Некоторые вопросы открытия и функционирования счетов
                       в учреждениях банков
------------------------------------------------------------------

     Счета в национальной валюте (резиденты Украины)

     Открытие счета в банковском  учреждении  -  это  та  жизненно
необходимая операция, которую обязано совершить любое  предприятие
или  частный  предприниматель,  общественная    организация    или
представительство,  начиная  свою  деятельность   на    территории
Украины.  Список этот может расширяться также и за счет физических
лиц, поскольку развитие денежных отношений в Украине приводит и их
к необходимости использования  банковского  счета  в  повседневной
жизни.
     Впрочем, автор в первую  очередь  хотел  бы  остановиться  на
вопросах  банковских  счетов,  открываемых  юридическими   лицами,
поскольку именно для них наличие счета является обязательным  (так
как Инструкцией N7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте
Украины",  утвержденной  постановлением  Правления   Национального
банка  Украины  от  02.08.96  г.  N204  (далее  -  Инструкция  N7)
предусмотрено, что  средства  предприятий  подлежат  обязательному
хранению в банках,  за  исключением  наличности  в  кассе),  да  и
большая часть денежных операций в  экономике  производится  именно
ними.  Для целей данной статьи в большинстве неоговоренных случаев
под  наименованием  "предприятие"  будет  подразумеваться    любое
юридическое лицо - резидент  Украины,  его  обособленные подразде-
ления,  а  также  физическое  лицо,  ведущее   предпринимательскую
деятельность без создания юридического лица.
     На  сегодняшний  день  действующее  законодательство  Украины
достаточно либерально в отношении прав  предприятия  на  свободное
волеизъявление в  вопросе  выбора  места  открытия  счета,  общего
количества счетов, а также их функционирования.  В соответствии  с
Законом Украины "О внесении в некоторые законы  Украины  изменений
об открытии банковских счетов" от  16.12.97  г.  N725/97-ВР юриди-
ческие лица, их филиалы, отделения и  иные  обособленные подразде-
ления, не имеющие статуса юридического лица, физические лица полу-
чили право открывать расчетные (текущие), иные счета для  хранения
денежных средств и совершения всех  видов  банковских  операций  в
любых банках Украины  и  других  государств  по  своему  выбору  и
согласию этих банков.  Таким образом, если ранее юридическое  лицо
имело возможность  оперировать  только  и  исключительно  с  одним
расчетным счетом, то с принятием этого закона подобное ограничение
было снято, и с 01.01.99  г.  и  количество  возможных  счетов,  и
состав  учреждений  банков,  в  которых  они  могут   открываться,
ограничиваются только желаниями и возможностями собственника дене-
жных средств.
     Сам же порядок открытия счета в соответствии с  вышеуказанным
законом отнесен в ведение Национального  банка  Украины,  который,
утвердив постановлением Правления от 18.12.98 г.  N527  Инструкцию
об открытии банками счетов в национальной и иностранной валюте  (в
дальнейшем - Инструкция), данный порядок установил.
     Что же требуется по Инструкции для открытия обычного текущего
счета обычным  юридическим  лицом?  В  первую  очередь,  следующие
документы:
     - заявление  на  открытие  счета  установленного  Инструкцией
образца, которое должно быть  подписано  руководителем  и  главным
бухгалтером  предприятия,  а  при  отсутствии  в  штате   главного
бухгалтера или лица,  на  которое  возложено  ведение  бухучета  и
отчетности - только руководителем;
     - копия свидетельства о государственной регистрации в  органе
государственной исполнительной власти, ином органе, уполномоченном
совершать государственную регистрацию.  Таким органом, к  примеру,
является НАН  Украины,  которой  предоставлено  право  производить
регистрацию уставов научно-исследовательских институтов,  входящих
в ее состав (п. 7 разд. 1 Устава Академии наук Украины, утвержден-
ного Общим собранием  Академии  наук  Украины  20.03.92 г.)  Копия
свидетельства должна быть заверена  либо  органом,  который  выдал
свидетельство, либо в нотариальном порядке.  Исключение составляют
лишь бюджетные организации, которые  подают  вместо  свидетельства
копию справки  о  внесении  их  в  Единый  государственный  реестр
предприятий и организаций Украины, заверенную в том же порядке,  и
профсоюзные организации;
     -  копия  надлежащим  образом   зарегистрированного    устава
(положения), заверенная  в  указанном  выше  порядке.  Не  требуют
нотариального заверения  положения,  утверждаемые  постановлениями
Кабинета Министров Украины  или  указами  Президента  Украины.  Не
подают  устав  следующие  организации:  полные   и    коммандитные
общества, крестьянские  (фермерские)  хозяйства,  предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без создания  юридического  лица,
учреждения и организации,  которые  финансируются  из  бюджета,  а
также  иные  лица,  наличие  у  которых  устава  не  предусмотрено
законом.  Освобождены  от  представления  положений  либо  уставов
учреждения и организации, действующие на основании законов;
     - копия  документа,  подтверждающего  взятие  предприятия  на
налоговый  учет,  заверенная  нотариально,   налоговым    органом,
выдавшим документ,  или  же  уполномоченным  лицом  банка.  Данный
документ  должен  соответствовать  форме  N4-ОПП,  предусмотренной
Инструкцией о порядке  учета  плательщиков  налогов,  утвержденной
приказом Государственной налоговой администрации  Украины  N80  от
19.02.98 г., зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.03.98 г.
за N172/2612. Освобождены от подачи такого документа профсоюзы;
     - карточка с образцами подписей лиц, которым в соответствии с
действующим  законодательством  или  учредительными    документами
предприятия предоставлено право распоряжения счетом  и  подписания
расчетных  документов,  заверенная  нотариально  или   вышестоящей
организацией в установленном порядке.  В карточку включается также
образец описка печати предприятия;
     - справка о регистрации в органах Пенсионного фонда  Украины.
Данная справка должна соответствовать приложению 3 к Инструкции  о
порядке  исчисления  и   уплаты    предприятиями,    учреждениями,
организациями и гражданами  страховых  сборов  в  Пенсионный  фонд
Украины, а также учета поступления  и  расходования  его  средств,
которая  утверждена  постановлением  Правления  Пенсионного  фонда
Украины от 06.09.96 г, N11-1.
     Кроме  указанных  основных  документов, Инструкция  выдвигает
требования  о  предоставлении  также  дополнительных   документов,
связанных с особенностями статуса отдельных видов юридических лиц,
а именно:
     - нотариально заверенную копию учредительного договора подают
хозяйственные  общества,  договорные  объединения  (в   частности,
предусмотренные ст. 3 Закона Украины "О предприятиях в Украине" от
27.03.91  г.  N887-12),  печатные  средства  массовой   информации
(редакции, издательства);
      -  протокол  общего  собрания  о  создании  или  нотариально
заверенную копию протокола (выписки из него) предоставляют коллек-
тивные сельскохозяйственные предприятия, общества  потребительской
кооперации,  политические  партии  и  общественные    организации,
религиозные организации (религиозные общины, управления и  центры,
монастыри, религиозные братства, миссионерские общества  (миссии),
духовные учебные заведения);
     - нотариально заверенную копию договора аренды  подают аренд-
ные предприятия;
     - профсоюзные организации подают  в  учреждение  банка  устав
(выписку из устава) соответствующего  профсоюза,  заверенный нота-
риально или высшим  профсоюзным  органом,  и  выписку  из  решения
общего собрания (конференции)  профорганизации  об  избрании проф-
союзного комитета и председателя профсоюзного комитета, заверенную
нотариально или высшим профсоюзным органом.
     В соответствии с Законом Украины "О предприятиях  в  Украине"
текущие счета могут открываться не только самим юридическим лицам,
но и их обособленным подразделениям.  Под  такими  подразделениями
подразумеваются, в частности, филиалы,  представительства, отделе-
ния (ст. 7 Закона).  Для них  Инструкцией  предусмотрен  следующий
обязательный набор документов:
     - заявление на открытие текущего счета  установленного образ-
ца, которое подписывают руководитель и  главный бухгалтер  обособ-
ленного подразделения;
     - копия справки  о  внесении  обособленного  подразделения  в
Единый государственный реестр предприятий и  организаций  Украины,
заверенная нотариально или органом, выдавшим справку;
     - копия свидетельства о государственной регистрации юридичес-
кого  лица  (создавшего  обособленное  подразделение)  в    органе
государственной исполнительной власти,  ином  органе  регистрации,
заверенная в таком же порядке;
     - копия надлежащим образом оформленного положения  об обособ-
ленном  подразделении,  заверенная  нотариально    или    органом,
создавшим обособленное подразделение;
     - карточка с списком печати и  образцами  подписей  служебных
лиц подразделения, которым предоставлено право распоряжения счетом
и подписи расчетных документов. Образцы подписей и полномочия слу-
жебных лиц заверяются нотариально или руководителем предприятия, в
состав которого входит обособленное подразделение;
     - ходатайство предприятия в банк, в котором открывается  счет
обособленному подразделению, об открытии этого счета. В ходатайст-
ве должно быть указано: местонахождение предприятия, его идентифи-
кационный номер (код по ЕГРПОУ), номер  основного  текущего  счета
предприятия, банк,в котором этот счет открыт,  а  также  налоговый
орган, в котором предприятие находится на учете;
     - справка о регистрации обособленного подразделений в органах
Пенсионного фонда.
     Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 430-434  Граждан-
ского кодекса Украины предприятия имеют  право  совместно осущест-
влять хозяйственную деятельность для  достижения  общей  цели,  не
создавая при этом отдельного юридического лица,  а  лишь  заключив
договор о совместной деятельности,  то  для  обеспечения  подобной
деятельности в учреждении банка может  быть  открыт  один  текущий
счет.  Необходимо указать, что при этом собственником счета  будет
являться,  естественно,  не  сам  договор,  а  все    лица,    его
заключившие, и лишь распоряжение непосредственными  операциями  по
счету  будет  осуществляться  одним  из  этих   лиц.    Документы,
подаваемые в банк при открытии подобного счета, таковы:
     - заявление об открытии счета, подписанное лицом, которому на
основании  доверенности  предоставлено   право    распорядительной
подписи при проведении денежных операций по счету;
     - нотариально заверенная копия договора о совместной деятель-
ности;
     - решение участников договора  об  определении  лиц,  которым
предоставляется  право  распорядительной  подписи  при  проведении
денежных операций по счету.  Такое решение должно быть оформлено в
виде доверенности от  имени  всех  лиц  -  участников  договора  о
совместной деятельности.  При этом инструкция косвенно  предусмат-
ривает, что таким уполномоченным лицом должно быть  лицо юридичес-
кое, что видно из следующего пункта;
     - карточка с образцами подписей лиц,  имеющих  право распоря-
жаться счетом,  оформленная  нотариально.  При  этом  на  карточке
должен быть  оттиск  печати  того  самого лица,  которое  является
уполномоченным в соответствии с  предыдущим  пунктом  -  а  печать
может принадлежать только  юридическому  лицу  (правда,  при  этом
возникает противоречие,  связанное  с  тем,  что  доверенность  на
распорядительную подпись может быть, в свою очередь, выдана только
физическому лицу).
     В случае, если хотя бы одной из сторон договора (контракта) о
совместной    деятельности    является    иностранный     инвестор
(нерезидент), то должен быть предоставлен документ  о  регистрации
такого договора (контракта), заверенный нотариально  или  органом,
выдавшим  такой  документ.   Регистрация    подобных    контрактов
осуществляется органами Министерства внешних экономических  связей
и торговли.
     Отдельно рассмотрим процесс открытия счета  для  формирования
уставного  фонда  хозяйственного  общества.  Как    известно,    в
соответствии с Законом  Украины  "О  хозяйственных  обществах"  от
19.09.91  г.  N1576-12  для    деятельности    юридических    лиц,
признаваемых хозяйственными обществами, образуется уставный  фонд,
состоящий из вкладов (долей) участников.  Общим правилом  является
формирование уставного фонда  до  регистрации  общества  в  органе
государственной исполнительной власти, причем в некоторых  случаях
(ч. 2 ст. 52 Закона) на участников косвенным  образом  возлагается
обязанность  совершить  вклад  именно  в    денежном    выражении.
Соответственно, у учредителей (участников) возникает необходимость
открыть банковский счет для  перечисления  необходимых  сумм;  при
этом счет еще не является собственностью самого общества, так  как
легально  оно  еще  не  существует.  Для  открытия  такого   счета
необходимы следующие документы:
     - решение учредителей об  определении  лица,  которому предо-
ставлено право распорядительной подписи  при  проведении  денежных
операций по счету. Такое решение оформляется в виде доверенности и
должно  быть  заверено  нотариально,  если  одним  из  учредителей
является физическое лицо;
     - копия учредительного договора, заверенная нотариально, если
одной из сторон этого договора является физическое лицо;
     - заявление об открытии счета, подписанное лицом, указанным в
п. 1;
     - карточка с образцом  подписи  лица,  которому  учредителями
предоставлено право распорядительной подписи.  Карточка заверяется
уполномоченным работником банка.
     Физические лица - субъекты предпринимательской  деятельности,
осуществляющие свою деятельность без  создания  юридического  лица
(далее - частные предприниматели), также могут открывать текущий и
иные счета на свое имя для осуществления необходимых расчетов. Для
этого им понадобится:
     - заявление об открытии текущего счета  установленного образ-
ца, подписанное частным предпринимателем;
     - копия свидетельства о государственной регистрации  частного
предпринимателя. Заверяется нотариально или органом выдачи;
     -  копия  документа,  подтверждающего    принятие    частного
предпринимателя на налоговый учет. Заверяется нотариально, органом
выдачи или же уполномоченным  работником  банка.  Данный  документ
должен соответствовать форме N4-ОПП, предусмотренной Инструкцией о
порядке  учета  плательщиков  налогов,    утвержденной    приказом
Государственной налоговой администрации Украины N80 от 19.02.98г.,
зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.03.98г. за N172/2612;
     - справка о регистрации в органах Пенсионного фонда Украины;
     - карточка с образцом подписи, предоставляемая в  присутствии
работника банка, который открывает счет.  Заверяется этим работни-
ком либо нотариально.
     Таков основной перечень вариантов открытия текущего  счета  в
национальной валюте Украины для  лиц,  осуществляющих предпринима-
тельскую (хозяйственную) деятельность.
     Остается  добавить  несколько,  в  принципе  общих  моментов,
имеющих важное значение при открытии счетов:
     - документы на открытие счета  предприятия  подаются  в  банк
лично  руководителем  или  главным  бухгалтером  предприятия.  При
приеме документов  у  этих  лиц  проверяются  полномочия,  наличие
паспорта, а также  копируются  первые  четыре  страницы  паспорта.
Данные  действия  проводятся  во  избежание  открытия  счетов  так
называемым  "фиктивным  фирмам"  (см.,   в    частности,    письмо
Национального банка Украины от  24.03.99  г.  N25-111/607-2520  "О
недопущении нарушений при открытии банками счетов в национальной и
иностранной валюте);
     - кроме документов, прямо предусмотренных  Инструкцией,  банк
может потребовать  предоставления  надлежащим  образом  заверенных
копий  документов,    подтверждающих    полномочия    руководителя
предприятия, а также всех лиц, чьи подписи внесены  в  карточку  с
образцами  подписей,  поскольку,  во-первых,  это  необходимо  для
определения компетентности лиц, подписывающих от имени предприятия
договоры,  связанные  с  функционированием  счета   (договор    на
осуществление  расчетно-кассового   обслуживание,    договор    на
обслуживание   расчетов    в    системе    электронных    платежей
"Банк-Клиент"),  а  во-вторых,  это  подтверждает    правомерность
проводимых впоследствии операций по счету и полномочность лиц,  их
проводящих.  Такими  документами  могут  быть,  в  зависимости  от
конкретной  ситуации,  приказы  о  принятии    на    работу    (на
соответствующую  должность),  протоколы  (выписки  из   них)    об
избрании,  трудовые  контракты,  акты   соответствующих    органов
государственной власти. Помимо прочего, в учредительных документах
предприятия (уставе,  положении,  учредительном  договоре)  должно
быть  четко  определено  право  лица,  являющегося   руководителем
предприятия, действовать от имени предприятия без каких-либо  иных
дополнительных поручений либо доверенностей, а лишь  на  основании
самих учредительных документов, поскольку в ином случае оно  может
быть либо не руководителем предприятия, либо его полномочия должны
быть  подтверждены   отдельной    доверенностью,    предполагающей
необходимый круг правомочий  данного  лица,  которая  выдается,  к
примеру, учредителем предприятия (тем  не  менее,  такое  действие
должно быть закреплено в документах);
     -  местонахождением  собственника  счета  признается   адрес,
указанный в карточке  с  образцами  подписей.  Этот  адрес  обязан
совпадать с адресом, указанным в уставе (положении) и свидетельст-
ве о государственной регистрации;
     -  банки  обязаны  уведомлять  об  открытии   любого    счета
предприятия налоговый орган по месту регистрации предприятия в  3-
дневный срок со дня открытия счета включительно.  До получения  из
налогового  органа  уведомления  о  взятии  счета  предприятия  на
налоговый учет по счету могут производиться только  лишь  операции
по  зачислению  на  него  средств.  Операции  по  списанию   могут
производиться  лишь  со  дня,   когда    полученное    уведомление
зарегистрировано банком;
     - вновь образуемое предприятие, открывая счет, может  еще  не
иметь печати.  В таком случае  необходимым  является  обращение  к
руководителю  банковского  учреждения  с  просьбой  о   проведении
операций по  счету  без  печати.  При  согласии  учреждения  банка
операции могут проводиться в таком  порядке,  однако  не  более  2
месяцев, после чего операции по  счету  могут  быть  прекращены  в
связи с их неправомерностью;
     -  карточки  с  образцами  подписей  лиц,    имеющих    право
распоряжения счетом, обязательно должны содержать образец  подписи
руководителя предприятия в  качестве  первой  подписи.  Количество
остальных подписей может варьировать, однако без указанной подписи
карточка  будет  считаться  недействительной.  Поскольку   вопросы
правомерности оформления счетов и проведения операций относятся  в
большой  мере  к  ведению  банков,  то  нужно  отметить,  что  при
возникновении спора между клиентом и банком по поводу определения,
кто является тем или иным должностным лицом на предприятии,  более
юридически значимым будет  являться  мнение  банка.  Далее,  право
второй подписи может принадлежать главному бухгалтеру  (или  лицу,
имеющему его права, или  служебному  лицу,  на  которое  возложено
ведение  бухучета  и   отчетности),    а    также    лицам,    ими
уполномоченными.  Следует заметить,  что  неправомерным  в  данном
случае является предоставление полномочий по второй подписи лицом,
имеющим право первой подписи.  И, наконец, лица  с  правом  первой
подписи  не  могут  иметь  право  второй  подписи  документов,   и
наоборот.
     Необходимо также отметить, что предприятия, как было  указано
выше, могут иметь, в принципе, неограниченное  количество  текущих
счетов. При этом один из них должен быть определен как основной (в
частности,  для  учета  задолженности,   подлежащей    бесспорному
списанию (безакцептному  взысканию)),  а  все  остальные  являются
дополнительными.  Порядок открытия дополнительного счета ничем  не
отличается от открытия основного, кроме того, что в течение 3 дней
с момента открытия еще одного, кроме  первого,  счета  собственник
счета обязан, определив один из них  как  основной,  уведомить  об
этом налоговый орган, в котором он состоит на учете как плательщик
налогов,  а  также  банкам,  в  которых  открыты  все    остальные
дополнительные счета.  При изменении (закрытии) основного счета, в
случае если собственник имеет налоговую задолженность,  он  обязан
предоставить в учреждение банка,  где  учитывается  его  налоговая
задолженность, письменное  согласие  налогового  органа  по  месту
регистрации  и  письменное  согласие   учреждения    банка,    где
открывается новый основной счет.
     Кроме того, предприятию, которому выделяются средства за счет
государственного или местного бюджета для целевого  использования,
может быть открыт текущий бюджетный счет.  Если в учреждении банка
при этом уже открыт текущий счет предприятия,  то  бюджетный  счет
открывается на основании заявления об открытии бюджетного счета  и
наличие остальных, обычно необходимых документов не требуется.
     Чрезвычайно  важно  осветить,  по  мнению  автора,  некоторые
вопросы  договорных  отношений  при  открытии  и  функционирования
счетов в банках.  При открытии  счета  банк  и  собственник  счета
обязаны заключить договор, в соответствии  с  которым  банк  будет
осуществлять расчетное и кассовое обслуживание клиента и в котором
предусматриваются  условия  их    взаимоотношений    в    процессе
функционирования счета и проведения операций по счету.  Именно  на
основании данного договора могут быть разрешены различные проблемы
между банком и клиентом, такие,  к  примеру,  как  ответственность
банка  за  несвоевременное  проведение  операций  по   счету    (в
соответствии с Законом Украины "Об  ответственности за  несвоевре-
менное исполнение денежных обязательств" от 22.11.96 г. N543/96-ВР
таковая  ответственность  в  виде  пени  не  может  превышать  120
процентов учетной ставки  Национального  банка  Украины  от  суммы
просроченного платежа, однако при применении ее необходимо указать
в  договоре),   разногласия    в    вопросах    оплаты    клиентом
предоставляемых  банком  услуг  (проведение  расчетных   операций,
пересылка  расчетных  документов,  выдача  наличности,  зачисление
выручки и пр.), а также относительно платы банка за  использование
остатков на счете (ведь по своей сути средства  на  текущем  счете
представляют  собой  депозит  на  условиях  "до   востребования").
Поэтому заключение договора на  расчетно-кассовое  обслуживание  -
вовсе не  формальный  момент,  сопутствующий  самому  фактическому
открытию счета, а совершенно необходимое  условие  его  не  просто
нормального, но и вообще существования.
     И, наконец, кое-что о противоположной операции -  о  закрытии
счетов.  В    случае    переоформления    счета    в    связи    с
реорганизацией (слиянием, присоединением,  разделением, преобразо-
ванием, выделением) предприятия в  учреждение  банка  должен  быть
подан такой же по объему пакет документов,  как  и  при  первичном
открытии счета.  В случае же ликвидации предприятия  его  основной
счет переоформляется на имя  создаваемой  в  этом  случае  в соот-
ветствии со ст. 35 Закона Украины "О предприятиях в Украине"  либо
со ст. 16 Закона Украины "О банкротстве" от 14.05.92  г.  N2343-12
ликвидационной комиссии; при этом необходимо предоставить  решение
компетентного  органа  о  ликвидации  предприятия  и    заверенную
нотариально карточку с образцами  подписей  уполномоченных  членов
ликвидационной  комиссии  и  списком  ликвидируемого  предприятия.
Подтверждением полномочий этих лиц может быть либо решение органа,
создавшего комиссию, либо решение самой комиссии, поданное в банк.
     Кроме переоформления, текущий счет может быть просто  закрыт.
Произойти это может в следующих случаях:
     - на основании заявления собственника счета (в частности, при
переходе на обслуживание в другое банковское учреждение);
     - на основании решения органа, на который  законом  возложены
функции по ликвидации или реорганизации предприятия;
     - на основании соответствующего решения суда или арбитражного
суда о ликвидации предприятия (в частности, в  процессе  признания
предприятия банкротом);
     - на иных основаниях,  предусмотренных  действующим законода-
тельством Украины либо договором между учреждением банка  и собст-
венником счета.  К примеру, в  таком  договоре  может  быть преду-
смотрено, что в случае непроведения каких-либо операций по счету в
течение определенного периода времени  банк  имеет  право  закрыть
счет.  Автор  считает,  что,  несмотря  на  отрицательную  позицию
Национального банка Украины в отношении подобных условий договоров
и при этом возникающие технические сложности (неопределенность,  в
частности, с перечислением остатков на счете), само условие вполне
правомерно, поскольку соответствуют условиям ч. 2 ст.  61 Граждан-
ского кодекса Украины, являясь отменительным условием договора.
     Не может быть закрыт счет, по  которому  временно  прекращено
проведение операций  на  основании  решений  компетентных  органов
(налоговой инспекции, органов милиции,  прокуратуры,  суда, арбит-
ражного суда)  до  получения  решения  об  отмене  приостановления
операций.
     Остается добавить, что все документы, предоставляемые в  банк
для открытия счета и при дальнейших изменениях в  его  оформлении,
составляют  дело  по  юридическому    оформлению    счета    (т.н.
"юридическое дело").  Внесение изменений  в  него  является обяза-
тельным для любого клиента; и если  учреждение  банка,  в  котором
обслуживается клиент, отказывается проводить операцию на основании
того, что в юридическом деле отсутствует тот  или  иной  документ,
то, скорее всего, действия банка, если они  не  выходят  за  рамки
предусмотренных для банка обязанностей  по  контролю  за  счетами,
будут правомерны.

------------------------------------------------------------------
"Навигатор бухгалтера"
N 13/99, стр. 16
[12.04.1999]
Оксана Герасимова
юрист
------------------------------------------------------------------