ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
П И С Ь М О
29.12.2009 N 16277
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел Ваше письмо <...> относительно порядка ведения учета товаров по месту их реализации и хранения и в пределах компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12 статьи 3 Закона Украины от 06.07.95 N 265/95-ВР (265/95-ВР) "О применении регистраторов расчетных операции в сфере торговли, общественного питания и услуг" (далее - Закон N 265) предусмотрено, что субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу только тех товаров, которые отражены в таком учете, за исключением продажи товаров лицами, которые в соответствии с законодательством облагаются налогами по правилам, не предусматривающим ведение учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг).
Статьей 6 Закона N 265 (265/95-ВР) определено, что учет товарных запасов физическим лицом - субъектом предпринимательской деятельности ведется в порядке, определенном действующим законодательством, а юридическим лицом (его филиалом, отделением, другим обособленным подразделением) - в порядке, определенном соответствующим национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета. Учет ведется с учетом особенностей, установленных для субъектов малого предпринимательства. Обязанность по ведению учета товарных запасов не применяется к лицам, которые в соответствии с законодательством облагаются налогами по правилам, не предусматривающим ведение учета приобретенных или проданных товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Украины от 16.07.99 N 996-XIV (996-14) "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон N 996) бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.
Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно. Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (пункты 1, 3 и 5 статьи 9 Закона N 996 (996-14) ) .
К документам, являющимся основанием для оприходования товара, как правило, относятся накладные и товарно-транспортные накладные. Такие документы являются основанием для внесения записей в учетные бухгалтерские регистры. Отсутствие соответствующих первичных документов, подтверждающих движение товарно-материальных ценностей, является нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета.
Одновременно отметим, что в соответствии с Указом Президента Украины от 03.07.98 N 727/98 (727/98) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ N 727) плательщики единого налога - юридические лица ведут налоговый учет по тем налогам, плательщиками которых они являются согласно данному Указу. Субъект малого предпринимательства - юридическое лицо обязан вести книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу.
Форма Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства - юридического лица и Порядок ее ведения утверждены приказом Государственной налоговой администрации Украины от 13.10.98 N 477 (z0689-98) .
Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога - физическое лицо в соответствии с пунктом 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 N 599 (z0752-99) , ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению N 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 N 12 (z0064-93) . При этом обязательному заполнению подлежат только графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход".
Физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с Декретом Кабинета Министров от 26.12.92 N 13-92 (13-92) "О подоходном налоге с граждан", также ведут Книгу учета доходов и расходов в соответствии с указанной Инструкцией (z0064-93) .
Заместитель Председателя
Н.Приступа