Зимой - о лете. Источник оплаты "колдоговорных" отпусков

------------------------------------------------------------------

    Как известно, наши законодатели весьма ответственно подошли  к
такому важному делу, как отдых трудящихся.
    В ст. 4 Закона "Об отпусках" они  предусмотрели множество раз-
нообразных видов отпусков: ежегодные  (основной и дополнительные),
дополнительные в связи с обучением, творческие, социальные, отпус-
ка без сохранения заработной платы.
    Кроме перечисленных видов (и  не  упомянутых  здесь  подвидов)
отпусков той же статьей определено, что законодательством, коллек-
тивным  договором, соглашением или трудовым  договором  могут быть
установлены и другие их виды.  Вот о таких отпусках, предусмотрен-
ных колдоговором, мы и поговорим. За счет чего их оплачивать?
    В принципе, расходам, связанным с оплатой отпусков,  посвящена
специальная  ст. 23  Закона  "Об отпусках".  И  там,  в частности,
сказано, что оплата отпусков, предусмотренных колдоговором, произ-
водится из прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов
(или  за счет  средств  физического лица,  у которого работают  по           
трудовому договору работники).
    Давайте разберемся, насколько правомерен запрет включать  рас-
ходы на оплату таких отпусков в валовые затраты предприятия.
    К сожалению, многие специалисты заняли в этом вопросе фискаль-
ную позицию. Так, О. Ковальчук {1}, С. Горобец, Г. Грек, Н. Щербак
{2} и Э. Оркуш {3} в  один  голос  утверждают,  что  оплата  таких
отпусков производится из прибыли предприятия.
    Мы же, напротив, утверждаем, что на основании  ст.  23  Закона
"Об отпусках" расходам на оплату отпусков, предусмотренных  колдо-
говором, нельзя отказывать в валовозатратности.  Нашу точку зрения
разделяет, Например, О. Фишкина. {4}
    Напомним, что ст. 5 Закона "О коллективных договорах и  согла-
шениях" запрещает ухудшать колдоговорами или соглашениями  положе-
ние работников  по сравнению с  законодательством.  Следовательно,
возможность с помощью колдоговоров улучшать  положение  работников
подразумевается сама собой.  Именно этим путем и  пошла  практика.
Действительно, в ст. 13 КЗоТ, определяющей содержание колдоговора,
установлено, что колдоговор может  предусматривать  дополнительные
по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гаран-
тии и  социально-бытовые  льготы. Так  что  дополнительный  отпуск
нужно рассматривать как гарантию-льготу,  полученную работником от
родного предприятия.
    А теперь обратимся к п/п.5.6.1 Закона О Прибыли ( 283/97-ВР ).  
В соответствии с ним  в состав валовых  затрат  плательщика входят 
расходы на оплату труда физических лиц, состоящих с ним в трудовых 
отношениях, включающие расходы на  выплату основной и дополнитель-
ной зарплаты и других видов поощрений и выплат.
    Чтобы разобраться, является ли оплата таких отпусков расходами
на оплату труда, откроем Инструкцию по статистике заработной  пла-
ты, утвержденную приказом Минстата от  11.12.95 г. № 323  (далее -
Инструкция) ( z0465-95 ) {5}.
    Согласно п. 2.42 Инструкции расходы  на  оплату  дополнительно
предоставляемых по решению трудового коллектива (сверх  предусмот-
ренных законодательством) отпусков  попадают в  категорию  "прочих
поощрительных  и  компенсационных  выплат"  и,  как  отмечалось  в
"Бухгалтере" № 19'2000 (с. 24-25), имеют двойственную природу,  то
есть их можно интерпретировать и как оплату труда, и как  социаль-
ные выплаты.
    По  сути  дела,  дополнительные  отпуска,  предоставляемые  по
решению трудового коллектива, и дополнительные отпуска, предостав-
ляемые по колдоговору, - это одно и то же (ведь колдоговор  заклю-
чается собственником  предприятия именно с трудовым  коллективом).
А небольшое терминологическое расхождение вполне  объяснимо,  если
вспомнить, что Инструкция принималась раньше Закона "Об отпусках".
    По нашему мнению, налоговики не должны особенно возражать про-
тив отнесения оплаты таких отпусков на валовые затраты. По крайней
мере, в этом отношении отпускные выплаты ничем не хуже,  например,
матпомощи.
    В письме ГНАУ от  05.09.2000  № 5000/6/15-1116 ( v5000225-00 )
{6} сообщается, что для включения матпомощи и других поощрительных
и компенсационных  выплат в валовые затраты предприятия такие вып-
латы должны быть предусмотрены именно в тех разделах коллективного
договора, где говорится об оплате труда (а не о социальных  выпла-
тах), или же в конкретных трудовых договорах.
    То есть для включения этих расходов в  состав  валовых  затрат
следует  учесть  пожелания  налоговиков и  предусмотреть  пункт  о 
допотпусках  в  разделе  колдоговора  "Оплата  труда". Чтобы,  как  
говорится, и овцы целы, и волки сыты.
    И все-таки почему приоритет следует отдавать Закону О Прибыли,
несмотря на то что в Законе  "Об отпусках" источником  для  оплаты
таких отпусков названа прибыль после налогообложения?
    Во-первых, Закон "Об отпусках" принимался еще в 1996 году,  то
есть до вступления в силу ныне действующей редакции Закона О  При-
были. Так что Закон О Прибыли - более поздний акт, имеющий в связи
с этим приоритет.  Во-вторых, порядок отнесения расходов предприя-
тия в состав  валовых затрат определяется  Законом  О Прибыли,  то
есть  специальным  законом  о  налогообложении,  а  не Законом "Об отпусках" (последний исходя из ст. 1 Закона "О системе налогообло-
жения" ( 1251-12 ) просто не может регулировать подобные вопросы).
    Интересным в  этом  отношении  представляется  мнение  авторов
Научно-практического  комментария  к  законодательству  Украины  о
труде, высказанное  по поводу продолжительности отпуска в связи  с
вредными и тяжелыми условиями труда.  Напомним, что Порядок приме-
нения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными
и тяжелыми условиями труда предписывает в случаях,  когда  продол-
жительность  допотпуска по  результатам  аттестации  рабочих  мест
превышает  максимальную  продолжительность,  указанную  в  Списке,
продлевать отпуск  на  количество  дней  разницы  именно  за  счет
средств  предприятия.  По мнению  авторов  Комментария, эта  норма
(если "за счет средств предприятия" понимать как "за  счет  прибы-
ли") применяться не должна, поскольку вопрос об источнике расходов
предприятия на оплату допотпуска решается исключительно Законом  О
Прибыли.  При  этом  они ссылаются  на п. 5.10  Закона О  Прибыли,
которым запрещено установление дополнительных, не указанных в дан-
ном  Законе, ограничений по отнесению расходов  в  состав  валовых
затрат. Авторы Комментария пишут, что вопрос об источнике расходов
предприятия "не может регулироваться даже нормами КЗоТ, не  говоря
уже о рассматриваемом подзаконном акте. Поэтому указание в назван-
ном Порядке на источник финансирования расходов по оплате дополни-
тельного отпуска юридической силы не имеет". {7}
    Вот  вам  еще  одно  преимущество  заключения  кологовора  (на
некоторые  другие аспекты  его полезности  мы уже не раз  обращали
внимание - см., например, "Бухгалтер" № 18'2000, с. 56).
    Так что заключайте коллективный договор, устанавливайте в  нем
дополнительные гарантии и льготы  работникам,  а  для  доказывания
правомерности включения в валовые затраты дополнительных  расходов
на них - читайте журнал "Бухгалтер".


    {1} См. "Все о бухгалтерском учете" № 38/98, с. 25.
    {2} См. "Бизнес" ("Бухгалтерия") № 30/99, с. 74-75.
    {3} См. "Галицькi контракти" (другий зошит) № 26/99, с. 58.
    {4} См. О. Фишкина. Бухгалтерские и налоговые вопросы в летнее
время.- Запорожье: Полиграф, 1999.- С. 42 - 43.
    {5} См. "Бухгалтер" № 17'2000, с. 48-53.
    {6} См. "Бухгалтерскую газету" № 39'2000, с. 9.
    {7} См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научно-прак-
тический комментарий к законодательству Украины о труде. -  Симфе-
рополь, 1998.- Т. 1.- С. 517.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 01/01, стр. 14
[01.01.2001]
Алла Погребняк

------------------------------------------------------------------