порядка подключения к государственной сети информационно-маркетинговых центров", который направлен на обеспечение подключения к сети ИМЦ информационных ресурсов и электронных информационных услуг предприятий и организаций аграрного сектора Украины и служит типовой формой для обеспечения подключения органов исполнительной власти, государственных учреждений, предприятий и организаций, бизнес-структур и гуманитарных учреждений.
В целях урегулирования вопросов, возникающих в сети ИМЦ между государственными структурами, бизнесом, общественными и социальными организациями, владельцами информационных ресурсов, операторами связи и провайдерами различных технологических услуг, Министерством аграрной политики подготовлен проект Соглашения об использовании сети ИМЦ, который содержит свод правил, определяющих права и накладывающих ограничения на действия участников и представляющий собой некий проект "общественного договора" сети ИМЦ. Данный проект направлен в РГВУ для его обсуждения и доработки.
Разработка принципов ценообразования, тарифных планов и механизмов взаиморасчетов за услуги сети ИМЦ. В 2008 году Министерство аграрной политики завершило разработку всего спектра вопросов, связанных с принципами ценообразования, тарифными планами и механизмами взаиморасчетов, которые возникают между владельцами информационных ресурсов, операторами связи и провайдерами различных технологических услуг (сетевые провайдеры, хостинг-провайдеры, провайдеры приложений, центры электронной цифровой подписи, системы интернет-платежей, системы безопасного хранения данных и т.п.) в сети ИМЦ. Функции взаиморасчетов и процессинг операций в сети ИМЦ возложены на государственное предприятие "Расчетно-клиринговый центр".
Завершение создания сети ИМЦ и взаимодействие ее с сетями государств-участников СНГ. Результатом работы по развертыванию сети ИМЦ можно считать создание "коробочной" версии информационной системы, обеспечивающей комплексное подключение предприятий и информационных ресурсов региона, отрасли к сети ИМЦ и включающей в стандартной поставке программное обеспечение с открытым кодом и 500 портов электронного обмена данными в сети ИМЦ. Стоимость стандартной "коробочной" версии информационной системы, ее сопровождения и обслуживания (в том числе обучение пользователей) составляет 20 тыс. долларов США в год.
Кроме этого, для обеспечения спрямления интернет-трафика при осуществлении электронного взаимодействия в сети ИМЦ для подключения пользователей используется телекоммуникационная инфраструктура национального оператора ОАО "Укртелеком". Это дает значительный экономический эффект, а также обеспечивает безопасность информационного обмена. В свою очередь, ОАО "Укртелеком" получил широкие возможности по продаже услуг высокоскоростного Интернета новым категориям пользователей в сельской местности, гуманитарной сфере и сфере малого бизнеса.
Получение доходов от региональных, отраслевых информационных систем, развертываемых в сети ИМЦ, возможно по следующим направлениям:
- контент-хостинг информационных ресурсов, электронных сервисов и информационных приложений;
- контекстная реклама и продвижение товаров и услуг;
- генерация трафика и формирование "трафикообразующих пирамид".
Экономический эффект от внедрения сети ИМЦ. Кроме вышеуказанных преимуществ, которые обеспечиваются значительной экономией средств на создание сайтов (точки присутствия в глобальной сети), хостинг информационных ресурсов, развертывание прикладных информационных систем по сравнению с традиционными подходами информатизации (оплата услуг программистов, оплата доменных имен, хостинга, а также различного ПО), а также спрямлением интернет-трафика, сеть ИМЦ имеет значительный экономический эффект в части массового перехода участников на использование электронных форм взаимодействия, электронного документооборота.
Информационная безопасность и защита национальных электронных информационных ресурсов обеспечиваются отдельно каждым государством в соответствии с принятыми в нем нормативами. В качестве дополнительного механизма используются услуги специализированных электронных центров безопасного хранения данных, обеспечивающих восстановление данных при возникновении критических сбоев прикладных информационных систем в сети ИМЦ.
Выводы и предложения
В целях обеспечения реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (997_e82) , предусматривающей создание сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ в качестве приоритетного направления экономического сотрудничества, и для более эффективной дальнейшей работы по созданию, развитию и обеспечению функционирования сети ИМЦ предлагается:
- подготовить проект Соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании, использовании и развитии сети ИМЦ для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ и внести его в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ;
- ускорить образование совещательного органа по вопросам развития и функционирования межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ;
- принять необходимые меры по дальнейшему развитию и обеспечению функционирования национальных сетей ИМЦ и их интеграции на базе МИМЦ в городе Москве (Российская Федерация);
- подготовить предложения по развитию и обеспечению функционирования межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ в 2009-2010 годах для рассмотрения в установленном порядке;
- Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи продолжить рассмотрение вопросов технологического обеспечения создания межгосударственной сети ИМЦ государств-участников СНГ;
- РГВУ продолжить работу по технологическим вопросам создания и развития национальных сетей ИМЦ и их интеграции.
                                                Министерство связи
                                           и массовых коммуникаций
                                             Российской Федерации,
                                        Исполнительный комитет СНГ