Гарантии в строительстве и валовые затраты

Гарантийные работы:  особенности налогового и бухгалтерского учета

------------------------------------------------------------------

    То, что п/п. 5.4.3 Закона о Прибыли ( 334/94-ВР ) ограничивает
отнесение на валовые затраты расходов по гарантийному ремонту  то-
варов или  их  гарантийной  замене,-  общеизвестно.  Поэтому,  ес-
тественно, иногда возникают вопросы в связи с аналогичными  расхо-
дами на выполнение "нетоварных" гарантийных работ (услуг): главбу-
хи не могут поверить, что здесь государство обошлось без каких-ли-
бо ограничений.
    Кажется, однако, что перед нами тот редкий счастливый  случай,
когда никаких специальных запретов для  валовых  затрат  Закон  не
предусматривает.  Видимо, увлекшись сочинением препятствий для то-
варной "гарантийки", законодатель просто позабыл о  прочих  гаран-
тийных работах-услугах.
    А ведь в некоторых отраслях экономики такого рода операции яв-
ляются  нормальной хозяйственной  практикой. Скажем,  строительные
контракты почти всегда содержат соответствующие оговорки.  В  п/п.
4.17.2 Положения о подрядных контрактах в  строительстве  Украины,
утвержденного  Протоколом научно-технического совета Минстройархи-
тектуры от 15.12.93 г. № 9 (далее - Положение № 9), предусмотрено,
что

    "подрядчик обязан устранить по  письменному  требованию  и  за
    свой счет недоделки, возникающие в течение  срока  гарантии  и
    обусловленные выполнением работ с нарушением действующих  норм
    и правил, условий контракта".

    Раньше, в пору неограниченного действия Типового положения  по
планированию, учету и  калькулированию  себестоимости строительно-
монтажных работ, утвержденного  Постановлением  КМУ от 09.02.96 г.
№ 186 ( 186-96-п ) (далее - Положение № 186), гарантийные  расходы
исполнителя стройконтракта лимитировались  п/п. 19 п. 8 раздела II
этого документа.  Тогда к элементу "Прочие расходы"  себестоимости
субъекта малого предпринимательства относились

    "расходы на гарантийный ремонт сданных  заказчику  объектов  в
    течение гарантийного срока с даты подписания  акта  о  приемке
    объекта в эксплуатацию, но не более двух  процентов  стоимости
    выполненных соответствующих видов строительно-монтажных работ,
    на которые установлен гарантийный срок эксплуатации".

    Поскольку до 01.07.97 г. налогообложение  прибыли базировалось
на данных бухгалтерского учета, налоговики  зачастую  использовали
указанные ограничения как предел уменьшения налогооблагаемой  при-
были.
    После вступления в силу нынешней  редакции  Закона  о  Прибыли
двухпроцентный барьер для целей  налогообложения  прибыли  утратил
силу, а никакого нового налогового ограничения для гарантийных ра-
бот и услуг Закон не установил. Так что подобные работы-услуги, по
нашему мнению, должны  относиться  на  валовые  затраты  в  полном
объеме при соблюдении обычных общих требований, то есть при  усло-
вии, что они:
    - связаны с "подготовкой, организацией, ведением производства,
продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда" (п/п. 5.2.1 За-
кона о Прибыли);
    - подтверждены "соответствующими расчетными, платежными и дру-
гими документами, обязательность ведения и хранения  которых  пре-
дусмотрена правилами ведения налогового учета" (п/п. 5.3.9).
    Что касается первого условия, то для  непредвзятого  аналитика
связь гарантийных работ со строительными несомненна.  Ведь если  в
строительном контракте устанавливается гарантийный срок, то гаран-
тийные работы изначально связываются с предметом договора подряда.
    Правда, некоторые налоговики отказываются признать  валовозат-
ратность гарантийных работ, мотивируя это тем, что они, мол, прои-
зошли после "закрытия" договора, то есть после того, как были под-
писаны акты выполненных работ.
    Нам такая аргументация представляется абсурдной. В самом деле,
гарантийные обязательства на то и гарантийные,  что  возникают  по
окончании выполнения основных работ.  Для них в контракте  предус-
мотрены особые сроки, отличные от сроков выполнения самих  подряд-
ных работ.  Поэтому гарантийные обязательства продолжают  "висеть"
на подрядчике до истечения гарантийных сроков, указанных в догово-
ре подряда.
    То есть в этой части строительный контракт продолжает действо-
вать и после подписания актов выполненных работ. А это значит, что
гарантийные работы и после закрытия строительных работ вписываются
в понятие хоздеятельности.  Ведь выполнение стройработ еще не есть
исполнение всего контракта, где помимо собственно работ есть еще и
гарантии. (Особенно это очевидно, когда  гарантии, обусловленные в
договоре, серьезнее, чем  автоматически  вытекающие  из  законода-
тельства.)
    В конечном итоге  гарантийные работы - как часть договора, на-
верняка повлиявшая на размер оплаты, - направлены на получение до-
хода. Кроме того, не будь в договоре "гарантийного" пункта, заказ-
чик мог бы вообще отказаться от его подписания.
    Закон не ставит валовые затраты в  зависимость  от  каких-либо
договорных  сроков, связь же "гарантийки" с  выполнением  основных
строительных работ очевидна.
    Теперь о том, чем именно подтверждаются в данной ситуации рас-
ходы. Не секрет, что никаких особых документов, обязательность ве-
дения и хранения которых предусмотрена "правилами ведения  налого-
вого учета", не существует.  Обычно все сводится к оформлению тра-
диционной первичной документации, уместной для того или иного слу-
чая. В описываемой ситуации таковыми, видимо, будут обычные лимит-
но-заборные карты, акты-требования и материальные отчеты прорабов.
Кроме того, чтобы  подтвердить "гарантийное"  основание  для  осу-
ществления расходов, необходимо оформить так называемый  дефектный
акт {1}, где указать перечень недоделок, даты их выявления и сроки
устранения.
    Бухгалтерский учет расходов на проведение гарантийных работ  в
строительстве  со  второго  полугодия  2000 года  регламентируется
на общих  основаниях нормами  П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) {2}. Пункт 19
П(С)БУ 16 любые гарантийные расходы без каких-либо ограничений от-
носит в состав расходов на сбыт (д-т 93).
    И напоследок  о  планах  на  ближайшее  будущее. Бухгалтерская
общественность  -  накануне принятия П(С)БУ 18 "Строительные конт-
ракты".  Если этот Стандарт вступит в  силу  (как  предполагается,
с 01.07.2001 г.), то строительная  бухгалтерия  будет  иметь  свою
специфику. В том числе и  в плане определения  состава расходов по
контракту. Поскольку  разрабатываемый  П(С)БУ 18  ориентирован  на
своего международного прародителя - МСБУ 11 "Строительные контрак-
ты", то уже сейчас можно достаточно уверенно судить о грядущих пе-
ременах исходя из норм последнего.
    Согласно п. 17 МСБУ 11 в расходы, непосредственно  относящиеся
к конкретному контракту, входят среди прочего и

    "прогнозные расходы на исправления и гарантийные работы, в том
    числе  ожидаемые  расходы  на  исполнение  гарантийных  обяза-
    тельств".

    Путь к отнесению ожидаемых расходов в текущие  только  один  -
резервирование. Следовательно, в ближайшее  время вместо отнесения
фактических гарантийных расходов в д-т 93 строители будут  сначала
формировать по к-ту 473 резерв {3}, а затем по  мере необходимости
списывать за его счет  свои  фактические  потери  от  гарантийного
обслуживания.
    Так что готовьтесь - грядут перемены.

{1} Его составление  предусмотрено  п/п. 4.17.2 и 4.17.3 Положения
    № 9.
{2} В первом полугодии 2000 года действовала ограничительная  ого-
    ворка, не позволявшая распространять действие этого  Стандарта
    на строительные работы.  Поэтому для целей бухучета можно было
    в полном объеме использовать нормы Положения № 186.
{3} Видимо, в корреспонденции с дебетом специального "строительно-
    го" 29-го счета.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№11/01, стр. 78
[01.04.2001]
Иван Чалый
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------