Учет бюджетных дотаций

------------------------------------------------------------------

    Все расположенные на территории Украины субъекты  предпринима-
тельской  деятельности  независимо  от формы  собственности и под-
чиненности,  уплачивающие  налоги и  сборы  и другие  обязательные
платежи  в бюджет,  могут  финансироваться  из бюджета  и получать
дотации, субсидии  в соответствии  с программами экономического  и
социального развития.  Эта норма заложена в ст. 23 Закона  Украины
"О бюджетной системе Украины" от 05.12.90 г. № 512-ХII ( 512-12 ).
    При этом бюджетные субсидии  и дотации предоставляются  в двух
основных направлениях:
    - с целью государственного регулирования цен (могут предусмат-
риваться соответствующие  ассигнования  для  компенсации  расходов
предприятий и организаций определенных отраслей, связанных с подо-
рожанием сырья, материалов, оборудования, увеличением  производст-
венных  затрат.  Как правило,  такие  ассигнования  направлены  на
погашение  части  стоимости  продукции  (товаров,  работ,  услуг),
реализуемой тем или иным дотируемым предприятием);
    - с целью реализации программ социально-экономического  разви-
тия государства, в частности на финансирование непроизводственного
(объектов  социально-культурного  назначения)  и производственного
строительства - капитальные трансферты государственным предприяти-
ям.
    В зависимости от целевого назначения предоставленных  субсидий
и дотаций порядок их налогообложения будет различен. Однако прежде
чем перейти к вопросу налогообложения бюджетных дотаций  и  субси-
дий, определимся с их экономическим содержанием.
    В соответствии с Экономической  классификацией  расходов  бюд-
жета,  утвержденной  приказом  Министерства  финансов  Украины  от
03.12.97 г.  № 265 ( v0265201-97 ), с изменениями  и  дополнениями
(далее - приложение 4), к категории субсидий и текущих трансфертов
относятся все государственные платежи, которые  не  подлежат  воз-
врату и предусматривают использование на текущие цели.
    Под субсидиями понимаются все  текущие  выплаты  предприятиям,
которые не предусматривают компенсации в виде специально  обуслов-
ленных выплат или товаров и услуг в обмен на произведенные  плате-
жи, а также на расходы, связанные с возмещением убытков государст-
венных предприятий.
    Трансфертные платежи являются безвозмездными и  безвозвратными
и не представляют собой приобретение товаров ил и  услуг,  предос-
тавление кредита или выплату непогашенного долга.
    Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, орга-
низациям) включают:
    - субсидии государственным предприятиям;
    - субсидии финансовым учреждениям;
    - субсидии предприятиям и организациям сельского хозяйства;
    - субсидии на покрытие убытков предприятий;
    - государственную  поддержку  предприятий,  прирост  оборотных
средств и др.
    Бюджетные субсидии и дотации  предоставляются в двух  основных
направлениях:
    - с целью государственного регулирования цен;
    - с целью реализации программ социально-экономического  разви-
тия государства.
    Еще одна категория - капитальные трансферты, которые представ-
ляет собой безвозмездные односторонние платежи органов управления,
которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требова-
ний, предусмотренные для приобретения капитальных активов, компен-
сации  потерь,  связанных с повреждением  основного капитала,  или
увеличения капитала получателей. В эту  категорию включаются также
трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков,  аккумули-
рованных ими  в течение ряда лет,  или  таких, которые  возникли в
результате  чрезвычайных обстоятельств. Капитальными  трансфертами
считаются  безвозмездные,  безвозвратные  платежи,  которые  носят
одноразовый и  нерегулярный характер  как для донора, так и для их
получателей (платежи органов  государственного управления, которые
представляют собой инвестиции в  акционерный  капитал  предприятий
или подлежат возврату в будущем, к данной категории не относятся).
    Рассмотрев виды бюджетных ассигнований, перейдем к порядку  их
налогообложения.  Сразу заметим, что налоговыми органами в отноше-
нии  налогообложения бюджетных  ассигнований выработана  четкая  и
довольно  устоявшаяся позиция (не вполне, однако,  соответствующая
законодательству), которая нашла отражение во многих письмах  ГНАУ
(см.  письмо  от  19.05.2000 г.  № 2648/6/15-1116  ( v2648225-00 )
("Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 25), письмо от  23.08.2000
№ 4808/6/15-1216 ( v4808225-00 ) ("Налоги  и бухгалтерский  учет", 
2000, № 55). В упомянутых выше письмах налоговые  органы указывают 
на то,  что целевая финансовая  помощь  в  виде субсидий, дотаций, 
предоставляемая субъектам предпринимательской деятельности в связи 
с государственным регулированием цен, считается доходом от внереа-
лизационных операций и включается с целью налогообложения в состав 
его валовых  доходов. При этом указанный  доход отражается  строке 
4.1 приложения Г и в строке 4 декларации о прибыли предприятия.
    То есть, рассматривая бюджетные, дотации (субсидии, трансферты
и т. д.) в качестве доходов от  внереализационных  операций,  ГНАУ
безосновательно пытается "подвести" их под понятие  "безвозвратная
финансовая помощь" (получение которой и  отражается  в строк  4.1
приложения Г и строке 4 декларации о прибыли).  Безосновательно по
той причине, что определение понятия "безвозвратная финансовая по-
мощь", изложенное в п. 1.22 ст. 1 Закона Украины "О  налогообложе-
нии прибыли предприятий", прямо предусматривает невключение в  это
понятие абсолютно всех бюджетных дотаций и субсидий (в том числе и
полученных в рамках государственного регулирования цен). Аналогич-
ную позицию в этом  вопросе  занимает  и  Комитет  Верховной  Рады
Украины по вопросам финансов и банковской деятельности, что  нашло
свое отражение в письме от 23.12.99 № 06-10/900 ( v_900450-99 ).
    Однако на самом деле ситуация такова, что сколько  бы  доводов
не приводилось в пользу невключения  в  валовой  доход  полученных
сумм дотаций и субсидий, реально отстоять свою позицию  плательщик
сможет  только в суде,  а желающих  это  осуществить  на  практике
окажется  немного,  поэтому  на сегодняшний  день  в этом  вопросе
приходится все-таки пользоваться "рекомендациями" ГНАУ.
    Что касается  налогообложения  субсидий,  дотаций,  предостав-
ляемых  субъектам предпринимательской деятельности в  целях  иных,
чем государственное регулирование цен, в частности на финансирова-
ние непроизводственного (объектов  социально-культурного  назначе-
ния) и производственного строительства -  капитальных  трансфертов
государственным предприятиям, охрану окружающей  природной  среды,
то в этом случае ГНАУ согласна, что средства (трансферты), переда-
ваемые из бюджетов развития в указанных  целях,  не  включаются  в
валовой  доход  плательщиков  налога,  обосновывая  это  следующим
образом: "Указанные средства (трансферты)  не  отвечают  признакам
валового  дохода  плательщика налога,  установленным п. 4.1  ст. 4
Закона, и не подлежат налогообложению, поскольку их  получение  из
бюджета прямо не связано с каким-либо видом деятельности предприя-
тия и направлено на реализацию  программ  социально-экономического
развития государства...".
    В декларации о прибыли предприятия полученные субсидии и дота-
ции (в  иных чем  на  государственное  регулирование  целях)  ГНАУ
рекомендует  отражать  следующим  образом.  Вышеуказанные средства
(стоимость имущества) отражаются в  строке 8.13 приложения  Е и  в
строке 8 декларации о прибыли предприятия (в том отчетном (налого-
вом) квартале, в котором была осуществлена  такая  операция).  При
использовании плательщиком налога средств (имущества),  полученных
им из бюджета в виде капитальных трансфертов по целевому  назначе-
нию, следует осуществить корректировку валовых доходов путем отра-
жения израсходованных сумм в строке 10.9 приложения Ґ и  в  строке
10 декларации о прибыли предприятия (в  том  отчетном  (налоговом)
квартале, в котором была осуществлена такая  операция).  При  этом
следует иметь в виду,  что  проценты,  уплачиваемые  (начисляемые)
банковскими учреждениями, в которых  открыты  расчетные  (текущие)
счета плательщика налога - получателя капитальных трансфертов,  за
пользование временно  свободными  (неиспользованными)  средствами,
полученными таким  плательщиком  из  бюджета  в  виде  капитальных
трансфертов, включаются в его валовые  доходы  на  основании  п.п.
4.1.4 ст. 4 Закона о налоге на прибыль. Указанный доход отражается
в  строке 8.8. приложения Е и  в  строке 8  декларации  о  прибыли
предприятия.
    Кроме того, по мнению ГНАУ, поскольку расходы,  осуществленные
за счет капитальных трансфертов, фактически понесены государством,
а не плательщиком налога, то в целях налогообложения нет оснований
для  амортизации  плательщиком  налога  таких основных  фондов. На
самом деле в данном случае расходы на приобретение основных фондов
понесены именно плательщиком  налога,  ведь  государство  передало
эти денежные средства в собственность предприятия только  с  усло-
вием  потратить их на определенные цели (в противном случае денеж-
ные средства, полученные в виде капитальных трансфертов,  учитыва-
лись бы у предприятия за балансом, а основные фонды, приобретенные
за счет этих средств, считались бы собственностью  государства,  а
не предприятия). А поскольку полученные денежные средства являются
собственностью предприятия, можно говорить о том, что  предприятие
понесло расходы на приобретение основных фондов, а  следовательно,
согласно п.п. 8.1.2 ст. 8 Закона о налоге на прибыль, имеет  право
их амортизировать.
    Таким образом, плательщику необходимо  самостоятельно  принять
решение: или, руководствуясь нормами Закона о налоге  на  прибыль,
начислять амортизацию на приобретенные за счет капитальных  транс-
фертов основные фонды, либо прислушаться к мнению ГНАУ, изложенно-
му  в  письме  № 2648/6/15-1116 ( v2648225-00 ) и  амортизацию  не
начислять.  Тем же, кто  выберет второй путь, необходимо учитывать
следующее.  Нередко на практике встречается ситуация, когда  пред-
приятие  на строительство объекта использует не  только  средства,
полученные  в  виде  капитального  трансферта,  а  также  и  часть
собственных средств.  То есть  расходы  на  приобретение  основных
средств понесены из двух источников: собственных и  средств,  пре-
доставленных из бюджета.  При этом в налоговом  учете  предприятие
может сформировать балансовую стоимость основного средства  исходя
из  суммы,  равной  той  части  расходов,  которые  были  понесены
предприятием из собственных средств, и эту часть расходов  аморти-
зировать.
    В бухгалтерском учете средства, полученные предприятием в виде
бюджетных субсидий и  дотаций,  отражаются  по  кредиту  счета  48
"Целевое финансирование и целевые поступления".
    В бухгалтерском учете средства, полученные предприятием в виде
бюджетных субсидий и  дотаций,  отражаются  по  кредиту  счета  48
"Целевое финансирование и целевые поступления".
    Средства целевого финансирования и целевых  поступлений  пред-
приятия  в  соответствии  с  требованиями  национальных  положений
(стандартов) бухгалтерского учета признаются доходами  предприятия
и отражаются по дебету счета 48 и кредиту счета 71 "Прочий  опера-
ционный доход" или счета 74 "Прочие доходы" в зависимости от того,
на какие цели были использованы такие средства.
    При этом целевое финансирование не признается доходом  до  тех
пор,  пока не появится подтверждение того, что оно будет  получено
и предприятие выполнит условия относительно такого финансирования.
Полученное целевое финансирование признается доходом в течение тех
периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением
условий целевого финансирования.
    Целевое финансирование капитальных инвестиций признается дохо-
дом в  течение  периода  полезного  использования  соответствующих
объектов инвестирования пропорционально сумме начисленной  аморти-
зации этих объектов.
    Рассмотрим на примере порядок отражения в налоговом и  бухгал-
терском учете средств, полученных предприятием  в  связи  с  госу-
дарственным регулированием цен.
    Предприятие получает бюджетные дотации в рамках  государствен-
ного регулирования цен для компенсации расходов, связанных с подо-
рожанием сырья, необходимого для производства продукции.
    В регистрах бухгалтерского учета указанная операция отражается
следующим образом {1}:

|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| № |      Содержание операции         | Дебет | Кредит|  Сумма, |
|п/п|                                  | счета | счета |   грн.  |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 1 |Поступили денежные средства в виде|       |       |         |
|   |бюджетной дотации с целью госу-   |  311  |   48  |  12000  |
|   |дарственного регулирования цен    |       |       |         |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
|При получении денежных средств предприятие указанные средства   |
|включает в валовой доход и отражает в строке 4.1. приложения Г и|
|строке 4 декларации о прибыли.                                  |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 2 |Оприходовано сырье, закупленное   |       |       |         |
|   |для производства продукции, в том |       |       |         |
|   |числе за счет собственных средств |   20  |   63  |  20000  |
|   |и средств, выделенных в качестве  |       |       |         |
|   |бюджетных дотаций                 |       |       |         |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
|В налоговом учете предприятие отражает указанные суммы в составе|
|валовых расходов (строка 1 приложения Ж, строка 12 декларации о |
|прибыли предприятия)                                            |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 3 |Отражена сумма налогового кредита |       |       |         |
|   |по НДС                            |  641  |   63  |   4000  |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 4 |Отражена стоимость сырья, исполь- |       |       |         |
|   |зованного на производство продук- |   23  |   20  |  20000  |
|   |ции                               |       |       |         |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 5 |Списана фактическая производствен-|       |       |         |
|   |ная себестоимость завершенной     |   26  |   23  |Себестои-|
|   |производством продукции           |       |       |мость    |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 6 |Отражен доход от реализации гото- |       |       |Договор- |
|   |вой продукции                     |   36  |  701  |ная стои-|
|   |                                  |       |       |мость    |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 7 |Отражена сумма налоговых обяза-   |       |       |Сумма НДС|
|   |тельств по НДС                    |  701  |  641  |исходя из|
|   |                                  |       |       |договор- |
|   |                                  |       |       |ной стои-|
|   |                                  |       |       |мости    |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 8 |Списана себестоимость реализован- |       |       |Себестои-|
|   |ной готовой продукции             |  901  |   26  |мость го-|
|   |                                  |       |       |товой    |
|   |                                  |       |       |продукции|
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|
| 9 |Отражен доход от полученных дота- |       |       |         |
|   |ций (в сумме, равной стоимости    |   48  |  719  |  12000  |
|   |приобретенного сырья за счет      |       |       |         |
|   |средств целевого финансирования)  |       |       |         |
|---|----------------------------------|-------|-------|---------|

    Рассмотрим на условном примере отражение в учете поступлений в
виде бюджетных ассигнований на цели, не связанные с  государствен-
ным регулированием цен.
    Предприятием был получен капитальный трансферт на финансирова-
ние производственного строительства в сумме 560000 грн.
    На  полученные  средства  предприятие  осуществило  работы  по
строительству нового участка производства и ввело его в эксплуата-
цию.

|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| № |      Содержание операции         |Дебет|Кредит|   Сумма,   |
|п/п|                                  |счета|счета |    грн.    |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 1 |Поступили денежные средства в виде|     |      |            |
|   |капитального трансферта на финан- | 311 |  48  |   560000   |
|   |сирование производственного       |     |      |            |
|   |строительства                     |     |      |            |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
|При получении денежных средств  в  виде  капитального трансферта|
|предприятие отражает их в строке 8.13 приложения Е и  в строке 8|
|декларации о прибыли предприятия                                |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 2 |Приобретено оборудование для      |     |      |            |
|   |строительства нового участка      |     |      |            |
|   |производства,  отражена стоимость | 152 |  63  |   560000   |
|   |транспортных, посреднических и    |     |      |            |
|   |других  услуг,  связанных  с  его |     |      |            |
|   |приобретением                     |     |      |            |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
|Право на налоговый кредит по  НДС при приобретении оборудования,|
|оплате услуг сторонних организаций, связанных с их приобретением|
|на  бюджетные  средства, предприятие иметь не будет, поскольку  |
|расходы на приобретение основных  фондов за счет капитальных    |
|трансфертов амортизации не подлежат                             |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 3 |Оплачены расходы по приобретению  |     |      |            |
|   |оборудования, стоимость транспорт-|     |      |            |
|   |ных, посреднических и других      |  63 | 311  |   560000   |
|   |услуг, связанных с его приобрете- |     |      |            |
|   |нием                              |     |      |            |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
|В том отчетном (налоговом) квартале, в котором производилась    |
|оплата расходов по приобретенному оборудованию, в декларации о  |
|прибыли на сумму произведенных расходов необходимо откорректиро-|
|вать указанный ранее валовой доход путем отражения израсходован-|
|ных сумм в строке 10.9 приложения Ґ и в строке 10 декларации о  |
|прибыли                                                         |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 4 |Оборудование введено в эксплуата- |     |      |            |
|   |цию                               | 10  | 152  |   560000   |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 5 |Отражено начисление амортизации на| 83  | 131  |В сумме,    |
|   |введенное в эксплуатацию оборудо- | 23  |  83  |равной вели-|
|   |вание                             |     |      |чине аморти-|
|   |                                  |     |      |зационных   |
|   |                                  |     |      |отчислений, |
|   |                                  |     |      |рассчитанных|
|   |                                  |     |      |по одному из|
|   |                                  |     |      |методов,    |
|   |                                  |     |      |указанных в |
|   |                                  |     |      |П(С)БУ 7    |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|
| 6 |Отражен доход от получения капи-  |     |      |В сумме,    |
|   |тального трансферта               | 48  | 719  |равной вели-|
|   |                                  |     |      |чине аморти-|
|   |                                  |     |      |зационных   |
|   |                                  |     |      |отчислений  |
|---|----------------------------------|-----|------|------------|

    В заключение хотелось бы еще раз  подчеркнуть,  что  в  данной
публикации был рассмотрен порядок отражения в учете как  бюджетных
дотаций  и субсидий,  предоставляемых  в связи  с  государственным
регулированием цен, так и бюджетных дотаций и трансфертов, предос-
тавляемых с  целью  реализации  программ  социально-экономического
развития государства. При этом порядок их налогообложения различен
в зависимости от их целевого использования.

    {1} Проводки, связанные с определением финансового результата,
не приводятся.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 25/01, стр. 42
[26.03.2001]
Е.Савченко
экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------