|                                      |    дебет   |  кредит    |
|--------------------------------------|------------|------------|
| Предприятия, использующие счета класса 8 "Затраты по элементам"|
|--------------------------------------|------------|------------|
|Начислена сумма сбора в Пенсионный    |            |            |
|фонд:                                 |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников, за- |    821     |    651     |
|нятых производством продукции         |------------|------------|
|                                      |     23     |    821     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников аппа-|    821     |    651     |
|рата управления цехами, участками     |------------|------------|
|                                      |     91     |    821     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников адми-|    821     |    651     |
|нистративно-управленческого персонала |------------|------------|
|                                      |     92     |    821     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников отде-|    821     |    651     |
|ла сбыта                              |------------|------------|
|                                      |     93     |    821     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников жи-  |    821     |    651     |
|лищно-коммунальных и обслуживающих    |------------|------------|
|хозяйств                              |    949     |    821     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|Уплачен сбор в Пенсионный фонд        |    651     |    311     |
|--------------------------------------|------------|------------|
|Предприятия, не использующие счета класса 8 "Затраты по элемен- |
|там"                                                            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|Начислена сумма сбора в Пенсионный    |            |            |
|фонд:                                 |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников, за- |     23     |    651     |
|нятых производством продукции         |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников аппа-|     91     |    651     |
|рата управления цехами, участками     |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников адми-|     92     |    651     |
|нистративно-управленческого персонала |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников отде-|     93     |    651     |
|ла сбыта                              |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|- на заработную плату работников жи-  |            |            |
|лищно-коммунальных и обслуживающих хо-|    949     |    651     |
|зяйств                                |            |            |
|--------------------------------------|------------|------------|
|Уплачен сбор в Пенсионный фонд        |    651     |    311     |
|--------------------------------------|------------|------------|

    Налоговый учет.  Согласно п.п. 5.7.1 ст. 5 Закона  Украины  "О
налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона от 22.05.97
г.  № 283/97-ВР  ( 283/97-ВР ),  с изменениями и дополнениями (да-
лее - Закон о налоге на прибыль), в состав валовых расходов  нало-
гоплательщика относятся суммы сборов на обязательное государствен-
ное пенсионное страхование и другие виды общеобязательного (в  том
числе  государственного) социального страхования  физических  лиц,
состоящих в трудовых отношениях, начисленные на  выплаты,  которые
согласно п.п. 5.7.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль относятся  на
валовые расходы, по ставкам и в порядке, установленным законом.
    Суммы сборов на обязательное государственное  пенсионное стра-
хование физических лиц, которые находятся в  трудовых отношениях с
плательщиком налога или выполняют работы (услуги) согласно догово-
рам гражданско-правового характера, начисленные  на выплаты, кото-
рые включаются в валовые расходы предприятия, отражаются в  строке
21 приложения Ж к декларации о прибыли предприятий и соответствен-
но в строке 14 самой декларации о прибыли.
    Удержания в Пенсионный фонд. В соответ-
ствии с Законом № 400 в перечень плательщиков  сбора в  Пенсионный
фонд в части удержаний входят физические лица, работающие на усло-
виях трудового договора (контракта),  и физические лица, выполняю-
щие  работы  (услуги)  согласно  гражданско-правовым договорам. Не
являются  плательщиками сборов в Пенсионный фонд в части удержаний
наемные лица сельскохозяйственных  товаропроизводителей - участни-
ков эксперимента по введению единого налога на территории  Глобин-
ского района Полтавской  области, Старобешивского района  Донецкой
области и Ужгородского района Закарпатской области (Закон  Украины
"О внедрении в порядке эксперимента единого (фиксированного) нало-
га для  сельскохозяйственных  товаропроизводителей" от 15.01.98 г.
№ 25/98-ВР ( 25/98-ВР ), с изменениями и дополнениями).
    Объектом обложения  для плательщиков  сбора в Пенсионный  фонд
является совокупный налогооблагаемый доход, исчисленный в соответ-
ствии с законодательством Украины.
    Ставка сбора в Пенсионный фонд установлена  в размере 1 %  для
указанных выше плательщиков с совокупным налогооблагаемым  доходом
150 грн. и менее и 2 % - для плательщиков с совокупным налогообла-
гаемым доходом более 150 грн. Следует учесть, что сбор  в Пенсион-
ный  фонд  (2 %) удерживается  исходя  из  всей суммы  совокупного
налогооблаг аемого дохода, а не с суммы, превышающей 150 грн.
    Для плательщиков сбора в Пенсионный фонд (удержаний) из  числа
лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации  (пилотов,
штурманов, бортинженеров,  бортмехаников, бортрадистов,  летчиков-
наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные  работы  в
полетах, установлены следующие ставки сбора в Пенсионный фонд:
    1 %,  если совокупный налогооблагаемый доход  составляет менее
150 гривень;
    2 %, если совокупный налогооблагаемый доход составляет  от 150
до 250 гривень;
    3 %, если совокупный налогооблагаемый доход составляет  от 250
до 350 гривень;
    4 %, если совокупный налогооблагаемый доход составляет  от 350
до 500 гривень;
    5 %, если совокупный налогооблагаемый доход превышает 500 гри-
вень.
    Кроме того, для физических лиц, которые имеют статус  государ-
ственного служащего или работают на должностях, работа на  которых
зачисляется в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии сог-
ласно законам Украины "О государственной службе", "О прокуратуре",
"О государственной поддержке средств массовой  информации  и соци-
альной защите журналистов", "О научной и научно-технической деяте-
льности", "О статусе народного депутата Украины", "О  Национальном
банке Украины", Таможенного  кодекса Украины, Положению о помощни-
ке - консультанте народного депутата Украины, утвержденному поста-
новлением Верховной Рады Украины от 13.10.95  № 379/95 ( 379/95 ),
также установлены отдельные ставки сбора в Пенсионный фонд:
    1 % - с части совокупного налогооблагаемого дохода, который не
превышает 150 грн.;
    2 % - с части совокупного налогооблагаемого  дохода в  размере
от 151 до 250 грн.;
    3 % - с части налогооблагаемого дохода в размере от 251 до 350
грн.;
    4 % - с части совокупного налогооблагаемого  дохода в  размере
от 351 до 500 грн.;
    5 % - с части совокупного налогооблагаемого  дохода  свыше 501
грн.
    Бухгалтерский учет. Начисление данного сбора в Пенсионный фонд
в регистрах бухгалтерского учета отражается следующей записью:
    Дт 661 - Кт 651 - на общую сумму удержанного сбора.
    Перечисление данной суммы сбора в Пенсионный  фонд  отражается
записью:
    Дт 651 - Кт 311.
    Следует учесть, что согласно постановлению  КМУ "Об установле-
нии максимальной величины фактических расходов субъектов  хозяйст-
вования на оплату труда  работников, суммы  облагаемого  дохода, с
которых взимаются сборы в социальные фонды" от 13.07.98 г.  № 1064
( 1064-98-п ), с изменениями и дополнениями (далее - постановление  
№ 1064), сборы  в  социальные  фонды (начисления  и удержания)  на 
сумму, превышающую  1000 грн.,  не начисляются  и  не уплачиваются 
{4}.
    Сроки  уплаты сборов в  Пенсионный  фонд. Согласно  Инструкции
№ 4-6 сбор в Пенсионный фонд  (как в  части  начислений,  так и  в
части удержаний) уплачивается одновременно с получением средств  в
учреждениях банков на оплату труда (в случае осуществления  выплат
наличными). В  случае  нехватки у  плательщиков  сбора средств  на
оплату труда и уплату сбора  в полном  объеме, выдача  средств  на
оплату труда и уплата сбора осуществляются в пропорциональных раз-
мерах.
    В случае выплаты  заработной платы из  выручки,  полученной от
реализации продукции или  предоставления  услуг, а также  в случае
осуществления натуроплаты, предприятие  обязано  произвести  пере-
числение соответствующей суммы сбора в Пенсионный фонд не  позднее
следующего дня после каждой такой выплаты.
    Отчетность по  начислению и уплате  сборов в  Пенсионный фонд.
Предприятия ежеквартально  составляют в двух  экземплярах  отчет о
начислении страховых взносов, других поступлениях и о расходовании
средств Пенсионного фонда (приложение 7 к Инструкции № 4-6 - форма
№ 4-ПФ).
    Один из экземпляров отчета  предприятия  представляют  в орган
Пенсионного фонда по месту регистрации в следующие сроки:
    до 10 апреля, до 10 июля, до 10 октября, до 15 января.
    Второй экземпляр отчета остается в бухгалтерии предприятия.
    Кроме того, предприятия ежемесячно до 10 числа  обязаны  пред-
ставлять также  информацию  о расчетах с Пенсионным фондом Украины
по  форме  № 5-ПФ  (приложение 9  к  Инструкции № 4-6).  Указанная
информация  о  расчетах  с Пенсионным  фондом  согласно письму ПФУ 
от 07.04.2000 г.  № 04/1836 ( v1836572-00 ) представляется  только
плательщиками  сбора на обязательное государственное  страхование,
выплачивающими заработную плату работникам в натуральной форме или
из выручки от реализации.
    Ответственность  за  нарушение  законодательства,  касающегося
сборов в Пенсионный фонд. Суммы своевременно  не уплаченного сбора
на обязательное государственное пенсионное  страхование  считаются
просроченной задолженностью (недоимкой) и взыскиваются с  начисле-
нием пени. Пеня начисляется на суммы задолженности за  каждый день
просрочки платежа, включая день  уплаты, из  расчета 120 процентов
годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в  период  существования
недоимки. Днем уплаты сбора и пени считается:
    а) при перечислении платежа со счета плательщика - день списа-
ния учреждением банка суммы платежа со счета плательщика независи-
мо от времени ее зачисления на счет Пенсионного фонда;
    б) при внесении наличными - день внесения  наличных  в банков-
ское учреждение или предприятие  связи.
    Начисление пени производится  начиная со следующего дня  после
наступления сроков уплаты сбора до дня уплаты  включительно.  Если
срок  уплаты  совпадает  с выходным (праздничным)  днем,  то  пеня
начисляется со следующего рабочего дня после выходного  (празднич-
ного) дня.
    Пример. Предприятие допустило временную задержку уплаты  сбора
в Пенсионный  фонд  на  сумму  600 грн. на 15 дней. Учетная ставка
НБУ на  день  окончания  проверки составляла 40 % годовых.
    Расчет ставки  для  определения  размера пени:
    (40 х 120) : 100 = 48 %.
    Расчет однодневного размера пени {5}:
    48% : 360 = 0,133 % = 0,13 %.
    Расчет суммы пени за нарушение срока уплаты:
    (600 грн. х 0,13) х 15 : 100 % = 11 грн. 70 коп.
    За 15 дней задержки уплаты сбора  в  Пенсионный  фонд на сумму
600 грн. плательщику начислена  пеня  за  каждый  день  просрочки,
включая день уплаты, на сумму 11 грн. 70 коп.
    Пеня на пеню не начисляется.
    За нарушение действующего законодательства, касающегося сборов
в целевые фонды, предусмотрена следующая ответственность должност-
ных лиц предприятия . Согласно ст. 165(1) Кодекса Украины об адми-
нистративных правонарушениях:
    - сокрытие (занижение) должностным лицом предприятия, учрежде-
ния, организации фонда оплаты труда;
    - нарушение сроков перечисления взносов и установленного поря-
дка расходования средств Пенсионного фонда;
    - несвоевременное  представление или непредставление по  уста-
новленной форме бухгалтерских отчетов и  других документов о начи-
слении и уплате сборов влекут за собой наложение штрафа от 8 до 15
не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
    Одни и те же действия, совершенные  лицом,  которое в  течение
года  было  подвергнуто  административному  взысканию  за  одно из
правонарушений, указанных выше, влекут за собой  наложение  штрафа
от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
    Несколько слов хотелось бы сказать относительно сбора в Пенси-
онный фонд, установленного Законом Украины "О внесении изменений в
Закон Украины "О сборе на обязательное государственное  пенсионное
страхование" от 15.08.99 г. № 967-XIV ( 967-14 ).  Согласно  этому
Закону  субъекты предпринимательской деятельности, а также обособ-
ленные подразделения юридических лиц,  использующие  труд  наемных
работников, но не осуществляющие расходы на оплату труда, являются
плательщиками сбора в Пенсионный фонд, так называемого сбора "32 %
от минимальной заработной платы".
    Согласно разъяснениям Пенсионного фонда  Украины, представлен-
ным в письме от 29.09.2000 г. № 04/5220 (                       ),
данный сбор должен начисляться исходя  из количества тех  работни-
ков, которые находятся в отпуске без сохранения  заработной  платы
по причине простоя предприятия.
    В связи с тем, что Законом Украины от 02.11.2000 г. № 2073-III
( 2073-14 ) были  внесены  изменения в Закон Украины "Об отпусках" 
от 15.11.96 г. № 504/96-ВР ( 504/96-ВР ), с изменениями и дополне-
ниями, согласно которым работодатели не имеют право  предоставлять 
своим работникам отпуск  без  сохранения  заработной платы в связи 
с простоем предприятия, основания взимания сбора в Пенсионный фонд 
с законопослушных субъектов предпринимательской деятельности нет.

    Сборы в Пенсионный фонд с отдельных видов хозяйственных опера-
    ций

    Покупка-продажа валют

    Согласно Закону  № 400  сбор  с  операций  по  покупке-продаже
валют уплачивается юридическими и физическими лицами в размере 1 %
от суммы в гривнях, израсходованной на покупку  валюты, без  учета
комиссионного вознаграждения по этим операциям.
    Рассмотрим порядок уплаты сбора в Пенсионный фонд юридическими
лицами. При покупке иностранной валюты через  уполномоченный  банк
клиент представляет платежное поручение, в котором указывает сумму
средств, подлежащих перечислению со счета предприятия на указанные
цели.  Эта сумма определяется на  основании  информации  о  курсах
иностранных валют, сложившихся на торгах УМВБ за предыдущий  день.
Эта же сумма указывается и  в  заявлении  на  покупку  иностранной
валюты.
    Исходя из суммы, подлежащей перечислению  на  покупку  валюты,
производится расчет суммы  сбора на  обязательное  государственное
пенсионное страхование. Данный расчет производится следующим обра-
зом: сумма средств, направленная  на  покупку  иностранной  валюты
(в грн.) х 0,01. Обращаем внимание  на то,что  при  расчете  этого
сбора не учитывается комиссионное вознаграждение по операциям куп-
ли-продажи иностранной валюты. Исчисленная сумма сбора указывается
в заявлении на покупку  иностранной  валюты, а  также в  отдельном
платежном поручении, которое исполняется  банком в тот же операци-
онный день, что и операция по покупке  иностранной валюты.
    В налоговом учете сумма  начисленного  (уплаченного ) сбора  в
Пенсионный  фонд  включается в состав  валовых  расходов  согласно
п.п. 5.2.5 ст.5 Закона о налоге на прибыль (если, конечно,  приоб-
ретенная валюта  используется  для целей предприятия,  связанных с
его хозяйственной  деятельностью).  Сумма сбора в Пенсионный  фонд
отражается в строке 19.13.3 приложения Ж-1  к декларации о прибыли
предприятия и соответственно в строке 19 самой декларации.
    Приведем  пример отражения в бухгалтерском и  налоговом  учете
предприятий сумм сбора в Пенсионный фонд  с  операций  по  покупке
валюты.  Предприятие подало заявку на покупку $1000  по курсу  5,5
за $1. При этом комиссионное вознаграждение  банка  за  проведение
операции составляет 50 грн.  Курс НБУ на дату  поступления  валюты
составил 5,4 грн. за $1.
    Исходя из этого, предприятию необходимо перечислить 5605 грн.,
из которых: 5500 грн. ($1000 х 5,5) - сумма, потраченная на приоб-
ретение валюты;
    55 грн. (5500 грн. х 1 % : 100 %) - сумма  сбора  в Пенсионный
фонд;
    50 грн. - комиссионное вознаграждение банку.
    В налоговом и бухгалтерском учете приобретение валюты и уплата
сбора в Пенсионный фонд отражается следующими записями:

|-----------------------------------|------------------|---------|
| Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие|  Сумма, |
|                                   |        счета     |   грн.  |
|                                   |---------|--------|         |
|                                   |  дебет  | кредит |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Перечислены гривни на покупку $1000|         |        |         |
|по курсу 5,5 за $1 (в сумму включен|   333   |   311  |   5605  |
|сбор, а также комиссионное возна-  |         |        |         |
|граждение банку)                   |         |        |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Начислен и отнесен на расходы сбор |   651   |   333  |     55  |
|в Пенсионный фонд                  |---------|--------|---------|
|                                   |    92   |   651  |     55  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражены расходы на выплату комис- |   377   |   333  |     50  |
|сионного вознаграждения банку      |         |        |         |
|                                   |    92   |   377  |     50  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Валовые расходы составили 105,00 грн. = 55,00 + 50,00           |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Зачислена на валютный счет приобре-|         |        |         |
|тенная иностранная валюта по курсу |   312   |   333  |  $1000  |
|НБУ                                |         |        | _______ |
|                                   |         |        |   5400  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражена разница между фактическим |         |        |         |
|курсом  покупки  и  курсом  НБУ    |   949   |   333  |    100  |
|(5,5 - 5,4) х $1000 = 100          |         |        |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|

    Продажа ювелирных изделий

    Сбор в Пенсионный фонд с операций по продаже ювелирных изделий
взимается с субъектов  предпринимательской  деятельности,  которые
осуществляют  торговлю  ювелирными  изделиями  из  золота   (кроме
обручальных колец), платины и  драгоценных камней, в  размере  5 %
стоимости реализованных ювелирных изделий.
    Сбор включается в цену соответствующих товаров и  уплачивается
их продавцами из выручки от реализации.
    База для начисления сбора в Пенсионный фонд с операций по реа-
лизации ювелирных изделий совпадает с базой для начисления  налога
на добавленную стоимость.
    Рассмотрим на  примере отражение  в бухгалтерском и  налоговом
учете сумм сбора с операций по продаже ювелирных изделий.
    Предприятием розничной торговли получена выручка от реализации
ювелирных изделий в сумме 3750 грн., в том числе сбора в  Пенсион-
ный фонд - 150 грн. (3000 х 0,05), налога на добавленную стоимость
600 грн. (3000 х 0,2).
    Порядок  отражения таких операций в  бухгалтерском и налоговом
учете представим в таблице.

|------------------------|-----------------------|---------------|
|Содержание хозяйственной|  Бухгалтерский учет   |Налоговый учет |
|  операции              |------|-------|--------|-------|-------|
|                        | дебет| кредит| сумма, |  ВД,  | ВР,   |
|                        | счета| счета | грн.   |  грн. | грн.  |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражена реализация юве-|      |       |        |       |       |
|лирных изделий          |  301 |  702  |  3750  | 3150  |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражена сумма налоговых|      |       |        |       |       |
|обязательств по НДС     |  702 |  641  |   600  |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражена сумма сбора в  |      |       |        |       |       |
|Пенсионный фонд         |  702 |  651  |   150  |       |  150  |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Перечислен сбор в Пен-  |      |       |        |       |       |
|сионный фонд            |  651 |  311  |   150  |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Списана себестоимость   |      |       |Расчет- |       |       |
|реализованных ювелирных |  902 |  282  |ная     |       |       |
|изделий                 |      |       |величина|       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Списана торговая наценка|  285 |  282  |Расчет- |       |       |
|                        |      |       |ная     |       |       |
|                        |      |       |величина|       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Сформирован финансовый  |      |       |        |       |       |
|результат:              |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|- списана себестоимость |      |       |        |       |       |
|реализованного товара   |  791 |  902  |Расчет- |       |       |
|                        |      |       |ная     |       |       |
|                        |      |       |величина|       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|- списан доход от реа-  |      |       |        |       |       |
|лизации товара          |  702 |  791  |  3000  |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|

    В налоговом учете стоимость  реализованных  ювелирных  изделий
(без учета НДС) включается в состав валового  дохода.
    Сумма  начисленного (уплаченного ) сбора  в Пенсионный  фонд с
операций по  продаже ювелирных изделий соответственно включается в
состав  валовых расходов на  основании  п.п. 5.2.5 ст. 5 Закона  о
налоге на прибыль.Данная сумма отражается в строке 19.12.4  прило-
жения Ж-1 к декларации о прибыли предприятия и  в строке 19  самой
декларации.
    Сроки уплаты сбора  в Пенсионный  фонд с операций  по  продаже
ювелирных изделий следующие:
    - если в течение рабочего дня  учитываемая  сумма сбора  равна
или  превышает 50 грн., то  перечисление  производится  в  течение
следующего рабочего дня;
    - если в  течение  рабочего дня  сумма сбора  не превышает  50
грн. то перечисление следует производить не позднее того  рабочего
дня, когда указанная сумма достигнет 50 грн.

    Отчуждение легковых автомобилей

    Данный вид сбора взимается с предприятий, учреждений всех форм
собственности, а  также  с  физических  лиц,  приобретающих  право
собственности на легковые автомобили.  Сбор уплачивается в размере
3 % стоимости легкового автомобиля, определенной в соответствии  с
договорами купли-продажи, мены, на основании справок-счетов торго-
вых организаций, справок органов таможенной службы, актов эксперт-
ной оценки стоимости автомобиля, других документов, подтверждающих
их стоимость.
    В соответствии с п.п. 8.4.1 ст. 8 Закона о налоге  на  прибыль
балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увели-
чивается на сумму стоимости их приобретения с учетом  транспортных
и страховых платежей, а также других затрат, понесенных в связи  с
таким приобретением.
    Поскольку  государственная  регистрация  легковых  автомобилей
осуществляется только при условии уплаты сбора в Пенсионный  фонд,
то это значит, что сумма такого сбора является  расходами, связан-
ными с их приобретением, и, следовательно, относится на увеличение
балансовой стоимости таких автомобилей.
    В случае если легковой автомобиль приобретен для использования
в производственной  деятельности  предприятия , указанные  расходы
предприятия подлежат амортизации в соответствии с нормами,  преду-
смотренными ст. 8 Закона о налоге на прибыль.
    Расходы на приобретение легкового автомобиля для непроизводст-
венного  назначения, в  том  числе и  суммы  уплаченных  сборов  в
Пенсионный фонд, амортизации в налоговом  учете  не  подлежат.
    Что  касается  бухгалтерского  учета,  то  согласно  П(С)БУ  7
"Основные фонды",  утвержденному  по приказу  Минфина  Украины  от
27.04.2000 г. № 92 ( z0288-00 ), расходы, связанные с уплатой сбо-
ра в Пенсионный фонд, включаются в первоначальную стоимость объек-
та основных фондов. 
    Рассмотрим порядок  отражения в регистрах бухгалтерского учета 
начисления и уплаты сбора в Пенсионный фонд с операций по отчужде-
нию легкового автомобиля на конкретном примере.
    Предприятием для использования  в  хозяйственной  деятельности
приобретен легковой автомобиль, договорная стоимость которого сос-
тавила 8400 грн., в том числе НДС - 1400 грн. Предприятием уплачен
сбор  в Пенсионный фонд  в сумме 252 грн. (8400 х 3 % : 100 %),  а
также расходы на государственную регистрацию 30 грн.

|-----------------------------------|------------------|---------|
| Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие|  Сумма, |
|                                   |        счета     |   грн.  |
|                                   |---------|--------|         |
|                                   |  дебет  | кредит |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Оприходован легковой автомобиль    |   152   |   63   |   7000  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражена сумма налогового кредита  |         |        |         |
|по НДС (при наличии налоговой нак- |   641   |   63   |   1400  |
|ладной)                            |         |        |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Оплачен счет за автомобиль         |    63   |  311   |   8400  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Уплачен сбор в Пенсионный фонд     |   651   |  311   |    252  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Оплачены услуги по государственной |         |        |         |
|регистрации легкового автомобиля   |   377   |  311   |     30  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Начислен сбор в Пенсионный фонд    |   152   |  651   |    252  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражены расходы, связанные с      |         |        |         |
|государственной регистрацией       |   152   |  377   |     30  |
|легкового автомобиля               |         |        |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражено введение в эксплуатацию   |         |        |         |
|автомобиля                         |   105   |  152   |   7282  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|

    Сбор со стоимости табачных изделий

    Плательщиками сбора  со стоимости  табачных  изделий  являются
субъекты предпринимательской деятельности - производители и импор-
теры табачных изделий.  Ставка сбора установлена в размере 5 %  от
стоимости:
    - изготовленных в Украине табачных изделий, подлежащих оптовой
и розничной продаже, обмену на другие  товары (продукцию,  работы,
услуги), бесплатной передаче или с частичной  их  оплатой,  в  том
числе своим работникам;
    - табачных изделий, которые ввозятся (импортируются) на  тамо-
женную  территорию Украины.
    В соответствии с Порядком  № 1740  стоимость  изготовленных  в
Украине табачных изделий, с которой уплачивается сбор в Пенсионный
фонд, определяется в ценах, установленных с учетом сумм  акцизного
сбора, без учета сумм налога на  добавленную  стоимость.
    Стоимость импортных табачных изделий, с  которой  уплачивается
сбор в  Пенсионный фонд,  определяется  исходя  из  их  таможенной
стоимости, пересчитанной в национальную валюту  по  курсу  НБУ  на
день подачи таможенной декларации, с учетом сумм акцизного  сбора,
но не ниже индикативных цен.  Из этого определения  можно  сделать
вывод, что таможенные пошлины и сбор не входят  в  базу  обложения
сбором в Пенсионный фонд.
    Сбор в Пенсионный фонд со стоимости  изготовленных  в  Украине
табачных изделий  включается в  цену  изделии  и  уплачивается  их
производителями с выручки от реализации  в  определенном  порядке.
Если в течение рабочего дня сумма полученного сбора:
    - равна или превышает 50 грн. -  не позднее следующего рабоче-
го дня;
    - менее 50 грн. - не позднее  того рабочего дня,  когда  сумма
сбора достигнет 50 грн.
    В случае обмена табачных изделий на другие товары  (продукцию,
работы,  услуги),  бесплатной  передачи  или передачи  с частичной
оплатой, в том числе своим работникам, сбор уплачивается не  позд-
нее следующего рабочего дня после  фактической  передачи  (обмена)
этих изделий.  Поскольку сумма сбора входит в цену табачных  изде-
лий,  то в  валовой  доход  предприятия  будет включена вся  сумма
выручки от реализации такой продукции, включающая в  себя и данный
вид сбора.  При этом в состав валовых расходов  предприятия  суммы
сбора в Пенсионный фонд будут  отнесены  в  момент  их  начисления
(уплаты) на стоимость табачных изделий.  Суммы начисленного (упла-
ченного)  сбора  в Пенсионный  фонд  отражаются  в строке  19.13.1
приложения Ж-1 к декларации о прибыли предприятия и соответственно
в строке 19 декларации.  Импортеры уплачивают сбор в момент  тамо-
женного  оформления  при  ввозе  табачных  изделий  на  территорию
Украины.  Порядок отражения в бухгалтерском  учете  сумм  сбора  в
Пенсионный фонд со стоимости табачных изделий представим  в табли-
це.

|-----------------------------------|----------------------------|
| Содержание хозяйственной операции |      Корреспондирующие     |
|                                   |             счета          |
|                                   |---------|------------------|
|                                   |  дебет  |      кредит      |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Отгружены табачные изделия покупа- |         |                  |
|телям                              |   631   |       701        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Начислены налоговые обязательства  |         |                  |
|по НДС                             |   701   |     641/НДС      |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Начислен сбор в Пенсионный фонд    |   701   |       651        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Начислен акцизный сбор             |   701   |641/Акцизный сбор |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Списана фактическая себестоимость  |         |                  |
|табачных изделий                   |   901   |        26        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Сформирован финансовый  результат: |         |                  |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|- списан доход от реализации       |         |                  |
|табачных изделий                   |   701   |       791        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|- списана фактическая себестоимость|         |                  |
|табачных изделий                   |   791   |       901        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Поступила оплата за отгруженные    |         |                  |
|табачные изделий                   |   311   |       631        |
|-----------------------------------|---------|------------------|
|Уплачен сбор в Пенсионный фонд     |   651   |       311        |
|-----------------------------------|---------|------------------|

    Сбор со стоимости недвижимого имущества

    Плательщиками сбора со стоимости недвижимого имущества являют-
ся  предприятия,  учреждения и организации,  независимо  от  формы
собственности, и физические лица,  приобретающие  недвижимое  иму-
щество. К недвижимости относятся: жилой дом или его часть, кварти-
ра, садовый дом, дача, гараж, другая постоянно  размещенная  пост-
ройка,  а также другой объект, подпадающий под определение  первой
группы основных фондов в соответствии с Законом о налоге  на  при-
быль.
    При этом сбор взимается в  размере 1 %  стоимости  недвижимого
имущества, определенной в договоре купли-продажи. От уплаты данно-
го сбора освобождены:
    - государственные предприятия, учреждения и организации,  при-
обретающие недвижимое имущество за счет бюджетных средств;
    - учреждения и организации иностранных государств, пользующих-
ся  иммунитетом и привилегиями в соответствии с законами и  между-
народными договорами Украины, согласие на  обязательность  которых
дано Верховной Радой Украины;
    - граждане, приобретающие жилье впервые и находящиеся в очере-
ди на  получение жилья или приобретающие  жилье  впервые.
    Сбор  в Пенсионный фонд с операций покупки недвижимости  также
не уплачивается, если:
    1)  покупателем  недвижимого  имущества  является   сельскохо-
зяйственный товаропроизводитель, уплачивающий фиксированный сельс-
кохозяйственный налог в соответствии с Законом Украины "О фиксиро-
ванном  сельскохозяйственном налоге" и согласно Общему классифика-
тору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) имеет код:
    - сельскохозяйственное предприятие, включая крестьянское (фер-
мерское) хозяйство - 21000 - 21260; 22300;
    - рыбное хозяйство, рыболовецкий колхоз - 2171 - 21273;
    - сахарный завод (комбинат) - 18111;
    2) право собственности  на  жилье получено физическим лицом  в
результате его приватизации согласно Закону Украины  "О приватиза-
ции государственного жилищного фонда".
    Уплата сумм данного вида сбора  производится до  нотариального
удостоверения или регистрации  на  бирже  договоров  купли-продажи
недвижимого имущества.
    Что касается порядка отражения в учете  такого  сбора,  то  он
аналогичен  учету  сумм  сбора с операций  по отчуждению  легковых
автомобилей. То есть суммы сбора со стоимости недвижимого имущест-
ва как затраты, понесенные в связи с его  приобретением,  увеличи-
вают  балансовую стоимость такого имущества и подлежат амортизации
в их составе в бухгалтерском и налоговом учете (если, конечно, оно
приобретено для использования в хозяйственной деятельности).
    Рассмотрим на примере порядок  отражения  в  учете  указанного
сбора. Предприятием приобретено здание, договорная стоимость кото-
рого  составила 9600 грн., в том числе НДС - 1600  грн.  В  момент
нотариального удостоверения  предприятием  представлено  платежное
поручение  об уплате сбора в Пенсионный  фонд  на  сумму  96  грн.
(9600 х 1 % : 100 %).
    Порядок учета таких операций представим в таблице.

|-----------------------------------|------------------|---------|
| Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие|  Сумма, |
|                                   |        счета     |   грн.  |
|                                   |---------|--------|         |
|                                   |  дебет  | кредит |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражена договорная стоимость при- |         |        |         |
|обретенного здания                 |   152   |   63   |   8000  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Сумма НДС отнесена в состав налого-|         |        |         |
|вого кредита (при наличии налоговой|   641   |   63   |   1600  |
|накладной)                         |         |        |         |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Уплачен сбор в Пенсионный фонд     |   651   |  311   |     96  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Начислен сбор в Пенсионный фонд    |   152   |  651   |     96  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Отражен ввод в эксплуатацию здания |   103   |  152   |   8096  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|
|Оплачен предъявленный счет за зда- |         |        |         |
|ние                                |    63   |  311   |   9600  |
|-----------------------------------|---------|--------|---------|

    Сбор с услуг сотовой мобильной связи

    Плательщиками сбора в Пенсионный фонд по стоимости услуг сото-
вой мобильной связи являются:
    - предприятия,  учреждения  и  организации,  физические  лица,
которые пользуются услугами сотовой мобильной связи;
    - операторы этой связи, предоставляющие свои услуги бесплатно.
    При этом сбор в Пенсионный фонд не уплачивается, если услугами
сотовой связи пользуются речные, морские,  воздушные,  космические
транспортные средства, средства наземного технологического  транс-
порта (такси), имеющие стационарно встроенное оборудование  радио-
связи, радионавигации и  радиоастрономии, которое  не  может  быть
обособлено от таких  средств  без  потери  его  технологических  и
эксплуатационных качеств или характеристик.
    Ставка сбора установлена в размере 6 % от стоимости:
    - услуг сотовой мобильной связи, оплаченной потребителями этих
услуг  оператору,  который  их  предоставляет,  включая  стоимость
входных и выходных телефонных звонков,  абонентскую  плату,  плату
(надбавку) за роуминг, сумму страхового залога, аванса,  стоимость
других специальных  услуг,  указанных  в  счете  на  оплату  услуг
сотовой мобильной связи;
    - продажи прав на временное пользование услугами  сотовой  мо-
бильной связи в виде магнитных карт, микросхем или чипов;
    - бесплатно  предоставленных  услуг,  определенных  по обычным
расценкам (тарифам) оператора.
    В случае предоставления средств, сооружений или сети  связи  в
аренду (лизинг) или передачи этих объектов в другие виды пользова-
ния  другому лицу, использующему  функции  оператора  в  отношении
третьих лиц, объектом обложения сбором являются только те  услуги,
которые предоставляются таким другим лицом  таким  третьим  лицам.
    Следует отметить, что объектом обложения сбором  в  Пенсионный
фонд не могут быть:
    - трансляция программ радио- и телевизионными станциями;
    - передача или прием информации с помощью  радиосвязи по сетям
ведомственной или технологической связи, которые не имеют  автома-
тической коммутации с сетями связи общего пользования;
    - пользование радиотелефонами и радиоудлинителями,  подключен-
ными к номерам квартирных телефонов;
    - суммы, которые уплачиваются одним оператором как компенсация
стоимости услуг роуминга (или покрытия отрицательного сальдо взаи-
морасчетов по роумингу) другому оператору,  предоставившему  такие
услуги.
    Сбор в Пенсионный фонд со стоимости  услуг  сотовой  мобильной
связи  уплачивается  плательщиками сбора  одновременно  с  оплатой
указанных услуг.
    Для правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете (в
частности,  для определения базы обложения  налогом на добавленную
стоимость) уплаты сбора следует помнить, указанное выше положение,
а именно то, что сбор  уплачивается  предприятием  -  плательщиком
сбора оператору одновременно с  оплатой  услуг  сотовой  мобильной
связи.
    Следовательно, сбор не включается в стоимость  предоставляемых
услуг,  а исчисляется  исходя из такой  стоимости.  Поэтому  можно
утверждать,  что сумма  сбора  не входит  в выручку  от реализации
услуг у оператора сотовой связи, а учитывается  отдельно. Для этой
цели оператор может вести учет сумм полученного сбора в Пенсионный
фонд на отдельном субсчете 651 "Расчеты по  пенсионному  обеспече-
нию".
    В соответствии с п. 4.1 ст. 4  Закона  об  НДС  база обложения
НДС  определяется  исходя из договорной стоимости, определенной по
свободным или регулируемым  тарифам,  с  учетом  акцизного  сбора,
ввозной  таможенной пошлины, других общегосударственных налогов  и
сборов, за исключением НДС,  которые  включаются  в  цену  товаров
(работ, услуг),  в соответствии  с законами  Украины  по  вопросам
налогообложения.
    В данном же случае сумма 6 % сбора не включается в цену услуг,
а уплачивается  одновременно с оплатой услуг связи  и  поэтому  не
входит в базу обложения НДС.
    Рассмотрим порядок бухгалтерского  и налогового учета  сбора в
Пенсионный фонд у его плательщиков - пользователей услугами  сото-
вой мобильной связи.
    Предприятие уплачивает оператору авансовый платеж в сумме  252
грн. (в том числе 40 грн.- НДС, 12 грн. - 6 %-й сбор в  Пенсионный
фонд), а также абонентскую плату в сумме 126 грн. (в том  числе 20
грн. - НДС, 6 грн. - 6 %-й сбор).

|------------------------|-----------------------|---------------|
|Содержание хозяйственной|  Бухгалтерский учет   |Налоговый учет |
|       операции         |------|-------|--------|-------|-------|
|                        | дебет| кредит| сумма, |  ВД,  |  ВР,  |
|                        | счета| счета | грн.   |  грн. |  грн. |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Осуществлена авансовая  |      |       |        |       |       |
|оплата услуг мобильной  |  371 |  311  |   252  |       |  212  |
|связи                   |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражено возникновение  |      |       |        |       |       |
|права на налоговый кре- |  641 |  644  |    40  |       |       |
|дит                     |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Внесена абонентская     |      |       |        |       |       |
|плата                   |  371 |  311  |   126  |       |  106  |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражено возникновение  |      |       |        |       |       |
|права на налоговый кре- |  641 |  644  |    20  |       |       |
|дит                     |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|После подписания акта   |      |       |        |       |       |
|приема-передачи работ:  |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|- списана на затраты    |      |       |        |       |       |
|стоимость полученных    | 92,93|  631  |   318  |       |       |
|услуг                   |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|- списана ранее начис-  |      |       |        |       |       |
|ленная сумма налогового |  644 |  631  |    60  |       |       |
|кредита по НДС          |      |       |        |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|
|Отражен зачет           |  631 |  371  |   378  |       |       |
|------------------------|------|-------|--------|-------|-------|

    Сборы в Фонд социального страхования в связи с временной поте-
    рей трудоспособности

    Сборы на общеобязательное государственное социальное страхова-
ние  в связи с временной  потерей  трудоспособности  и  расходами,
обусловленными рождением и погребением, введены взамен  сборов  на
социальное страхование.
    Порядок  взимания  сборов  в Фонд  социального  страхования  в
связи с временной потерей трудоспособности регламентирован Законом
Украины  "Об общеобязательном государственном социальном страхова-
нии в связи с  временной  потерей  трудоспособности  и  расходами,
обусловленными  рождением  и погребением" от 18.01.2001 г. № 2240-
III ( 2240-14 )(далее - Закон № 2240) {6}.
    Рассмотрим порядок начисления и уплаты сбора на общеобязатель-
ное государственное социальное страхование  в  связи  с  временной
потерей  трудоспособности и расходами, обусловленными рождением  и
погребением (далее - сбор на страхование в связи с временной поте-
рей трудоспособности),  в  соответствии  с  требованиями  Закона №
2240.
    В отличие  от ранее  действовавшего сбора в  Фонд  социального
страхования Украины сборы в Фонд социального страхования в связи с
временной потерей трудоспособности можно условно  подразделить  на
начисления и удержания (раньше были только начисления).
    Начисления сбора на страхование в связи  с  временной  потерей
трудоспособности.  Плательщиками начислений сбора на страхование в
связи с временной потерей трудоспособности  являются  предприятия,
учреждения, организации, филиалы и  представительства  юридических
лиц.
    Что же касается лиц,  не  являющихся  плательщиками  сбора  на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности, то отме-
тим  следующее.  Поскольку Фонд социального страхования в связи  с
временной потерей трудоспособности является правопреемником  Фонда
социального страхования Украины, по нашему мнению,  можно  сделать
вывод, что и в новом 2001 году не являются плательщиками сбора  на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности  в  части
начислений:
    - сельскохозяйственные товаропроизводители - участники  экспе-
римента  по введению  единого  налога  на  территории  Глобинского
района Полтавской области, Старобешивского района Донецкой области
и Ужгородского района Закарпатской области;
    - плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога;
    - плательщики единого налога;
    - субъекты предпринимательской деятельности, приобретшие  спе-
циальный торговый патент.
    Объектом обложения сбором на страхование в связи  с  временной
потерей  трудоспособности для  его  плательщиков  согласно  ст. 21
Закона № 2240 является сумма фактических расходов на оплату  труда
наемных работников, которые подлежат обложению подоходным  налогом
с граждан.  Более широкое  определение  объекта  обложения  данным
сбором дано в Законе № 2213. Приведем его:
    "...  суммы  фактических  расходов  на  оплату  труда  наемных
работников, которые включают расходы на выплату основной и  допол-
нительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные
выплаты, в том числе в  натуральной  форме,  которые  определяются
согласно нормативно-правовым  актам,  принятым  в  соответствии  с
Законом Украины "Об оплате труда", облагаемые подоходным налогом с
граждан".
    Исходя из этого,  следует,  что  в объект обложения  сбором на
страхование в связи с временной потерей трудоспособности включают-
ся выплаты, которые согласно Инструкции № 323 входят в фонд оплаты
труда и согласно Декрету № 13-92 облагаются подоходным налогом.
    Обращаем внимание, что при определении объекта обложения  сбо-
ром  на страхование в связи с временной  потерей  трудоспособности
речь идет исключительно о расходах на оплату труда наемных  работ-
ников. При  этом наемный  работник  согласно  Закону  № 2240 - это
физическое лицо, работающее по договору (контракту)  на  предприя-
тии, в учреждении и организации.
    В качестве изменений в объекте обложения рассматриваемым  сбо-
ром следует заметить, что те выплаты, на которые ранее  не  начис-
лялся сбор на социальное страхование в связи с тем, что они входи-
ли  в Перечень видов оплаты труда и прочих выплат, на  которые  не
начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное  стра-
хование и которые не  учитываются  при  исчислении  среднемесячной
заработной  платы для назначения пенсий, утвержденный  постановле-
нием КМУ от 18.05.98 г. № 697 ( 697-98-п ), с изменениями и допол-
нениями (далее - Перечень № 697), теперь подлежат обложению сбором
на социальное страхование в связи с  временной  потерей  трудоспо-
собности. Это, в частности, касается компенсации за неиспользован-
ный отпуск.
    Согласно  Закону  № 2213 ставка сбора на страхование в связи с
временной потерей трудоспособности для начислений  составляет  2,5
%. Обращаем  внимание, что  ранее  для  предприятий,  учреждений и
организаций, где работают инвалиды, а также для предприятий всеук-
раинских общественных организаций  инвалидов  Законом  Украины  "О
сборе  на  обязательное  социальное  страхование"  от  26.06.97 г.
№ 402/97-ВР  ( 402/97-ВР ), с  изменениями  и  дополнениями,  были
установлены льготные ставки сбора на обязательное социальное стра-
хование.  Теперь же в  соответствии  с  Законом  № 2213  указанные
предприятия такой льготы лишены.

    Бухгалтерский учет.