Отдавать надо все, что было, плюс все, что  пришло,  и никаких
       минусов. Судьба дополнительного счета при картотеке

------------------------------------------------------------------

    На наш основной текущий счет  налоговая  выставила  инкассовое
    поручение. В  результате  на  основном  текущем счете у нашего
    предприятия возникла картотека.  Есть ли какая-нибудь  возмож-
    ность поработать пока с дополнительным текущим счетом?

    * * *

    Согласно п. 147 Инструкции о безналичных расчетах  в  хозяйст-
венном обороте Украины,  утвержденной постановлением Правления НБУ
от 02.08.96 г. № 204 ( 204-96-п ) (далее - Инструкция), "при  пос-
туплении расчетных документов на бесспорное  списание  (взыскание)
средств с основного счета плательщика банк в случае недостаточнос-
ти (отсутствия) средств на нем не позднее  следующего  дня  выдает
непосредственно владельцу данного счета под  расписку  уведомление
о  поступлении указанных документов или направляет данное  уведом-
ление средствами связи с документальным подтверждением его отправ-
ки.  После получения уведомления плательщик обязан в течение  трех
рабочих дней подать поручение на перечисление остатков  средств  с
других текущих счетов на основной счет для  обеспечения  погашения
указанной задолженности или погасить ее непосредственно с дополни-
тельного счета".
    Приведенным абзацем почти дословно воспроизводится абз. 3  ст.
4 раздела  II Закона "О внесении в некоторые Законы Украины  изме-
нений относительно открытия  банковских  счетов"  от  16.12.97  г.
№ 725/97-ВР ( 725/97-ВР ).
    В принципе, въедливый читатель имеет право сделать вид, что из
этой  нормы непонятно,  о каких  остатках  идет речь: то ли о тех,
которые находятся на других текущих  счетах  на  момент  получения
уведомления от банка, то ли о тех, которые находятся там на момент
перечисления средств на основной счет. С учетом такой неопределен-
ности  мы бы  не  советовали  предприятию,  попавшему  в  подобную
ситуацию,  рисковать. В  этом случае,  пожалуй,  безопаснее  всего
придерживаться самого фискального варианта: если за время с момен-
та получения вами уведомления из банка до момента выдачи платежно-
го  поручения  на перечисление  денег  с дополнительного  счета на
основной произошло поступление денег на этот дополнительный  счет,
то  лучше перечислить на основной счет всю сумму - с  учетом  этих
поступлений.  А вот отправлять деньги с допсчета поставщикам, дру-
жественным предприятиям и т. п. в этот период не стоит {1}.
    Почему же мы придерживаемся самого фискального варианта? Кроме
того, что он, увы, весьма логичен, дело еще и в том, что нарушение
вышеприведенной нормы п. 147 Инструкции чревато уголовной ответст-
венностью по ст. 165 УК "Злоупотребление властью  или  должностным
положением".  Как указал Пленум Верховного Суда в п. 4 своего пос-
тановления  от 26.03.99 г. № 5 "О  некоторых  вопросах  применения
законодательства об ответственности за уклонение от  уплаты  нало-
гов,  сборов, других  обязательных  платежей" ( v0005700-99 ) {2},  
"умышленная  несвоевременная уплата налогов, сборов, других обяза-
тельных  платежей с целью  использования  на  иные  цели  средств, 
которые  должны  быть  перечислены  в бюджеты  или государственные  
целевые фонды, должна квалифицироваться при наличии  предусмотрен-
ных  законом  оснований как злоупотребление должностным положением 
по соответствующей части ст. 765 УК".
    А  статья 165 - это вам  не вшивенький  админштраф,  а лишение 
свободы на срок  от двух до  пяти лет или исправительные работы на 
срок до двух лет с лишением права занимать определенные  должности  
или  заниматься  определенной  деятельностью  на срок до трех лет. 
Причем это еще в том случае, если из-за ваших махинаций с дополни-
тельным  счетом бюджет  своевременно  не получил всего-то от 85 до 
425 грн.
    Если же вы "нагрели" таким образом бюджет больше, чем  на  425
гривень,  то вам светит лишение свободы на срок от пяти до  восьми
лет  с конфискацией  имущества или без  таковой  с лишением  права
занимать определенные должности или заниматься  определенной  дея-
тельностью  на срок до пяти лет. В общем, если у вас нет под рукой
адвоката Плевако (1842-1909), то с огнем лучше не играйте.
    Кстати, в вашем случае статья 165 УК  грозит  тем  должностным
лицам, которые подписали платежки на перечисление денег с дополни-
тельного счета куда-то мимо основного (или бюджетного) счета:  как
правило, это директор и главбух.
    Единственным утешением вам может служить то, что по ст. 165 УК
предварительное следствие производится следователями не  налоговой
милиции, а прокуратуры (ст. 112 УПК). Хотя утешение это - слабень-
кое:
    во-первых, налоговики, оскорбленные вашим бездушным отношением
к священному делу наполнения бюджета, без особых раздумий в проку-
ратуру могут "настучать";
    во-вторых, налоговая милиция может сделать ход конем: ст.  112
УПК  позволяет этому ведомству расследовать преступления,  предус-
мотренные ст. 165 УК, в  тех  случаях,  когда  такие  преступления
выявлены в ходе расследования дел о преступлениях, предусмотренных
частями 2 и 3 ст. 148'2 УК, поэтому  налоговые  милиционеры  могут
сначала возбудить дело по ст. 148'2 УК (хотя бы  и  зная  заранее,
что оно развалится), а потом без особых  проблем  переквалифициро-
вать его на ст. 165 УК.
    Что же будет в том случае, если  вы  полностью  выполните  все
требования  п. 147 и перегоните остатки с дополнительного счета на
основной? Казалось бы, тогда можно будет вздохнуть  спокойно  и  в
дальнейшем при поступлении средств на дополнительный счет  отправ-
лять их куда заблагорассудится, даже если  картотека  на  основном
счете еще не погашена.
    Однако и в этом случае мы все-таки держали бы ушки на макушке.
Ведь  согласно  п. 1  ст. 9  Закона  "О  системе  налогообложения" 
налогоплательщики  обязаны уплачивать  надлежащие  суммы налогов и 
сборов  (обязательных платежей)  в  установленные  законами  сроки 
( 1251-12 ). А потому  п. 4 постановления  Пленума Верховного Суда 
будет продолжать висеть над вами как дамоклов меч. Тут уж шутки  в  
сторону, господа присяжные заседатели.
    Иногда предприятия, попавшие в картотеку,  открывают  дополни-
тельный  счет уже после этого события, полагая, что это их спасет,
поскольку в п. 147 Инструкции такой маневр не оговорен.  Однако  и
здесь, равно как в ситуации, описанной в предыдущем  абзаце,  есть
опасность угодить за решетку: все-таки  умышленно  несвоевременная
уплата налогов, сборов, других обязательных платежей и использова-
ние на иные цели средств, которые должны быть перечислены в бюдже-
ты или государственные целевые фонды,- налицо.
    В общем, играть с бюджетом в прятки, когда у вас  на  основном
счете  картотека, не советуем.  Но уж если вы вляпались, то  можем
порекомендовать обратиться к тем аргументам в защиту нефискального
подхода, которые мы приводили в "Бухгалтере" № 4'2000 на с. 56-57.
    А вообще - дружите с банкирами. По крайней мере, они могут вас
предупредить заранее о поступлении на ваш счет инкассовых распоря-
жений,  чтобы вы успели до получения официального  уведомления  от
банка обнулить допсчета.  Если, конечно, ваши проблемы  им  ближе,
чем свои нервы.


    {1} Если вы в течение этих трех дней просто погасите задолжен-
ность  бюджету с дополнительного счета, то  проблем  нет.  В  этом
случае допечет может все время функционировать в обычном режиме.
    {2} См. "Бухгалтер" № 12'99, с. 17.

------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 39
[01.12.2000]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------