Как отражаются у арендатора коммунальные услуги? * * * Отнесение арендатором к составу валовых расходов уплаченных (начисленных) коммунальных платежей, пожалуй, один из наиболее "больных" вопросов нашего времени. Согласно п.п. 5.2.1. ст. 5 Закона о прибыли в состав валовых расходов включаются любые расхо- ды, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продук- ции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом ограничений, установ- ленных пунктами 5.3. - 5.8. статьи 5 этого Закона ( 283/97-ВР ). Пунктами 5.3. - 5.8. никаких ограничений относительно уплаты коммунальных платежей арендаторами не установлено. Разве что п.п. 5.3.9. ст. 5, согласно которому не входят в состав валовых расхо- дов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета. Государственная налоговая администрация Украины (ГНАУ), поль- зуясь правом, данным ей Законом № 509, относительно разъяснения законодательства по вопросам налогообложения довела до сведения налогоплательщиков Письмо № 14460 ( v4460225-98 ). Этим Письмом ГНАУ разъясняет, что арендатор имеет право включить в состав вало- вых расходов стоимость коммунальных услуг в двух случаях: - или при непосредственном заключении договора с жилищно- коммунальным предприятием; - или при уплате стоимости коммунальных услуг согласно выстав- ленным счетам арендодателя на специальный счет такого арендодате- ля, предназначенный для расчетов за коммунальные услуги. Обратите внимание, что требование ГНАУ относительно открытия арендодателем специального счета, на котором будут осуществляться расчеты только за коммунальные услуги противоречит законода- тельству. В ответ на Письмо № 14460 появилось Письмо НБУ, которым НБУ ставит в известность о том, что у банков нет оснований откры- вать предприятиям специальные счета. В соответствии со ст. 5 Указа Президента Украины от 16.03.95 № 227/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" ( 227/95 ) рас- четы по специальным режимам могут осуществляться только по решению КМУ и НБУ. В случае необходимости предприятия могут открывать дополнительные текущие счета и использовать их для осуществления расчетов, в том числе и для перечисления коммунальных платежей арендаторов. Даже если предприятие - арендодатель откроет дополнительный счет для перечисления коммунальных платежей, выполнить до конца все требования Письма № 14460 у него вряд ли получится. Письмом № 14460 предусмотрено, что средства, поступившие на этот специаль- ный счет, должны быть использованы только для расчетов за комму- нальные услуги. Инструкцией № 7 и Указом № 167 в отдельных случаях предусмотрен несколько иной порядок осуществления перечислений с дополнительных текущих счетов предприятия, а именно: - согласно разделу 9 Инструкции № 7 при поступлении расчетных документов на бесспорное списание средств с основного счета банка, в случае недостаточности средств на нем, предоставляет владельцу этого счета уведомление о поступлении указанных документов. После получения уведомления предприятие обязано на протяжении трех рабо- чих дней предоставить поручение на перечисление остатков денежных средств с других текущих счетов на основной счет для обеспечения погашения указанной задолженности или погасить ее непосредственно с дополнительного счета; - согласно Указу № 167 на шестой рабочий день после возникно- вения налоговой задолженности прекращаются операции по всем счетам (за исключением основного); Исходя из вышеизложенного предприятия, находящиеся "на карто- теке" или в "налоговом залоге" не смогут использовать средства, поступившие от арендатора на дополнительный счет, исключительно для расчетов за коммунальные услуги. Воспользоваться Письмом № 14460 можно будет, когда отменят картотеку. На момент подготовки брошюры появилась информация о том, что Верховной Радой принят Закон Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государствен- ными целевыми фондами". Этим Законом предусмотрена отмена картоте- ки и предоставлено плательщикам право самостоятельно устанавливать очередность платежей. Для того, чтобы указанный Закон вступил в силу прежде всего необходимо на это согласие Президента, т.е. его подпись. В качестве компромисса можно порекомендовать арендодателям вести отдельный учет денежных средств, которые им поступают от арендаторов за аренду помещений, а также за обслуживание и содер- жание их. При этом на основании п.п. 5.2.1. ст. 5 Закона о прибыли арендодатели включат в состав валовых расходов стоимость услуг, связанных с обслуживанием и содержанием помещений. К валовым дохо- дам арендодателям необходимо относить суммы средств, поступивших (начисленных) от арендаторов. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и бан- ковской деятельности не остался в стороне и в 2000 году неоднок- ратно высказывал свое мнение относительно правомерности включения в состав валовых расходов коммунальных услуг. В Письме № 240, а затем в Письме № 328 Комитет разъяснил, что расходы арендатора, связанные с оплатой коммунальных услуг, должны включаться в состав валовых расходов арендатора независимо от того, уплачиваются ком- мунальные услуги арендатором непосредственно коммунальным службам или компенсируются арендодателю, а также от того, уплатил ли арен- додатель данные платежи коммунальным службам. Такое право предос- тавлено арендатору п.п. 5.2.1 Закона о прибыли, нормы которого являются нормой прямого действия и не содержат ссылок на какие- либо другие подзаконные нормативно-правовые акты. |------------------|----------------|----------------------------| | Дебет счета | Кредит счета | Содержание операции | |------------------|----------------|----------------------------| |84 "Прочие опера- |685 "Расчеты с |Списана на расходы стоимость| |ционные расходы" |прочими кредито-|коммунальных услуг (в зави- | | |рами" |симости от целей, в которых | | | |используется объект аренды) | |------------------|----------------|----------------------------| |23 "Производство" |84 "Прочие опе- | | | |рационные расхо-| | | |ды" | | |------------------|----------------|----------------------------| |92 "Административ-|84 "Прочие опе- | | |ные расходы" |рационные расхо-| | | |ды" | | |------------------|----------------|----------------------------| |93 "Расходы на |84 "Прочие опе- | | |сбыт" |рационные расхо-| | | |ды" | | |------------------|----------------|----------------------------| |949 "Прочие расхо-|84 "Прочие опе- | | |ды операционной |рационные расхо-| | |деятельности" |ды" | | |------------------|----------------|----------------------------| |641 "Расчеты по |685 "Расчеты с |Отражено право на налоговый | |налогам" субсчет |прочими кредито-|кредит по НДС | |"Расчеты с бюдже- |рами" | | |том по НДС" | | | |------------------|----------------|----------------------------| |685 "Расчеты с |311 "Текущие |Возмещены арендодателю ком- | |прочими кредитора-|счета в нацио- |мунальные услуги | |ми" |нальной валюте" | | |------------------|----------------|----------------------------| ------------------------------------------------------------------- "Ориентир" № 07/01, стр. 40 [16.02.2001] Л. Разгонова, О. Рубитель Директор, эксперт АФ "Альфа" -------------------------------------------------------------------