Решение Экономического совета Содружества Независимых Государств о Положении об организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств-участников СНГ на основе международной товаропроводящей системы "Зеленый коридор"

(Москва, 13 марта 2009 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:

1. Одобрить Положение об организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств-участников СНГ на основе международной товаропроводящей системы "Зеленый коридор", представленное Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и рассмотренное Комиссией по экономическим вопросам.

2. Рекомендовать правительствам государств-участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам использовать основные принципы данного Положения в практической работе по организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств-участников СНГ.

3. Межправительственному совету по вопросам АПК СНГ разработать меры по реализации указанного Положения.

4. Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания.
(Подписи)
Одобрено
Решением
Экономического совета СНГ
"О Положении об организации
товарооборота на рынке
плодоовощной продукции
и картофеля
государств-участников
Содружества Независимых
Государств на основе
международной
товаропроводящей системы
"Зеленый коридор"
от 13 марта 2009 года

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРООБОРОТА НА РЫНКЕ ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ И КАРТОФЕЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ "ЗЕЛЕНЫЙ КОРИДОР"

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Соглашением об Общем аграрном рынке государств-участников Содружества Независимых Государств ( 997_153 ) от 6 марта 1998 года, Концепцией согласованной аграрной политики государств-участников СНГ, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2002 года, и другими соглашениями и решениями, регулирующими экономические отношения государств-участников СНГ.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля государств-участников Содружества Независимых Государств на основе международной товаропроводящей системы "Зеленый коридор" (далее МТС "Зеленый коридор"), а также условия участия в ней.

1.3. Основной целью настоящего Положения является содействие оптимизации, ускорению и увеличению товарооборота на рынке плодоовощной продукции, прежде всего скоропортящейся, и картофеля и дальнейшей интеграции аграрных рынков государств-участников СНГ для улучшения снабжения населения государств-участников СНГ качественными продуктами питания по оптимальным ценам, повышения доходов производителей сельхозпродукции, увеличения платежей в государственные бюджеты всех уровней за счет увеличения законного товарооборота, организации прозрачной и безопасной торговли, защиты субъектов рынка от ценовых рисков, исключения из оборота некачественных продуктов, организации продвижения продукции от производителей к покупателям, максимально исключающей посредников.

1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

плодоовощная продукция и картофель (далее - продукция) овощи, картофель, бахчевые, косточковые, семечковые и ягодные плодовые культуры, виноград;

МТС "Зеленый коридор" - многоуровневая инфраструктура и комплекс мер для продвижения продукции, в которой системообразующими являются аграрные биржи государств-участников СНГ, действующие в соответствии с их национальным законодательством и нормативными правовыми документами Содружества;

аграрная биржа - товарная биржа аграрной специализации либо имеющая аграрную секцию, являющаяся организацией с правами юридического лица, созданная и функционирующая в соответствии с национальным законодательством соответствующего государства-участника СНГ, формирующая оптовый рынок сельскохозяйственной продукции путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам;

биржевой распределительный центр - склад, являющийся местом поставок и получения, а в случае необходимости - временного хранения, подработки, фасовки продукции по биржевым контрактам, заключенным на аграрной бирже. Биржевые распределительные центры могут функционировать на основе договора аренды между биржей и собственником склада либо находиться в собственности биржи;

расчетно-клиринговые палаты - финансово-расчетные отделы бирж - структурные подразделения аграрных бирж или отдельные юридические лица, создаваемые ими совместно с заинтересованными банками, осуществляющие гарантии по биржевым сделкам, а также определяющие обязательства по расчетам в соответствии с условиями заключенных контрактов;

арбитражная комиссия биржи - орган, осуществляющий досудебное рассмотрение различных споров участников биржевой торговли, возникающих в ходе заключения сделок и исполнения обязательств по биржевым контрактам.

1.5. Организационной основой МТС "Зеленый коридор" и механизмом продвижения продукции в заинтересованных государствах-участниках СНГ являются публичные, открытые, международные межбиржевые торги.

1.6. МТС "Зеленый коридор" не противоречит существующим и применяемым формам и методам в области закупок и поставок продукции, а дополняет их.

1.7. МТС "Зеленый коридор" функционирует на основе договора, заключаемого участниками МТС "Зеленый коридор" в целях ускорения и оптимизации товарооборота на рынке плодоовощной продукции и картофеля в заинтересованных государствах-участниках СНГ. Организация деятельности МТС "Зеленый коридор" не предполагает бюджетного финансирования и осуществляется за счет средств участников МТС "Зеленый коридор".

II. Задачи настоящего Положения

Настоящее Положение разработано для решения следующих задач:

III. Участники МТС "Зеленый коридор"

3.1. Участие в МТС "Зеленый коридор" осуществляется на добровольной основе.

3.2. Участниками МТС "Зеленый коридор" являются:
  • производители сельскохозяйственной продукции, переработчики, торговые компании и оптово-розничные предприятия и организации государств-участников СНГ; 
  • сбытовые сельскохозяйственные кооперативы и другие заготовители продукции; аграрные биржи государств-участников СНГ - организаторы оптовой торговли продукцией и гаранты исполнения обязательств по биржевым сделкам; 
  • банки, формирующие совместно с аграрными биржами расчетно-клиринговые палаты и финансово-расчетные отделы; 
  • организации, владеющие складами и хранилищами продукции, выполняющие функцию биржевых распределительных центров; 
  • оптовые продовольственные рынки, сельскохозяйственные рынки, регулярные выставки и ярмарки, другие организаторы торговли;
  • информационно-маркетинговые центры;
  • органы по сертификации продукции и/или испытательные лаборатории на биржевых распределительных центрах, осуществляющие экспресс-анализ продукции; 
  • страховые компании, осуществляющие страхование продукции или рисков неисполнения (ненадлежащего исполнения) сторонами обязательств по контракту при доставке и хранении;
  • транспортные компании, осуществляющие доставку продукции;
  • иные участники.
  • IV. Основные принципы и организация торговли в МТС "Зеленый коридор"

    4.1. МТС "Зеленый коридор" придерживается следующих принципов торговли:

  • гласность и публичность проведения торгов;
  • свобода формирования цен на торгах;
  • упрощение процедур торговли и таможенных процедур в пунктах перехода/транзита для свежей продукции; применение современных технологий, форм и методов организованной торговли;
  • обеспечение высокого качества товаров;
  • равенство условий для всех участников;
  • возможность одновременного участия в торгах всех участников;
  • добровольность участия и заключения сделок;
  • построение взаимоотношений профессиональных участников торгов и их клиентов на договорной основе.
  • 4.2. Торговля в МТС "Зеленый коридор" осуществляется по биржевым контрактам и прямым договорам.

    V. Организация деятельности и управление МТС "Зеленый коридор"

    5.1. Координацию деятельности МТС "Зеленый коридор" осуществляет Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса СНГ.

    5.2. Соответствующие органы государственного управления способствуют созданию условий для деятельности биржевых расчетно-клиринговых палат и финансово-расчетных отделов.

    5.3. Контроль качества и безопасности, а также сертификацию товарной продукции в рамках МТС "Зеленый коридор" осуществляют уполномоченные органы государств-участников СНГ.

    5.4. Оперативное управление МТС "Зеленый коридор" осуществляет соответствующий орган управления МТС "Зеленый коридор", формируемый участниками МТС "Зеленый коридор" и действующий в соответствии с Положением, утверждаемым участниками МТС "Зеленый коридор".

    VI. Механизм функционирования МТС "Зеленый коридор"

    6.1. Основой функционирования МТС "Зеленый коридор" являются международные торги аграрных бирж государств-участников СНГ.

    6.2. Указанные биржевые торги проводятся по принципу единого торгового зала в целях концентрации спроса и предложений, а также осуществления публичного и конкурентного ценообразования.

    6.3. Финансовый механизм сделок в рамках МТС "Зеленый коридор" в каждом заинтересованном государстве-участнике СНГ осуществляется через биржевые расчетно-клиринговые палаты и финансово-расчетные отделы, которые предоставляют гарантии бирж по заключенным на торгах контрактам и организуют совместно с банками платежи и взаиморасчеты по поставкам товаров.

    6.4. Плодоовощная продукция и картофель по сделкам на международных биржевых торгах маркируются логотипом МТС "Зеленый коридор", разрабатываемым и утверждаемым соответствующим органом МТС "Зеленый коридор".

    6.5. Споры между участниками МТС "Зеленый коридор", возникающие в ходе биржевых торгов и исполнения контрактов, разрешаются в арбитражных комиссиях бирж, которые действуют при каждой аграрной бирже в соответствии с законодательством государства-участника СНГ, на территории которого находится биржа, либо в суде в порядке, установленном законодательством государства-участника СНГ, на территории которого находится биржа.

    VII. Структура МТС "Зеленый коридор"

    Структура МТС "Зеленый коридор" состоит:
  • из соответствующего органа управления МТС "Зеленый коридор";
  • межбиржевого информационного центра, содержащего базу данных о конъюнктуре рынка продукции государств-участников СНГ, постоянно обновляемые предложения продавцов и покупателей, информацию о совершенных сделках, ценах, реализованных контрактах, произведенных поставках, наличии продукции на биржевых распределительных центрах, выданных сертификатах соответствия и/или протоколов испытания качества, технических регламентов, сведениях о движении продукции, в том числе находящейся в пути и т.п.;
  • информационно-маркетинговых центров;
  • публичной электронно-селекторной площадки для проведения международных биржевых торгов продукцией и заключения сделок;
  • оптовых и сельскохозяйственных рынков, регулярных выставок и ярмарок и других торговых площадок;
  • сбытовых и других сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющих заготовительную деятельность и участвующих в торговле;
  • расчетно-клиринговых палат и финансово-расчетных отделов;
  • биржевых распределительных центров;
  • банка данных о нормативных актах государств-участников СНГ в области качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, государственных стандартах, санитарных и таможенных правилах и нормах и т.п., формируемого совместно с организациями, обладающими вышеназванной информацией;
  • арбитражных комиссий бирж.

    VIII. Порядок организации торгов, гарантии исполнения сделок и обеспечения качества продукции

    8.1. В рамках МТС "Зеленый коридор" могут совершаться все виды сделок, предусмотренные действующим законодательством государств-участников СНГ.

    8.2. Сделки, совершенные на торгах МТС "Зеленый коридор", имеют юридическую силу, подлежат регистрации и оформлению на аграрных биржах.

    8.3. Регистрация и оформление сделок, а также их расторжение и признание недействительными производятся в соответствии с правилами биржевой торговли, утверждаемыми аграрными биржами МТС "Зеленый коридор" и интегрированными в ее общую систему.

    8.4. Биржевые гарантии по сделкам в рамках МТС "Зеленый коридор" предоставляются только по контрактам, зарегистрированным на торгах МТС "Зеленый коридор".

    8.5. Гарантированные поставки и финансовое обеспечение сделок в МТС "Зеленый коридор" производятся путем:

  • предоставления биржевых гарантий по заключенным биржевым контрактам на основе предоставленного обеспечения сторон или банковской гарантии банка покупателя, принимаемой банком продавца, и использования других финансовых инструментов по согласованию сторон;
  • оперативного информационного взаимодействия биржевых расчетно-клиринговых палат или финансово-расчетных отделов между собой и банками;
  • безопасного и надежного резервирования средств обеспечения и предоплат участников биржевых торгов.

    8.6. Обеспечение качества продукции производится в МТС "Зеленый коридор" посредством использования необходимого перечня документов, подтверждающих легитимность происхождения и качественные показатели продукции, а также организации биржами контроля на местах хранения и в биржевых распределительных центрах.

    8.7. В целях обеспечения качества и безопасности продукции биржи совместно с заинтересованными организациями проводят мероприятия по контролю качества товаров, выставляемых на торги, контролируют наличие и качество отправляемой продавцами и получаемой покупателями товарной продукции.

    Для достижения указанных целей биржи могут организовывать биржевые распределительные центры. Оснащение биржевых распределительных центров соответствующим оборудованием производится биржами и другими членами МТС "Зеленый коридор" в регионах своего расположения.

    8.8. Таможенное оформление, контроль качества и безопасности продукции, а также транспортных средств для ее доставки обеспечиваются в соответствии с национальным законодательством, при необходимости, путем организации деятельности на биржевых распределительных центрах:

    а) таможенных постов;

    б) других контролирующих органов в соответствии с национальным законодательством государств-участников СНГ.

    8.9. Аграрные биржи обеспечивают контроль количества и качества продукции на биржевых распределительных центрах в соответствии с заключенными контрактами, а также создают условия для таможенного оформления и других видов контроля продукции.