Компенсация части доходов, не выплачиваемых в срок

------------------------------------------------------------------

    На сегодняшний день  защита граждан от обесценивания  денежных
доходов  в  связи с  задержкой  их выплаты  осуществляется  в двух
формах:  путем  компенсации  и индексации  таких  доходов.  Причем
характерно  то,  что обе формы  не исключают  одна другую  и могут
применяться  в комплексе  к просроченным  суммам.  В  то же  время
ограничение  применения  права на индексацию, которое  Кабинет Ми-
нистров Украины своим постановлением от 21.12.98 г. № 2034 свел  к
стоимости  одной черты малообеспеченности ( 2034-98-п ), позволяет
утверждать, что компенсация доходов работников затрагивает сегодня
интересы достаточно большого количества субъектов  хозяйствования.
Поэтому  в сегодняшней публикации мы остановимся  сугубо  на  этой
форме возмещения гражданам обесцененной части доходов. А бухгалте-
рам,  для  которых  проведение  индексации  доходов  работников  в
настоящее  время  актуально,  мы предлагаем  ознакомиться  с ранее
опубликованными в нашей газете материалами - "Индексация  доходов:
не  опять,  а снова..." ("Налоги и бухгалтерский учет", 1999, № 7)
и "Есть у индексации начало, нету индексации конца!.." ("Налоги  и
бухгалтерский учет", 1999, № 25).
    Ограничение применения права на  индексацию,  которое  Кабинет
Министров  своим  постановлением (от 21.12.98  г.  № 2034  свел  к
стоимости одной черты  малообеспеченности,  позволяет  утверждать,
что компенсация доходов работников  затрагивает  сегодня  интересы
достаточно большого количества субъектов хозяйствования.

    Ответственность

    Несмотря  на то  что  требование  о компенсации  потери  части
заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты  присутст-
вует  в соответствующих нормативно-правовых актах не первый  день,
необходимость этой процедуры в  полной  мере  многие  работодатели
осознали совсем недавно. Напомним, что Законом Украины "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Украины и Кодекс Украины об админист-
ративных  правонарушениях" от 21.09.2000 г. № 1979-III ( 1979-14 )
("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 72)  законодатели  сущест-
венным  образом  ужесточили  ответственность  должностных  лиц  за
нарушения, связанные с выплатой заработной платы работникам  пред-
приятия (см. таблицу).

    Ответственность  должностных лиц  предприятий *  за нарушения,
    связанные с выплатой заработной платы работникам

|---------------|------------------------------|-----------------|
|Вид ответствен-|      Характер нарушения      |   Наказание     |
|ности          |                              |                 |
|---------------|------------------------------|-----------------|
|Административ- |Нарушение установленных сроков|Влекут за собой  |
|ная ответствен-|выплаты заработной платы, вы- |наложение штрафа |
|ность (статья  |плата ее не в полном объеме, а|на должностных   |
|41 Кодекса за- |также другие нарушения требо- |лиц предприятий  |
|конов о труде) |ваний законодательства о труде|от пятнадцати до |
|               |                              |пятидесяти не об-|
|               |                              |лагаемых налогом |
|               |                              |минимумов доходов|
|               |                              |граждан (от 255  |
|               |                              |грн. до 850 грн.)|
|---------------|------------------------------|-----------------|
|               |Повторное в течение года после|Карается штрафом |
|               |наложения административного   |от пятидесяти до |
|               |взыскания нарушение установ-  |двухсот не обла- |
|               |ленных сроков выплаты заработ-|гаемых налогом   |
|               |ной платы или выплата ее не в |минимумов доходов|
|               |полном объеме, а также другое |граждан (от 850  |
|               |грубое нарушение законодатель-|грн. до 3400     |
|               |ства о труде, совершенное     |грн.) с лишением |
|               |должностным лицом предприятия |права занимать   |
|               |                              |определенные     |
|               |                              |должности или за-|
|               |                              |ниматься опреде- |
|               |                              |ленной деятельно-|
|Уголовная от-  |                              |стью на срок от  |
|ветственность  |                              |двух до пяти лет |
|(статья 133    |------------------------------|-----------------|
|Уголовного ко- |Нарушение установленных сроков|Карается лишением|
|декса)         |выплаты заработной платы как  |свободы на срок  |
|               |следствие нецелевого использо-|от одного до трех|
|               |вания средств, предназначенных|лет или штрафом  |
|               |для выплаты заработной платы, |до трехсот не об-|
|               |совершенное должностным лицом |лагаемых налогом |
|               |предприятия                   |минимумов доходов|
|               |                              |граждан (5100    |
|               |                              |грн.) с лишением |
|               |                              |права занимать   |
|               |                              |определенные     |
|               |                              |должности или за-|
|               |                              |ниматься опреде- |
|               |                              |ленной деятельно-|
|               |                              |стью на срок до  |
|               |                              |трех лет или без |
|               |                              |такового         |
|---------------|------------------------------|-----------------|
___________________________________
    * Административная и уголовная ответственность,  рассматривае-
мая в данной таблице, распространяется на  должностных  лиц  пред-
приятий независимо от форм собственности, должностных лиц учрежде-
ний, организаций, а также на граждан - субъектов предпринимательс-
кой деятельности.


    Несмотря на то что требование о компенсации потери части зара-
ботной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты присутствует в
соответствующих нормативно-правовых актах не первый день,  необхо-
димость этой процедуры в полной мере многие работодатели  осознали
совсем недавно.
    Учитывая серьезность наказания за невыплату  заработной  платы
работникам  в срок, хочется предположить,  что  этот  Закон  будет
способствовать формированию более ответственного отношения руково-
дителей к установленным на предприятии  срокам  оплаты  труда.  По
крайней мере, у руководства предприятий, которые в  силу  сложного
финансового состояния всетаки вынуждены задерживать выплату  зара-
ботной платы, есть убедительные "стимулы" не только не препятство-
вать  компенсации  просроченных  сумм,  но  и инициировать  ее.  В
противном случае должностные лица предприятий встанут перед фактом
нарушения трудового  законодательства,  которое  в  лучшем  случае
влечет  за собой наступление  административной  ответственности  в
виде ощутимых штрафов (см. таблицу), а в худшем (если "потянет" на
грубое нарушение) - карается уголовной ответственностью.
    После такого небольшого, но существенного  замечания  перейдем
непосредственно к теме нашей статьи - порядку проведения компенса-
ции доходов работников на предприятии.

    Порядок проведения компенсации доходов, не выплаченных в срок

    Право работников на компенсацию просроченной заработной  платы
предусмотрено  статьей 34  Закона  Украины  "Об оплате  труда"  от
24.03.95 г. № 108/95-ВР ( 108/95-ВР ), согласно которой  компенса-
ция  потери части заработной платы в связи с нарушением сроков  ее
выплаты осуществляется в соответствии  с  индексом  роста  цен  на
потребительские товары и тарифов на услуги в порядке,  установлен-
ном действующим законодательством.
    Необходимо отметить, что практическая реализация  этого  права
стала  возможной только после утверждения постановлением  Кабинета
Министров от 20.12.97 г. № 1427 (далее - постановление о компенса-
ции) ( 1427-97-п ) положения  о порядке  проведения компенсации. С
другой стороны, не так давно Закон Украины "О компенсации  гражда-
нам потери части доходов в связи с нарушением сроков  их  выплаты"
от  19 октября  2000 года  № 2050-III ( 2050-14 ) (см.  "Налоги  и
бухгалтерский учет", 2000, № 79) (далее  -  Закон  о  компенсации)
расширил сферу применения этой формы возмещения гражданам  просро-
ченных доходов и, кроме того, предложил несколько другой  механизм
ее проведения.
    В то же время появление нового и к тому же "узаконенного"  по-
рядка осуществления компенсации вовсе не свидетельствует об утрате
своей  силы  постановления о компенсации. Дело в том, что действие
этого постановления распространяется на просроченные  суммы  зара-
ботной платы,  начисленной работнику  за период  работы, начиная с
1 января 1998 года, в то время как Закон  о компенсации регулирует
порядок  проведения компенсации  в отношении выплат, начисленных с
1 января  текущего года.  Очевидно,  что  сегодня  старый  и новый
порядки  будут применяться  параллельно,  а выбор  одного  из  них
применительно к конкретным  просроченным суммам  будет зависеть от
даты начисления соответствующих доходов.
    Таким образом, если представить ситуацию, при которой в  теку-
щем году  работнику погашается задолженность по  заработной  плате
как за 2000 год, так и за 2001 год, то порядок  компенсации  такой
задолженности в разрезе указанных двух периодов  будет  различным:
заработная плата, начисленная в 2000 году, подлежит компенсации по
правилам  постановления о компенсации, а в  2001 году  -  в  соот-
ветствии с требованиями Закона о компенсации (практический  пример
проведения компенсации будет рассмотрен в данной публикации). Учи-
тывая, что погашение задолженности по заработной плате,  начислен-
ной в период с 1 января 1998 года по 1 января 2001 года,  затраги-
вает сегодня интересы работников многих предприятий, в данной пуб-
ликации мы рассмотрим оба  порядка  осуществления  компенсации:  в
соответствии с постановлением о компенсации и Законом о  компенса-
ции.
    Действие постановления о компенсации распространяется на прос-
роченные суммы заработной платы, начисленной работнику  за  период
работы, начиная с 7 января 1998 года, в то время как Закон о  ком-
пенсации регулирует порядок  проведения  компенсации  в  отношении
выплат, начисленных с 1 января текущего года.

    Порядок компенсации работникам потери части заработной платы в
    связи с нарушением сроков ее выплаты в соответствии  с  поста-
    новлением о компенсации

    Прежде всего отметим, что механизм компенсации в  соответствии
с данным  документом применяется в случае задержки на один и более
календарных месяцев выплаты заработной платы, если индекс  цен  за
этот период вырос более чем на один процент.
    Таким образом, как и в случае с индексацией  доходов,  Кабинет
Министров  не удержался от установления порога роста цен, превыше-
ние которого  позволяет  компенсировать  потерю  части  заработной
платы.  Правда,  на этот раз он составил только 1 %. К тому же еще
раз обращаем ваше внимание на то, что порядок компенсации, который
регулируется данным документом, применяется только к  просроченным
суммам заработной платы, начисленной в период с 1 января 1998 года
до 1 января 2001 года.
    Порядок компенсации заработной  платы,  производимой  в  соот-
ветствии  с постановлением  о компенсации,  включает  в  себя  два
следующих этапа.
    1. Определение коэффициента прироста  потребительских  цен  за
период просрочки
    Определение  этого  коэффициента  является  ключевым  моментом
наших  расчетов.  Согласно п. 3  постановления  о  компенсации  он
"определяется как разница между  результатом  от  деления  индекса
потребительских  цен в последний месяц перед выплатой суммы задол-
женности на индекс потребительских цен в том  месяце,  за  который
выплачивается заработная плата, и коэффициентом 1".
    По своей  сути,  этот коэффициент призван  дать количественное
выражение  уровня инфляции,  который имел  место в течение периода
просрочки заработной платы, поэтому индексы потребительских цен за
"крайние"  месяцы периода должны определяться нарастающим итогом с
начала  базового  года.  В противном  случае  расчет  коэффициента
теряет всякий экономический смысл.  Действительно, если  использо-
вать  простые индексы инфляции за соответствующие месяцы, которые,
как  известно,  показывают  изменение  уровня  цен  по отношению к
предыдущему месяцу, то прирост потребительских цен за период прос-
рочки  мы не с получим (будет определен показатель, который  прак-
тически никакой не информации в себе не  несет).  Мы  не  случайно
акцентируем  внимание на этом, казалось бы, ясном факте -  как  вы
могли убедиться, определение  коэффициента  прироста,  которое  мы
привели чуть выше, не содержит оговорок о "нарастающем"  характере
индексов, так что ошибочное применение простых индексов  инфляции,
ежемесячно публикуемых Госкомстатом, все-таки возможно.
    Кстати, в том, что именно такой порядок расчета заложен в пос-
тановлении  о компенсации, позволяет  убедиться  условный  пример,
который приведен в его приложении.  Кроме того, в п. 3 постановле-
ния о компенсации имеется прямая ссылка на применение для  расчета
коэффициента прироста  индексов  потребительских  цен,  ежемесячно
публикуемых  Госкомстатом  нарастающим  итогом  с начала  года,  в
котором возникла задолженность по заработной плате.
    Таким образом, можно утверждать, что расчет коэффициента  при-
роста  потребительских цен для целей определения сумм  компенсации
должен производиться в следующем порядке:

|---------------------------| |---------------------------|
|Индекс потребительских цен | |Индекс потребительских цен |
|по итогам месяца, предшест-| |по итогам месяца, в котором|   |-|
|вующего месяцу выплаты за- |:|была начислена заработная  | - |1|
|работной платы (нарастающим| |плата (нарастающим итогом с|   |-|
|итогом с начала базового   | |начала базового года)      |
|года)                      | |                           |
|---------------------------| |---------------------------|

    Как мы уже отметили, индексы "нарастающим итогом"  публикуются
Госкомстатом, что избавляет бухгалтера от рутинной работы, связан-
ной  с их расчетом  на основании обычных  индексов (как  известно,
расчет индекса цен за соответствующий период заключается  в  пере-
множении обычных индексов за каждый месяц такого периода). В пред-
ставленной ниже таблице  мы предлагаем  вам индексы цен  по годам,
рассчитанные нарастающим итогом, начиная с января 1998 года.

    Индексы потребительских цен, рассчитанные нарастающим итогом

|--------|--------------------------|-----------------|----------|
| Месяц  | С начала 1998 года       |  С начала 1999  |С начала  |
|        |                          |      года       |2000 года |
|        |--------|--------|--------|--------|--------|          |
|        |1998 год|1999 год|2000 год|1999 год|2000 год|          |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|   1    |    2   |    3   |   4    |    5   |   6    |    7     |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Январь |  101,3 |  121,8 |  149,6 |  101,5 |  124,7 |  104,6   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Февраль |  101,5 |  123,0 |  154,6 |  102,5 |  128,8 |  108,1   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|  Март  |  101,7 |  124,2 |  157,7 |  103,5 |  131,4 |  110,2   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Апрель |  103,0 |  127,1 |  160,3 |  105,9 |  133,6 |  112,1   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|  Май   |  103,0 |  130,2 |  163,7 |  108,5 |  136,4 |  114,4   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|  Июнь  |  103,0 |  130,3 |  169,8 |  108,6 |  141,5 |  118,7   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|  Июль  |  102,1 |  129,0 |  169,6 |  107,5 |  141,4 |  118,6   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Август |  102,3 |  130,3 |  169,6 |  108,6 |  141,4 |  118,6   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Сентябрь|  106,2 |  132,1 |  174,0 |  110,1 |  145,1 |  121,6   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Октябрь |  112,8 |  133,6 |  176,4 |  111,3 |  147,1 |  123,3   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
| Ноябрь |  116,2 |  137,4 |  177,1 |  114,5 |  147,7 |  123,8   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|
|Декабрь |  120,0 |  143,0 |  179,9 |  119,2 |  150,1 |  125,8   |
|--------|--------|--------|--------|--------|--------|----------|

    Итак, если представить ситуацию, при которой заработная  плата
за июль 2000 года выплачивается  в январе  2001  года,  то  расчет
коэффициента прироста потребительских цен  для  целей  определения
сумм компенсации за просроченный период определяется  как  (данные
взяты из графы 7 таблицы):

    Индекс за  декабрь 2000 года : Индекс за июль 2000 года - 1  =
    = 125,8 : 118,6 - 1 = 0,061 {1}.

    Так как оба "крайних" месяца находятся в пределах одного года,
то точкой отсчета правильнее  выбрать начало  именно  этого  года,
что мы и сделали, воспользовавшись данными графы 7. Хотя не  будет
ошибкой,  если  использовать  в примере  индексы,  рассчитанные  с
начала 1998  или 1999 года - соотношение и в том  и другом  случае
остается. Однако мы вам все-таки рекомендуем ограничиваться рамка-
ми того периода, к которому относятся оба месяца, поэтому наряду с
индексами,  рассчитанными  с начала  1998 года,  предлагаем  также
индексы, определенные нарастающим итогом с начала 1999 года и 2000
года.  Наши рекомендации связаны с  возможным  несоответствием  (в
пределах третьего знака) коэффициента, рассчитанного с использова-
нием индексов,  определенных нарастающим  итогом  с начала  разных
периодов (допустим, в нашем примере  мы могли  использовать данные
графы 4 или графы 6). Такое несоответствие  вызвано необходимостью
округления данных при проведении расчетов.
    И заканчивая рассмотрение порядка расчета коэффициента прирос-
та потребительских цен, приведем возможную  ситуацию, при  которой
погашение задолженности  по заработной плате осуществляется в пер-
вых числах месяца, когда индекс инфляции за предыдущий  месяц  еще
не  известен. Эта ситуация предусмотрена в постановлении о компен-
сации, в котором разрешается на период до опубликования индекса по
согласию работника использовать индекс предыдущего месяца.  И хотя
в этом документе ничего не говорится  о  дальнейшей  судьбе  части
компенсации, рассчитанной на основании "условного" индекса, форму-
лировка "на период до опубликования указанного индекса"  позволяет
сделать вывод, что впоследствии сумма компенсации должна быть  от-
корректирована с учетом реального индекса  инфляции  за  последний
месяц и соответствующие суммы удержаны с работника (если  реальный
индекс оказался ниже условного) или доплачены ему (в противополож-
ной ситуации).

    2. Расчет сумм компенсации

   Определение  сумм  компенсации  просроченной  заработной  платы
осуществляется  непосредственно умножением  коэффициента  прироста
потребительских цен  на сумму  не выплаченной  в  срок  заработной
платы. При этом необходимо помнить, что компенсируются  суммы, уже
"очищенные" от налогов и сборов (т. е. после удержания подоходного
налога, сбора в Пенсионный фонд, сбора в Фонд безработицы), а  не-
посредственно выплата сумм компенсации производится в том же меся-
це,  в котором осуществляется выплата  задолженности по заработной
плате за соответствующий месяц.
    Определение сумм  компенсации  просроченной  заработной  платы
осуществляется непосредственно  умножением  коэффициента  прироста
потребительских цен на сумму  не  выплаченной  в  срок  заработной
платы.  При этом необходимо помнить, что компенсируются суммы, уже
"очищенные" от налогов и сборов.

    Пример

    В январе 2001 года  работнику предприятия  выплачивается зара-
ботная  плата (после  удержания  подоходного  налога  и  сборов  в
социальные  фонды)  за июль (250 грн.)  и  август (300 грн.)  2000
года, а также  за декабрь (200 грн.)  1998 года.  Определить сумму
компенсации, которая должна быть выплачена работнику.
    Данные расчета представим в табличной форме.

|-----------------------------------------|------|---------------|
|                                         |Номер |Количественное |
|              Показатель                 |строки|   значение    |
|                                         |      |  показателя   |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|1. Сумма заработной платы, подлежащая                           |
|выплате (грн.):                                                 |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за декабрь 1998 года                     |   1  |      200      |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за июль 2000 года                        |   2  |      250      |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за август 2000 года                      |   3  |      300      |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|2. Индекс потребительских цен нарастающим                       |
|итогом с начала года, в котором возникла                        |
|задолженность (в процентах):                                    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - декабрь 1998 года               |   4  |      120,0    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь 1998 года - декабрь 2000 года     |   5  |      179,9    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - июль 2000 года                  |   6  |      118,6    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - август 2000 года                |   7  |      118,6    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|январь - декабрь 2000 года               |   8  |      125,8    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|3. Коэффициент прироста потребительских                         |
|цен:                                                            |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|декабрь 1998 года - декабрь 2000 года    |      |               |
|(строка 5 : строка 4-1)                  |   9  |      0,499    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|июль - декабрь 2000 года (строка 8 :     |      |               |
|: строка 6-1)                            |  10  |      0,061    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|август - декабрь 2000 года (строка 8 :   |      |               |
|: строка 7-1)                            |  11  |      0,061    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|4. Сумма компенсации (грн.):                                    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за декабрь 1998 года (строка 1 х строка  |      |               |
|9)                                       |  12  |      99,80    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за июль 2000 года (строка 2 х строка 10) |  13  |      15,25    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|за август 2000 года (строка 3 х строка   |      |               |
|11)                                      |  14  |      18,30    |
|-----------------------------------------|------|---------------|
|Общая сумма компенсации, выплаченная в   |      |               |
|январе 2001 года (строка 12 + строка     |  15  |     133,35    |
|13 + строка 14)                          |      |               |
|-----------------------------------------|------|---------------|

    Порядок компенсации работникам потери части доходов в связи  с
нарушением сроков ее  выплаты в соответствии с Законом о компенса-
ции
    Отличия этого механизма компенсации в сравнении с  рассмотрен-
ным выше следуют уже непосредственно  из названий  соответствующих
документов.  Если в постановлении о компенсации речь идет исключи-
тельно о компенсации  просроченной  заработной  платы, то  Закон о
компенсации  имеет  более  широкую  область  применения и  распро-
страняется  на доходы  граждан  в целом,  имеющие  не единоразовый
характер, к которым, наряду с заработной платой, относятся пенсии,
социальные выплаты, стипендии, другие выплаты.  В то же время  сам
порядок проведения компенсации для всех видов доходов аналогичен.
    Главная же особенность расчета компенсации по просроченным до-
ходам граждан, начисление которых произведено начиная с 2001 года,
заключается в отсутствии в  новом  порядке оговорок  о минимальном
пороге изменения цен.  Как было уже отмечено, постановление о ком-
пенсации  в качестве условия для получения  права  на  компенсацию
заработной платы устанавливает такой порог в размере  1  %,  в  то
время  как Закон о компенсации такого условия не ставит.  То  есть
компенсация доходов должна производиться, если в период  существо-
вания задолженности прирост цен вообще имел место - независимо  от
его размера.  В остальном порядок расчета сумм компенсации, скорее
всего, будет аналогичен порядку, установленному  постановлением  о
компенсации: определенный коэффициент прироста цен за период прос-
рочки умножается на сумму доходов (после удержания соответствующих
налогов и сборов).
    Главная особенность расчета компенсации по просроченным  дохо-
дам граждан, начисление которых произведено начиная с  2001  года,
заключается в отсутствии в новом порядке  оговорок  о  минимальном
пороге изменения цен...
    В то же время мы не случайно высказываем лишь предположение  -
в  анализируемом законе не обошлось без курьезов.  Для наглядности
процитируем положения статьи 3 Закона о компенсации, которая уста-
навливает порядок расчета сумм компенсации просроченных доходов.
    "Статья 3. Сумма компенсации исчисляется путем умножения суммы
начисленного, но не выплаченного гражданину дохода  за  соответст-
вующий  месяц (после удержания налогов и обязательных платежей) на
индекс инфляции в период невыплаты  дохода  (инфляция  месяца,  за
который  выплачивается доход, и месяца перед выплатой суммы задол-
женности во внимание не принимается)".
    Если буквально воспринимать эти требования, то сумма компенса-
ции  будет включать в себя не только инфляционную составляющую, но
и сумму просроченных доходов, так как индекс  инфляции  показывает
темп  роста (например, цены анализируемого периода : цены базового
периода = 1,1, а по  логике  для  расчетов  должен  использоваться
прирост  цен, который равняется 0,1, но который индексом  инфляции
назвать никак нельзя).  А  если  пойти  в  рассуждениях  дальше  и
учесть, что Госкомстат  официально  публикует  индекс  инфляции  в
процентах (то есть  в нашем миниатюрном примере будут фигурировать
110 %, а не 1,1), то можно прийти сами  понимаете  к  каким  выво-
дам...
    Маловероятно, чтобы столь значительные компенсационные выплаты
были  заложены в Законе о компенсации. Поэтому "индекс инфляции" в
понятиях этого Закона скорее всего будет соответствовать показате-
лю "коэффициент прироста  потребительских  цен",  расчет  которого
определен  постановлением  о компенсации.  Возможно,  этот  вопрос
будет урегулирован отдельным порядком  проведения компенсации, но,
учитывая, что Закон о компенсации утверждения  такого  порядка  не
предусматривает, а сроки, когда он может быть востребован,  неумо-
лимо приближаются (например, при расчете сумм компенсации в случае
выплаты зарплаты в марте за январь), бухгалтеру, вполне  вероятно,
придется исходить именно из этих предпосылок.

    Налоговый и бухгалтерский учет сумм компенсации

    Возможность включения сумм компенсации просроченной,заработной
платы  в валовые расходы предприятия сегодня не вызывает  сомнений
не только среди независимых специалистов в  области  налогообложе-
ния, но и среди работников налоговых органов, подтверждением  чему
служат их многочисленные, а главное - единодушные  разъяснения  на
страницах различных периодических изданий.  Напомним, что основным
аргументом в данном случае выступают положения п.п.  5.6.2  ст.  5
Закона Украины "О налогообложении  прибыли предприятий" в редакции
Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (с измене-
ниями и дополнениями), предусматривающие право плательщика  налога
на  прибыль на отнесение к валовым расходам обязательных выплат, а
также компенсации стоимости услуг, которые предоставляются  работ-
никам в случаях, предусмотренных законодательством.
    Такое же единодушие наблюдается и в отношении необложения сумм
компенсации  подоходным налогом, что соответствует льготному  п.п.
"г" п. 1 ст. 5 Декрета Украины "О подоходном налоге с граждан"  от
26.12.92 г. № 13-92 ( 13-92 ), позволяющему не включать в совокуп-
ный  налогооблагаемый  доход  граждан  компенсационные  выплаты  в
денежной и натуральной  формах  в  пределах  норм, предусмотренных
действующим законодательством. А это, в свою очередь, "уводит" эти
суммы от удержаний и  начислений,  сопутствующих  сегодня  выплате
заработной платы.
    В бухгалтерском учете суммы компенсации  будут  отражены  сле-
дующим образом:

|------------------------------|---------------------------------|
|     Содержание операции      |    Корреспондирующие счета      |
|                              |------------------|--------------|
|                              |      дебет       |   кредит     |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Предприятиями, использующими счета класса 8                     |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Начислена сумма компенсации в |813 "Компенсацион-|661 "Расчеты  |
|связи с нарушением сроков вы- |ные выплаты"      |по заработной |
|платы заработной платы        |                  |плате"        |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Выплачена сумма компенсации   |661 "Расчеты по   |30 "Касса"    |
|работникам                    |заработной плате" |              |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Предприятиями, не использующими счета класса 8                  |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Начислена сумма компенсации в |23 "Производство",|661 "Расчеты  |
|связи с нарушением сроков     |91 "Общепроизвод- |по заработной |
|выплаты заработной платы      |ственные расходы",|плате"        |
|                              |92 "Административ-|              |
|                              |ные расходы",     |              |
|                              |93 "Расходы на    |              |
|                              |сбыт"             |              |
|------------------------------|------------------|--------------|
|Выплачена сумма компенсации   |661 "Расчеты по   |30 "Касса"    |
|работникам                    |заработной плате" |              |
|------------------------------|------------------|--------------|

    Среди  других  возможных  вопросов,  которые  могут возникнуть
перед бухгалтером в связи с начислением и  выплатой на предприятии
сумм компенсации, можно обратить внимание разве что  на  необходи-
мость исключения таких  сумм  при  исчислении  средней  заработной
платы  в случаях ее сохранения (например,  при  расчете  ежегодных
отпусков), а также для обеспечения пособием в  связи  с  временной
нетрудоспособностью, пособием по беременности и родам.  Такое тре-
бование закреплено п.п. "л" п.  4  известного  Порядка  исчисления
средней заработной платы,  утвержденного  постановлением  Кабинета
Министров от 08.02.95 г. № 100 ( 100-95-п ).
    Возможность включения сумм компенсации просроченной заработной
платы  в валовые расходы  предприятия не вызывает сегодня сомнений
не только среди независимых специалистов в  области  налогообложе-
ния, но и среди работников налоговых органов.
    В заключение мы хотим вернуться к проблеме, затронутой в нача-
ле  статьи, и еще раз обратить ваше внимание  на  существование  в
настоящее время двух форм возмещения гражданам Украины части прос-
роченных доходов, которые после  появления  Закона  о  компенсации
стали очень похожими.  Формально и индексация, и компенсация дохо-
дов граждан при определенных условиях (соответствующий порог изме-
нения цен, размер невыплаченных доходов) могут применяться к одним
и тем же просроченным суммам, так как соответствующие  нормативные
документы, регулирующие порядок их проведения,  имеют  юридическую
силу. В  то же  время единая  экономическая  сущность  обеих форм,
которая заключается в корректировке  доходов  на уровень инфляции,
заставляет задуматься об уместности  их  сосуществования.  Поэтому
предполагаем, что в дальнейшем свое применение получит  "обновлен-
ная" компенсация, а индексация - если не будет  упразднена  вообще
(просто не будет использоваться), - то, по крайней мере,  каким-то
образом преобразована.
    Нет, мы вовсе  не считаем,  что изначально  один из механизмов
был лишним.  Не получая доходы в срок, работник имеет полное право
получить  возмещение, которое  бы учитывало инфляционный фактор. И
здесь,  по нашему мнению, уместно проведение индексации доходов. В
то  же время поправка  на инфляцию компенсирует  гражданину только
часть  расходов,  связанных с задержкой  выплаты заработной платы.
Ведь, не получая доходы в срок, он несет неявные  издержки,  выра-
женные,  например, в виде утраченных банковских процентов, которые
могли быть получены, если бы заработная плата в  период  просрочки
находилась  на  депозите (или,  если  представить  более  реальную
ситуацию для украинских граждан, - явные  издержки,  выраженные  в
виде  процентов,  уплачиваются гражданином по  долгам,  в  которые
пришлось "залезть" в связи с тем, что  заработная  плата  не  была
выплачена  вовремя).  Эти  издержки  целесообразно  компенсировать
путем применения механизма компенсации, не связанного с изменением
цен, но установленного в виде  определенного  процента  за  каждый
месяц  просрочки (этот процент вполне можно привязать к банковским
ставкам по депозитам).
    У нас же, по сути, произошло наложение  понятий  -  механизмов
возмещения как будто два, а на самом деле - один.


    {1} В соответствии с п. 3 постановления о компенсации  коэффи-
циент рассчитывается с точностью до трех знаков после запятой.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 16/01, стр. 35
[22.02.2001]
А. Лобанов
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------