Триста пятнадцатый призрак пункта пять-девять

------------------------------------------------------------------

    Никак не устанут наши  нормотворцы  придумывать  всякого  рода
перерасчеты и корректировки на манер "перерасчета прироста и убыли
ТМЦ по пункту 5.9" из Закона о налоге на прибыль ( 334/94-ВР ).
    На  этот раз  необходимость  подобных  корректировок (но уже в
бухгалтерском учете субъекта малого бизнеса) на основании выявлен-
ных им  при проведении годовой инвентаризации остатков неиспользо-
ванного и необработанного (недообработанного) сырья и  материалов,
деталей и неготовой продукции  предусмотрена новациями, внесенными
недавним  приказом  Минфина от 07.12.2000 г. № 315 (см. "Налоги  и
бухгалтерский учет", 2000, № 91) в  Положение об упрощенной  форме
бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства, утверж-
денное в  первоначальной  редакции приказом Минфина от 30.09.98 г.
№ 196 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 1998, № 45).
    Только было перешедший на упрощенную систему  налогообложения,
учета  и  отчетности  субъект  малого  предпринимательства    стал
забывать и о  налоге  на  прибыль,  и  о  "приколах"  одноименного
закона, как  вдруг  оказался  в  положении  дирижерской  блохи  из
старого  театрального  анекдота  (сразу  приносим  извинения   тем
читателям, кто его не слышал, и тем более тем, кто слышал):  снова
перед ним корректировка по выявленным (но не по данным учета, а по
данным инвентаризации) остаткам ТМЦ.
    Вот такая присказка, а что касается сказок...
    Начнем с того, что  уже в первом  предложении Положения введен
новый  термин  -  "субъекты  малого  бизнеса",  обозначающий   тех
субъектов малого предпринимательства -  юридических  лиц,  которые
перешли на уплату единого налога.  Таким образом, "субъект  малого
бизнеса" - это  понятие  значительно  более  узкое,  чем  "субъект
малого предпринимательства", поскольку к числу последних  согласно
определению статьи 1 Закона Украины от 19.10.2000 г. № 2063-III "О
государственной поддержке малого предпринимательства"  ( 2063-14 )
(см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 81) могут быть отнесе-
ны не только юридические лица - плательщики единого налога,  но  и
другие субъекты предпринимательства, соответствующие установленным
там критериям, и в частности - физические лица (см. также материал
"Единство субъективизма" в газете "Налоги и  бухгалтерский  учет",
2001, № 10).
    При этом в  последнем  пункте  Положения  определено,  что  на
субъектов  малого бизнеса распространяются нормы П(С)БУ 25 "Финан-
совый отчет субъекта малого предпринимательства" ( z0161-00).  Это
не противоречит ни пункту 2 П(С)БУ 25, в котором  определено,  что
нормы последнего "применяются субъектами малого предпринимательст-
ва, признанными таковыми  в соответствии с  действующим  законода-
тельством", ни пункту 3 статьи 11 Закона Украины  от  16.07.99  г.
№ 996-ХIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в  Украи-
не" ( 996-14 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет",  1999,  №  36),
которым  регламентировано установление сокращенной финансовой  от-
четности именно для субъектов малого предпринимательства.
    При этом нельзя не обратить внимание на письмо Госкомстата  от
13.07.2000  г.  №  02-03-06/22,  в  котором  предписано  принимать
сокращенную финансовую отчетность по формам № 1-м и № 2-м от малых
предприятий, к которым - "в дополнение" к тем  юридическим  лицам,
для  которых  представление  сокращенной  отчетности   установлено
Законом № 996 (определенных субъектами малого  предпринимательства
Законом № 2063), - отнесены и собственно  малые предприятия, опре-
деленные таковыми в пункте 2 статьи 2 Закона Украины от 27.03.91г.
№ 887-ХII "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ).  И  это при  том,
что во втором абзаце пункта 1 статьи 29 Закона № 887  установлено,
в  частности,  что  порядок  представления  финансовой  отчетности
определяется  "соответствующим законодательством", а не ее пользо-
вателем.
    В любом случае, если Госкомстат  желает  получить  сокращенную
отчетность - пусть он ее получит...
    А теперь что касается "корректирующих" новаций Положения.
    Как известно, ведущий упрощенный  бухгалтерский  учет  субъект
малого  бизнеса,  только  выполняющий  работы  и   предоставляющий
услуги, а не выпускающий продукцию  (не  ведет  счет  26  "Готовая
продукция"), в течение месяца собирает соответствующие расходы  на
счете 23 "Производство", откуда ежемесячно (на конец месяца)  "всю
сумму расходов, связанных с выполнением  работ  и  предоставлением
услуг" (цитата из первого абзаца пункта 7 Положения) списывает  на
счет 79 "Финансовые результаты" проводкой Дт 791 -  Кт 23.
    Слова "всю сумму расходов" по сути означают не что  иное,  как
то, что при этом  списываются именно "остатки незавершенки", пото-
му  что расходы  по законченным (предоставленным)  и реализованным
работам (услугам) к моменту  описанного "принудительного" списания
уже были списаны аналогичной проводкой ранее:  по дате реализации,
оформленной соответствующим документом (актом).
    Так же он поступит и по окончании декабря, но это  теперь  "не
все".
    Субъект малого бизнеса проводит обязательную инвентаризацию по
состоянию на конец календарного года, и в частности - инвентариза-
цию имеющихся "в производстве" сырья, материалов, деталей, которые
мы назовем просто - "остатки ТМЦ".
    После чего занимаемся "корректировкой".
    На сумму выявленных "остатков ТМЦ", которые ранее передавались
в производство  и  отражались  по  дебету  счета  23,  выполняется
сторнирующая проводка Дт 791  -  Кт  23  "сторно",  корректирующая
(уменьшающая)  себестоимость  реализованной  продукции,  по  сути,
завышенную из-за предшествующих "принудительных" списаний.
    Но  если  разобраться,  из  чего  могла  сложиться    величина
завышения, то оказывается, что если в обычном  текущем  месяце  по
пришедшейся на него дате реализации работ (услуг), "перешедших" по
состоянию на начало этого месяца, производится  лишь  "досписание"
расходов по таким работам (услугам) до их фактической  величины  с
учетом "авансово" списанной ранее их части,  то  по  состоянию  на
конец года  себестоимость  реализованной  продукции,  в  принципе,
может быть завышена лишь на сумму  незавершенки,  приходящуюся  на
фактически нереализованные или незаконченные  работы  (услуги),  а
также на сумму расходов, ошибочно списанных на себестоимость.
    Чтобы обеспечить достоверность финансовой отчетности  согласно
нормам пункта 16 П(С)БУ 1 "Общие требования к финансовой отчетнос-
ти" ( z0391-99 ), надо бы "что-то" подкорректировать.
    Вот мы и корректируем, формируя на конец года не нулевое,  как
благодаря "принудительному" списанию обычно бывает в конце каждого
месяца в течение года, а именно дебетовое сальдо счета 23.
    Теперь разберемся с откорректированной незавершенкой.
    Минфин  предписал  нам  зачислить  ("способом  сторно")   пока
нетронутые  ТМЦ,  которые  можно  классифицировать  как    запасы,
выявленные в производстве при  инвентаризации  на  конец  года,  в
состав  соответствующих активов (запасов). Вот еще - новая "прину-
диловка"!
    А если после Нового года на больную голову мы все же  надумаем
работать и они нам  понадобятся  для  использования  в  прерванном
производстве? Это что, при первом ударе курантов  мы  обязаны  все
такое  вернуть  на  склад   с    соответствующим    сторнированием
незавершенки "в пользу" запасов, а с последним ударом - выдать  их
снова в производство? Ведь все равно же у нас имеется "незавершен-
ное" дебетовое сальдо счета 23 на начало года!
    Разумеется, если  мы  обнаружили  ТМЦ,  которые  выдавались  в
производство ранее для выполнения уже законченных, а тем  более  -
реализованных  работ  (услуг),  трудно  возражать,  что  их  нужно
вернуть на склад и - соответственно  -  в  состав  соответствующих
запасов  (счет  20).  Но  причем  здесь  "извращенное"  зачисление
"способом сторно", если  это  можно  сделать  вполне  естественной
проводкой  Дт 20 - Кт 23? Хотя, если угодно - Дт 23 - Кт 20 "стор-
но".
    При этом мы обязаны, как сказано в последнем предложении новой
редакции пункта 7 Положения, "уменьшить в отчетном году показатель
материальных затрат" (оборот по счету 80).  У  того,  кто  пережил
полузабытые старые счета 18 и 48, не вызовет ни малейшего сомнения
корректирующая проводка: Дт 80 - Кт 80 "сторно".  Уважим Минфин  и
его слабость к "способу сторно"...
    Однако при всем при том  нельзя  не  проявить  осторожность  в
выявлении ТМЦ.  Недаром мы дважды акцентировали внимание  на  том,
что речь идет об остатках тех ТМЦ, которые  ранее  передавались  в
производство.  Ведь если мы ненароком выявим другие  ТМЦ,  то  нам
придется классифицировать их как излишки и, забыв о  счете  80,  -
оприходовать их на склад  и  -  соответственно -  в  учете  совсем
другой проводкой - Дт 20 - Кт 719. Но это если  они  действительно
"левые",  а  если  просто,   например,    старые,    необоснованно
"сыгравшие" на понижение прошлогоднего финансового результата,  то
согласно пункту 4 П(С)БУ  6  "Исправление  ошибок  и  изменения  в
финансовых отчетах" ( z0392-99 ) вообще придется применить провод-
ку Дт 20 - Кт 23.
    Еще интереснее  выглядит аналогичная  корректировка для произ-
водителей продукции.
    Для них согласно первому абзацу пункта 7  Положения  придумано
"принудительно"  ежемесячно списывать "всю сумму расходов, связан-
ных с производством готовой продукции"
    Правда, при желании в этом тексте можно найти некое противоре-
чие в  зависимости от того, на какие  слова сделать упор: на слова
"всю сумму", или на слово "готовой".
    С одной стороны, можно было бы  сказать,  что  речь  там  идет
именно о расходах  на  производство  готовой  продукции,  то  есть
именно  о  производственной  себестоимости   готовой    продукции,
отражаемой при передаче ее из производства проводкой Дт 26 - Кт 23
в таком же порядке, как это делают  все  производственники,  а  не
только субъекты малого бизнеса, для которых писано  Положение.  Но
зачем тогда писать  об этом как об особенности во втором предложе-
нии первого  абзаца пункта 7 Положения? Ведь  промолчали  же там о
других "обычных" проводках.
    С другой стороны - хотя бы по аналогии с  первым  предложением
первого  абзаца  пункта 7 Положения - логичнее  утверждать, что  в
данном случае  Минфином предписано списывать все "остатки незавер-
шенки" подобно тому, как это определено выше для "работников и ус-
лужников", но несколько другой проводкой - Дт 26 - Кт 23. Ведь обе
эти нормы может объединять только одна идея - обнулить в конце ме-
сяца счет 23.
    Так что - аналогично описанному выше - в результате завышается
себестоимость готовой продукции.  Причем в  зависимости  от  того,
какой метод оценки такого вида  запасов,  как  готовой  продукции,
применялся при ее отпуске в реализацию в течение года (списание на
счет 79), себестоимость реализованной  продукции  может  оказаться
либо не завышенной (метод идентифицированной себестоимости, норма-
тивных  расходов), либо  завышенной (метод  средневзвешенной себе-
стоимости).
    Соответственно - в последнем случае  следует  пройти  по  всей
описанной  выше  цепочке, начав ее проводкой Дт 791 - Кт 26 "стор-
но", корректирующей (уменьшающей) себестоимость реализованной про-
дукции, а  дальше  -  Дт 23 - Кт 26, Дт 20 - Кт 23 и Дт 80 - Кт 80
"сторно".
    Напротив, в первом  случае остается ограничиться тремя послед-
ними проводками, а корректировать себестоимость реализованной про-
дукции нет никаких оснований.
    Но самый главный вопрос при этом остается  без  ответа:  зачем
ежемесячно намеренно искажать учет и - как  следствие  -  искажать
промежуточную финансовую отчетность, чтобы в конце года бороться с
такими искажениями, но исправить их только  частично?  Ведь  ясно,
что выявить "нематериальную" часть "принудительно" списанной неза-
вершенки непросто.  Неужели все это только для того, чтобы упроще-
ние учета сделать мифом, призраком? "Упрощение через усложнение"?
    А может, все описанное - это лишь прозрачный намек Минфина  на
то, что он тоже считает  промежуточную финансовую отчетность абсо-
лютно бесполезной?


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№11/01, стр. 47
[5.02.2001]
А. Голенко
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------