О коммунальном налоге

------------------------------------------------------------------

    Коммунальный налог является одним из местных  налогов  (обяза-
тельных  платежей) согласно статье 15 Закона  Украины  "О  системе
налогообложения"  в редакции  Закона  Украины от 18.02.97  № 77/97
( 77/97-ВР ).
    В соответствии со статьей 15 Декрета КМУ "О местных налогах  и
сборах" от 20.05.93 № 56-93 ( 56-93 ) плательщиками  коммунального  
налога  являются  юридические  лица,  кроме  бюджетных учреждений,
организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных  предприя-
тий.
    Запорожский  исполком  городского  Совета  народных  депутатов
решением  от 27.01.94  № 33/5  утвердил  Положение  о коммунальном
налоге.  Решением исполкома городского Совета  народных  депутатов
от  31.08.95 № 389 был определен перечень изменений и дополнений в
Положение о местных налогах и сборах в части коммунального налога.
Согласно этому перечню раздел  2  "Плательщики  налога"  Положения
включен  в  текст  в такой  редакции:  плательщиком  коммунального
налога являются:
    - расположенные на территории  города  предприятия  всех  форм
собственности  (юридические  лица),  кроме  бюджетных  учреждений,
организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных  предприя-
тий,  которые не имеют  дохода  от  хозяйственной  и  коммерческой
деятельности;
    - филиалы (отдельные обособленные подразделения),  которые  не
имеют  отдельного баланса и расчетного счета в банковских учрежде-
ниях, исходя из численности своих работников в  составе  предприя-
тия, которое являются юридическим лицом;
    - бюджетные учреждения, планово-дотационные предприятия, кото-
рые  финансируются из  местного  и  государственного  бюджета,  но
имеют доход от хозяйственной и коммерческой деятельности.
    При этом в приложение № 1 "Расчет коммунального налога"  п.  3
"Общая  среднесписочная  численность  работающих"  согласно  форме
статистической  отчетности  1-ПВ - срочная - по бюджетным  органи-
зациям - равна  среднесписочной  численности  работающих,  занятых
хозяйственной и коммерческой деятельностью согласно штатному  рас-
писанию.
    В соответствии с п. 4 Положения № 33/5 от уплаты коммунального
налога освобождаются юридические лица в части работающих инвалидов
всех  категорий,  граждан,  которые  пострадали  от  Чернобыльской
катастрофы.
    Решением от 27.05.98 № 10 исполкома городского совета народных
депутатов были внесены изменения в п. 4 "Льготы по налогу" Положе-
ния о коммунальном  налоге от 27.01.94 № 33/5,  в  соответствии  с
которым от уплаты коммунального налога  освобождаются  юридические
лица в части работающих инвалидов всех категорий граждан,  которые
пострадали от  Чернобыльской  катастрофы,  и  жилищно-строительные
кооперативы.
    Согласно  ст. 15  Декрета КМУ "О местных налогах и сборах"  от
20.05.93 № 56-93 ( 56-93 ) граничный  размер  коммунального налога
не  должен превышать 10% годового фонда оплаты труда, исчисленного
из необлагаемого дохода граждан.  В настоящее время ставка  комму-
нального  налога  составляет 1 грн. 70 коп.  в месяц, т. е. 10% от
17 грн. - необлагаемого минимума дохода граждан за одного работаю-
щего списочного состава.
    Причем, учитывая, что  Расчет  коммунального  налога  подается
ежеквартально нарастающим итогом, то и ставку коммунального налога
нужно проставлять с учетом отчетного периода, т. е.:
    за квартал 1,70 х 3 = 5,10 грн.;
    за полугодие         10,20 грн.;
    за 9-ть месяцев      15,30 грн.;
    за год               20,40 грн.

    Для расчета коммунального налога  применяется  среднесписочная
численность штатных работников списочного состава.
    В соответствии с Инструкцией по статистике численности  работ-
ников, занятых в народном хозяйстве Украины, утвержденной приказом
Минстата Украины от 07.07.95 № 171 и зарегистрированной  в Минюсте
Украины  07.08.95 г. под  № 287/823 ( z0287-95 ),  существуют  два 
варианта исчисления среднесписочной численности работников:  сред-
неучетная  численность  штатных  работников  основного  состава  и
среднеучетная  численность  всего  персонала  в эквиваленте полной
занятости.
    Не включаются в среднеучетную численность  работники,  которые
не  состоят  в  штате  предприятия, а  именно  принятые  с  других
предприятий  по совместительству, или оформленные по совместитель-
ству на одном и том же предприятии. Работники, которые получают на 
одном предприятии заработную плату как по основному месту работы и 
одновременно по совместительству,  учитываются как одно физическое 
лицо.
    Бюджетное учреждение, осуществляющее хозяйственную или коммер-
ческую  деятельность,  должно  уплачивать  коммунальный  налог  из
расчета среднесписочной  численности  тех  работающих  (исходя  из
штатного  расписания), которые  осуществляют эту хозяйственную или
коммерческую деятельность.
    Плательщики налога подают налоговым инспекциям по месту своего
нахождения Расчет суммы коммунального  налога по форме, утвержден-
ной Положением № 33/5 ежеквартально (не позднее 25-го числа  меся-
ца, следующего за отчетным кварталом - срок подачи  декларации  по
прибыли) в сроки, определенные для предъявления отчетов  по  госу-
дарственному налогообложению.

------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 48/00, стр. 35
[22.01.2000]
И. Егян
гл. гос. инспектор группы по разъяснению налог. законодательства
------------------------------------------------------------------