Приобретение ТМЦ предприятием за счет средств работников

------------------------------------------------------------------

    Обычно  на практике  применяется  следующий  порядок  расчетов
с подотчетными лицами: работнику выдаются денежные средства в  по-
дотчет,  а затем он использует их на административно-хозяйственные
расходы, на командировку, на закупку сельскохозяйственной  продук-
ции и т.п.  Однако нередко используется и другой порядок расчетов:
подотчетное лицо сначала приобретает товарно-материальные ценности
(далее - ТМЦ) за счет собственных  средств,  а  затем  предприятие
возмещает работнику понесенные им расходы.
    Для  правильного  отражения  операций,  связанных  с  закупкой
работником ТМЦ  и возмещением  ему  понесенных расходов, в  первую
очередь необходимо грамотно документально оформить  осуществляемые
операции.
    Документы, подтверждающие приобретение ТМЦ, должны быть  выпи-
саны на имя предприятия.

    Документальное оформление приобретения  ТМЦ  работником  пред-
    приятия

    Работнику предприятия, закупающему  товарно-материальные  цен-
ности для предприятия  (к  примеру,  канцелярские  принадлежности,
бухгалтерские  бланки и т. п.), следует знать, что  все  документы
(счета-фактуры, накладные и т. п.), а  также  налоговые  накладные
должны быть выписаны на имя предприятия.
    Однако это касается лишь тех документов, в реквизитах  которых
предусмотрено указание сведений о покупателе.
    В отдельных случаях документы,  которые  выдаются  покупателю,
таких реквизитов не содержат (кассовый, товарный чеки).
    Не так давно в средствах массовой информации были представлены
консультации налоговых  органов, в которых было высказано мнение о
том, что документы, не содержащие сведений о  покупателе  ТМЦ,  не
являются документами, подтверждающими понесенные предприятием рас-
ходы.  Из этого следует, что по таким документам не может произво-
диться возмещение работнику предприятия понесенных им  в  связи  с
приобретением ТМЦ расходов.
    При этом работники налоговых  органов  считают,  что  кассовый
чек - это документ,  с помощью  которого  обеспечивается  реальный
контроль объемов реализации товаров (услуг) субъектами  предприни-
мательской деятельности.  Другими словами, кассовый  чек  является
подтверждением получения, а не расходования наличных.
    На несостоятельность такого вывода мы уже указывали на страни-
цах  нашей  газеты  (см. рубрику  "Дискуссионный  клуб"  в  газете
"Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 38).
    В  подтверждение  тому,  кассовый  и  товарный  чеки  являются
документами, подтверждающими расход наличных, приведем  цитаты  из
следующих нормативных документов:
    Пункт 1  Порядка  ведения  кассовых  операций  в  национальной
валюте в Украине, утвержденного  постановлением  Правления  НБУ от
02.02.95 г. № 21 ( v0021500-95 ), с изменениями и дополнениями:
    "Предприятия и частные  предприниматели  обязаны  представлять
обслуживающему банку  (по его  требованию)  отчетные  платежные  и
расчетные документы (кассовые и товарные чеки, квитанции к приход-
ным кассовым ордерам, налоговые накладные, договоры купли-продажи,
акты закупки, счета-фактуры и т. п.), которые бы подтверждали осу-
ществление целевых расходов наличных";
    Указ  Президента  Украины  "О внесении  изменений  в Указ Пре-
зидента  Украины  от  12.06.95 г.  № 436" от 11.05.99 г.  № 491/99 
( 491/99 ):
    "1. Установить, что в  случае  нарушения  юридическими  лицами
всех форм собственности, физическими лицами  -  гражданами  Украи-
ны ... являющимися субъектами предпринимательской деятельности ...
норм по регулированию обращения наличных в национальной валюте,  к
ним применяются финансовые санкции в виде штрафа:
    - за проведение наличных расчетов без представления  получате-
лем средств платежного документа (товарного  или  кассового  чека,
квитанции к приходному  ордеру,  другого  письменного  документа),
который бы  подтверждал уплату покупателем  наличных  средств, - в
размере уплаченных средств".
    Кассовый чек является одним из документов, подтверждающих  по-
несенные расходы.

    Как видим, приведенные положения нормативных документов  четко
устанавливают,  что  кассовый  чек (как и любой  другой  документ)
является документом, подтверждающим расход наличных.
    Следующим этапом документального оформления операций,  связан-
ных с закупкой работником  предприятия ТМЦ,  является  составление
работником авансового отчета о  произведенных  расходах.  Приведем
пример заполнения такого авансового отчета.
    Работником для предприятия были  приобретены  в  магазине  OOO
"Полиграф" бланки стоимостью 18 грн., в том числе НДС - 3 грн.,  и
в  магазине  OOO "Лайнер" - канцтовары  стоимостью 45  грн., в том
числе НДС - 7,5 грн.
    В качестве документов, подтверждающих  приобретение  указанных
ТМЦ, работник представил:
    - кассовый чек № 31154 (бланки);
    - кассовый чек № 67134 (канцтовары);
    - налоговую накладную по приобретенным канцтоварам, выписанную
на имя предприятия.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 03/01, cтр. 22
[11.01.2001]
Т. Онищенко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------