Отнесение предпринимателем на затраты расходов на
                    приобретение основных фондов

------------------------------------------------------------------

    Учет доходов и расходов частным предпринимателем - тема,  зак-
рытия которой, видимо, нам придется ждать еще довольно долго. Так,
несмотря на свою актуальность, на протяжении  вот  уже  нескольких
лет без внимания остаются вопросы, связанные с  заполнением  книги
по форме № 10, отнесением на расходы стоимости  израсходованных  в
предпринимательской деятельности  товаров,  приобретенных  до  ре-
гистрации гражданина в качестве предпринимателя,  учетом  расходов
на приобретение основных фондов и др.
    Не прибавилось ясности в этих вопросах и с внесением изменений
(согласно приказу ГНАУ от 14.02.2001г. № 53) (далее - приказ № 53)
в Инструкцию о подоходном налоге с граждан,  утвержденную приказом
ГГНИУ  от 21.04.93 г.  № 12 ( z0064-93 ), с изменениями и дополне-
ниями (далее - Инструкция № 12).
    В данном случае нас будет интересовать учет частным предприни-
мателем расходов  на  приобретение,  самостоятельное  изготовление
(далее - приобретение) основных фондов (далее - ОФ).
    В отношении такого учета изложенное в новой редакции  приложе-
ние 7 "О составе валовых расходов производства (обращения),  кото-
рые исключаются из валового дохода  субъектов  предпринимательской
деятельности - физических лиц" к  Инструкции  №  12  говорит  сле-
дующее:

    "В соответствии со статьей 8  ("Амортизация")  можно  дополни-
    тельно уменьшить валовой доход исключительно на  суммы  расхо-
    дов, которые подлежат амортизации и не превышают размера амор-
    тизационных  отчислений,  начисленных  путем  применения  норм
    амортизации к  балансовой  стоимости  групп  основных  фондов,
    только в случае ведения  бухгалтерского учета балансовой стои-
    мости групп основных фондов соответственно с Порядком, который
    устанавливается Министерством финансов Украины".

    Действительно, уже с самого момента появления в Декрете КМУ "О
подоходном налоге с граждан"  от 26.12.93 г.  № 13-92 ( 13-92 ), с
изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 13-92), нормы, позво-
ляющей относить в состав затрат, непосредственно связанных с полу-
чением доходов, только расходы, включаемые в состав валовых расхо-
дов  производства (обращения) или подлежащие  амортизации согласно
Закону о прибыли ( 334/94-ВР ) (Закону  Украины  "О  налогообложе-
нии прибыли предприятий" в редакции Закона Украины  от 22.05.97 г.
№ 283/97-ВР, с  изменениями  и дополнениям), можно  было предполо-
жить, что расходы на  приобретение ОФ должны включаться  в затраты
не все сразу, а  постепенно, с использованием  норм амортизации из
статьи 8 Закона о прибыли.
    Однако в силу того,  что  использовать  нормы  амортизации  из
статьи 8 Закона о прибыли предпринимателя не обязывал ни один нор-
мативно-правой акт и их применение в  некоторых  случаях  не  было
экономически обоснованно, можно было утверждать, что  предпринима-
тель имел полное право расходы на приобретение ОФ относить на зат-
раты в любом удобном для него порядке.
    Начиная с  26.03.2001 г. (с этой  даты  вступил в  силу приказ
№ 53), такого  права у  предпринимателя  уже нет, и  использование
норм амортизации из статьи 8 Закона о прибыли для  целей  списания
на затраты расходов на приобретение ОФ является обязательным.
    Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. В при-
ложении 7 к Инструкции № 12 сказано, что списывать на затраты рас-
ходы на приобретение  ОФ  разрешается  лишь  в  том  случае,  если
предпринимателем ведется бухгалтерский учет "балансовой  стоимости
групп основных фондов соответственно с Порядком, который  устанав-
ливается Министерством финансов Украины".
    Это требование, на наш  взгляд,  является  безосновательным  и
противоречит нормам действующего законодательства.  А значит,  вы-
полняться не должно.  Предпринимателю лишь следует вести учет  (не
бухгалтерский), данные которого позволяли бы судить о правильности
исчисления амортизации и балансовой (остаточной)  стоимости  групп
ОФ.
    Обоснуем свою позицию.
    Инструкция № 12 является ничем иным, как  документом,  разъяс-
няющим нормы Декрета № 13-92, который не выдвигает  требований  по
ведению частным предпринимателем бухгалтерского  учета  балансовой
стоимости основных фондов.  Следовательно, не  должны  содержаться
подобные требования и в Инструкции № 12.
    Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в
Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV, с изменениями  и  дополнениями,
вести бухгалтерский учет обязывает только юридических  лиц.  Соот-
ветственно, все нормативно-правовые акты, определяющие основы фор-
мирования в бухгалтерском учете информации о тех или иных  показа-
телях, не учитывают специфики работы частного  предпринимателя,  и
применяться им не могут.
    Еще одна веская причина - значительные различия между  налого-
вым и бухгалтерским учетами ОФ. В частности, в бухгалтерском учете
существует несколько методов начисления амортизации, нормы аморти-
зации по которым не имеют ничего общего с нормами  амортизации  из
статьи 8 Закона о прибыли.
    Помимо этого, в приложении 7 к Инструкции № 12 прямо говорится
о том, что бухгалтерский учет ОФ  нужно  вести  "соответственно  с
Порядком, который устанавливается Министерством финансов Украины".
Такого порядка на сегодняшний день нет.  Скорее всего, не появится
он и в будущем.  Вероятно, составители Приказа № 53 имели  в  виду
Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 ( z0288-00 ) "Основные
средства". Но данный документ не является Порядком, что очевидно.
    Таким образом, частный предприниматель не должен вести бухгал-
терский учет ОФ.  А учет, о котором мы говорили ранее (позволяющий
судить о правильности исчисления амортизации и остаточной стоимос-
ти ОФ), базироваться  должен  исключительно  на  нормах  статьи  8
"Амортизация" Закона о прибыли.
    Чем же является амортизация для частного предпринимателя?  Это
постепенное, систематическое (ежеквартальное) списание, или, иначе
говоря, отнесение на затраты, участвующие в расчете чистого  дохо-
да, расходов на приобретение, самостоятельное изготовление  и  ре-
монт основных фондов и нематериальных активов.
    То есть амортизируются не сами ОФ  или  нематериальные  активы
как таковые, а расходы на их приобретение,  самостоятельное  изго-
товление и ремонт.  Причем амортизируются только те расходы, кото-
рые фактически понесены и могут быть  подтверждены  документально.
    Если материальные  ценности (ОФ или нематериальные активы) по-
лучены безвозмездно (например, подарены предпринимателю, перешли к
нему по наследству) либо  предприниматель был  обязан, но  не осу-
ществил за них оплату поставщику, амортизировать такие  материаль-
ные ценности нет оснований.
    В качестве документального подтверждения могут быть  использо-
ваны:
    - товарные накладные;
    - платежные поручения с отметкой банка об оплате или  кассовые
ордера;
    - кассовые и товарные чеки;
    - акты закупки у физических лиц с указанием  идентификационных
номеров или паспортных данных продавца;
    - грузовые таможенные декларации;
    - другие документы, прямо  подтверждающие  факт  осуществления
затрат.
    В отличие от юридических лиц, граждане  -  предприниматели  не
используют в учете доходов и расходов так называемое правило "пер-
вого события", и во внимание должны  принимать  только  фактически
понесенные расходы и фактически полученные доходы.
    Таким образом, начинать амортизировать ОФ и нематериальные ак-
тивы необходимо с квартала, следующего за тем, в котором фактичес-
ки были осуществлены расходы на их приобретение.  При этом аморти-
зируется фактически израсходованная сумма.
    Так как предприниматель еще и обязан соблюдать  принцип  соот-
ветствия доходов и расходов (при исчислении чистого дохода выручку
уменьшать только на те затраты, которые связаны с ее  получением),
амортизационные отчисления списываются на затраты при условии, что
приобретенные ОФ и нематериальные активы действительно используют-
ся в предпринимательской деятельности, и полученный в отчетном пе-
риоде доход связан с их использованием.
    Для наглядности приведем условный пример.
    Предприниматель в I квартале заплатил  поставщику  за  швейную
машину 1000 грн., которая в этом же квартале начала использоваться
в предпринимательской деятельности (пошив трикотажных изделий). По
договору с поставщиком в III квартале этого же  года  предпринима-
тель должен доплатить ему за швейную машину еще 1000 грн.  Выручка
от изготовленных с помощью этой  машины  изделий  стала  поступать
предпринимателю уже во II квартале.
    При таких условиях предприниматель имеет право при определении
чистого дохода за II квартал уменьшить полученную выручку,  в  том
числе на  сумму  амортизации, которая  составит  37,5 грн. (1000 х
ставку амортизации для 3 группы ОФ (3,75%). При определении чисто-
го дохода за III квартал выручку можно будет  уменьшить  на  сумму
амортизации,  равную  36,1 грн. ((1000 - 37,5) х 0,0375).  За IV -
равную 72,2 грн. ((962,5 - 36,1 + 1000) х 0,0375).
    Здесь возникает вопрос: в каком порядке амортизировать ОФ, ес-
ли доход в каком-либо из кварталов не получен?
    На наш взгляд, амортизацию следует начислять за  каждый  квар-
тал, независимо от того, получен доход или нет.  При этом  если  в
каком-либо из кварталов дохода нет, сумма амортизационных отчисле-
ний за этот квартал теряется и не переносится на следующие кварта-
лы.
    Данный подход экономически не обоснован, однако, чтобы устано-
вить соответствие между размером амортизационных отчислений и  до-
ходом от реализованной  продукции  (определить  долю  амортизацию,
приходящуюся на единицу реализованной продукции) необходимо  нала-
дить очень сложный учет, что в большинстве  случаев  невозможно  в
силу объективных причин.
    То есть за кварталы, в которых  не  реализовывалась  продукция
либо по другим обстоятельствам  не был получен  доход, амортизация
начисляется  в  обычном  порядке, с ее  списанием  в убытки (такие
убытки на другие кварталы не переносятся).
    Коэффициент 0.8 при исчислении амортизации не применяется.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№35/01, стр. 41
[19.04.2001]
С. Томашпольский
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------