Международная хартия
                 физического воспитания и спорта

                       21 ноября 1978 года


                            Преамбула

     Генеральная конференция  Организации  Объединенных  Наций  по
вопросам  образования,  науки и культуры,  собравшаяся в Париже на
свою двадцатую сессию 21 ноября 1978 г.,
     напоминая, что   в   Уставе  Организации  Объединенных  Наций
( 995_010 )   провозглашается  вера  народов  в   основные   права
человека,   в  достоинство  и  ценность  человеческой  личности  и
утверждается их решимость содействовать  социальному  прогрессу  и
улучшению условий жизни,
     напоминая, что  в   соответствии   с   положениями   Всеобщей
декларации прав человека ( 995_015 ) каждый человек может обладать
всеми провозглашенными в ней правами и всеми свободами, без какого
бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола,
языка,  религии,  политических или иных убеждений, национального и
социального  происхождения,  имущественного,  сословного или иного
положения,
     убежденная в том, что эффективное осуществление прав человека
зависит в значительной степени от возможности  каждого  мужчины  и
каждой  женщины  свободно  развивать  и сохранять свои физические,
интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с
этим  доступ  всех  людей к физическому воспитанию и спорту должен
быть обеспечен и гарантирован,
     убежденная в  том,  что  сохранение  и  развитие  физических,
интеллектуальных и  нравственных  способностей  человека  улучшают
качество жизни в национальном и международном плане,
     считая, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое
воспитательное    воздействие    во   имя   утверждения   основных
человеческих  ценностей,  которые  служат  основой   для   полного
развития народов,
     подчеркивая в связи с этим, что физическое воспитание и спорт
должны стремиться содействовать сближению как между народами,  так
и между  отдельными  людьми,  а  также  бескорыстному  состязанию,
солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию
целостности и достоинства людей,
     считая, что  промышленные страны и развивающиеся страны несут
общую  ответственность  и  обязательства  по  сокращению  разрыва,
существующего между теми и другими, в том, что касается свободного
доступа всех к физическому воспитанию и спорту,
     считая, что  включение  физического  воспитания  и  спорта  в
естественную среду их обогащает  и  внушает  уважение  к  ресурсам
планеты   и   пробуждает   ответственность   за  их  сохранение  и
использование с наибольшей выгодой для всего человечества,
     учитывая разнообразие  существующих  в мире форм подготовки и
образования,  но отмечая,  что,  несмотря на различие национальных
спортивных  структур,  представляется  очевидным,  что  физическое
воспитание и спорт не ограничиваются только физическим воспитанием
и   укреплением   здоровья,   а   способствуют   также  полному  и
гармоничному развитию человека,
     учитывая также размах усилий, которые необходимо предпринять,
прежде  чем  право  на  физическое  воспитание  и   спорт   станет
реальностью для каждого человека,
     подчеркивая значение  сотрудничества   между   международными
правительственными     и    неправительственными    организациями,
ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы
между народами,
     провозглашает настоящую   международную   Хартию   с    целью
поставить  развитие  физического  воспитания  и  спорта  на службу
прогрессу человечества,  содействовать  их  развитию  и  побуждать
правительства,   компетентные   неправительственные   организации,
работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею
и распространять ее и применять.

                             Статья 1
            Занятие физическим воспитанием и спортом -
                 основное право каждого человека

     1.1. Каждый  человек  обладает  основным  правом  на доступ к
физическому воспитанию и  спорту,  необходимым  для  развития  его
личности.   Право   развивать   физические,   интеллектуальные   и
нравственные  способности  посредством  физического  воспитания  и
спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования,
так и в других аспектах общественной жизни.
     1.2. Каждый человек, в соответствии со спортивными традициями
своей  страны,  должен  иметь  все  возможности  для   участия   в
физическом  воспитании  и  спорте для улучшения своего физического
состояния и достижения уровня спортивных успехов  сообразно  своим
способностям.
     1.3. Особые  условия   необходимо   предоставлять   молодежи,
включая  детей  дошкольного  возраста,  пожилым  людям  и  лицам с
физическими или умственными  недостатками  в  целях  всестороннего
развития  их  личности с помощью программ физического воспитания и
спорта, приспособленных к их нуждам.

                             Статья 2
     Физическое воспитание и спорт являются важным элементом
       непрерывного образования в общей системе образования

     2.1. Физическое воспитание и спорт,  будучи важными аспектами
образования  и  культуры,  должны  развивать  у  каждого  человека
склонности,  волю и выдержку и содействовать его полному включению
в  общество.  Непрерывность занятий физической культурой и спортом
должна обеспечиваться в течение всей  жизни  в  рамках  всеобщего,
непрерывного и демократизированного образования.
     2.2. На уровне отдельных лиц физическое  воспитание  и  спорт
содействуют сохранению и улучшению здоровья,  разумному проведению
досуга и дают человеку  возможность  лучше  переносить  неудобства
современной  жизни.  На уровне общества они обогащают общественные
отношения и развивают спортивный дух (честная  игра),  который  за
пределами самого спорта является необходимым для жизни в обществе.
     2.3. Каждая общая система образования должна отводить  важное
место  и  придавать  большое  значение  физическому  воспитанию  и
спорту,  что необходимо для установления равновесия  и  укрепления
связей   между   физической   культурой   и   другими   элементами
образования.

                             Статья 3
    Программы физического воспитания и спорта должны отвечать
              потребностям отдельных лиц и общества

     3.1. Программы  физического  воспитания   и   спорта   должны
разрабатываться  в  соответствии с потребностями и индивидуальными
особенностями участников,  а также организационными,  культурными,
социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны.
Приоритет должен предоставляться  тем  группам  общества,  которые
находятся в неблагоприятном положении.
     3.2. В  процессе  общего  образования  программы  физического
воспитания  и  спорта  должны  как по своему содержанию,  так и по
расписанию,  способствовать   созданию   привычек   и   поведения,
благоприятствующих полному расцвету человеческой личности.
     3.3. Спортивные состязания,  содержащие  зрелищные  элементы,
должны оставаться, в соответствии с олимпийским идеалом, на службе
воспитательного спорта, высшим проявлением и примером которого они
являются.  Он  должен  быть  свободен  от  коммерческого  влияния,
основанного на стремлении к наживе.

                             Статья 4
       Обучение, обеспечение кадрами и управление в области
        физического воспитания и спорта должны поручаться
                   квалифицированному персоналу

     4.1. Весь персонал,  несущий профессиональную ответственность
за физическое воспитание и  спорт,  должен  иметь  соответствующую
квалификацию  и подготовку.  Он должен быть подобран тщательно,  в
достаточном количестве,  получать  предварительную  подготовку,  а
также    повышать    свою   квалификацию   в   целях   обеспечения
соответствующих уровней специализации.
     4.2. "Добровольный персонал",  надлежащим образом обученный и
подобранный,  может вносить  неоценимый  вклад  в  общее  развитие
спорта и содействовать участию населения в занятиях физкультурой и
спортом и в организации физкультурных и спортивных мероприятий.
     4.3. Соответствующие   структуры   должны  быть  созданы  для
подготовки  персонала  по   физическому   воспитанию   и   спорту.
Подготовленный  таким  образом  персонал  должен  иметь  статус  в
соответствии с осуществляемыми им функциями.

                             Статья 5
          Для физического воспитания и спорта необходимы
             соответствующие оборудование и инвентарь

     5.1. Достаточное количество оборудования  и  соответствующего
инвентаря  должно быть предусмотрено и установлено с тем,  чтобы в
условиях полной  безопасности  обеспечить  интенсивное  участие  в
школьных  и  внешкольных  программах  по  физическому воспитанию и
спорту.
     5.2. Правительствам,   государственным   органам,   школам  и
компетентным  негосударственным  организациям  на   всех   уровнях
следует  объединить  свои  усилия и скоординировать свою работу по
планированию  создания  и  оптимального  использования  спортивных
сооружений,  оборудования и инвентаря для физического воспитания и
спорта.
     5.3. В    планы    городского   строительства   и   сельского
благоустройства должны быть включены  долгосрочные  потребности  в
сооружениях, оборудовании и инвентаре для физического воспитания и
спорта  с  учетом   возможностей,   предоставляемых   естественной
окружающей средой.

                             Статья 6
      Исследования и оценка являются необходимыми элементами
             развития физического воспитания и спорта

     6.1. Исследования и оценка в области физического воспитания и
спорта должны благоприятствовать прогрессу в спорте  во  всех  его
видах,    способствовать   улучшению   здоровья   и   безопасности
участников, а также совершенствованию методов тренировки и средств
организации управления. В систему образования будут введены, таким
образом,     новшества,      способствующие      совершенствованию
педагогических методов и повышению уровня спортивных достижений.
     6.2. Научные исследования,  социальные последствия которых  в
этой  области не должны игнорироваться,  должны быть ориентированы
таким  образом,  чтобы  не  допустить  злоупотребления   ими   при
применении к физическому воспитанию и спорту.

                             Статья 7
    Информация и документация содействуют развитию физического
                       воспитания и спорта

     7.1. Сбор,  предоставление  и  распространение  информации  и
документации о  физическом  воспитании  и  спорте  являются  делом
первостепенной  важности,  как,  в  частности,  и  распространение
информации  о  результатах   исследований   и   оценок   программ,
экспериментов и мероприятий.

                             Статья 8
   Средства массовой информации должны оказывать положительное
             влияние на физическое воспитание и спорт

     8.1. Независимо   от  права  на  свободу  информации,  каждый
работник средств массовой информации  должен  полностью  сознавать
свою ответственность в плане социального значения, гуманистической
цели и моральных ценностей, носителями которых являются физическое
воспитание и спорт.
     8.2. Отношения  между  работниками   средств   информации   и
специалистами  по  физическому  воспитанию  и  спорту  должны быть
тесными и основанными на  доверии  в  целях  оказания  позитивного
влияния  на  физическое  воспитание  и спорт и обеспечения со всей
объективностью  обоснованной  информации.  Подготовка   работников
средств   массовой  информации  может  включать  в  себя  аспекты,
касающиеся физического воспитания и спорта.

                             Статья 9
       Национальные организации играют первостепенную роль
                 в физическом воспитании и спорте

     9.1. Государственные    органы    на    всех    уровнях     и
специализированные    неправительственные    организации    должны
содействовать осуществлению мероприятий по физической  культуре  и
спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным.
Их участие должно заключаться  в  проведении  в  жизнь  законов  и
постановлений,  обеспечении материальной поддержки и принятии всех
других мер  поощрения,  стимулирования  и  контроля.  Кроме  того,
государственные органы должны провести налоговые положения в целях
поощрения этой деятельности.
     9.2. Все  учреждения,  несущие  ответственность за физическое
воспитание   и   спорт,   должны    содействовать    осуществлению
взаимосвязанной,  общей и децентрализованной деятельности в рамках
непрерывного образования с  целью  обеспечения  преемственности  и
координации между обязательными мероприятиями в области физической
культуры и  мероприятиями,  осуществляемыми  спонтанно  на  основе
свободного выбора.

                            Статья 10
      Международное сотрудничество является одним из условий
        всеобщего и сбалансированного развития физического
                       воспитания и спорта

     10.1. Государства,  а  также  международные  и   региональные
правительственные  и  неправительственные  организации,  в которых
представлены   заинтересованные    страны    и    которые    несут
ответственность за физическое воспитание и спорт, должны придавать
большое  значение  этой  деятельности  в   рамках   международного
сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе.
     10.2. Международное   сотрудничество   должно   вдохновляться
совершенно   бескорыстными   побуждениями  в  целях  содействия  и
стимулирования эндогенного развития в этой области.
     10.3. Сотрудничая  друг  с  другом и защищая общие интересы в
области   физического   воспитания   и   спорта,   являющихся   по
преимуществу    всеобщим    средством    общения,   народы   будут
содействовать сохранению и поддержанию прочного  мира,  укреплению
взаимного  уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат
для решения международных проблем.  Тесное сотрудничество с учетом
специфической  компетенции всех заинтересованных правительственных
и неправительственных,  национальных и  международных  организаций
должно  содействовать  развитию физического воспитания и спорта во
всем мире.

 "Международные нормативные
 акты ЮНЕСКО"
 Издательство "Логос",
 Москва, 1993 год.